Республика Саха (Якутия), Таттинский район, МБОУ Чымнайская СОШ имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьарааhын
Антоева Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.
Урок : Русский язык.
Тема: Урок-закрепление по теме "Корень – главная часть слова".
Класс: 4
Цель:
Оборудование:
учебник русского языка Т. Рамзаева; родословное дерево; шапочки для Гуся, Гусыни, Гусеницы; ромашка для чистописания; словарные слова; деревья с корнями «вода», «водить»; корзина с овощами; текст про ежа на листах; таблица для диаграммы; выводы правил; ручки, простой карандаш, цветной карандаш; мордочки с настроениями.
Ход урока
I. Организация начала урока
– У нас сегодня необычный урок. На нём присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
(Дети поворачиваются к гостям и приветствуют их.)
1. Психологическая настройка.
– Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– А давайте послушаем себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
– У вас на столе лежат мордочки с разным выражением. Выберите ту, которая отражает ваше состояние. Покажите её мне. (Дети показывают.)
– Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. А сейчас давайте определим, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Посмотрите, к нам пожаловали гости.
2. Сообщение цели и темы урока.
Сценка про Гуся и Гусеницу.
Гусеница.
Вы кто такие?
Гусь. Я – гусь, а это гусыня.
Гусыня. А ты кто?
Гусеница. А я ваша тётя – гусеница.
– Ребята, есть ли в этом рассказе «родственники»? Назовите эти слова.
Гусыня.
Конечно, мы не родственники. И за то, что вы ответили правильно, мы вам оставим маленький сюрприз, заглянуть в этот мешочек вы сможете только в конце урока.
– Спасибо! (Герои уходят.) Итак, вы уже догадались – сегодня мы будем говорить о корне. Вспомним, всё что нам уже известно, а может, узнаем и что-то новое.
3. Проверка домашнего задания
– Но для начала давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Вам надо было заполнить родословное древо. Вот что у вас получилось (на доске висят деревья). Вы все обозначили своих бабушек, дедушек, папу, маму, братьев, сестёр, т.е. родных вам людей – родственников. А слово «родственник» произошло от слова «род», т.е. имеющий общего предка или, как ещё говорят, общий корень.
– Молодцы, все справились с заданием. Теперь вы убедились, что у людей, как и у деревьев, тоже есть свои корни.
II. Закрепление пройденного материала.
1. Минутка чистописания.
– Мы можем начинать. Число и классная работа вы уже написали. Давайте посмотрим на минутку чистописания. <Рисунок 4>. Перед вами ромашка, на лепестках которой написано индивидуальная минутка. Вам надо выбрать лепесток и выписать задание в тетрадь.
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
– Перед письмом проверка посадки:
1 – ноги в упор,
2 – спина ровная,
3 – расстояние между столом,
4 – наклон головы,
5 – ручку взяли,
6 – пишем.
2. Работа над словарём.
– Посмотрите ,какие написания слов мы будем сегодня повторять в словаре.<Рисунок 5>.
3. Работа над темой. Выполнение заданий.
А) – Итак ,1 задание «С какого дерева упал листок?».
Перед вами 2 дерева. <Рисунок 6>. В 1 дереве живёт слово ВОДА, а во 2-ВОДИТЬ. Вам нужно выйти и прикрепить листок со словом к нужному дереву, определяя, какое слово является однокоренным.
ВОДА |
ВОДИТ |
– А теперь напишите эти слова себе в тетрадь и выделите в них корень. А как обозначается корень в словах? (На доске варианты.)
– Первый вариант пишет слова, родственные слову «вода», а второй вариант слову «водить».
Б) 2 задание «Определи лишнее слово в каждом ряду».
– Вы видите корзину (на доске корзина с урожаем) На овощах и фруктах этой корзины ваши задания, вам надо записать в тетрадь только лишнее слово.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (Работа в парах.)
4.Физкультминутка.
Открой скорее книжку! (Движение руками)
В книжке мошка, мышка, мишка, (Показывают размер двумя пальцами)
В книжке мячик – круглый бок: (Руками – шар)
Вверх – вниз, прыг – скок. (Прыжки)
В книжке зонт. Открой – и пой: (Открывают зонт)
Лупит дождь – а ты сухой! (Над головой ладонями)
Киска в книжке близко-близко. (Показывают усы)
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой – (Поглаживают свои руки)
Ведь у киски мех такой
Тёплый! (Обнимают себя руками).
В) 3 задание «Задание в стихах».
– Следующее задание подготовили нам Аня и Ангелина. При его прослушивании, вам надо запомнить, как можно больше однокоренных слов.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла, –
Зависело б от мыла,
Веснушки б я отмыла!
Г) -А теперь давайте немного поиграем. 4 задание «Солнышко».
Сейчас я засеку 1 минуту. Вам за это время надо придумать как можно больше слов с этим корнем. Приготовились, внимание, начали!
Ходить, заходить, переходить, уходить, входить, сходить, уходящий, переход, вход…
(Слова пишут в тетради.)
Д) – Следующее задание «Спешите видеть».
–
У вас на столах есть листочки с заданием. Посмотрите текст, в него надо вставить пропущенные слова.
Жили-были серый…
И его… .
Серый … был очень тих
И… тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий… .
Слова для справок
: ёж, ёжик, ежиха.
Е)– Ну и последнее задание «Волшебный рисунок».
– Говоря о корне, нельзя не вспомнить об орфограмме «Безударная гласная в корне слова». На доске написаны слова с безударной гласной. Вам надо проверить, правильно ли написаны слова на доске. Если да, то вы закрашиваете клетку, а если нет, то оставляете пустой.
1.
смотреть |
13.
малыши |
25.
званок |
– Давайте посмотрим, что у вас получилось. Если вы сделали всё правильно, то у вас должен получится вот такой рисунок.
– Эта ваша оценка за работу на уроке!
III. Подведение итогов урока
Услышим мы скоро звонок,
Пора заканчивать урок.
– О чём мы сегодня говорили на уроке?
– Какое задание больше всего вам понравилось?
– Посмотрите на доску. Давайте хором продолжим предложения.
Слова, которые сходны по смыслу и имеют
общую часть, называются……
Корень – это… .
– А давайте проверим, с каким настроением вы уходите с урока.(Дети берут мордочки и показывают.)
– Ну и подарок наших гостей. Давайте посмотрим, что они нам принесли. (Детям вручаются сувениры из мешочка.)
– Урок окончен. Всем спасибо!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.