Урок технологии «Народный женский костюм. Конструктивные линии. Мерки»
Оценка 4.6

Урок технологии «Народный женский костюм. Конструктивные линии. Мерки»

Оценка 4.6
docx
15.06.2020
Урок технологии «Народный женский костюм. Конструктивные линии. Мерки»
Урок технологии 5 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

 

 

 

 

 

 

Номинация: Методические разработки

 

Наименование: Урок технологии «Народный женский костюм. Конструктивные линии. Мерки»

 

 

 

Составитель: Дербенёва

Татьяна Ивановна,

учитель технологии и ИЗО

МБОУ СОШ №5 г. Балтийска

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Балтийск

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный материал содержит разработку урока по технологии («Культура дома») для обучающихся 5-го класса. Данный урок в соответствии с ФГОС входит в раздел "«Создание изделий из текстильных материалов»" по программе 5-го класса.  

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода.

 Уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: химией (свойства конструкционных материалов), физикой (опять же свойства материалов, принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек пересечения с математикой, биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранным языками. Один предмет всегда дополняет другой. 

Наименование: Урок технологии «Народный женский костюм. Конструктивные линии. Мерки»

Цель: научить снимать основные мерки для построения чертежа фартука.

Задачи:

  • Учебные: Познакомить обучающихся с особенностями русского женского костюма, как символа народа, страны; показать отличительные особенности женского костюма северных и южных областей России; научить различать «сарафанный» и «поневный» комплексы одежды, дать понятие некоторых деталей костюма; познакомить с терминами: моделирование, конструирование, мерки, манекен.
  • Развивающие: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, внимательности; привитие навыков культуры труда и аккуратности.
  • Воспитательные: воспитание чувства доброжелательности и доброты к людям; привитие интереса к истории России, ее традициям.
  • Личностно-ориентированные: способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать творческие навыки, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Адресат: обучающиеся (девочки) 5 класса.

Время, отведенное на занятие: 90 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Народный женский костюм. Конструктивные линии. Мерки.

Цель: научить снимать основные мерки для построения чертежа фартука.

Задачи:

  • Учебные: Познакомить обучающихся с особенностями русского женского костюма, как символа народа, страны; показать отличительные особенности женского костюма северных и южных областей России; научить различать «сарафанный» и «поневный» комплексы одежды, дать понятие некоторых деталей костюма; познакомить с терминами: моделирование, конструирование, мерки, манекен.
  • Развивающие: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, внимательности; привитие навыков культуры труда и аккуратности.
  • Воспитательные: воспитание чувства доброжелательности и доброты к людям; привитие интереса к истории России, ее традициям.
  • Личностно-ориентированные: способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать творческие навыки, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей (УУД):

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Регулятивные

-определять цель дальнейшей деятельности;

-вырабатывать критерии для оценки своей деятельности;

2 уровень - самостоятельные  действия учащихся

Познавательные

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять сравнение;

3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Коммуникативные

- обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;

-слушать других, пытаться принимать

другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

3 уровень совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

- осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности;

- ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь);

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

 

Оборудование: сантиметровая лента, раздаточный материал, таблицы, мультимедийный проигрыватель, карточки для самостоятельной работы.

План урока:

1.     ОНУ

2.     Сообщение темы, цели и задач урока.

3.     Изучение нового материала:

·        Женская одежда северных и южных районов России

·        Конструктивные линии фигуры

·        Мерки

4.     Вводный инструктаж

5.     Практическая работа  

6.     Закрепление

7.     Итог

8.     Домашнее задание

9.     Рефлексия

Ход урока:

I. ОНУ

Дежурные, подготовка к уроку, отсутствующие

II. Сообщение темы и задач урока:

- Послушайте строки из сказки и определите тему урока.

И не касался Запад просвещённый 
Такой своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей. 
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.

- Кто уже догадался, какова тема урока? (Учитель открывает тему урока, написанную на доске). Это первая часть темы урока.

- Вторая часть темы урока: «Конструктивные линии фигуры человека. Мерки»

- Как вы понимаете данную формулировку темы? Немного позже вы узнаете правы вы были или нет в своих суждениях.

- Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Учитель обобщает, конкретизирует)

III. Изучение нового материала

1)    (У обучающихся на партах тексты с описанием женской одежды разных районов России (Приложение 1)

Работа в парах

- Прочитайте текст, подчеркните в нем предметы женского костюма северных и южных районов России.

- Какие названия   вы отметили?

- На какие бы группы вы разделил названные предметы? (одежда и головной убор)

Северные районы России

Южные районы России

1. Рубаха

1. Рубаха

2. Сарафан

2. Понева

3. Епанечка

3. Передник (запона, занавеска)

4. Душегрея

4. Навершник

5. Кокошник

5. «Сорока», «кика»

 

- Какой предмет одежды являлся общим для северных и южных районов?

2) У обучающихся на парте изображения одежды и ее описание (Приложение 2)

Работа в парах

- Вы правильно нашли названия, а теперь вам необходимо соотнести описание одежды с соответствующей картинкой.

Проверка: дети называют предметы одежды, показывают картинку и называют номер, под которым сделано описание, учитель вывешивает картинки на доску, при этом делит на две группы (поясная и плечевая одежда)

- Как вы думаете, почему я прикрепила изображения на доску именно так? (Ответы детей)

3) Рассказ учителя об одежде на Руси сопровождается показом презентации:

Слайд 1

- На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит.

- При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или конопли, а более дорогие у богатого сословия — из шёлка

Слайд 2

- В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным).Пояс носили иногда на талии или чуть выше.

Слайд 3

 - Дополняли наряды головные уборы. Кокошник – самый распространенный вид праздничного головного убора – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем. Ки́ка (кичка) — древнерусский женский головной убор с рогами. Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин.

– Вы назвали основные особенности женской одежды северных и южных районов России, а что у них было общее? (Украшения)

Слайд 4,5   

 

- Как вы думаете, а повседневная и праздничная одежда отличалась? Чем?

·        Состав ткани (парча, атлас, бархат – хлопчатобумажная ткань, льняная ткань, конопляная)

·        Цвет ткани (красный, синий, зеленый – темные тона, сероватого оттенка (неотбеленная)

·        Покрой (больше элементов в одежде)

·        Отделка

- Чем украшали женщины свои наряды?

·        Камни

·        Золотые и серебряные нити

·        Жемчуг

·        Тесьма, ленты

·        Вышивка

·        Пуговицы

 - Украшения располагались не в любом месте  женского наряда: ворот, манжеты рукавов, подол рубахи, сарафана, поневы, передника, посередине изделия.

- Как вы думаете, почему?

-  Декоративная отделка рассматривались не только как украшение, но и как оберег. Узор вышивки состоял из символов, которые обозначали солнце, воду, землю, огонь, силу, движение, материнство, плодородие и т.д.

- Как вы думаете, какой предмет женской одежды являлся прототипом современного фартука? (Запон, занавеска, навершник)

Слайд 6

- Многие известные модельеры создают новые модели беря за основу русскую национальную одежду. Один из самых известных российских модельеров – Вячеслав Зайцев.

Слайд 7

- Запишите в словарь: моделирование художественное -  процесс создания новых моделей одежды

- Ваше домашнее задание - нарисовать эскиз модели фартука

 

4) - Что необходимо сделать до того, прежде чем начать шить изделие?

(Чертеж, выкройка)

- Запишите в словарь: Процесс создания чертежа – конструирование

- Процессами конструирования и модерирования занимаются модельеры-закройщики. Это профессию можно получить в ССУЗе г.Калининграда «Колледж сервиса и туризма», а затем в БФУ им. И.Канта по направлению «Дизайн»

- Что необходимо знать для создания чертежа?

(Основные размеры фигуры человека)

Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения

- Для того, чтобы их снять с фигуры человека необходимо знать конструктивные линии фигуры человека (Раздать детям карточки Приложение 3)

Слайд 8

(Подписать линии)

   Проверка (Слайд 8) 

- Как вы думаете по каким линиям мы будем снимать мерки для построения чертежа фартука?

IV. Вводный инструктаж:

Слайд 9

    Ученики читают правила снятия мерок, учитель поясняет.

    Показ и объяснение, как их снимать

Слайд 10

V. Практическая работа  

Игра «Ателье» (Работа в парах)

·        придумать название

·        один ученик - «заказчик», другой – «закройщик» (обучающиеся измеряют друг друга, результаты записывают в свои листы; этими измерениями они будут пользоваться во время построения чертежа в натуральную величину)

Таблицы для игры (Приложение 4)

Текущий инструктаж и заключительный инструктаж (уборка рабочих мест).

VI. Закрепление (в форме интерактивной игры «Своя игра»)  

Слайд 11

 

 «ОДЕЖДА»

1.                   2.    3.  

 «МЕРКИ»              

             

«ТЕРМИНЫ»

                  

VII. Итог (оценивание)

VIII. Домашнее задание

·        нарисовать эскиз модели фартука

·        выучить в тетради определения

IX. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог, как вы работали на уроке.

На уроке я работала

Активно

Пассивно

Своей работой на уроке я

Довольна

Не довольна

Урок мне показался                             

Коротким

Длинным

За урок я                                                

Не устала

Устала

Моё настроение                                  

Стало лучше

Стало хуже

Материал урока мне был  

Понятен          

Полезен           

Интересен      

Не понятен

Бесполезен

Скучен

Домашнее задание мне кажется                                                    

Лёгким                                                                                Интересным      

Трудным

Не интересно

 

- Урок окончен

 

Список источников:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Основой женского народного костюма в северных и южных районах была рубаха. Ее шили из льняного или конопляного полотна.

В северных губерниях женщины и девушки носили сарафаны.  Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода душегрею. Одним из основных головных уборов был кокошник.

На юге России вместо сарафана носили понёву, в которую оборачивались, укрепляя на талии поясом. Понёву тоже обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был украшен узорными полосами. По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.

Одним из основных головных уборов был кокошник у северно-русского костюма, а для южнорусского костюма характерна «сорока» и «кика».

 

Женская одежда северных районов

Женская одежда южных районов

1.      

1.      

2.      

2.      

3.      

3.      

4.      

4.      

5.      

5.      

 

 

 

Приложение 2

1 Картинки по запросу понёва

 

8. Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна

2 Верхняя женская одежда <ul><li>Верхней женской одеждой была  запона   — накладная накидка типа нарамника из грубого цветно...

 

7. Запон прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, с отверстием для головы, короче рубахи. Всегда подпоясывалась

3 художественный текстиль XVII-XIX веков из коллекции Н.Л. Шабельской (502x669, 75Kb)

 

 

6. Передник - часть одежды разного вида и покроя для прикрытия передней части тела

4сканирование0043.jpg

5. Епанечка - короткая присборенная по линии груди безрукавная   накидка, зачастую на лямках.

5 i?id=84328699-23-72&n=21

4. Душегрея - короткая верхняя с длинными рукавами женская одежда, сшитая из дорогих узорчатых тканей и украшенная по краям декоративной отделкой

 

 

 

 

 

6 Картинки по запросу навершник

3. Навершник - в русском костюме   парадная женская одежда, имевшая вид туники, длинная, довольно широкая, с короткими рукавами

7 Картинки по запросу русский сарафан

2. Сарафан - традиционное женское платье, обычно без рукавов

8 Картинки по запросу рубаха женская русская

1. Рубаха - первоначально верхняя и нижняя одежда без воротника. Рубаха была прямой, немного расширенной при помощи вшитых в бока клиньев. Рукава были вшитыми, длинными и узкими. Обязательно опоясывалась нешироким поясом. Женская рубаха была длиннее мужской - доходила до ступней. Это самая древняя славянская одежда.

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1999900/fd79254c-0a08-46fd-be15-d13033c8bfed/s1200     «_____________________________»

Закройщик________________________________________________

Заказчик__________________________________________________

 

Название мерок

Обозначение мерок

Порядок

снятия мерок

Назначение мерок

Мои мерки

Полуобхват талии

Ст

Измеряется по самому узкому месту туловища

Для расчета длины пояса

Полуобхват бедер

Сб

Измеряется по линии бедер горизонтально

Для расчета ширины фартука

Длина изделия

Ди

Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины.

Для определения длины фартука

 

«_____»______________2020


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный материал содержит разработку урока по технологии («Культура дома») для обучающихся 5-го класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный материал содержит разработку урока по технологии («Культура дома») для обучающихся 5-го класса

Воспитательные: воспитание чувства доброжелательности и доброты к людям; привитие интереса к истории

Воспитательные: воспитание чувства доброжелательности и доброты к людям; привитие интереса к истории

Тема: Народный женский костюм

Тема: Народный женский костюм

Регулятивные -определять цель дальнейшей деятельности; -вырабатывать критерии для оценки своей деятельности; 2 уровень - самостоятельные действия учащихся

Регулятивные -определять цель дальнейшей деятельности; -вырабатывать критерии для оценки своей деятельности; 2 уровень - самостоятельные действия учащихся

Сообщение темы, цели и задач урока

Сообщение темы, цели и задач урока

Как вы понимаете данную формулировку темы?

Как вы понимаете данную формулировку темы?

Проверка: дети называют предметы одежды, показывают картинку и называют номер, под которым сделано описание, учитель вывешивает картинки на доску, при этом делит на две группы…

Проверка: дети называют предметы одежды, показывают картинку и называют номер, под которым сделано описание, учитель вывешивает картинки на доску, при этом делит на две группы…

В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях

В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях

Как вы думаете, а повседневная и праздничная одежда отличалась?

Как вы думаете, а повседневная и праздничная одежда отличалась?

Слайд 6 - Многие известные модельеры создают новые модели беря за основу русскую национальную одежду

Слайд 6 - Многие известные модельеры создают новые модели беря за основу русскую национальную одежду

Колледж сервиса и туризма», а затем в

Колледж сервиса и туризма», а затем в

Как вы думаете по каким линиям мы будем снимать мерки для построения чертежа фартука?

Как вы думаете по каким линиям мы будем снимать мерки для построения чертежа фартука?

Таблицы для игры (Приложение 4)

Таблицы для игры (Приложение 4)

ТЕРМИНЫ»

ТЕРМИНЫ»

Список источников: https :// ru

Список источников: https :// ru

Приложение 1 Основой женского народного костюма в северных и южных районах была рубаха

Приложение 1 Основой женского народного костюма в северных и южных районах была рубаха

Приложение 2 1 8

Приложение 2 1 8

Передник - часть одежды разного вида и покроя для прикрытия передней части тела 4 5

Передник - часть одежды разного вида и покроя для прикрытия передней части тела 4 5

Навершник - в русском костюме парадная женская одежда, имевшая вид туники, длинная, довольно широкая, с короткими рукавами 7 2

Навершник - в русском костюме парадная женская одежда, имевшая вид туники, длинная, довольно широкая, с короткими рукавами 7 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4 «_____________________________»

Приложение 4 «_____________________________»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020