Урок "Весна"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Художники стремятся показать красоту родного края. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака. Настоящий художник умеет почувствовать, понять и передать в своих работах настроение природы.
Иконка файла материала Урок изо Весна.docx

Тема:  «Весна »

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Совершенствование навыков рисования линейного рисунка на заданную тему.

Задачи урока:

1.     Выполнить линейный рисунок о весне по памяти на основе наблюдений. Рассмотреть репродукции картин И.И. Левитана «Март», А. К. Саврасова  «Грачи прилетели».

2.     Развивать зрительную память, совершенствовать умения размещать изображения предметов на листе бумаги с учетом их положения в пространстве (ближе, дальше), способствовать развитию творческого воображения, развивать мелкую моторику.

3.     Воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие родной природы.

Оборудование и наглядные пособия:

- Репродукции картин: И.И. Левитан «Март», А.К. Саврасов  «Грачи прилетели»;

- картинная плоскость с изображением неба и земли, линией горизонта, силуэты деревьев, домов, облаков различной величины;

- ребус «Весна пришла»;

- учебное пособие «Перспектива»;

- варианты композиций рисунков о весне, эскизы деревьев;

- магнитофон;

- мультимедийный комплекс.

Словарная работа:

Линия горизонта, линейная перспектива, воздушная перспектива, реставратор, эскиз.

План урока.

I Подготовительная часть:

1.     Организационный этап.

2.     Сообщение темы урока.

3.     Вводная беседа.

4.     Релаксация.

II Основная часть:

1.     Изучение законов перспективы.

2.     Дидактическая игра «Составь пейзаж».

3.     Релаксация.

4.     Выбор сюжета. Последовательность построения композиции.

5.     Самостоятельная работа.

III Заключительная часть:

1.     Обобщение работы класса.

2.     Анализ детских работ.

3.     Организационное окончание урока.

 

Содержание и ход урока.

I Подготовительная  часть.

1.     Организационный этап.

Цель: настрой на работу, мобилизация внимания.

● взаимное приветствие;

●проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

Цель: коррекция наглядно-образного мышления, расширение представлений об окружающем мире.

Ребус «Весна пришла».

Задание: Ребята, отгадайте загадки о растениях, птицах, природных явлениях. Из первых букв ответов составлена тема нашего урока.

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

(Ветер)

Какая девица сама не мастерица,

Иголки собирает, раз в году королевой бывает?

(Ель)

Красная девица по небу ходит, на всех глядит,

А на себя глядеть не велит.

(Солнце)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий!

(Небо)

Крупная птица, часто селится на крышах домов.

(Аист)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(Подснежник)

Цветное коромысло над рекой повисло.

(Радуга)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А чем она грустит, никому не говорит.

(Ива)

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…

(Шишек)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

Назовите второй месяц весны.

(Апрель)

Ответы на загадки пишутся на доске. Прочтите, что получилось:

В-Е-С-Н-А   П-Р-И-Ш-Л-А

Наша задача: выполнить линейный рисунок на тему «Весна пришла» и рассмотреть репродукции картин о весне.

3.Вводная беседа.

Цель: Развитие образного мышления, зрительного восприятия.

Весна! Каждое время года красиво по-своему. Художники стремятся показать красоту родного края. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака. Настоящий художник умеет почувствовать, понять и передать в своих работах настроение природы.

Вопрос: Как называется картина, на которой изображена природа?

Ответ: Пейзаж.

Словарь: пейзаж.

Светит весеннее, теплое солнышко, и согревает все вокруг (к доске прикрепляется солнце с лучами). Яркие солнечные лучи успевают заглянуть всюду, согреть всё вокруг. Давайте и мы вместе с солнечным лучиком отправимся в путешествие.

4.     Релаксация.

Ярко светит солнце. Закройте глаза, поднимите руки вверх, потянитесь к солнцу. Дует легкий ветерок, качает вас из стороны в сторону, опустите голову вниз, плавно поверните вправо, влево, опустите вниз. Откройте глаза, поднимите голову, посмотрите вперед. Солнечный лучик приглашает нас в музей. А в музее нас встречает экскурсовод.

Один  из обучающихся  заранее подготовил материал и  рассказывает:

«Перед нами картина И. Левитана «Март». На картине изображено начало весны. Природа погружена еще в тишину, солнечные лучи согревают землю, деревья, воздух. Снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. Тени на снегу голубые-голубые. На деревьях еще нет листьев, среди веток заметен скворечник. У крыльца дома стоит задремавшая в тишине лошадь. И все вокруг залито солнцем!»

Ребята, это у нас репродукция картины, а сама картина И.И. Левитана  «Март» находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Подул легкий весенний ветерок, облако закрыло солнце, возвращаемся домой.

II Основная часть.

1.     Закрепление знаний о перспективе.

Цель: Развитие пространственных представлений и ориентации на плоскости.

В рисовании пейзажа есть два основных закона. Это закон линейной перспективы и воздушной перспективы.

Словарь: линейная перспектива, воздушная перспектива.

В переводе с латинского языка «перспектива» означает «ясно вижу». (вывешивается учебное пособие «Перспектива»)

Ребята, посмотрите внимательно, мы видим, что удаленные предметы (дома, деревья) кажутся маленькими, а ближние – большими, дорога, уходящая вдаль,  становится точкой. На картинах художник изображает передний план, средний план и дальний план. Планы помогают  передавать расстояния.

Чем дальше предмет, тем он … Ребята, помогайте…меньше, чем ближе -… Ребята, помогайте… больше. Этот закон называется линейной перспективой. Чтобы пейзаж на листе бумаге не выглядел плоским, а передавал пространство, воздух, используют закон воздушной перспективы, о нем мы узнаем больше на следующем уроке, когда будем выполнять пейзаж в цвете.

2.     Дидактическая игра «Составь пейзаж».

Цель: Закрепление знания о линейной перспективе, линии горизонта; развитие мелкой и крупной моторики рук.

А сейчас разделите лист бумаги на две части. Это будет небо и земля. Как называется линия, которая разделяет небо и землю?

Ответ: линия горизонта.

Вопрос: Скажите, линия горизонта всегда проходит по середине листа?

Ответ: Нет.

Расположение линии горизонта зависит от замысла художника.

У каждого обучающегося на столе лежит лист с линией горизонта, силуэты домов, деревьев, облаков различной величины.

Задание: составьте пейзаж, соблюдая законы линейной перспективы. Начинайте с первого плана, затем выполняйте средний, а потом – дальний план.

У доски обучающийся выполняет задание, а остальные дети на местах.

Анализ выполнения задания.

3.     Релаксация.

Весенняя погода переменчива. Подул ветер (дети дуют вверх) и разогнал облака (дети поднимают руки вверх и машут ими), выглянуло солнце, ветер стих (дети опускают руки). Знакомый лучик приглашает нас в музей. Весна вдохновляет многих художников, поэтов на творения. Мы сейчас просмотрим презентацию «Весна в живописи».

Просмотр презентации под музыку.

После демонстрационных залов музея давайте заглянем в мастерскую реставратора.

Вопрос: Чем занимается реставратор?

Словарь: реставратор.

Ответ: Реставратор восстанавливает картины, сохраняет их такими, как задумал автор.

 

Упражнение « Реставрация картины».

Пред нами картина, давайте поможем восстановить изображение, и назовем автора.

Задание: открыть закрытые участки картины.

Вопрос: Как называется картина? Кто автор?

Ответ: Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели». Это репродукция, а картина находится в Третьяковской галерее.

 

4.     Выбор сюжета. Определение последовательности построения композиции.

Цель: Развитие умения планировать свою деятельность.

Рисование пейзажа начинается с выбора уголка природы, сюжета. Рисуют пейзаж обычно с натуры. Но есть еще один способ: на основе предварительных наблюдений и зарисовок. В реставрационной мастерской есть несколько зарисовок, эскизов.

Словарь: эскиз.

Демонстрация эскизов.

Посмотрите на эскизы, вспомните свои наблюдения.

Последовательность построения композиции:

- Выбор сюжета.

- Проведите  линию горизонта, разделите  плоскость на две части – небо и землю.

- Наметьте  тонкими линиями передний план.

- Наметьте  средний и дальний план.

- Уточните сюжет, прорисуйте  детали.

5. Самостоятельная работа.

Цель: Выполнение линейного рисунка. Развитие творческого воображения, пространственных представлений, мелкой моторики.

Прислушайтесь к звукам весны (звучит музыка «Сверкающая пора весны»).

Приступайте к работе.

Индивидуальная работа учителя с детьми.

III Заключительная часть.

Цель: Обобщение деятельности обучающихся, оценка выполненного задания.

1.     Обобщение работы класса.

Заканчивается наше путешествие с солнечным лучом, подул свежий весенний ветерок, возвращаемся домой. Давайте посмотрим ваши работы.

Обучающиеся выходят и прикрепляют свои работы к доске.

2.     Анализ работ.

Выставление оценок за рисунок и работу в классе.

3.     Организационное окончание урока.