Урок тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Оценка 4.8

Урок тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Оценка 4.8
docx
21.08.2020
Урок тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
шинель).docx

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Цель: Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

·         Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".

·         Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

·         Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: технология критического мышления

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, тест.

Ход урока

1. Стадия вызова

- Здравствуйте, ребята!

- Наш урок мне хочется начать словами Н.Г. Чернышевского: "Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое".

- Как вы думаете, ребята, кого будет защищать Гоголь на этот раз?

(Акакия Акакиевича Башмачкина)

- Верно, сегодня на уроке мы поговорим о Башмачкине.

- К какой теме обратился Гоголь для раскрытия главного героя произведения? (Гоголь обратился к теме "маленького человека")

- Тема урока "Образ "маленького" человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель". Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

- Поработайте с литературным энциклопедическим словарём. Объясните значение словосочетания "маленький человек".

("Маленький человек" в литературе - обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).

- Какую цель мы ставили на прошлом уроке? (ответы)

- Итак, мы определили цель нашего урока - характеризуя главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина, мы должны рассмотреть образ "маленького человека".

- "Маленький человек" (прикрепляю на доску)

- Ребята, на парте у вас лежат карточки, выберите те слова, которые у вас ассоциируются с "маленьким человеком".

(Учащиеся называют слова и прикрепляют на доску вокруг словосочетания "маленький человек")

(Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.)

2. Стадия осмысления

Для того чтобы рассмотреть образ "маленького" человека мы вернёмся к началу повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышляем, дадим характеристику Башмачкину.

- Перечислите события, связанные с Башмачкиным.

- Похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

- Отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

3. Рефлексия

1. Как характеризует героя его портретное описание?

2. Сколько было лет герою?

3. Какую работу выполнял Башмачкин в департаменте?

4. Какое будущее ждало?

5. О чём мечтал герой?

6. Сбылась ли его мечта?

7. Какое событие резко изменило его "счастливую" жизнь?

8. Чем закончилась кража шинели?

В образе Акакия Акакиевича Гоголь начертал последнюю грань обмеления Божьего создания, когда вещь самая ничтожная становится для "маленького" человека источником беспредельной радости.

- Как относились к нему сослуживцы?

- Как он относится к своей работе?

- Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком мире?

Спокойствие, покорность, смирение помогают выжить в жестоком мире. Гоголь подчёркивает, что люди безжалостны, равнодушны к миру "маленького" человека.

- С какой целью автор придумал сюжет с шинелью?

Работа в группах «Башмачкин до покупки шинели и после»

Конечно, нельзя сказать, что "маленький" человек - Башмачкин с богатым внутренним миром, но он способен на любовь, дружбу, способный радоваться и быть счастливым.

К сожалению, Акакий Акакиевич не обрёл счастья. Гоголь подчёркивает беззащитность и одиночество "маленького" человека.

- Можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать?

В повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой "маленького" человека и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием.

- Напишите синквейн на тему «Акакий Акакиевич»

Башмачкин

Спокойный, неряшливый

Работает, страдает, умирает

Живёт в своём мире

Жертва

 

Оцените себя.

Выполнение теста (если останется время)

Домашнее задание

- Нам кажется, что события, герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Но и сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание, понимание. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались человечными, помогали друг другу, уважали остальных люде

Конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Шинель" (8–й класс)

 

надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком, 
что есть несчастные…

А. П. Чехов

Цели и задачи урока:

·         познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;

·         проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

·         учить анализу текста;

·         работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.

·         развитие навыков монологической речи;

·         развитие навыков работы с критической литературой;

·         воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:

·         портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова;

·         иллюстрации к произведениям “Станционный смотритель”А. С. Пушкина “Шинель” Н. В. Гоголя;

·         фильм “Шинель”;

·         раздаточные листы к уроку по группам.

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

чтение слов А. П. Чехова

надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

слайды с портретами

- Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем - “маленький человек”?

- А что это за тип героя?

- Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” - “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

2. История создания.

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно.

- Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)

3. Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение)

- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

выборочное чтение

- Каково отношение к нему сослуживцев?

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?

работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)

http://festival.1september.ru/articles/501812/img1.jpg

- Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

- Подберите строчки из текста.

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

- ДОСКА: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете почему?

- Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

чтение сцены разговора с Петровичем

- А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

- Башмачкин - несчастный или посмешище?

- Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

ответы

работа с иллюстрацией (см. рис. 2)

http://festival.1september.ru/articles/501812/img2.jpg

- Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

- Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

выборочное чтение

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

выборочное чтение

(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.

Согласны ли вы с ними ?(см. приложение-задание 2)

работа в группах

высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова

- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

- Где кульминация повести?

выборочное чтение

- Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

- К кому обращается Акакий Акакиевич ?

работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)

http://festival.1september.ru/articles/501812/img3.jpg

- Что удалось изобразить иллюстраторам?

- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

выборочное чтение

- Каким же вы увидели чиновника?

- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

- Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть?

просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”

- А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

(см. приложение задание №3)

групповая работа

4. Обсуждение ответов детей

выступление первой второй, третьей группы

- За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)

выступление четвертой группы

- Как вы понимаете авторскую позицию?

- О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

- Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). ---Зачем же нужно это напоминание?

5. Домашнее задание.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).

Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока.

6. Итоги урока.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4)

 



Конспект урока литературы, проведенного в 8 «А» классе, по теме: «Повесть Н. В. Гоголя «Шинель»»

 

Конспект урока литературы, проведенного в 8 «А» классе,

по теме: «Повесть Н. В.Гоголя «Шинель»»

Выполнила: Зылева Татьяна Венедиктовна,

учитель русского языка и литературы, директор МБУ СОШ № 15

Тольятти - 2013

Тема: «Повесть Н. В.Гоголя «Шинель»» (1 урок)

Тип урока: урок анализа художественного произведения; урок комплексного применения знаний; выработки умения самостоятельно применять их в новых учебных условиях; формирования познавательных, коммуникативных, общекультурных, социальных компетенций.

Форма урока: урок – размышление.

Цели и задачи урока:

- познакомить школьников с развитием темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя;
- раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;

- прояснить авторское отношение к герою;

- продолжить работу по усвоению таких теоретических понятий, как сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящая фамилия», художественная деталь;

- развивать навык анализа текста, нахождения языковых средств

- пробудить в учащихся чувство сострадания к главному герою и научить задумываться над своими поступками.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Урок хотелось бы начать словами А. П. Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о маленьких людях».

Такими молоточками приходят к читателю произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. Платонова. Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя «Шинель» - «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению А. Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

Сообщение учащегося об истории создания повести.

- Повесть «Шинель» была опубликована в Собрании сочинений Н. В. Гоголя, вышедшем в 1842г. Она относится к циклу петербургских повестей.

«Замысел повести родился не сразу. В середине 30-х годов при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья… В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице…

Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью повести его «Шинель», и она заронилась в душу в тот же самый вечер», - из воспоминаний Анненкова Павла Васильевича, известного литературоведа.

 

Анекдот – случай, приключение, происшествие; смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.

- Вы видите теперь, прочитав повесть, насколько отошел Гоголь от «канцелярского анекдота». Зерно его, конечно, сохранилось.

- Каков сюжет произведения?

(Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока её шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он её надевает, шинель снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу).

- Таким образом, конкретное событие и его исход, облик главного персонажа – все это под пером Гоголя претерпело решительные изменения. Изменения, которые помогают понять нам творческое задание повести. Разберемся в прочитанном.

Анализ произведения. Словарная работа.

Вицмундир - форменный фрак гражданских чиновников.

Демикотон - плотная бумажная материя.

Департамент - подразделение министерства или Главного управления.

Капот - женская домашняя одежда, род халата.

Столоначальник - чиновник, ведавший отделением в учреждении

Статский (штатский) — гражданский чин.

Шинель — фирменное пальто военных или гражданских служащих.

Титулярный советник – чин 9 класса (всего14), низший чин гражданской службы

Для анализа произведения обратимся к кроссворду, в котором спрятаны ключевые слова, помогающие понять творческий замысел автора.

- Кто главный повести? ( 6. Башмачкин Акакий Акакиевич).

- Расскажите о нем подробнее:

Как было дано имя герою? (при рождении ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные – Хоздазат, Варахасий, Павсикахий, так что назвали его в честь отца)

Акакий (греч.) - не делающий зла, незлобивый, смиреннейший.

Какие строки повести говорят о предопределенности судьбы героя? (Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник).

Обратите внимание на иллюстрацию П. Боклевского к повести. Таким ли вам представлялся Акакий Акакиевич? (низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальном)

- В каком департаменте служил Башмашкин? (8: одном).

- Почему автор не называет департамента, а в самом начале повести и имени чиновника? Какие ещё эпизоды говорят о типичности героя и ситуации?

- Предлагаю вам отгадать слово под цифрой 3: Это насекомое в повести упоминается дважды (муха, с ней сравнивается главный герой)

- В чем смысл этого сравнения? (подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, существо низшее, вроде насекомого. Первое сравнение встречаем в начале повести, с него начинается рассказ об отношении к «маленькому человеку в департаменте, где он служил: В департаменте ему не оказывалось никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Обратите внимание на 2 слова – уважение и сторожа. Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев. Коллег. И если уж сторожа смотрят на тебя как на пустое место, это говорит о многом )

- Как считаете, только ли это характеристика героя? (скорее его сослуживцев: Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, рассказывали пронего истории, сыпали на голову ему бумажки, никто не видел в нем человека)

- Каково отношение к этому человеку начальства? (поступали с ним холодно-деспотически, прямо под нос совал ему бумаги, не сказав даже перепишите)

- А каков Башмачкин на службе? (вполне доволен своим положением, трудится самозабвенно и с удовольствием, переписывание канцелярских бумаг доставляет ему наслаждение, занимается своим делом добросовестно не из желания угодить начальству, а из бескорыстной любви к своему труду. Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудности интересов, неспособности мыслить, косноязычия)

- Какие качества автор дает крупным планом? (кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка, христианское смирение)

Получить полный текст

- Это могло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники (1. награды) Найдите в тексте строки об этом. В чем их смысл? (Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, попал бы в статские советники, но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлице да нажил геморрой в поясницу. Гоголь вновь обращает внимание на несправедливое отношение к маленькому человеку, который не умеет кусаться и по натуре своей не честолюбив).

- Какую роль в повести играет эпизод о молодом чиновнике?(Б. произносит слова: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?.. в этих проникающих словах звенели другие слова: Я брат твой». Знаменательные слова пронзили только одного молодого человека, который в этих словах услышал заповедное слово о любви к ближнему. Как изменилась после этого его жизнь? Много раз содрогался он потомна веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей)

- Вернемся к кроссворду и отгадаем слово под цифрой 7: «Сильный враг всех, получающих четыреста рублей жалованья в год или около того» (мороз)

- Почему обыкновенное природное явление Гоголь называет «сильным врагом»? Какую роль в повести играют зимние холода, их особая продолжительность? (гибель героя посреди мрака и холода бесконечной зимы соотносится с мраком безумия, окружавшим его всю жизнь).

- Задание под цифрой 5: «подруга жизни Башмачкина» (шинель)

- Какие ещё определения шинели встречаются в повести? (старая шинель: утратила столь благородное имя, названа капотом, серпянкой; новая – вечная идея, подруга жизни, светлый гость Б. видит в ней защитницу, заступницу в этом холодном мире)

- Задание 4: какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник? (Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, вплоть до гадания по вечерам, но и с наполнением скудной духовной жизни Акакия Акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих чувств. «Он питал­ся духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как буд­то он был не один, а какая-то приятная подру­га жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты про­изошла в герое: он стал живее и тверже хара­ктером, как человек, имеющий определенную цель жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голо­ве мелькали дерзкие и отважные мысли. Прав­да, эта дерзость не простирается дальше на­мерения положить на воротник куницу. Мо и это ироническое «снижение» темы только под­черкивает всю трудность для обезличенного общественным укладом чиновника проявить свою личность, самостоятельность).

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? (статус А. А. в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам)

- Какое событие является кульминационным в повести? (сцена катастрофы, воровство шинели; апатичный и всегда робкий А. А. переживает здесь истинное потрясение, все признаки оживления: мчится, возмущается, причина оживления ужас, на смену ему приходят ещё больший страх и оцепенение)

- Сравним историю о чиновнике, купившем ружье, и её перевоплощение в «Шинели». Гоголь пости целиком использует сюжет, за исключением финала: чиновничьи деньги – ничтожная сумма не спасают шинели А. А.. Гоголю нужна смерть героя. Зачем? Кто в ней виноват?

- Почему у значительного лица нет ни имени, ни фамилии? (он такой же винтик, как и А. А., только на другой ступеньке)

- Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице?

- Гоголь иронизирует и над Башмачкиным, и над значительным лицом. Чем отличается смех автора?

(юмор – мягкий незлобный смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений.

Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!

Ирония – скрытая насмешка, один из видов юмора, смех с чувством грусти, сожаления. Особенно злая, уничтожающая ирония называется сарказмом).

- Отчего умер Акакий Акакиевич?

- Для чего Гоголь повторяет сравнение героя с мухой? (Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп». Возникает чувство вины перед «вечным титу­лярным советником», «над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться»).

- Задание 2. Место действия в повести? (Петербург)

- Что говорится о климате Петербурга? Какую роль играет ветер? Как взаимосвязаны темы холода в природе и в отношениях людей?

- Как следует понимать заключительные страницы повести – фантастический финал?

- Почему автор от собственного имени не отождествляет призрак с А. А., а пользуется слухами? («Окончание повести явно фантастично, и эта фантастичность самой своей неопреде­ленностью, таинственностью очень углубляет гоголевскую картину мира, усиливает ее гума­нистическую идею. Гоголь не хочет давать утешительной раз­вязки, не хочет успокаивать совесть читателя и все происходящее в финале оставляет, так сказать, на уровне таинственной недоговорен­ности.

И разве сама эта таинственность и стран­ность не характеризует общество, где так непостижимо играет нами судьба наша, где вместо человеколюбия и сострадания господствовала вакханалия чина и денет?

Накажи его ("значительное лицо") Гоголь серьезно, вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться — вышла бы ложь. Не щелкни он его, мы бы с недовольным чувством оставили книгу. Гоголь велико­лепно выбрал фантастическую форму момен­та, когда пошлость на мгновение прозрела»)

- Как вы понимаете авторскую позицию Гоголя – только как просьбу о милосердии или одновременно как выражение резкого протеста?

- Мы ответили на все вопросы кроссворда и нашли ключевое слово. Оно является ключевым и для всей повести: гуманизм – человеколюбие. Страницы повести гоголя будят в читателе чувство любви к людям.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. XIII, 34)

«Возлюби ближнего своего, как самого себя»

«Золотое правило»: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф., VII. 12)

«Осветляющее читателя впечатление создается всем тоном повести и несомненной её внутренней связью с нравственными заветами Евангелия» (М. Качурин)

Именно поэтому в каждом изображенном в повести персонаже, даже в значительном лице, автор отыскивает какие-либо хорошие человеческие качества. Перефразируя слова Булгакова, поклонника Гоголя, можно сказать: «люди как люди.. и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… чиновный вопрос только испортил их.»

В персонажах Гоголя, как ни странно, мы узнаем и себя, современное общество, и делаем неутешительный вывод: что-то изменить в духовно-нравственном облике большинства людей, пробудить в них «страх Божий», совесть, невозможно обычными земными способами. Генеральская шинель, бобровые воротники, длиннополые пальто. Машины иномарки способны вызвать сами по себе страх и трепет. Нельзя не согласиться с Гоголем: только лично пережитая встреча с мистическим возмездием способна поколебать устойчивый стереотип человеческого поведения. Идеей милосердия проникнута вся повесть «Шинель»

Выставление отметок за урок. Д/з: ответить на вопросы учебника, написать синквейн «Башмачкин»


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема «маленького человека» в повести

Тема «маленького человека» в повести

Итак, мы определили цель нашего урока - характеризуя главного героя

Итак, мы определили цель нашего урока - характеризуя главного героя

Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком мире?

Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком мире?

А. П. Чехов Цели и задачи урока: · познакомить с повестью

А. П. Чехов Цели и задачи урока: · познакомить с повестью

Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей

Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей

Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? -

Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? -

Петровичем - А каково авторское отношение?

Петровичем - А каково авторское отношение?

Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами

Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами

Что удалось изобразить иллюстраторам? -

Что удалось изобразить иллюстраторам? -

Обсуждение ответов детей выступление первой второй, третьей группы -

Обсуждение ответов детей выступление первой второй, третьей группы -

Тольятти - 2013 Тема: «Повесть

Тольятти - 2013 Тема: «Повесть

Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны

Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны

Кто главный повести? ( 6. Башмачкин

Кто главный повести? ( 6. Башмачкин

Получить полный текст - Это могло бы помочь

Получить полный текст - Это могло бы помочь

Какое событие является кульминационным в повести? (сцена катастрофы, воровство шинели; апатичный и всегда робкий

Какое событие является кульминационным в повести? (сцена катастрофы, воровство шинели; апатичный и всегда робкий

И разве сама эта таинственность и стран­ность не характеризует общество, где так непостижимо играет нами судьба наша, где вместо человеколюбия и сострадания господствовала вакханалия чина…

И разве сама эта таинственность и стран­ность не характеризует общество, где так непостижимо играет нами судьба наша, где вместо человеколюбия и сострадания господствовала вакханалия чина…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2020