Цель урока:
ü научить составлять описание предмета с учетом меняющейся формы и цвета;
ü развитие ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной сферы, письменной и устной речи; умения видеть и чувствовать прекрасное;
ü воспитание интереса к предмету, доброго отношения к людям; интереса к различным видам искусства.
Ход урока
Урок начинаем с чтения учащимися стихотворения В. Г. Абрамова.
Задание. Прочитайте стихотворение выразительно, произведите его интонационный разбор.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию — оранжевой,
Желтым — одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем, какого цвета
Огромная планета!
1.Определяем цели и задачи урока:
— Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
— Почему вы так решили? (Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира.)
2.Беседа с классом:
— Почему же именно художника просит,автор рассказать о цветной планете? (Именно художник чувствует все краски жизни, находит самые обыденные сюжеты и пытается нам раскрыть их красоту.)
— Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни? (Художники создают свои произведения, они-то и позволяют нам узнать обо всей цветной планете.)
— Сегодня за работу на уроке вы будете получать жетоны разного цвета. Определите, какого цвета могут быть такие оценки, как «5», «4», «З», «2»?
Оказывается, каждая оценка создает свое цветовое настроение, значит, цветом можно выразить и настроение человека.
Возьмите и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашему сегодняшнему настроению.
— А можно ли определить и изобразить настроение цвета?
Изобразите мимикой и жестами следующие цвета:
желтый, черный, розовый, красный...
— А с какой геометрической фигурой ассоциируется каждый из этих цветов?
— А теперь займемся устным рисованием.
— Какого цвета день, ночь, утро?
— Вьюга?
— Ветер?
— Художник А. А. Рылов назвал свою картину «Зеленый шум». Как вы думаете, что изображено на этой картине?
(На картине изображено яркое лето. На переднем плане — деревья, их яркую, сочную листву треплет летний теплый ветер. Она шумит так, что заглушает все остальные звуки.)
(Учащиеся рассматривают картину.)
— Цветом можно изобразить все, даже музыку. Давайте рассмотрим нарисованные акварелью рисунки.
— Какая музыка слышится вам, когда вы смотрите на эти цветные линии?
Рисунок 1 — слышатся звуки марша, так как красный цвет в сочетании с желтым придает музыке бодрость и задор.
Рисунок 2 — звучит вальс. Цвета: бирюзовый, нежно-голубой, бледно-зеленый и розовый
— ассоциируются с плавными и нежными звуками мелодии вальса.
Рисунок 3 — мы слышим звуки тяжелого рока, так как здесь преобладают темные, тяжелые цвета: темно-малиновый, фиолетовый, черный.
(Содержание музыкальной зарисовки будет зависеть не только от цвета, но и от формы этих линий.)
— Итак, зачем же нам даны цвета, какую роль они играют в нашей жизни, как влияют на наше настроение, как они влияют на людей и их отношения?
— В каком случае мы говорим «черные мысли»,"голубые мечты", «серая личность»? Какие еще выражения вы знаете, где цвет характеризует то или иное явление?
— Какого цвета может быть зло? Почему вы так думаете?
— А какого цвета добро?
Лексическая работа.
— Я думаю, что, наверное, очень добрый человек изобрел вещицу, которая может только радовать и детей, и взрослых.
Задание. Угадайте слово по его значению:
Оптический прибор — игрушка в виде трубки; состоит внутри из трех продольных, сложенных под углом зеркал; при поворачивании трубки разноцветные стеклышки или камешки, находящиеся между зеркалами, образуют в них путем отражения красивые симметричные узоры, быстро меняющиеся по мере поворачивания трубки.
Калейдоскоп — восходит к греческим словам, означающим «красивый» + «вид» + «смотрю».
Учащиеся рассматривают узоры в калейдоскопе.
Задание. Расскажите своему соседу по парте, что вы видите, какой цвет преобладает в вашем узоре, нравится ли вам увиденный узор, какое настроение он создает и почему. Как при изменении формы узора меняется его цвет? В описании вам помогут выписанные слова:
посредине
внутри
вокруг
по краям
ближе к центру
дальше расположены
образуют
сливаются
находятся
разбросаны
размещаются
разбегаются
Затем некоторое время отводится неречевой творческой деятельности:
— Составьте свой узор при помощи цветных геометрических фигур.
Завершает урок письменная творческая работа: учащиеся должны описать увиденный узор.
Домашнее задание:
— Если цвет может характеризовать, то составьте такой рассказ, где вместо обычных прилагательных были бы только прилагательные, обозначающие цвет.
Результативность
В результате урока учащиеся
ü научились составлять описание предмета с учетом меняющейся формы и цвета;
ü сделали шаг к развитию ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной сферы, письменной и устной речи; умению видеть и чувствовать прекрасное;
ü Результаты написания сочинения:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.