9 класс Внутренние планеты Солнечной системы.
Цель: Создание условий для осознанного изучения материала о внутренних планетах Солнечной системы посредством самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о физических характеристиках и химическом составе внутренних планет Солнечной системы; научить выделять общность характеристик планет земной группы; способствовать применению полученных знаний для решения качественных задач.
Развивающие: содействовать формированию учебно-познавательных компетенций; создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры); развивать коммуникативную культуру обучающихся.
Воспитательные: содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познании окружающего мира; воспитывать умение совместной работы в группе; содействовать формированию умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Знать:
- физические характеристики внутренних планет Солнечной системы;
- о роли этой информации в дальнейшей жизни землян.
Уметь:
-выделять особенные характеристики планет земной группы;
- применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, наблюдающихся на различных планетах Солнечной системы; Личностные:
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные:
-умение самостоятельно формулировать новые учебные и познавательные задачи;
-планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
-умение осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-смысловое чтение;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество: распределять обязанности, находить общее решение и разрешать конфликты;
-формулировать и аргументировать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
-планирования и регуляции своей деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Межпредметные: физика, химия, география, биология;
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение;
- высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией и преобразуют её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: учебно-познавательный; объяснительно-наглядный, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Технология: информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, групповые.
Оборудование: магнитная доска, карточки, мультимедийный
проектор, ноутбук, презентация, макет Солнечной системы, справочные материалы.
Ход урока
1. Организационный момент.
I. 2. Повторение. Проверка домашнего задания. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Работа в группах. Магнитная доска.
1.Что такое Системы мира?
Геоцентрическая. В центре Земля. Клавдий Птолемей др.греч.ученый
90г-160г н.э. (первый ученый, предложивший, что Земля имеет форму шара -Пифагор)
Гелиоцентрическая. В центре Солнце. Николай Коперник польск. астроном 1540г (первым предложил А.Самосский.)
(изобрёл телескоп - Галилей
первый, кто с помощью наблюдений доказал вращение Земли Коперник-книга-«Об обращении небесных сфер»)
Астероид? —небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца, имеют неправильную форму и не имеют атмосферы.
Метеор ? — явление - вспышка, возникающая при сгорании в атмосфере Земли мелких тел из межпланетного пространства.
Метеорит? — тело космического происхождения, упавшее на поверхность планеты, имеют массу от килограмма до десятков тонн.
Болид? – это очень яркая вспышка, возникающая при сгорании в атмосфере Земли космического тела массой от килограмма до нескольких тонн. Часто оставляют яркий след из пыли и газов. Полёт может сопровождаться звуком.
Планета ?— небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, но недостаточно массивное для начала термоядерной реакции
Комета? — небольшое небесное тело из спрессованного льда, камня и металла, вращается вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите. Ближе к Солнцу образует хвост из газа и пыли.
Звезда? — массивный газовый шар, излучающий свет, в недрах которого происходят реакции термоядерного синтеза.
Мы с вами сегодня находимся не на обычном уроке, а находимся мы с вами на космодроме Байконур, который расположен на территории Казахстана и нам выпадает возможность сделать очень важное открытие, поэтому мы назовем наш урок – урок научное открытие. Вы объединились в 3 творческих конструкторских бюро, каждое КБ имеет своего главного научного сотрудника, который будет отвечать за работу своей группы (представление главных научных сотрудников).
3.Актуализация и пробное учебное действие.
-
Посмотрите внимательно на учительский стол, определите, что является объектом
нашего исследования? (на столе макет Солнечной системы)
1.Что вам известно о Солнечной системе?
По словарю: Солнечная система — планетная система, включает в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 миллиард лет назад.
Четыре ближайшие к Солнцу планеты, называемые планетами земной группы, — Меркурий, Венера, Земля и Марс — состоят в основном из силикатов и металлов. Эти планеты называют- Внутренние планеты Солнечной системы.
Запишите тему урока: «Внутренние планеты Солнечной системы».
Создание мини-проекта.
Задание. На каждой парте лежит таблица с заданием. Каждому КБ необходимо заполнить таблицу физических характеристик для одной планеты. После чего необходимо защитить свой проект у доски.
Вопросы для обсуждения:
- Номер планеты от Солнца;
- Диаметр планеты, в км;
- Оборот планеты вокруг Солнца, в земных сутках;
- Скорость движения планеты по орбите, км/с;
- Температура поверхности планеты днём, °С
- Температура ночью, °С;
- Наличие воды; (есть или нет);
- Состав атмосферы;
- Атмосферное давление относительно Земли;
- Какая поверхность? (горы, вулканы, океан…);
- Наличие естественных спутников;
- Изучение планеты при помощи искусственных спутников.
IV. Определение целей урока
- Изучить физические характеристики внутренних планет.
- Научиться различать их между собой;
- Определить особенности каждой планеты.
Мы с вами продолжаем наше научное исследование.
V. Изучение нового материала
Каждое КБ выбирает объект для исследования.
1ряд КБ исследуют Меркурий.
2 ряд КБ исследуют Венеру- древнеримская богиня любви. Самая яркая на ночном небе.
3 ряд КБ исследуют Марс- древнеримский бог войны. Как и Венера не имеет магнитного поля.
Видео 6 минут.
Практическая часть урока
Можно использовать:
- материалы видео;
- справочный материал в красных папках,
- учебник по физике 9 класса, на стр 140-141.
Таблица физических характеристик внутренних планет.
|
Планета от Солнца |
Диаметр В км |
Оборот вокруг Солнца, в земных сутках |
Скорость движения по орбите, км/с
|
Температура днём, °С |
Температура ночью, °С |
Меркурий |
1 |
4865 |
88 |
47,7 |
+350 |
-170 |
Венера |
2 |
12102 |
225 |
35,1
|
+480 (выше температуры плавления свинца) |
+400 |
Земля |
3 |
12756 |
365 |
29,7 |
Сегодня в классе |
Сегодня в Армянске |
Марс |
4 |
6800 |
687 |
24,1 |
+20 |
-100, в районе полярных шапок -140 |
|
Наличие воды
|
Состав атмосферы |
Атмосферное давление относительно Земли |
поверхность |
Естественные спутники |
Искусственные спутники |
Меркурий |
нет |
гелий |
Равна плотности земной атмосферы на высоте 200 км |
Покрыта метеоритными кратеры |
нет
|
3 августа 2004 «Мессенджер» США.6 полётов |
Венера |
нет |
Плотная атмосфера из углекислого газа с небольшим количеством азота и паров воды и капельки серной кислоты |
90 атмосфер. В 90 раз выше нормального атмосферного давления на Земле |
Вулканическая. Тонкая кора еле сдерживает лаву. |
нет |
«Венера-13» 20 мая 1978 Пионер-Венера-1 НАСА.11полётов |
Земля |
есть |
Смесь азота и кислорода |
760 мм рт ст |
Моря, равнины, горы |
1 Луна
|
Первый иск.спутн. 4.10.1957 «Спутник-1» СССР |
Марс |
Вероятно в виде слоя льда у северного полюса |
Углекислый газ 95% и азота 3% |
0,6% |
Много старых кратеров вулканов и вулканических гор |
1 Фобос 2 Деймос
|
30 мая 1971 Маринер-9 НАСА.13полётов |
Для детей чистая таблица.
Таблица физических характеристик внутренних планет.
|
Планета от Солнца |
Диаметр В км |
Оборот вокруг Солнца, в земных сутках |
Скорость движения по орбите, км/с
|
Температура днём, °С |
Температура ночью, °С |
Меркурий |
|
|
|
|
|
|
Венера |
|
|
|
|
|
|
Марс |
|
|
|
|
|
|
|
Наличие воды
|
Состав атмосферы |
Атмосферное давление относительно Земли |
Поверхность |
Естественные спутники |
Искусственные спутники |
Меркурий |
|
|
|
|
|
|
Венера |
|
|
|
|
|
|
Марс |
|
|
|
|
|
|
Можно использовать:
- материалы видео;
- справочный материал в красных папках,
- учебник по физике 9 класса, на стр 140-141.
Работа в тетради.
Запишите последовательно физические характеристики внутренних планет в тетрадь.
VI. Применение полученных знаний
Слайд Заполненная таблица «Физические характеристики внутренних планет»
Домашнее задание §31 выучить, ответить на вопросы.
Подготовить сообщения о внешних планетах.
VII. Обобщение и систематизация знаний
1. Работа с ЭОР
2. Самостоятельная работа.
Тест «Внутренние планеты».
VIII. Рефлексия.
- Ребята, какое научное открытие мы с вами совершили на уроке?
- Закончите фразу – сегодня на уроке я узнал, …
- Нам только осталось оценить свою работу и получить отметку.
Взаимопроверка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.