Односоставные предложения в стихотворениях М.Цветаевой.
Интегрированный урок русского языка и литературы.
Цель: Углубить понятие об односоставных предложениях, отработать навык нахождения односоставных предложений в стихотворной речи, поработать над выразительностью речи, техникой чтения, развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать; пробудить интерес к творчеству Цветаевой.
Сообщение темы и задач урока.
Этапы работы
1этап «Мозговой штурм»
Записываем на доске и в тетради отрывок из «Поэмы конца», находим в каждом предложении грамматическую основу и подчёркиваем.
Частой гривою
Дождь в глаза.- Холмы.
Миновали пригород.
За городом мы….
Поле. Изгородь.
Брат стоим с сестрой.
Жизнь есть пригород.
За городом строй.
II этап «Ассоциативное мышление»
Какие ассоциации возникают у вас в связи с терминами «односоставное» и «двусоставное» предложение?
(1грамматическая основа, 2грамматические основы, состав подлежащего, состав сказуемого)
III этап Составление кластера.
На основе ответов учащихся составляем кластер.
Делаем вывод.
Вернёмся к стихотворению «Поэма конца» и делаем полный синтаксический разбор.
IV этап Работа по группам.
Своим богатым арсеналом средств поэтической выразительности Цветаева пользовалась всегда по-разному. Если, например, в одном стихотворении очень много средств художественной выразительности, страсти и энергии, чувств, переживаний, то в другом - средств выразительности мало, она экономит слова, слова лаконичны. Примером такого стихотворения является вот это превосходное стихотворение «Красной кистью»,в котором нет ни одного лишнего слова, а все только самые необходимые, и каждое слово забито как гвоздь - по самую шляпку.
Задания:
1группа - 1строфа: сделайте синтаксический разбор, назовите средства художественной выразительности.
2группа - 2строфа: О чём говорится в этой строфе? Какая стилистическая фигура использована здесь?
В этой строфе Цветаева обращается к религии. День был субботний-день рождения Цветаевой-26 сентября (8октября по новому стилю)1892года, по церковному календарю это день апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Стилистическая фигура-перифраза (День был субботний; Иоанн Богослов.)
3группа -3строфа: найдите односоставные предложения, сделайте синтаксический разбор.
V этап. Ребята, вам всем знакомо стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» Вряд ли найдётся человек, который не слышал бы этих удивительных строк:
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не поплывёт под нашими ногами.
Как свежо и совершенно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915году и обращены стихи будущему мужу сестры, Анастасии Ивановны Цветаевой Михаилу Минцу.
В фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром»на эти слова Цветаевой звучал романс М.Таривердиева «Мне нравится» А сейчас давайте послушаем этот романс в исполнении Гульнары.
Вопросы всему классу:
1.Какие синтаксические конструкции использовал автор?
СПП с придаточными изъяснительными.
2.Выпишите первые две строки и разберите по членам предложения
СПП = главное-односоставное, глагольное, безличное; придаточное-двусоставное.
3.Какое средство выразительности использовал поэт?
Анафору(повторение отдельных слов в начале предложения)
Мне нравится….
Мне нравится….
VI этап. Анализируем ещё одно стихотворение «Молодость»
(Одна ученица читает под музыку)
Молодость моя! Моя чужая
Молодость! Мой сапожок непарный!
Воспалённые глаза сужая;
Так листок срывают календарный.
Ничего из всей твоей добычи
Не взяла задумчивая Муза
Молодость моя! - Назад не кличу.
Ты была мне ношей и обузой.
Ты в ночи начесывала гребнем,
Ты в ночи оттачивала стрелы.
Щедростью твоей давясь, как щебнем,
За чужие я грехи терпела.
Скипетр тебе вернув до сроку-
Что уже душе до яств и брашна?-
Молодость моя! Моя морока-
Молодость! Мой лоскуток кумашный!
Задания:
1группа -1строфа : найти средства выразительности и односоставные предложения, определить их типы.
Односоставные предложения: назывные и неопределённо-личное;
Средства выразительности: эпитеты и метафора.
2группа -2строфа: найти односоставные предложения, определить их типы.
Односоставные предложения : назывное и определённо-личное.
3группа -4строфа : произвести лексический разбор слова-морока-; найти односоставные предложения(назывные)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение о своих впечатлениях от стихов Цветаевой, используя односоставные предложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.