Урок в 8 классе. тема: Односоставные предложения в стихотворениях М.Цветаевой
Оценка 4.8

Урок в 8 классе. тема: Односоставные предложения в стихотворениях М.Цветаевой

Оценка 4.8
doc
27.05.2021
Урок в 8 классе. тема: Односоставные предложения в стихотворениях М.Цветаевой
Односоставные предложения в стих.Цветаевой.doc

 

                                                     

                                  

                           

 

Односоставные предложения в стихотворениях М.Цветаевой.

 

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Цель: Углубить понятие об односоставных предложениях, отработать навык нахождения односоставных предложений в стихотворной речи, поработать над выразительностью речи, техникой чтения, развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать; пробудить интерес к творчеству Цветаевой.

Сообщение темы и задач урока.

Этапы работы

1этап «Мозговой штурм»

Записываем на доске и в тетради отрывок из «Поэмы конца», находим в каждом предложении грамматическую основу и подчёркиваем.

  

Частой гривою

Дождь в глаза.- Холмы.

Миновали пригород.

За городом мы….

 

Поле. Изгородь.

Брат стоим с сестрой.

Жизнь есть пригород.

За городом строй.

 

II этап «Ассоциативное мышление»

Какие ассоциации возникают у вас в связи с терминами «односоставное» и «двусоставное» предложение?

(1грамматическая основа, 2грамматические основы, состав подлежащего, состав сказуемого)

 

III этап Составление кластера.

На основе ответов учащихся составляем кластер.

Делаем вывод.

Вернёмся к стихотворению «Поэма конца» и делаем полный синтаксический разбор.

 

IV этап Работа по группам.

Своим богатым арсеналом средств поэтической выразительности Цветаева пользовалась всегда по-разному. Если, например, в одном стихотворении очень много средств художественной выразительности, страсти и энергии, чувств, переживаний, то в другом - средств выразительности мало, она экономит слова, слова лаконичны. Примером такого стихотворения является вот это превосходное стихотворение «Красной кистью»,в котором нет ни одного лишнего слова, а все только самые необходимые, и каждое слово забито как гвоздь - по самую шляпку.

 

Задания:

1группа - 1строфа: сделайте синтаксический разбор, назовите средства художественной выразительности.

2группа - 2строфа: О чём говорится в этой строфе? Какая стилистическая фигура использована здесь?

В этой строфе Цветаева обращается к религии. День был субботний-день рождения Цветаевой-26 сентября (8октября по новому стилю)1892года, по церковному календарю это день апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Стилистическая фигура-перифраза (День был субботний; Иоанн Богослов.)

3группа -3строфа: найдите односоставные предложения, сделайте синтаксический разбор.

 

V этап. Ребята, вам всем знакомо стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» Вряд ли найдётся человек, который не слышал бы этих удивительных строк:

 

Мне нравится, что Вы больны не мной,

                                 Мне нравится, что я больна не вами,

                                 Что никогда тяжёлый шар земной

                                 Не поплывёт под нашими ногами.

 

Как свежо и совершенно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915году и обращены стихи будущему мужу сестры, Анастасии Ивановны Цветаевой Михаилу Минцу.

В фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром»на эти слова Цветаевой звучал романс М.Таривердиева «Мне нравится» А сейчас давайте послушаем этот романс в исполнении Гульнары.

 

Вопросы всему классу:

1.Какие синтаксические конструкции использовал автор?

СПП с придаточными изъяснительными.

2.Выпишите первые две строки и разберите по членам предложения

СПП = главное-односоставное, глагольное, безличное; придаточное-двусоставное.

3.Какое средство выразительности использовал поэт?

Анафору(повторение отдельных слов в начале предложения)

Мне нравится….

Мне нравится….

 

VI этап. Анализируем ещё одно стихотворение «Молодость»

(Одна ученица читает под музыку)

 

Молодость моя! Моя чужая

Молодость! Мой сапожок непарный!

Воспалённые глаза сужая;

Так листок срывают календарный.

 

Ничего из всей твоей добычи

Не взяла задумчивая Муза

Молодость моя! - Назад не кличу.

Ты была мне ношей и обузой.

 

Ты в ночи начесывала гребнем,

Ты в ночи оттачивала стрелы.

Щедростью твоей давясь, как щебнем,

За чужие я грехи терпела.

 

Скипетр тебе вернув до сроку-

Что уже душе до яств и брашна?-

Молодость моя! Моя морока-

Молодость! Мой лоскуток кумашный!

 

Задания:

1группа -1строфа : найти средства выразительности и односоставные предложения, определить их типы.

Односоставные предложения: назывные и неопределённо-личное;

Средства выразительности: эпитеты и метафора.

2группа -2строфа: найти односоставные предложения, определить их типы.

Односоставные предложения : назывное и определённо-личное.

3группа -4строфа : произвести лексический разбор слова-морока-; найти односоставные предложения(назывные)

 

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение о своих впечатлениях от стихов Цветаевой, используя односоставные предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Односоставные предложения в стихотворениях

Односоставные предложения в стихотворениях

Примером такого стихотворения является вот это превосходное стихотворение «Красной кистью»,в котором нет ни одного лишнего слова, а все только самые необходимые, и каждое слово забито…

Примером такого стихотворения является вот это превосходное стихотворение «Красной кистью»,в котором нет ни одного лишнего слова, а все только самые необходимые, и каждое слово забито…

VI этап . Анализируем ещё одно стихотворение «Молодость» (Одна ученица читает под музыку)

VI этап . Анализируем ещё одно стихотворение «Молодость» (Одна ученица читает под музыку)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021