Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Номинация: Методические разработки
Наименование: Урок технологии «Народный женский костюм. Конструктивные линии. Мерки»
Составитель: Дербенёва
Татьяна Ивановна,
учитель технологии и ИЗО
МБОУ СОШ №5 г. Балтийска
г. Балтийск
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный материал содержит разработку урока по технологии («Культура дома») для обучающихся 5-го класса. Данный урок в соответствии с ФГОС входит в раздел "«Создание изделий из текстильных материалов»" по программе 5-го класса.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода.
Уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: химией (свойства конструкционных материалов), физикой (опять же свойства материалов, принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек пересечения с математикой, биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранным языками. Один предмет всегда дополняет другой.
Наименование: Урок технологии «Народный женский костюм. Конструктивные линии. Мерки»
Цель: научить снимать основные мерки для построения чертежа фартука.
Задачи:
Адресат: обучающиеся (девочки) 5 класса.
Время, отведенное на занятие: 90 минут.
Тема: Народный женский костюм. Конструктивные линии. Мерки.
Цель: научить снимать основные мерки для построения чертежа фартука.
Задачи:
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей (УУД):
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Регулятивные |
-определять цель дальнейшей деятельности; -вырабатывать критерии для оценки своей деятельности; |
2 уровень - самостоятельные действия учащихся |
Познавательные |
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять сравнение; |
3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
Коммуникативные |
- обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
3 уровень совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные |
- осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности; - ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь); |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Оборудование: сантиметровая лента, раздаточный материал, таблицы, мультимедийный проигрыватель, карточки для самостоятельной работы.
План урока:
1. ОНУ
2. Сообщение темы, цели и задач урока.
3. Изучение нового материала:
· Женская одежда северных и южных районов России
· Конструктивные линии фигуры
· Мерки
4. Вводный инструктаж
5. Практическая работа
6. Закрепление
7. Итог
8. Домашнее задание
9. Рефлексия
Ход урока:
I. ОНУ
Дежурные, подготовка к уроку, отсутствующие
II. Сообщение темы и задач урока:
- Послушайте строки из сказки и определите тему урока.
И не касался Запад просвещённый
Такой своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
- Кто уже догадался, какова тема урока? (Учитель открывает тему урока, написанную на доске). Это первая часть темы урока.
- Вторая часть темы урока: «Конструктивные линии фигуры человека. Мерки»
- Как вы понимаете данную формулировку темы? Немного позже вы узнаете правы вы были или нет в своих суждениях.
- Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Учитель обобщает, конкретизирует)
III. Изучение нового материала
1) (У обучающихся на партах тексты с описанием женской одежды разных районов России (Приложение 1)
Работа в парах
- Прочитайте текст, подчеркните в нем предметы женского костюма северных и южных районов России.
- Какие названия вы отметили?
- На какие бы группы вы разделил названные предметы? (одежда и головной убор)
Северные районы России |
Южные районы России |
1. Рубаха |
1. Рубаха |
2. Сарафан |
2. Понева |
3. Епанечка |
3. Передник (запона, занавеска) |
4. Душегрея |
4. Навершник |
5. Кокошник |
5. «Сорока», «кика» |
- Какой предмет одежды являлся общим для северных и южных районов?
2) У обучающихся на парте изображения одежды и ее описание (Приложение 2)
Работа в парах
- Вы правильно нашли названия, а теперь вам необходимо соотнести описание одежды с соответствующей картинкой.
Проверка: дети называют предметы одежды, показывают картинку и называют номер, под которым сделано описание, учитель вывешивает картинки на доску, при этом делит на две группы (поясная и плечевая одежда)
- Как вы думаете, почему я прикрепила изображения на доску именно так? (Ответы детей)
3) Рассказ учителя об одежде на Руси сопровождается показом презентации:
Слайд 1
- На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит.
- При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или конопли, а более дорогие у богатого сословия — из шёлка
Слайд 2
- В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным).Пояс носили иногда на талии или чуть выше.
Слайд 3
- Дополняли наряды головные уборы. Кокошник – самый распространенный вид праздничного головного убора – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем. Ки́ка (кичка) — древнерусский женский головной убор с рогами. Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин.
– Вы назвали основные особенности женской одежды северных и южных районов России, а что у них было общее? (Украшения)
Слайд 4,5
- Как вы думаете, а повседневная и праздничная одежда отличалась? Чем?
· Состав ткани (парча, атлас, бархат – хлопчатобумажная ткань, льняная ткань, конопляная)
· Цвет ткани (красный, синий, зеленый – темные тона, сероватого оттенка (неотбеленная)
· Покрой (больше элементов в одежде)
· Отделка
- Чем украшали женщины свои наряды?
· Камни
· Золотые и серебряные нити
· Жемчуг
· Тесьма, ленты
· Вышивка
· Пуговицы
- Украшения располагались не в любом месте женского наряда: ворот, манжеты рукавов, подол рубахи, сарафана, поневы, передника, посередине изделия.
- Как вы думаете, почему?
- Декоративная отделка рассматривались не только как украшение, но и как оберег. Узор вышивки состоял из символов, которые обозначали солнце, воду, землю, огонь, силу, движение, материнство, плодородие и т.д.
- Как вы думаете, какой предмет женской одежды являлся прототипом современного фартука? (Запон, занавеска, навершник)
Слайд 6
- Многие известные модельеры создают новые модели беря за основу русскую национальную одежду. Один из самых известных российских модельеров – Вячеслав Зайцев.
Слайд 7
- Запишите в словарь: моделирование художественное - процесс создания новых моделей одежды
- Ваше домашнее задание - нарисовать эскиз модели фартука
4) - Что необходимо сделать до того, прежде чем начать шить изделие?
(Чертеж, выкройка)
- Запишите в словарь: Процесс создания чертежа – конструирование
- Процессами конструирования и модерирования занимаются модельеры-закройщики. Это профессию можно получить в ССУЗе г.Калининграда «Колледж сервиса и туризма», а затем в БФУ им. И.Канта по направлению «Дизайн»
- Что необходимо знать для создания чертежа?
(Основные размеры фигуры человека)
– Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения
- Для того, чтобы их снять с фигуры человека необходимо знать конструктивные линии фигуры человека (Раздать детям карточки Приложение 3)
Слайд 8
(Подписать линии)
Проверка (Слайд 8)
- Как вы думаете по каким линиям мы будем снимать мерки для построения чертежа фартука?
IV. Вводный инструктаж:
Слайд 9
Ученики читают правила снятия мерок, учитель поясняет.
Показ и объяснение, как их снимать
Слайд 10
V. Практическая работа
Игра «Ателье» (Работа в парах)
· придумать название
· один ученик - «заказчик», другой – «закройщик» (обучающиеся измеряют друг друга, результаты записывают в свои листы; этими измерениями они будут пользоваться во время построения чертежа в натуральную величину)
Таблицы для игры (Приложение 4)
Текущий инструктаж и заключительный инструктаж (уборка рабочих мест).
VI. Закрепление (в форме интерактивной игры «Своя игра»)
Слайд 11
«ОДЕЖДА»
1. 2. 3.
«МЕРКИ»
«ТЕРМИНЫ»
VII. Итог (оценивание)
VIII. Домашнее задание
· нарисовать эскиз модели фартука
· выучить в тетради определения
IX. Рефлексия
- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог, как вы работали на уроке.
На уроке я работала |
Активно |
Пассивно |
Своей работой на уроке я |
Довольна |
Не довольна |
Урок мне показался |
Коротким |
Длинным |
За урок я |
Не устала |
Устала |
Моё настроение |
Стало лучше |
Стало хуже |
Материал урока мне был |
Понятен Полезен Интересен |
Не понятен Бесполезен Скучен |
Домашнее задание мне кажется |
Лёгким Интересным |
Трудным Не интересно |
- Урок окончен
Список источников:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Основой женского народного костюма в северных и южных районах была рубаха. Ее шили из льняного или конопляного полотна.
В северных губерниях женщины и девушки носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода душегрею. Одним из основных головных уборов был кокошник.
На юге России вместо сарафана носили понёву, в которую оборачивались, укрепляя на талии поясом. Понёву тоже обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был украшен узорными полосами. По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.
Одним из основных головных уборов был кокошник у северно-русского костюма, а для южнорусского костюма характерна «сорока» и «кика».
Женская одежда северных районов |
Женская одежда южных районов |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
Приложение 2
1 |
8. Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна |
2 |
7. Запон – прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, с отверстием для головы, короче рубахи. Всегда подпоясывалась |
3 |
6. Передник - часть одежды разного вида и покроя для прикрытия передней части тела |
4 |
5. Епанечка - короткая присборенная по линии груди безрукавная накидка, зачастую на лямках. |
5 |
4. Душегрея - короткая верхняя с длинными рукавами женская одежда, сшитая из дорогих узорчатых тканей и украшенная по краям декоративной отделкой
|
6 |
3. Навершник - в русском костюме парадная женская одежда, имевшая вид туники, длинная, довольно широкая, с короткими рукавами |
7 |
2. Сарафан - традиционное женское платье, обычно без рукавов |
8 |
1. Рубаха - первоначально верхняя и нижняя одежда без воротника. Рубаха была прямой, немного расширенной при помощи вшитых в бока клиньев. Рукава были вшитыми, длинными и узкими. Обязательно опоясывалась нешироким поясом. Женская рубаха была длиннее мужской - доходила до ступней. Это самая древняя славянская одежда. |
Приложение 3
Приложение 4
«_____________________________»
Закройщик________________________________________________
Заказчик__________________________________________________
Название мерок |
Обозначение мерок |
Порядок снятия мерок |
Назначение мерок |
Мои мерки |
Полуобхват талии |
Ст |
Измеряется по самому узкому месту туловища |
Для расчета длины пояса |
|
Полуобхват бедер |
Сб |
Измеряется по линии бедер горизонтально |
Для расчета ширины фартука |
|
Длина изделия |
Ди |
Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины. |
Для определения длины фартука |
«_____»______________2020
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.