МКОУ «Гимназия №5 им. А.А.Алиева
Открытый урок окружающего мира в З классе по программе «Школа России»
Тема: « Растениеводство»
Подготовила: Кабулаева Х.Х., учитель начальных классов
Цели урока:
образовательная: познакомить детей с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводством; учить различать культурные растения; учить анализировать; обобщать полученные знания.
Развивающие: развивать речь учащихся, внимание, мышление, развивать кругозор.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать понятия детей о растениеводстве; и умения различать культурные растения, приводить примеры культурных растений.
Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений. В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: понимать учебные задачи урока и стремление её выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: произведений художественного, литературного искусства, учебных текстов иллюстраций.
Познавательные УУД : практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. Выявить связь растениеводства и промышленности.
Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди занимаются растениеводством ; умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.
Ход урока.
I. Орг. момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
II. Проверка домашнего задания
Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, что
мы изучали на прошлом уроке.
« Полезные ископаемые»
По группам:
подобрать подходящие по свойству полезные ископаемые (металлические,
строительные, горючие, жидкие, твердые, газообразные)
III. Сообщение темы.
Отгадайте, о чем пойдет речь на уроке?
Дышит, растет,
А ходить не умеет.
(растение)
Как вы думаете давно появились растения? ( очень давно)
Мы знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы, А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.
IV. Подготовка к новому, актуализация знаний.
- Скажите, над какой большой темой мы работаем уже не первый урок? Чему учит экономика.
-Кто может нам напомнить отрасли экономики?
Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной из таких составляющих отраслей сельского хозяйства, а какой вы догадаетесь сами.
Отгадайте, о чем пойдёт речь на уроке?
Дышит, растет,
А ходить не умеет.
(растение)
- Молодцы. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Тема: Растениеводство. Слайд 2
-Обратите внимание на запись слова «растениеводство».
-Подумайте –это простое или сложное слово, от каких двух слов образовалось?
От слов «растение» и «водить».
- Для чего люди выращивают растения? На какие группы можно разделить все растения, необходимые человеку?
- Итак, какую цель мы поставим сегодня на урок.
Познакомимся с некоторыми новыми культурными растениями.
– Что такое растениеводство? И для чего люди занимаются растениеводством. Это и будет нашим основным вопросом урока.
- Растения, которые человек выращивает сам называются
КУЛЬТУРНЫМИ.
Как вы думаете, какая отрасль экономики занимается выращиванием различных культур? (Сельское хозяйство.
А именно – растениеводство.)
А какие культурные растения вы знаете?
(ответ детей)
V. Работа над темой.
а) Для того, чтобы вырастить растения нужно знать очень много. Большой путь проходит растение, чтобы из маленького семечка вырасти во взрослое растение и принести плоды.
Итак, культурные растения бывают разных видов, а вот каких вы узнаете сами. Для этого разделимся на группы.
работа в группах.
Первое задание для всех одинаково - прочитать текст на стр. 51-52 учебника.
Задание для I группы(1 ряд).
1. Какие растения выращивают для питания. Какую группу образуют?
2. Привести пример по плану учеб. на стр. 51
Задание для II группы(2ряд).
1. Какие растения выращивают для изготовления тканей Какую группу образуют?
2. Привести пример по плану учеб. на стр. 51.
Задание для III группы(3ряд).
1. Какие растения выращивают на корм животных.
Какую группу образуют?
2. Привести пример по плану учеб. на стр. 51
( Ответы детей и заполнение задания №1 в тетради на стр.25)
Сообщение о русском учёном-биологе Вавилове Н.В. слайд 4
Вавилов Николай Иванович (1887—1943), русский биолог, генетик, растениевод, один из организаторов сельскохозяйственной науки в СССР.
Родился 25 ноября 1887 г. в Москве в семье коммерсанта. Начальное образование получил в Московском коммерческом училище, после которого поступил в Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).
После окончания (1911 г.) был оставлен на кафедре частного земледелия. В 1917 г. стал профессором Саратовского университета. С 1921 г. заведовал Отделом прикладной ботаники и селекции (Петроград), в 1924 г. реорганизованным во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 г. — во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), руководителем которого Вавилов оставался до августа 1940 г.
С 1930 г. — также директор генетической лаборатории, преобразованной затем в Институт генетики АН СССР.
На основании проведенных в 1919— 1920 гг. исследований в книге «Полевые культуры Юго-Востока» (1922 г.) Вавилов описал все культурные растения Поволжья и Заволжья.
С 1920 по 1940 г. он руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями по изучению растительных ресурсов Средней Азии, Средиземноморья и др. В 1924 г. экспедиция побывала в Афганистане. Собранный материал позволил учёному установить закономерности в происхождении и распределении сортов культурных растений, что значительно облегчило работу ботаников и селекционеров.
Коллекция культурных растений, собранная Вавиловым и хранящаяся в ВИРе, насчитывает более 300 тыс. образцов. Особое значение для теоретической генетики приобрёл открытый им в 1920 г. закон гомологических рядов наследственной изменчивости у близких видов, родов и даже семейств, согласно которому у родственных групп возникают сходные наследственные изменения.
За научно-исследовательские работы в области иммунитета, происхождения культурных растений и открытие закона гомологических рядов Вавилов получил премию имени В. И. Ленина (1926 г.). За исследования в Афганистане он был награждён золотой медалью имени Н. М. Пржевальского; за работы в области селекции и семеноводства — Большой золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1940 г.).
С 1929 г. Вавилов был академиком АН СССР и академиком АН УССР, избирался президентом (1929—1935 гг.) и вице-президентом (1935—1940 гг.) ВАСХНИЛ.
Однако кампания против генетики, развязанная учеником Вавилова Т. Д. Лысенко и поддержанная партийными идеологами, привела к тому, что в 1940 г. деятельность учёного прервалась. Вавилов был арестован по обвинению во вредительстве и скончался от голода на тюремной койке в Саратове 26 января 1943 г.
В 1965 г. учредили премию его имени, а в 1968 г. — золотую медаль, присуждаемую за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства.
- Посмотрите внимательно и подумайте для чего же люди занимаются растениеводством?
- V. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка впрсисядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Знакомство с профессиями.
- Сегодня мы много говорили о культурных растениях.
Чтобы вырастить эти растения, нужен огромный труд.
Работа в парах.
Сядьте друг к другу поближе, дочитайте текст до конца, и ответьте на вопрос.
-Люди каких профессий работают в растениеводстве.
- Откроем тетрадочки на с.25 и выполним задание 2.
Взаимопроверка.
VII. Закрепление изученного
Тест индивидуально(выбрать правильный ответ)
1 Назови основные отрасли растениеводства.
с) полеводство, овцеводство,
п) овощеводство, цветоводство, плодоводство,
р) овощеводство, полеводство, оленеводство.
2. Главные зерновые культуры
к) Картофель, подсолнечник, лен.
н) кабачок, паттисон, огурец,
о) овес, рожь, пшеница.
3. Плодовые культуры
а) Капуста, лен, овес.
б) яблоня, груша.
в) лук, чеснок, перец.
4. Сельскохозяйственные профессии
г) ткач, газосварщик, геолог.
е) комбайнер, овощевод, садовод.
д) инженер, механик.
5. Какое растение дает белый хлеб
в) рожь
г) овес
д) пшеница
6. Из какой культуры получают масло?
а) из подсолнечника
б) из гречихи
в) из ячменя
ПРОВЕРКА: сложите полученные ответы. Какое слово получилось? - ПОБЕДА!
VIII. Обобщение. Подведение итогов.
- Чему учились на уроке? Что нового узнали? (ответы детей) А сейчас обобщим ваши ответы с помощью кроссворда
1. Какую группу образуют растения; лен, хлопок.
(прядильные)
2. Как называются растения которые выращивает человек
(культурные)
3. Какую группу образуют рожь, овес, пшеница
(зерновые)
4 Лук, помидоры, капуста- эта группа называется...?
(овощные)
5. Яблоня, груша, слива- фруктово-ягодные ...?
(деревья)
6. И все они называются?
(растения)
VI. Рефлексия. Каким я себя ощущаю »
Это помогает определить эмоциональное состояние ребёнка на уровне ощущений . Как он себя ощущает: плохо ( грустно)- фиолетовый цвет, хорошо – стабильное уравновешенное состояние внутренней гармонии- зелёный цвет, отлично ( эмоциональный подъем) – розовый цвет.
VII. Домашнее задание.
стр. 54 вопросы слайд17
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.