Урок внеклассного чтения «Предупреждение писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».
Оценка 4.6

Урок внеклассного чтения «Предупреждение писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Оценка 4.6
doc
03.12.2019
Урок внеклассного чтения «Предупреждение  писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».
Урок внеклассного чтения «Предупреждение писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»..doc

Урок внеклассного чтения «Предупреждение  писателя»                                                                                 по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Цели:                                                                                                                                         Образовательная (предметный результат):

углубить и расширить знания учащихся  о творчестве Л.Н.Толстого;

способствовать формированию понятий "мюридизм", "имамат", "газават (джихад)"; учить анализу прозаического произведения, аргументированному выводу, подтверждённому цитатами из текста.

Развивающая (метапредметный результат):

продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом; развивать навыки устной речи учащихся.

Воспитательная (личностный результат):

воспитывать  чувство терпимости, уважения к другим народам, культурам, религиям и традициям; на примере судеб героев повести «Хаджи-Мурат» показать «чудовищную нелепицу войны»; учить учащихся извлекать из классических произведений ответы на современные вопросы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мотивация и целеполагание.

Слайд 1 (Приложение 1)                                                                                                                                                     Учитель: Сегодня у нас с вами урок внеклассного чтения по повести Л.Н.Толстого “Хаджи - Мурат”. Мы познакомимся ещё с одним произведением из художественного наследия писателя. Эта повесть рассказывает о событиях на Кавказе в конце XIX века. Анализируя её, мы  должны будем выяснить, что хотел сказать ею писатель, о чём хотел предупредить тех, кто будет её читать?                                                                                                       Тема нашего урока: “Предупреждение писателя”.

Слайд 2                                                                                                                                                                   Эпиграфом к нашему уроку я выбрала эти строки:

Что человек без гордости?
Гора без высоты,
Цветок без аромата,
Без влаги русло.
Но если гордость попадает в гордость
И горло схвачено за горло,
То не нужна мне высота,
И аромат не нужен,
И русло пусть усохнет,
Ибо горло, то и другое,
Принадлежит человеку!
О гордость! Не коснись в полёте
Гордости соседней,
Иначе рухнете на землю вместе
И взорвётесь…

А.Ткаченко “Крик”.

- А вот почему я остановилась именно на них, вы мне ответите в конце урока.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: В центре повести «Хаджи-Мурат» лежат события Кавказской войны, год 1851 точно указан автором. Прежде чем перейти к анализу повести, давайте познакомимся  с  исторической обстановкой на Кавказе в конце  XIX века.

1. Выступление учащегося об истории войны на Кавказе:                                                                              Слайд 3

          Война на Кавказе длилась  более 45 лет. Она началась, когда император Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с легендарным Ермоловым.  Она продолжалась, и когда декабристы готовили государственный переворот, и когда Николай I отправил часть заговорщиков в "теплую Сибирь" - в действующую Кавказскую армию. Вернуться с  Кавказской войны  было столь же  трудно, как и с далёких Сибирских рудников.

     Многие народы Кавказа признали власть русского царя. Но как только  царская администрация  попыталась навязать горцам российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство.

     Сопротивление горцев вначале носило характер партизанской войны, но постепенно перешло к организованным выступлениям. В 1819 году почти все  местные правители Дагестана объединились в борьбе с несправедливостью  и своеволием ряда русских генералов. В 1824 году в Чечне поднял восстание  Бейбулат  Таймазов, служивший прежде в царской армии. Именно с этого момента борьба  кавказских народов приобрела отчётливое  религиозно - идеологическое направление, получившее название «мюридизм».

      В 1834 году в Дагестане и Чечне было создано мюридное государство – имамат – под предводительством Шамиля.

Слайд 4

2. Словарная работа.

Мюрид – мусульманин, посвятивший  себя духовному совершенствованию. При этом  одним из главных путей такого совершенствования  считается участие в священной  войне против «неверных».

Газават - идея  священной войны, главная  в политическом движении мюридизма.

Имамат – мюридное государство под предводительством Шамиля.

Наиб – уполномоченный Шамиля.

Слайд 5

3. История создания  повести «Хаджи-Мурат».

Учитель: Повесть «Хаджи-Мурат» открывается чудесным описанием поля в середине лета, да и вся она овеяна поэзией природы. Л.Н.Толстой поёт гимн силам природы и одновременно прославляет энергию и силу жизни человека. Только люди, живущие вместе с природой, естественные и простые, вызывали у него симпатию – отсюда поэтизация русских мужиков, солдат, горцев. Идеал подлинной жизни – в труде, в общении с природой, в простоте и естественности проявления своих чувств.

Выступление ученика:

        Хаджи-Мурат – главный герой повести Л.Н.Толстого – знаменитый храбрый наиб Шамиля. Л.Н.Толстой в молодости сам бывал на Кавказе, участвовал в набеге на чеченский аул. Самого Хаджи-Мурата  он не видел,  но что же подсказало Толстому начать работу над повестью?

Слайд 6

      Читаем в его дневниковой записи от 19 июля 1896 года:                                                                                                “Вчера иду по  черноземному пару. Пока глаз окинет – ничего кроме черной земли – ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), три отростка: один сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив и в серединке краснеется.– Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее”.
        Эта запись и легла в основу пролога к повести, дала начало повести «Хаджи-Мурат».

IV. Новая тема. Работа с текстом повести «Хаджи - Мурат».

Слайд 7

1. Выразительное чтение  отрывка подготовленным учеником: «Я набрал большой букет разных цветов… как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».

2. Анализ текста.

            • На чём акцентирует внимание писатель, описывая  цветок? Как писатель передаёт характер цветка? («стебель кололся»), отношение к окружающему:

(«он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета»).

            • Почему, глядя на это репей, вспомнил писатель историю Хаджи - Мурата?

     (Национальный характер горцев: никогда не теряют мужества, надежды,  не страшатся трудностей, не останавливаются перед жертвами, перед  потерей собственной жизни.)

Учитель:  В повести, действительно, нет авторской морали и прямых оценок.  Но тон, заданный в самом начале, будет звучать на протяжении всей истории.

Слайд 8

             • Каким перед нами предстаёт Хаджи – Мурат? (Дети зачитывают строчки из повести):

 (гл.1. – “Это был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля”, “быстрые  чёрные глаза”, “слегка прихрамывал”;
 гл.5. – “на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе, в  отделанном золотом оружии, человек внушительного вида”, “Хаджи- Мурат ответил улыбкой на улыбку, и эта улыбка поразила детским добродушием ”, “не ожидали увидеть таким этого “страшного горца””,

“перед ними был самый простой человек, улыбавшийся такой доброй  улыбкой, что он казался не чужим, а давно знакомым приятелем”, особенное “ широко расставленные глаза, которые внимательно,  проницательно и спокойно смотрели в глаза другим людям”;
 гл.6. – “наружность и манеры Хаджи-Мурата понравились Марье   Васильевне ”, “улыбка его понравилась Марье Васильевне ”, “он прелестен  твой разбойник”, “Хаджи-Мурат остался один …лицо его изменилось   исчезло выражение торжественности, ласковости, удовольствия– выступила озабоченность”, реакция как у ребёнка (эпизод с часами) “звон  удивил , несколько раз он нажимал пружину, слушал и одобрительно покачивал головой”;
гл.9 – о воинском мастерстве Хаджи-Мурата “хвалили его храбрость, ум,  великодушие”, “это большой человек”, “Шамиль враг он жив и я не умру, не отплатив ему”;
 гл.13. – “не покорился с братом Гамзату, а вся Авария покорилась”;
гл.19 – “Шамиль думает “будь с ним Хаджи-Мурат со своей ловкостью, смелостью и храбростью, не случилось бы того, что случилось теперь в Чечне ”;
гл.22 “Он бежал из гор, отчасти спасая себя, отчасти из ненависти к Шамилю”;
гл.24. “несмотря на все раны головы, в складках посиневших губ было детское  доброе выражение ”, “ лихая была голова”.
- Хаджи – Мурат был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, второй  после него  враг России. Но сейчас он убегает от высланных против него мюридов. Мы видим человека открытого, гордого, внимательного).

            • Почему такой хороший человек ведёт себя не совсем понятно, сначала   служит русским, затем уходит от них, потом уходит от Шамиля, и опять убегает от русских?  (Везде обман, везде попирали его свободу, его гордость; он принял русского  царя и служил ему, усомнились в его преданности; от Шамиля ушёл, потому что он хотел его заставить служить ему, убил его братьев (месть, задета гордость); от русских уходит потому, что держали как птицу в клетке (для гордого, независимого человека это невыносимо, не спасали семью.)

            • О чём мечтает Хаджи-Мурат? (Гл.4. – “он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов,  пойдёт на Шамиля и, захватив его в плен отомстит ему, и как русский царь  наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй, которая покорится ему ”. Мечтает о власти. О большой власти. Одной Аварии ему мало, ему нужна вся Чечня..)

 Учитель: Главная цель – власть. Огромная, распространяющаяся на большое пространство.

            • Как вы думаете, иметь власть для человека это хорошо или плохо?

(Это большая ответственность.)

             • Есть ли в повести герои, обладающие огромной властью?                                                       (Да, Шамиль и Николай I.)                                                                    

Слайд 9

             • Только ли обладание огромной властью делает их похожими друг на друга? Есть ли в них ещё что-то общее? (Внешность: Н. “длинное белое лицо с огромным покатым лбом... было холодно и неподвижно”, Ш. “бледное, окаймлённое подстриженной рыжей бородой лицо…как каменное… совершенно неподвижно”; схожесть в быту: Н: “узкая, жесткая постель”, Ш. “ не было ничего блестящего”; жестокость: Н. “провести 12 раз сквозь тысячу человек”, Ш. “не убью, а выколю глаза”; принимают лесть о своих заслугах, хотя сами знают, что их нет: Н. “гордился способностями, но осознавал, что их не было”, Ш. “не смотря на гласное признание своего похода победой, знал, что поход был неудачен”; манеры в принятии важных решений: Н “закрыл глаза, опустил голову, ему нужно было сосредоточиться, и тогда на него находило наитие”, Ш. “закрывал глаза, это значило, что он слушает пророка”; нет искренности в религиозных убеждениях: Н. “прочёл молитвы не приписывая словам никакого смысла”, Ш. “надо было совершить намаз, к которому он не имел никакого расположения”.)

Слайд 10

Вывод: Сущность Шамиля и Николая одинакова. Они воплощают безграничную власть, которая порождает деспотизм, который, в свою очередь порождает такое страшное явление как война.

             • Давайте вспомним эпизоды военных действий в повести?                      

Слайд 11

Рубка леса → «солдаты, радуясь развлечению, выпускали заряд за зарядом… → бессмысленная смерть Авдеева.                          

– А зачем  была вырубка леса? Прочитать отрывок из текста.

Слайд 12

Нападение на аул → Сын Садо «был привезён мёртвым…Он был проткнут штыком в спину» →»бессмысленно уничтоженное…»

Бой Хаджи-Мурата → бессмысленная смерть.

Слайд 13

Вывод: Говорить о каких-то открытых военных действиях невозможно. Это просто небольшие вылазки, но всё же это война и здесь гибнут люди, бессмысленно гибнут люди.

        Небольшие эпизоды, но это страшная картина войны. Любая жестокость порождает жестокость. Неограниченная власть, деспотизм порождают такое страшное явление как война. И Николай I, и Шамиль не задумываются о мире на земле, о человеческом братстве, они идут по крови собственного и  чужого народа. Шамиль разжигает братоубийственную войну. А царь приказывает уничтожить аул Махкет.

Страницы повести «Хаджи-Мурат» повествуют о бессмысленной гибели людей.

           • Как Толстой доказывает мысль о противоестественности войны? Обратимся к ключевым эпизодам повести, где особенно ярко  подчёркивается неприятие Толстым войны:

а) гл.2 – отношение Авдеева к  чеченцам;

б) слова  Марии Дмитриевны о Хаджи-Мурате;

в) сожжённый аул.

            • А как Хаджи-Мурат относится  к русским традициям?

            • О чем предупреждает писатель, рисуя страшные картины войны?

(Люди могут и должны быть едины в своем стремлении к добру. Любовь и добро могут противостоять ненависти и смерти. Поэтому продолжает светится и на мертвом лице Хаджи-Мурата детская добрая улыбка. Поэтому не существует никаких оправданий тому, что разъединяет людей, превращая их в чудовищ. “Война! – вскрикнула Марья Дмитриевна. – Какая война? Живорезы, вот и все…”)

Вывод: По мнению Л.Толстого, люди разных национальностей способны найти общий язык, договориться между собой. Они, люди, должны быть едины в своём стремлении к добру.

Слайд 14

3. Чтение учеником наизусть  эпизода смерти Хаджи-Мурата (на фоне музыки Альбиони Адажио).

       “Пуля пробила ему плечо... Еще пуля попала Хаджи-Мурату в левый бок... А между тем его сильное тело продолжало делать начатое. Он собрал последние силы, поднялся из-за завала и выстрелил из пистолета в подбегающего человека и попал в него. Потом он совсем вылез из ямы и с кинжалом пошел прямо, тяжело хромая навстречу врагам. Раздалось несколько выстрелов, он зашатался и упал... Но то, что казалось им мертвым телом, вдруг зашевелилось. Сначала поднялась окровавленная, без папахи, бритая голова, потом поднялось туловище, и, ухватившись за дерево, он поднялся весь. Он так казался, страшен, что подбегавшие остановились. Но вдруг он дрогнул, отшатнулся от дерева и со всего роста, как подкошенный репей, упал на лицо и уже не двигался...”

              • Чью гибель  напомнила вам смерть Хаджи-Мурата?

(Репей на поле).

Слайд 15

4. Чтение  учеником наизусть эпизода гибели  цветка.

          “Куст “татарина” состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрублена рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висел книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, всё еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и поэтому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырывали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаза...”

              • Как заканчивает Толстой свою повесть? Какова композиция  повести?

(Рассказ с обрамлением).

              • Встречались ли вы с подобной композицией в других произведениях?                            («После бала» Л.Н.Толстой, «Ася» И.С.Тургенев).

              • Кто виноват  в гибели цветка?

(Человек. «Экое  разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ для поддержания  своей жизни»).

              • А кто виноват в смерти Хаджи-Мурата? Ради  кого и   чего он погибает?

(Человек. Николай I и Шамиль потребовали подчинения этого человека, ограничили свободу для поддержания своей неограниченной власти).

Вывод: Хаджи-Мурат не смог отказаться от свободы, платой за неё он выставил свою жизнь. Та война, в которой он был вынужден принять участие, стала для него западнёй, приведшей к гордой, но бессмысленной смерти.

V. Решение проблемного задания.

Слайд 16

Учитель: Вернёмся к нашему эпиграфу. Почему я остановилась на этих строках?  

Гордость, как вы понимаете это слово?                                                          

Гордость – это положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку – наличие самоуважения, чувства  собственного достоинства, собственной ценности.                        

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения;              

 - чувство удовлетворения от чего-нибудь.                                          

(- У каждого человека, любой национальности, есть чувство гордости, собственного достоинства, во всяком случае, должно быть. Если один человек начинает попирать гордость другого человека, то это приводит к смерти “рухнете и взорвётесь”. Если небольшая кучка людей начинает попирать гордость целого народа, то это ведёт к бесполезным войнам и катастрофам, однозначно, к катастрофам!                                                                         -Нет плохих наций, есть  плохие люди и плохие поступки!)

Слайд 17                                                                                                      

Учитель: Повесть “Хаджи-Мурат” - одна из последних работ Толстого, писал он её с перерывами 8 лет. Её называют “художественным завещанием писателя”.                                       Тема нашего урока: “Предупреждение писателя”. О чём предупреждает нас Толстой?

(Толстой отрицает бессмысленную резню и утверждает жизнь, воспевает и защищает человека. Напоминает нам, что только человек ответственен за всё происходящее на земле. Если этого не происходит, значит – бессмысленная гибель, смерть ни в чём неповинных людей. Об этом предупреждает нас Толстой. Сейчас эта повесть как нельзя актуальна. Мы всегда должны помнить о тех уроках, которые даёт нам классика, чтобы в современном мире было спокойно.)

 VI. Рефлексия.                                                                                                                                                - Пригодятся  ли вам знания, приобретённые сегодня на уроке в дальнейшей жизни?                                                                                                       - Что вы считаете нужным запомнить?

VII. Домашнее задание.

Учащимся предлагается два задания (на выбор):

1) Письменная работа «Размышляя над повестью Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»;

2) Кроссворд «Кавказская война» (Приложение 2).                                               

 

 

.

Урок внеклассного чтения «Предупреждение писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение  писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение  писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение  писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение  писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение  писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

Урок внеклассного чтения «Предупреждение  писателя» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019