Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Собираем родственников»
Оценка 4.9

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Собираем родственников»

Оценка 4.9
docx
12.05.2020
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Собираем родственников»
Русский язык. Собираем родственников..docx

Урок русского языка, 2 класс 

М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. Программа «Гармония»

 

 

Тема. Собираем родственников

 

Цель. Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «корень слова»

 

Задачи:

-     сформировать понятие «родственные слова»,

-     ввести понятие «корень слова»;

-     провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями;

-     «открыть» способ действия по нахождению в слове корня;

-     учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове;

-     повышать культуру речи и грамотность,

-     развивать орфографическую зоркость;

-     продолжать учить пользоваться орфографический словарем;

-     развивать мыслительные операции (анализировать, делать выводы).

-     создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

 

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

 

Форма урока:  мультимедийная презентация

 

Оборудование: 

-     учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2класс;

-     тетрадь-задачник №2 к учебнику;

-     мультимедийный проектор, экран;

-     компьютер;

-     презентация.

 

 

Ход урока

I.          Организационный момент

1.    Психологическая установка на урок (чтение стихотворения учителем)

Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться. (Слайд№1)

- А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это солнышко. Удачного вам дня.

2.    Сообщение темы и целей урока

Тема нашего урока «Собираем родственников». (Слайд №2). Сегодня мы познакомимся с понятиями «родственные слова», «корень слова»,  научимся находить в тексте родственные слова и выделять в них корень. (Слайд №3)

Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка. Для этого мы отправимся в гости к Весёлому Грамотею. Больше всего он любит читать книжки: не сказки, не приключения, не детективы, а … словари. За это его и прозвали Грамотеем. (Слайд№4)

Веселый Грамотей приготовил для нас интересные задания, и если мы выполним их, то сможем собрать пословицу. (Слайд№5 )

Открыли тетради, записали число, классная работа.

 

3.    Словарная работа

Задание №1.

- Прочитайте слова. Что здесь необычного? (Запись слов с «окошками»).

-  Как написать слова без ошибок?

  (Посмотреть слова в орфографическом словаре)

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, обязательно смотрите в орфографический словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Проверка. (Читают слова, называя пропущенную букву). (Слайд№6).

- Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, это слова – предметы, которые отвечают на вопрос КТО?)

Вывод: с заданием вы справились, и Веселый Грамотей разрешил открыть слово №2 (когда). А таких слов в пословице два, значит, открываем  и второе слово. (Слайд№7).

 

II.          Новый материал

 

1.    Проблемная ситуация для изучения нового материала

- У каждого человека есть родственники. Назовите своих родственников. (Мама, папа, бабушка, дедушка и. т.д.) (Слайд№8).

- Правильно. А вот и  о некоторых словах говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей)

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».

- А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)

Сегодня на уроке мы и поговорим о корне как части слова и родственных словах.

2.    Наблюдение над родственными словами, значением корня.

Много-много лет тому назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

- Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (Слайд №9)

- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.

- Прочитайте внимательно слова. Назовите общую часть, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

-Что же такое родственные слова?

- Ребята, наш друг Антон просит помощи. Он считает, что  слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы?

Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными, с правилом.

3.    Работа с учебником

Откройте учебник на странице 7, упражнение 282. Прочитайте важные сведения.

Опрос.

 - Какие слова называются родственные? (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)

 - Что есть у  родственных слов? (У родственных слов есть общая часть и общее значение) (Слайд №10)

- Так «сахар», «конфета», «компот» - родственные слова?

- Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания.

- Правильно, у них нет одинаковой (общей) части.

- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте найдем им родственников.

Сахар – сахарница, сахарный, засахарилось (варенье)

Варенье – варить, заварить, отварить

Компот – компотик. (Слайд №11)

- Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении родственных слов и помочь Антону, давайте выработаем памятку.

Как правильно узнать родственные слова. (Слайд №12)

1.    Проверь, есть ли в словах общая часть?

2.    Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?

Вывод: справились с заданием и можете открыть слово №4 (страшно). (Слайд №13)

 

4.    Работа в парах. 

(Задание №3.На партах лежат конверты под №1

А сейчас поиграем, игра называется «Третий лишний». Её подготовил для вас Весёлый Грамотей.  Возьмите конверт, откройте его, прочитайте слова, в каждой строчке зачеркните лишнее слово. Работаем вместе, дружно, обсуждаем каждый вариант ответа.

 

Желток, железо, жёлтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, час, часть

Печурка, печать, печка

Циркуль, циркач, цирк (Слайд №14)

Проверка.

 

Вывод: с заданием вы справились, и открываем слово №6 (знать). (Слайд №15)

 

III.          Физминутка

 

1 часть. Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ногами.

Лес, лесник
Река,  плот
Стена,  гвоздь
Кот,  котик
Сад,  садовый
Дом,  домашний
Дом,  дым
Поле,  полюшко
Обед,  стол

2 часть. Зарядка для глаз. (Слайд №16)

 

 

5.    Самостоятельная работа

Задание №4 (закрепление признаков родственных слов)

1.    Упражнение 283, собери вместе семью родственных слов, найдите чужака.

Рыба, ловить, рыбачить, рыбка, окунь, рыбный (Слайд №17)

Как ты их узнал? (Все слова можно объяснить с помощью слова «рыба». У всех слов есть общая часть РЫБ)

- Может быть, кто-то запомнил, как называется общая часть слова? (корень)

- Откройте упражнение 284 и проверьте, правильно ли мы сказали.

   (чтение правила)

Опрос.

-     Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корнем)

-     Что хранит в себе корень? (Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение)

-     Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)

-     Отметь корень в записанных тобой словах.

Вывод: вы успешно справились и с заданием №4, открываем слово №7. (не хочется)

(Слайд №18)

2.    Ребята, Антон тоже хочет научиться искать корень в словах? Подскажите Антону как действовать?

Правило:

Чтобы найти в слове корень, нужно:

-     Подобрать … (родственные слова)

-     Выделить … (общую часть) (Слайд №19)

 

3.    Задание №5. Упражнение 285. Задание.

1 вариант. Запиши слово «солонка»

2 вариант. Запиши слово «сахарница»

Выбери для каждого слова родственные и допиши их.

Проверка.

1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный

2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный

Докажите правильность выбора.  (Слайд №20)

 Вывод: вы успешно справились и с заданием №5, открываем слово №1. (не хочется)

(Слайд №21)

 

4.    Задание № 6. Откройте конверт №2. В конверте текст. Прочитайте его, найдите   родственные слова и подчеркните их.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Проверка. (Слайд №22)

 

– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

– Почему гости не сразу приметили чужака?

– Помогите найти чужаку своих родственников. Назовите слова, которые примут его в свою семью.

(водить, заводить, приводить, сводить, водит)

Вывод: вы успешно справились и с заданием №6, открываем слово №3. (не хочется)

(Слайд №23)

 

Пословица.  Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Объясните значение пословицы.

IV.          Итог урока

 

-     Назовите тему урока.

-     Что нового узнали?

-     Являются ли родственными слова «гористая» и «горевать»? Почему?

-     Почему корень слова называют главной частью? (Слайд №24)

 

Вы славно потрудились, спасибо за урок. Веселый Грамотей остался очень доволен вашей работой и дарит вам подарки.

 

 

 

Литература:

-     В.Волина «Учимся играя»;

-     А. Менакер «Грамматика в стихах»;

-     Г.Александрова «Занимательный русский язык»

Пословица.  Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.


Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка, 2 класс

Урок русского языка, 2 класс

Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка

Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка

Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными, с правилом

Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными, с правилом

Дом, домашний Дом, дым

Дом, домашний Дом, дым

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020