Конспект урока по технологии в 5 классе
Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
Предмет: технология
Класс:5
Тема урока: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.»
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: Учебник по технологии Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, индустриальные технологии, 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс. Образцы материалов и пиломатериалов. Мультимедийное оборудование. Презентация «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».
Планируемые результаты:
Предметные: освоение новых знаний о древесине, пиломатериалах и древесных материалах; приобретение умения распознавать породы по текстуре, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду.
Метапредметные:
регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь своих товарищей; признавать существование других точек зрения;
познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные УУД:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Основные понятия: древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины, текстура, пиломатериалы, элементы пиломатериалов, древесные материалы.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения; формы: групповая, , индивидуальная.
Образовательные ресурсы: УМК по технологии.
1.Организационный момент.
Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).
Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.
Методы обучения: рассказ.
На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Карточка 1
1. Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:
-Что изучает дисциплина технология?
2. Для этого вспомни:
* значение термина технология;
*какие технологии использует человек.
3. Сделай вывод.
Проведение фронтального опроса по теме «Приёмы безопасной работы на верстаке».
Тест 1.
1. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?
1) столяр;
2) распиловщик;
З) токарь.
2. Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?
1) столярный верстак;
2) лакокрасочные материалы;
3) кресло;
4) заготовка.
3. Что не применяется для закрепления заготовок на верстаке?
1) боковой зажим;
2) клин;
3) лоток;
4) поворотные пальцы.
4. Для каких целей служит передний и задний зажим?
1) для закрепления заготовок;
2) для удобной фиксации чертежей и эскизов;
3) для закрепления инструмента.
5. В предмете «Технология» изучаются:
1) технология производства автомобилей;
2) технология создания медицинских инструментов;
3) технологии преобразования материалов, энергии, информации,
4) технологии создания самолётов и космических аппаратов.
Фронтальный опрос с элементами беседы:
1.Как вы понимаете выражение «рукотворный мир»? (Ответ: множество предметов, которые нас окружают, сделаны руками человека).
2.Какие природные материалы вы знаете? (Ответ: например, глина, металлы, древесина, известняк, гранит и другие).
3.Приведите примеры изделий из глины. (Ответ: например, горшки, кувшины, игрушки).
4.Какие изделия можно изготовить из металла? (Ответ: например, гвозди, ножницы, вилки, ложки, ножи).
5.Из чего делают бумагу? (Ответ: из древесины).
6.Какие строительные материалы вам известны? (Ответ: например, кирпичи, цемент, доски, брёвна и другие).
Те обучающиеся, которые в ходе опроса получили «-», услышав правильные ответы осознают их и постараются запомнить; учитель рекомендует таким обучающимся проработать этот материал дома повторно. Положительная оценка ответов обучающихся будет способствовать стимулированию их учебной активности на уроке. Обучающиеся, получившие отрицательный результат в ходе опроса, тоже получают мотивацию исправиться на следующих этапах данного урока.
3.Изучение нового учебного материала.
Древесина - один из важнейших и широко распространенный в природе материал. Лёгкость обработки и разнообразие пород позволили применять древесину для самых различных работ.
- Какие изделия из древесины вы знаете?
К каждому изделию из древесины предъявляются свои требования. Чтобы правильно определить, какую древесину необходимо использовать для изделия, нужно знать особенности каждой породы.
Рассмотрим строение древесины:
дерево состоит из корня(1) ,ствола (2), сучьев(3), листьев или хвои(4).
Ствол дерева имеет более толстую(комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего – лубяного. Основная часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.
Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева.
Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только из камбия происходит образование новых клеток.
Породы древесины:
Сосна — хвойная порода. Мягкая. Пропитана
смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной
текстурой. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков,
строительстве мебели, судов, вагонов, мостов.
Ель — хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с
желтоватым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов,
мебели, окон и дверей.
Береза — лиственная порода. Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком.
Используется для изготовления фанеры, мебели, уды, ружейных лож, ручек
инструментов, лыж.
Осина — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Склонна к
загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек, бумаги.
Липа — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком.
Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с
художественной резьбой.
Ольха — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит
сырьем для изготовления фанеры, долбленой уды, упаковочных ящиков.
Дуб — лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком
и ярко выраженной текстурой. На радиальном разрезе просматриваются сердцевинные
лучи в виде блестящих полосок. Применяется для изготовления мебели, паркета,
облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.
Дерево состоит из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои (рисунок в учебнике). Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора является «одеждой» для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоёв, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.
Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Сердцевинные лучи создают рисунок (текстуру) древесины.
Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только из камбия происходит образование новых клеток.
Древесина как природный конструкционный пиломатериал получается из стволов деревьев при распиливании вдоль волокон. Пиление происходит на лесопильных рамах.
Виды пиломатериалов: брус, бруски, доски обрезные и необрезные, горбыль, пластина, четвертина.
Виды материалов: шпон, фанера, ДВП, ДСП
Шпон срезают острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна. При этом бревно раскатывается в ленту шпона.
Листы шпона смазываются клеем и укладываются друг на друга так, чтобы направление волокон у них было перпендикулярно друг другу.
Группы пород делится вся древесина? (Лиственные и хвойные)
-Приведите пример лиственных пород. (Берёза, осина, дуб).
-Приведите примеры хвойных пород. (Сосна, ель, кедр, пихта).
-По каким признакам различают породы древесины? (Текстура, запах, твёрдость, цвет).
- Что называют текстурой древесины? (Рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон)
Как получают ДСП? (Путём прессования и склеивания древесины в виде стружки, опилок, древесной пыли).
Что можно изготовить из ДСП? (Мебель, двери, перегородки, стены и т.д.).
Как получают ДВП? (Прессованием из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесины).
Где применяется ДВП? (Для внутренней отделки помещений, производства мебели и дверей).
Далее обучающиеся самостоятельно читают последний абзац об изготовлении фанеры.
5.Задание на дом.
Цели самостоятельной работы для учащихся: изучить параграф 3 учебника, ответить на вопросы 1-5, с.15 учебника; найти в Интернете, чем древесина карельской берёзы отличается от древесины берёзы, произрастающей в средней полосе России, и где она применяется; приготовить и принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, циркуль, ластик.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.