Урок виды русских народных сказок
Оценка 4.9

Урок виды русских народных сказок

Оценка 4.9
docx
13.09.2021
Урок виды русских народных сказок
17.03.2021 урок русские народные сказки.docx

МБУК г. Шахты «ЦБС»

ЦГДБ им. Н. К. Крупской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

Русские народные сказки:

особенности жанра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главный библиограф

Доронина Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

Урок Русские народные сказки:

 

 

Цель:  вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих  способностей, формированию классного коллектива; развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

 

 

Оборудование: мультимедиа проектор;

 

 

Ход мероприятия:   

 

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

 

Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего урока

 

 

  Вступительное слово:

 

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

 

 

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

 

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

 

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

 

 

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

 

 

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.    Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например, своей дочери или сыну, а те, когда выросли рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

 

 

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

 

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

 

В сказке может всё случиться:

Что-то ждёт нас впереди?

Слышишь? Сказка в дверь стучится,

Скажем сказке: “Заходи”.

 

Что такое сказка?

 

Вот как дается объяснение  слова сказка в словаре русского языка.

 

 

Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил.

 

 

 

             Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация Особенности сказки:

Слайд 1 До XVII века вместо слова  «сказка» употребляли термин "байка" или "басень", от слова "бать", "рассказывать". Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше.

Слайд 2 Общепринятое определение в современной науке:

 

Сказка — вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Слайд 3   На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

Слайд 4 Герои сказок: мужчины

  Иван-царевич, Иван-дурак, Иван – крестьянский сын.

 – Бесстрашные, добрые и благородные герои, которые побеждают всех врагов, помогают слабым и завоевывают себе счастье.

Слайд 5 Герои сказок: женщины Красивые, добрые и умные, трудолюбивые.

         Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна, Синеглазка, Марья-искусница.

Слайд 6 Герои сказок: воплощения зла Кошей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

         Они являются самыми древними персонажами чаще живут в лесах, заброшенных замках и т.д.

Нельзя характеризовать их как абсолютное зло, т.к. нередко они помогают другим и т.д.

Слайд 7 Особенность народной жизни – соборность. Труд не повинность, а праздник. Поэтому единство дела, мысли, чувства противостоит эгоизму, жадности.

      Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились …»

Слайд 8 Основные ценности народа:

     Доброта, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать за другого жизнь;

     Страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов;

     Победа силы духовной над силой физической.

Слайд 9 Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения.

      Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого.

     Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Слайд 10 Образы сказок прозрачны и противоречивы (победы героя-дурачка).

    Но это противоречие преодолевается, если рассматривать его простоту, как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть.

     Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться волшебству, ведь только тогда власть чудесного возможна.

Слайд 11 В русских сказках часто встречаются:

повторяющиеся определения (добрый конь, серый волк, красна девица, добрый молодец и т.д.);

     Усеченные формы кратких прилагательных и глаголов (буйну голову, хвать вместо схватил т.д.);

     Часто определение ставится после определяемого слова (сыновья мои милые, красавица писаная и т.д.)

Слайд 12 Издавна сказки были близки и понятны народу Фантастика в них переплетается с реальностью. Живя в нужде люди мечтали о коврах-самолетах, дворцах, скатертях-самобранках. И всегда здесь торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

 

Презентация «Сказка»

А СЕЙЧАС МЫ НАЧИНАЕМ ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

 

Для этого разделимся на 2 команды. Дайте название вашей команде. За каждый правильный ответ вы будите получать жетон. Какая команда больше наберёт жетонов, та и победит.

 

 

Сказка, сказка, прибаутка,

 

Рассказать ее не шутка.

 

Чтобы сказочка сначала

 

Словно реченька журчала,

 

Чтоб к концу и стар и мал

 

От нее не задремал.

 

 

В корзине у меня сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Ответьте мне, чьи эти вещи.

 

кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);

 

зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”);

 

золотое яйцо (“Курочка Ряба”);

 

жар-птицу (“Жар-птица и Василиса-царевна”);

 

лягушка(“Царевна-лягушка”);

 

бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);

 

К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Давайте посмотрим.

 

1.

 

 

Кто-то за кого-то

 

Ухватился цепко:

 

Ох, никак не вытянуть!

 

Ох – засело крепко.

 

Но еще помощники скоро прибегут…

 

Победит упрямицу дружный общий труд!

 

Кто засел так крепко?

 

Может это… (репка). 

 

 

2.

 

 

Перед волком не дрожал,

 

От медведя убежал,

 

А лисице на зубок

 

Все ж попался… (колобок).

 

 

 

3.

 

 

Возле леса, на опушке,

 

Трое их живет в избушке.

 

Там три стула и три кружки,

 

Три кроватки три подушки.

 

Угадайте без подсказки,

 

Кто герои этой сказки? (три медведя).

 

 

 

 

4. Очень расстроена.

 

Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”).

 

 

6. Все закончилось благополучно,

 

Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”).

 

 

 

 

Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

 

1.Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

 

- Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем.(«Кот, петух и лиса»)

 

 

2.   На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

 

- Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.

 

- Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки.  (Мужик и медведь)

 

 

3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

 

- Съешь моего лесного яблочка,- скажу.

 

- У моего батюшки и садовые не едятся.(Гуси-лебеди)

 

 

4.  – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

 

-Спи, глазок, спи, другой!

 

Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала.(Хаврошечка)

 

 

 

В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

 

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

 

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

 

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

 

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

 

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

 

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

 

«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

 

«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

 

 Задание – продолжи сказку

 

Внимательно послушайте отрывок из сказки и продолжите её

 

 

1.  …Бежит лиса, а навстречу ей волк.

 

– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!

 

– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

 

 

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

 

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

 

– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

 

 

3. …Подошли к избушке – петух и запел:

 

– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

 

– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

 

 

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

 

– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

 

 

Задание – «Собери пословицы»

 

Детям выдаются карточки следующего содержания.

 

 

За добро добром платят.

 

 

Под лежачий камень вода не течёт.

 

 

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

 

 

 

 Задание – Восстановить последовательность событий в сказках

 

Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий.

 

 

 

 

 «Лиса и заяц».

 

4 Зайчик встретился с медведем.

 

6 Петушок выгнал лису.

 

1 У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

 

3 Зайчик встретился с собакой.

 

2 Лиса выгнала зайца.

 

7 Зайчик живёт с петушком.

 

5 Зайчик встретил  петушка.

 

 

 

 «Гуси-лебеди».

 

5 Машенька встретилась с речкой.

 

6 Девочка в избушке бабы-яги.

 

8 Сестрица приводит братца домой.

 

3 Девочка встретилась с печкой.

 

1 Гуси-лебеди унесли Иванушку.

 

7 Мышка помогает Машеньке.

 

4 Девочка встретилась с яблоней.

 

2 Машенька бросилась догонять гусей.

 

 

8.  Кому принадлежат эти слова из сказки?

 

 

"Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка")

 

 

"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко)

 

 

"Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка)

 

 

"Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга)

 

 

"Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой". (Иван-дурак)

 

 

"Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса).

 

 

"Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы". (Петушок)

 

 

"Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла". (Волк).

 

 

"Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке". (Маша)

 

 

2Нам не страшен серый волк,

 

   Серый волк, серый волк!

 

   Где ты ходишь, глупый волк,

 

   Старый волк, страшный волк! (Три поросенка)

 

 

 

 

Плывут угрюмые века,

 

Плывут, как в небе облака.

 

Спешат, бегут за годом год,

 

А сказка – на тебе! – живет!

 

 

 

Она живет в любом дому

 

И странствует по странам. А почему?

 

Да потому, что без нее нельзя нам!

 

 

Подведение итогов жюри.

 

 

       Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)

 

А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

 

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

 

 

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.  Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Русская народная сказка «Три медведя»

 

 

Три медведя — народная сказка с английскими корнями, знакомая каждая ребёнку с детства. В ней говорится о приключениях девочки, которая пошла в лес, заблудилась и набрела на дом трёх медведей. История показывает, что в чужом жилище нужно с уважением к заведённому в нём порядку, не брать чужие вещи без спроса и тем более не ломать их. Сказка также говорит о том, что уходить без взрослых маленьким детям не стоит — в пути с ними может случиться беда, а найти дорогу домой иногда непросто.

 

 

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

 

 

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

 

 

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

 

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

 

 

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо.

 

 

Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

 

Стульчик проломился, и она упала на пол.

 

 

Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровнина; третья маленькая — Мишенькина.

 

Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

 

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

 

 

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

 

— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

 

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:

 

— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

 

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

 

— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

 

Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

 

— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

 

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

 

— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

 

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

 

— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

 

Сказка Три медведя - картинка 8

 

Медведи пришли в другую горницу.

 

— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.

 

— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

 

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

 

— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

 

Сказка Три медведя - картинка 9

 

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

 

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

 

Он хотел ее укусить.

 

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Викторина «Сказки эти мне знакомы»

 

 

ЦЕЛИ: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных

 

сказках;

 

воспитывать любовь к традициям своего народа, стремление

 

совершать добрые дела.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки – герои сказок, иллюстрации русских народных сказок, выставка книг, телевизор, ДВД, аудиомагнитофон.

 

 

 

ХОД УРОКА.

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

 

3.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

 

- Ребята, вы любите сказки?

 

-А какие сказки вы любите?

 

- Когда вы были малышами, ваши мамы и папы рассказывали вам маленькие сказки, которые вы очень полюбили и научились рассказывать их сами. Это русские народные сказки.

 

- Почему они так называются?

 

- Да, их придумал народ. Русские народные сказки – это достояние России, это наша история, это наши традиции. Мы должны их хорошо знать.

 

Н. А. Некрасов – великий русский писатель сказал: «…Русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости».

 

- А сейчас, дорогие ребята, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идет речь.

 

 

 

4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

 

 

 

КОНКУРС: « Угадай сказку».

 

О чем то скрипит половица,

 

И спице опять не спится,

 

Присев на кровати подушки

 

Уже навострили ушки.

 

 

 

И сразу меняются лица,

 

Меняются звуки и краски…

 

Тихонько скрипит половица,

 

По комнате ходит сказка.

 

 

 

 

 

Кто–то за кого-то ухватился цепко,

 

Ох, никак не вытянуть,

 

Ох, засела крепко.

 

Но ещё помощники скоро прибегут.

 

Победит упрямицу дружный общий труд

 

Дедки, бабки, внучки, кошки и мышки. «Репка».

 

 

 

 

 

Колотил да колотил

 

По тарелкам носом,

 

Ничего не проглотил

 

И остался с носом. « Лиса и журавль».

 

 

 

 

 

А дорога далека,

 

А корзинка нелегка,

 

Сесть бы на пенек,

 

Съесть бы пирожок. «Маша и медведь».

 

 

 

 

 

Ах, ты, Петя- простота,

 

Оплошал немножко,

 

Не послушался кота

 

Выглянул в окошко. « Петушок – золотой гребешок».

 

 

 

 

 

Нет ни речки ни пруда,

 

Где воды напиться,

 

Очень вкусная вода

 

В яме от копытца. « Сестрица Алёнушка и братец

 

Иванушка».

 

 

 

 

 

Красна девица грустна,

 

Ей не нравится весна,

 

Ей на солнце тяжко,

 

Слёзы льёт бедняжка. « Снегурочка».

 

 

 

 

 

Парень слез с любимой печки,

 

За водой поплёлся к речке.

 

Щуку в проруби поймал

 

И с тех пор забот не знал. « По щучьему велению».

 

 

 

 

 

То не золото сверкает,

 

То не солнышко сияет,

 

Это сказочная птица

 

В сад на яблоню садится. « Иван Царевич и Серый Волк».

 

 

 

 

 

На кочке болотной

 

Невестушка ждёт.

 

Когда же за нею

 

Царевич придёт. «Царевна – лягушка».

 

 

 

 

 

КОНКУРС: « Послушай и узнай».

 

 

 

Аудиозаписи отрывков из сказок:

 

« Крошечка Ховрошечка»,

 

« Иван Царевич и Серый Волк».

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС: « Песенка сказочного героя».

 

 

 

- Я вам показываю игрушку – героя сказки, а вы называете его, сказку и рассказываете или поёте песенку, которую он пел.

 

 

 

«Колобок» - Колобок, песенка.

 

« Волк и семеро козлят» - коза, песенка.

 

« Маша и медведь» - песенка.

 

« Петушок – золотой гребешок» - лиса, песенка.

 

«Кот, петух и дрозд» - петух, песенка.

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС: « Узнай по иллюстрации».

 

 

 

На доске иллюстрации. По ним надо узнать сказки:

 

« Колобок»,

 

« У страха глаза велики»,

 

« Теремок»,

 

« Маша и медведь»,

 

« Заячья избушка»,

 

« Курочка Ряба»,

 

« Волк и семеро козлят»,

 

« Зимовье зверей»,

 

« Кот, лиса и петух»,

 

« Петух и собака».

 

 

 

 

 

КОНКУРС: « Посмотрю – узнаю».

 

Дети смотрят видеозаписи отрывков из сказок и узнают сказки:

 

« Морозко»,

 

« Три медведя»,

 

« Гуси – лебеди».

 

 

 

 

 

КОНКУРС: « Сказочный переполох».

 

Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Ховрошечкой, Кощей – Ясным Соколом. Не должно беспорядка в сказках быть.

 

Царевна Ховрошечка

 

Иван Царевич Бессмертный

 

Крошечка Лягушка

 

Финист Серый Волк

 

Марья Моревна

 

Кощей Ясный Сокол

 

 

 

 

 

5. ИТОГОВАЯ БЕСЕДА.

 

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете русские народные сказки.

 

- Вам понравился урок?

 

- Чем?

 

- Почему надо знать сказки своего народа?

 

- Чему учат сказки?

 

 

 

 

 

Ю. Мориц

 

Сказка по лесу идёт –

 

Сказку за руку ведёт,

 

Из реки выходит сказка,

 

Из трамвая! Из ворот!

 

Это что за хоровод?

 

Это сказок хоровод!

 

Сказка – умница и прелесть

 

С нами рядышком идёт

 

Чтобы,

 

Чтобы,

 

Чтобы снова

 

Добрый злого победил!

 

Чтобы добрый,

 

Чтобы злого

 

Стать хорошим убедил!

 

В сказке солнышко горит,

 

Справедливость в ней царит!

 

Сказка- умница и прелесть!

 

Ей повсюду путь открыт!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -Москва: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

 

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Резник Н.М. Как слово зародилось…// Читаем, учимся, играем. 2003. -№1.-

С.14-15

 

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

 

5. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. - Ленинград: Наука, 1974. - 255 с.

 

6. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3-х тт. Серия: Лит. памятники. - Москва: Наука, 1984-1985

 

7. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - Москва: Лабиринт, 1998. - 345 с.

3.     


 

МБУК г. Шахты «ЦБС» ЦГДБ им

МБУК г. Шахты «ЦБС» ЦГДБ им

Урок Русские народные сказки:

Урок Русские народные сказки:

В сказках совершаются самые невероятные чудеса

В сказках совершаются самые невероятные чудеса

Презентация Особенности сказки:

Презентация Особенности сказки:

Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться волшебству, ведь только тогда власть чудесного возможна

Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться волшебству, ведь только тогда власть чудесного возможна

Царевна-лягушка”); бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);

Царевна-лягушка”); бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);

Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки,

Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки,

У моего батюшки и садовые не едятся

У моего батюшки и садовые не едятся

Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует,

Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует,

Лиса и заяц». 4 Зайчик встретился с медведем

Лиса и заяц». 4 Зайчик встретился с медведем

Не пей, братец, козленочком станешь"

Не пей, братец, козленочком станешь"

Она живет в любом дому И странствует по странам

Она живет в любом дому И странствует по странам

Приложение № 1 Русская народная сказка «Три медведя»

Приложение № 1 Русская народная сказка «Три медведя»

Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу

Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: —

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: —

Приложение 2 Викторина «Сказки эти мне знакомы»

Приложение 2 Викторина «Сказки эти мне знакомы»

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. КОНКУРС: «

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. КОНКУРС: «

По тарелкам носом, Ничего не проглотил

По тарелкам носом, Ничего не проглотил

Красна девица грустна, Ей не нравится весна,

Красна девица грустна, Ей не нравится весна,

КОНКУРС: « Послушай и узнай».

КОНКУРС: « Послушай и узнай».

КОНКУРС: « Узнай по иллюстрации»

КОНКУРС: « Узнай по иллюстрации»

Перепутались названия сказок.

Перепутались названия сказок.

Это сказок хоровод! Сказка – умница и прелесть

Это сказок хоровод! Сказка – умница и прелесть

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1
Скачать файл