Урок технологии в классе "Древесина"

  • docx
  • 10.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДРЕВЕСИНА.docx

 

Конспект урока по технологии в 5 классе

 

 Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

        

      Предмет:  технология

      Класс:5

     

      Тема урока: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

      Тип урока: Комбинированный

      Оборудование: Учебник по технологии Н.В. Синица, В.Д. Симоненко,  индустриальные технологии, 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс. Образцы материалов и пиломатериалов. Мультимедийное оборудование. Презентация «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».

         Планируемые результаты:

Предметные: освоение новых знаний о древесине, пиломатериалах и древесных материалах; приобретение умения распознавать породы по текстуре, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду. 

Метапредметные:

регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь своих товарищей; признавать существование других точек зрения;

познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные УУД:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Основные понятия: древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины, текстура, пиломатериалы, элементы пиломатериалов, древесные материалы.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения; формы: групповая, , индивидуальная.

Образовательные ресурсы: УМК по технологии.

 

 

1.Организационный момент.

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

 

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Карточка 1

1. Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

-Что изучает дисциплина технология?

2. Для этого вспомни:

* значение термина технология;

*какие технологии использует человек.

3. Сделай вывод.

Проведение фронтального опроса по теме «Приёмы безопасной работы на верстаке».

Тест 1.

1. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

1) столяр;

2) распиловщик;

З) токарь.

2. Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?

1) столярный верстак;

2) лакокрасочные материалы;

3) кресло;

4) заготовка.

3. Что не применяется для закрепления заготовок на верстаке?

1) боковой зажим;

2) клин;

3) лоток;

4) поворотные пальцы.

4. Для каких целей служит передний и задний зажим?

1) для закрепления заготовок;

2) для удобной фиксации чертежей и эскизов;

3) для закрепления инструмента.

5. В предмете «Технология» изучаются:

1) технология производства автомобилей;

2) технология создания медицинских инструментов;

3) технологии преобразования материалов, энергии, информации,

4) технологии создания самолётов и космических аппаратов.

 

 Фронтальный   опрос с элементами беседы:

1.Как вы понимаете выражение «рукотворный мир»? (Ответ: множество предметов, которые нас окружают, сделаны руками человека).

2.Какие природные материалы вы знаете? (Ответ: например, глина, металлы, древесина, известняк, гранит и другие).

3.Приведите примеры изделий из глины. (Ответ: например, горшки, кувшины, игрушки).

4.Какие изделия можно изготовить из металла? (Ответ: например, гвозди, ножницы, вилки, ложки, ножи).

5.Из чего делают бумагу? (Ответ: из древесины).

6.Какие строительные материалы вам известны? (Ответ: например, кирпичи, цемент, доски, брёвна и другие).

Те обучающиеся, которые в ходе опроса получили «-», услышав правильные ответы осознают их и постараются запомнить; учитель рекомендует таким обучающимся проработать этот материал дома повторно. Положительная оценка ответов обучающихся будет способствовать стимулированию их учебной активности на уроке. Обучающиеся, получившие отрицательный результат в ходе опроса, тоже получают мотивацию исправиться на следующих этапах данного урока.

 

3.Изучение нового учебного материала.

Древесина - один из важнейших и широко распространенный в природе материал. Лёгкость обработки и разнообразие пород позволили применять древесину для самых различных работ.

- Какие изделия из древесины вы знаете?

К каждому изделию из древесины предъявляются свои требования. Чтобы правильно определить, какую древесину необходимо использовать для изделия, нужно знать особенности каждой породы.

Рассмотрим строение древесины:

 

дерево состоит из корня(1) ,ствола (2), сучьев(3), листьев или хвои(4).

Ствол дерева имеет более толстую(комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего – лубяного. Основная часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева.

Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только из камбия происходит образование новых клеток.

Породы древесины:

Сосна — хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, строительстве мебели, судов, вагонов, мостов.
Ель — хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей.
Береза — лиственная порода. Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Используется для изготовления фанеры, мебели, уды, ружейных лож, ручек инструментов, лыж.
Осина — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Склонна к загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек, бумаги.
Липа — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком. Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.
Ольха — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит сырьем для изготовления фанеры, долбленой уды, упаковочных ящиков.
Дуб — лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой. На радиальном разрезе просматриваются сердцевинные лучи в виде блестящих полосок. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.

 

 

Дерево состоит из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои (рисунок в учебнике). Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора является «одеждой» для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоёв, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Сердцевинные лучи создают рисунок (текстуру) древесины.

Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только из камбия происходит образование новых клеток.

Древесина как природный конструкционный пиломатериал получается из стволов деревьев при распиливании вдоль волокон. Пиление происходит на лесопильных рамах.

Виды пиломатериалов: брус, бруски, доски обрезные и необрезные, горбыль, пластина, четвертина.

Виды материалов: шпон, фанера, ДВП, ДСП

Шпон срезают острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна. При этом бревно раскатывается в ленту шпона.

Листы шпона смазываются клеем и укладываются друг на друга так, чтобы направление волокон у них было перпендикулярно друг другу.

 

Группы пород делится вся древесина? (Лиственные и хвойные)

-Приведите пример лиственных пород. (Берёза, осина, дуб).

-Приведите примеры хвойных пород. (Сосна, ель, кедр, пихта).

-По каким признакам различают породы древесины? (Текстура, запах, твёрдость, цвет).

- Что называют текстурой древесины? (Рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон)

Как получают ДСП? (Путём прессования и склеивания древесины в виде стружки, опилок, древесной пыли).

Что можно изготовить из ДСП? (Мебель, двери, перегородки, стены и т.д.).

Как получают ДВП? (Прессованием из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесины).

Где применяется ДВП? (Для внутренней отделки помещений, производства мебели и дверей).

Далее обучающиеся самостоятельно читают последний абзац  об изготовлении фанеры.

 

 

5.Задание на дом.

Цели самостоятельной работы для учащихся: изучить параграф 3 учебника, ответить на вопросы 1-5, с.15 учебника; найти в Интернете, чем древесина карельской берёзы отличается от древесины берёзы, произрастающей в средней полосе России, и где она применяется; приготовить и принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, циркуль, ластик.