Урок самопознания "Как научиться владеть собой"
Оценка 4.8

Урок самопознания "Как научиться владеть собой"

Оценка 4.8
docx
13.12.2021
Урок самопознания "Как научиться владеть собой"
как научится владеть собой1.docx

 

 

Классный час

 

Тема: «Как научиться владеть собой?». 

Дата проведения: 28.09.2021 г.

Участники: 9 «Д» класс.

Форма проведения: урок самопознания.

Цель: создать условия для умения владеть собой, воспитывать интерес к самому себе, способствовать развитию желания работать над собой, умения слышать и понимать.

Задачи:

Образовательные: познакомить с различными способами владеть собой.  

Воспитывающие: помочь научиться владеть собой в различных ситуациях.

Развивающие: формировать культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания, развивать навыки анализа собственного поведения, разрешения внутри личностных противоречий.

Использование элементов современных образовательных технологий:

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе

Методы

Этапы мероприятия

Элементы технологии личностно – ориентированного обучения

Метод ценностной ориентировки

Вступление

Элементы технологии встречных усилий

Метод проблемного задания Работа в группах.

 

Основная часть.

Участие в беседе.

Выполнение теста

Элементы технологии развития критического мышления

Метод рефлексии

 

Заключение

Методическое оснащение: презентация, раздаточный материал, компьютер.

 

Ход занятия

1.            Вступление

Слайд № 1  

- Добрый день! У нас сегодня важная и интересная тема классного часа. Обратите внимание на экран. Данное выражение поможет нам опередить тему классного часа. Как вы его понимаете? И так ли это на самом деле?

Слайд № 2 (выражение: «Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром» Франсуа Вольтер)

(Ответы воспитанников)

Слайд № 3

II. Основная часть

1. Определение темы

- Многие люди умели и умеют владеть собой, своим поведением, своими поступками и своими эмоциями. Однако параллельно существуют люди, которым это либо вообще не удается, либо не всегда удается. Как вы считаете должен ли человек владеть собой, легко ли владеть собой, и можно ли научиться владеть собой?

 (Ответы воспитанников)

- Умение владеть собой и сохранять ясный и свободный от сиюминутных вспышек ум — это ценится в любой ситуации и в любом месте: и на работе, и в семье. Сегодня я предлагаю  поразмышлять на тему: как научиться владеть собой?

Слайд № 4

2. Работа в группах

 (Класс делится на две группы. Каждой группе достаётся лист бумаги с надписью «Владеет собой» «Не владеет собой»)

- Вам необходимо создать словесный портрет человека, который может владеть собой и который не может владеть собой. Через пять минут мы послушаем ваши ответы.

(Работа в группах)

Слайд № 4

- Познакомимся сначала с человеком, которому удается владеть собой:

Слайд № 5

- Теперь познакомимся с портретом человека, которому не удается владеть собой:

Слайд № 6

- Если вы умеете владеть собой, это означает, что вы обладаете способностью контролировать себя в любой ситуации. Вы четко осознаете свои цели, обладаете самодисциплиной и максимально сконцентрированы. Это также означает управление своими эмоциями, мыслями, импульсами и действиями, которые направляете в правильное русло.

А какие способы владеть собой вам уже известны? Что помогает вам владеть собой? 

(Ответы воспитанников)

Слайд № 7

- Давайте познакомимся с такими понятиями как самоубеждение и самовнушение, правилами использования этих методов. Как вы считаете, что такое самоубеждение?

(Ответы воспитанников)

Слайд № 8

- Самоубеждение – это спор с самим собой, анализ возможных средств достижения поставленной цели, способность вести себя не так как хочется, а так как нужно. Мысль воспринимается в результате борьбы противоположностей.

Как вы считаете, что такое самовнушение?

 (Ответы воспитанников)

Слайд № 9

- Самовнушение – это способность принимать решение без сопротивления и анализа. Любая мысль принимается на веру.

- Сейчас мы вместе определим правила использования данных методов. Перед вами разложены карточки. Ваша задача выбрать карточку, прочитать правило и определить к какому методу это правило относится:

Самоубеждение – это спор с самим собой, анализ возможных средств достижения поставленной цели, способность вести себя не так как хочется, а так как нужно. Мысль воспринимается в результате борьбы противоположностей.

 

Самовнушение – это способность принимать решение без сопротивления и анализа. Любая мысль принимается на веру.

 

Правила:

1.     Любое задуманное дело согласовывать с целью жизни.

1.     Я хочу этого достичь, став другим.

2.     В ситуации морального выбора выбирать линию поведения.

2.     Я буду таким.

3.     Выбирая линию поведения, прислушиваться к мнению взрослых и значимых людей.

3.     Я уже меняюсь. Во мне появляется то, чего я хотел достичь.

4.     Тщательно анализировать свое мнение и мнению других людей.

4.     Я такой, каким хотел стать. 

5.     Критически относится к собственному выбору линии поведения: будет ли  это полезно мне и другим, каковы могут быть последствия принятого решения для меня и других.

 

 

- Как вы считаете, а как цель может помочь человеку научиться владеть собой?

(ответы воспитанников).

- Знаете ли вы примеры из жизни, литературных персонажей или исторических личностей, которым цель помогла научиться владеть собой.

(ответы воспитанников).

Слайд № 10

- Ярким примером является жизненный путь Александра Васильевича Суворова, прославившего русское воинство, русскую силу, доброе имя своего отца. Вы помните, что будущий великий полководец рос неудачником – мал, тощ телом, слаб и некрасив. Мечтать о военной карьере было трудно. В ребячьих играх он терпел поражение. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу… был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен.

Слайд № 11

- Интересной была судьба у Герцога Георга VI Йоркского. Когда в 1936 году его брат отказался от престола, ему как второму сыну в семье и не мечтавшему о королевском троне, пришлось стать королем. У него был  очень серьезный недуг – он сильно заикался, что мешало ему. Однако у Георга не было выбора: он должен стать публичным человеком и общаться. И только благодаря серьезной и кропотливой работе над собой, он смог преодолеть этот серьезный недуг, справиться со страхом публичного выступления.

И таких примеров можно привести много. Вот, что значит правильно поставленная цель.

Слайд № 12

 - Если вы хотите сделать из себя человека с большой буквы – знающего и умеющего, честного доброго и самостоятельного, способного добиваться своих целей, надо настойчиво и терпеливо работать над собой.

Что значит работать над собой?

 (ответы воспитанников).

Как начать работать над собой?

(ответы воспитанников)

Слайд № 13

- Человек работает над собой для того, чтобы:

- не растеряться в этой жизни, найти свое место и самореализоваться;

- открывать свои способности, на деле испытывать свои возможности, стать интересным и неповторимым человеком;

- преодолеть свои недостатки, мешающие достичь значимые для человека цели;

- достичь личного счастья, быть необходимым другому человеку, создавать и обогащать любовь.

Работа над памяткой

Слайд № 14

- Учимся владеть собой

Цели - развитие умения владеть собой начинается с постановки целей.

Воля – сознательные действия или поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей и достижения цели. Волевому человеку проще управлять своей жизнью и он добивается больших результатов.

Отношение и эмоции - отношение к негативным ситуациям и управление эмоциями являются крайне важными навыками для умения владеть собой.

Слайд № 15

- Волевые качества:  

Решительность – это не только быстрое и обдуманное принятие решений, это принятие верного решения в затруднительных ситуациях.

Самостоятельность – выполнение посильных действий без помощи постоянного контроля или напоминаний со стороны.

Дисциплинированность – сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка, добровольное выполнение правил

Настойчивость – стремление доводить начатое дело до конца, умение проявить упорство

Выдержка – проявление терпения в деятельности, умение владеть собой в конфликтных ситуациях, умение контролировать свои эмоции

Смелость – преодоление чувство страха

Инициативность – активная поддержка коллектива в намеченных планах

Целеустремленность – умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них.

Концентрация -  концентрируйтесь на своих задачах, постепенно увеличивая время.  

 Сейчас мы попробуем активизировать наши внутренние ресурсы, но прежде мы попробуем сделать самое простое упражнение, которое поможет успокоится в напряженной ситуации и сконцентрироваться.

«Дыхательные упражнения»

Благодаря дыхательному упражнению можно изменить свое внутреннее состояние. И это упражнение может выполнить каждый.

Суть этого упражнения заключается в простом подсчете вдохов и выдохов. Сядьте удобно, выпрямите спину, закройте глаза и делаем медленный вдох на четыре счета и выдох на четыре счета. Давайте попробуем. 

Выполнение упражнения

Техника «Каракули»

Сейчас, когда ваше дыхание ровное и вы спокойны, давайте попробуем давайте попробуем избавиться от тревоги, от того, что вас беспокоит с помощью обыкновенного листа бумаги и ручки. Закройте глаза, представьте вашу тревогу или какую-либо ситуацию, которая вам не нравится или которая вас огорчила. Нарисуйте её, такой какой вы её видите, а теперь порвите её или просто сомните, а теперь выбрасывайте её.

Выполнение упражнения.

Теперь самое время активизировать ваши внутренние ресурсы.

Нарисуйте круг. Пусть он символизирует волевого человека.  

Отметьте на нем волевые качества:

Решительность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, выдержка, смелость, инициативность, целеустремленность, концентрация.  

Посмотрите на свой круг волевого человека, подумайте, какие качества развиты в достаточной степени, а над какими качествами необходимо поработать.  И что вы можете для этого сделать?

Тест «Можете ли вы владеть собой и достигать своих целей?»

Слайд №№ 16-22

1. Если вы боитесь чего-то, стараетесь ли вы преодолеть свой страх?

а) Далеко не всегда.

б) Стараюсь, но не всегда удаётся сделать это.
в) Непременно!

2. Во время спора легко ли вы меняете своё мнение?

а) В принципе да.
б) Такое случается, если аргументы другого человека более весомы.
в) Нет.

 

3. Представьте, что вам предложили пройти курсы повышения квалификации. Ваша реакция?

а) Огорчусь, понимая, что у меня теперь станет значительно меньше свободного времени.

б) Отнесусь к этому спокойно, как к чему-то неизбежному.

в) Буду рад (а), видя в этом отличную возможность узнать для себя что-то новое.

 

4. Любите ли вы мечтать?

а) Помечтать приятно.

б) Не очень.

в) Иногда это полезно.

 

5. У вас наступила чёрная полоса. Вы...

аБуду следовать принципу «Всё, что ни делается, к лучшему» и спокойно постараюсь пережить этот период.

бНаверное, растеряюсь, большие неприятности порой выбивают меня из колеи.

вПопытаюсь изменить ход событий, приняв нестандартные решения.

6. Вы всегда готовы брать на себя ответственность?

а) Нет

б) Скорее да, чем нет.
в) Да, разумеется

7. Готовы ли вы отказаться от отпуска, если это будет необходимо для карьерного роста?

а) По собственной инициативе — нет.

б) Не исключаю такой возможности.
в) Да.

8. Живёте ли вы по правилу: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»

а) Нет.

б) Не всегда.
в) Да, стараюсь его придерживаться.

9. Если окружение скептически отнеслось к вашим идеям, может ли это заставить вас отказаться от ваших планов?

а) Да, может.

б) Это лишь повод ещё раз всё хорошо обдумать и взвесить.
в) Навряд ли мои планы изменятся.

10. Выберите изречение, которое вам наиболее близко:

а) «Если вы не ставите перед собой цель, вы никогда не разочаруетесь, не достигнув её».

б) «Кто попадает далее цели, тот также промахивается, как и тот, кто не попал в цель».

в) «Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, всё же проворнее того, кто блуждает без цели».
а – 1 балл; б – 2 балла; в – 3 балла

 

10–16 баллов. Вполне допускаем, что вашим девизом могла бы стать фраза: «Главная цель человека — не ставить цели, а получать удовольствие от жизни». В чём-то вы, безусловно, правы, но позвольте вам напомнить слова мудреца: «Для парусника, не имеющего цели, ни один ветер не станет попутным».

17–23 балла. Вы, вероятно, берётесь за решение только тех задач, которые, считаете, вам по плечу, но не забывайте, что человек вырастает по мере того, как растут его цели. Старайтесь ставить перед собой задачи, на первый взгляд кажущиеся выше ваших возможностей, и вы сможете достичь большего!

24–30 баллов. Вы — человек, способный ставить перед собой высокие цели и добиваться намеченного. Главное — не увлекайтесь, так как никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала любые средства для её достижения.

 

III. Заключение

Рефлексия

Что на уроке было интересным?

Что вам может пригодиться?

Что нового вы сегодня узнали?

Легко ли владеть собой и можно ли этому научиться?

Слайд № 22

Завершая наше мероприятие, предлагаю вам раскрыть смысл фразы: «Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром». (Ответы воспитанников)

Я благодарю вас за  вашу активность и интерес, проявленный к сегодняшней теме.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Классный час Тема : «Как научиться владеть собой?»

Классный час Тема : «Как научиться владеть собой?»

Как вы считаете должен ли человек владеть собой, легко ли владеть собой, и можно ли научиться владеть собой? (Ответы воспитанников) -

Как вы считаете должен ли человек владеть собой, легко ли владеть собой, и можно ли научиться владеть собой? (Ответы воспитанников) -

Сейчас мы вместе определим правила использования данных методов

Сейчас мы вместе определим правила использования данных методов

И только благодаря серьезной и кропотливой работе над собой, он смог преодолеть этот серьезный недуг, справиться со страхом публичного выступления

И только благодаря серьезной и кропотливой работе над собой, он смог преодолеть этот серьезный недуг, справиться со страхом публичного выступления

Целеустремленность – умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них

Целеустремленность – умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них

Отнесусь к этому спокойно, как к чему-то неизбежному

Отнесусь к этому спокойно, как к чему-то неизбежному

Вполне допускаем, что вашим девизом могла бы стать фраза: «Главная цель человека — не ставить цели, а получать удовольствие от жизни»

Вполне допускаем, что вашим девизом могла бы стать фраза: «Главная цель человека — не ставить цели, а получать удовольствие от жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021