Урок 1 "Россия - наша Родина"

  • Работа в классе
  • docx
  • 13.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 1 "Россия - наша Родина". Данный урок является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым. Он рассчитан на 1 час для детей 4-ых классов. Цель урока: Ознакомить с новым курсом. В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная. Предметные умения: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны; ознакомление с новым предметом «Основы светской этики».Урок 1 "Россия - наша Родина"
Иконка файла материала 3860__1_-_.docx
Тема: Россия – наша Родина Пояснительная записка Воспитательная ­ Формирование у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к своей  Образовательная   ­  познакомить   с   особенностями   и   самобытностью   нашей   Родины,     дать   первоначальное Данный урок является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым. Он рассчитан на 1 час для  детей   4­ых  классов. Цель урока:  Ознакомить с новым курсом. Задачи: 1. представление о культурных традициях;  2. Родине 3. В   ходе   урока   используются   следующие   методы:   частично­поисковый,   словесный,   наглядно­иллюстративный, проблемный диалог. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная. Средства обучения: раздаточный материал, ТСО. Ожидаемые результаты:  Предметные   умения:  расширение   представления   о     Родине,   Отчизне,   о   духовном   мире   человека,   о   культурных традициях страны; ознакомление с новым предметом «Основы светской этики». Развивающая ­ развитие речевых и социально­ коммуникативных навыков Ход урока Слайд 1 Слайд2 Слай3 Дорогие   ребята!   Я   очень   рада   встрече   с   вами.   Мы   начинаем   изучать   новый   курс   «Основы религиозных культур и светской этики! Ключевые слова здесь – культура и этика, потому что в ходе изучения разных религий мы будем опираться на уже имеющиеся у вас знания о духовных ценностях разных культур. Знакомство с основами светской этики будет развивать умение общаться на основе взаимного уважения, мира и согласия. I. Орг. Момент Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?"  II. Актуализация опорных знаний. – Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока? – Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.  ­ А с чего начинается Родина для каждого из вас? – Откуда произошло слово “родина”?  Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок, какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода.  Послушайте, как говорит о Родине Константин Дмитриевич Ушинский: «Наше Отечество, наша Родина­матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что, в ней жили с давних времен отцы и деды наши. Родиной мы называем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном для нас языке, и все в ней родное». ­   Ребята,   предлагаю   подобрать   однокоренные   слова   к   слову   Родина   (родить   ­   произвести потомство, родители ­ отец и мать, у которых рождаются дети, родич ­ родственник, член рода, родня ­ родственники, родословная ­ перечень поколений одного рода). Люди гордятся своей родословной, изучают её. (Слайд ) На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах. ­ Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски. На доске появляется пословица:  Где родился, там и пригодился.Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 ­ Как называется страна, в которой мы живем?  ­ Покажите на карте Россию. Что вы  можете сказать о ее территории, какие реки, моря и озера, горы   находятся   на   территории   России?   Какие   города   вам   известны?   Назовите   столицу   России   и покажите ее на карте. Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россией. Что она ­ самая большая страна в мире. Что Россия ­ страна с древней историей. С   первых   лет   моей   жизни   меня   окружают   родные   люди.   Постепенно   их   круг   расширяется: родственники, друзья, соседи... В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.  – Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны. Назовите столицу­   Правильно, город Москва ­   другого? (Площадью,  географическим  положением,  языками,  обычаями,  традициями,               государственными символами...) ­ Верно. У каждого государства есть знаки отличия: герб, гимн, флаг.        чем   отличается   одно   государство   от   Скажите,   пожалуйста, ­ Давайте рассмотрим герб нашей страны. У нас очень красивый  герб.  На нем изображен двуглавый орел. Орел ­символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился более 500 лет назад в 1497 году. Внутри Российского герба ­ герб Москвы, на котором на красном фоне изображен Георгий Победоносец, пора­ жающий   копьем   дракона.   Герб  ­   это   эмблема   государства,   он   изображается   на   печатях,   паспортах, денежных знаках, документах. Наука   об   изучении   гербов   называется   геральдикой.   Когда   же   появился   государственный   герб России? Что на нем изображено? (Ответы учащихся) ­ У каждой страны есть свой герб и ...? Конечно! Флаг Российский флаг ­ это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Наш флаг появился впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства он стал во время царствования Александра 3. С 1993 года это флаг Российской Федерации. На Руси эти три цвета   имели   символическое   значение:  белый  ­   благородство,   откровенность;  синий  ­   верность, честность, безупречность, целомудрие; красный ­ мужество, смелость, великодушие, любовь. Какой   гордостью   наполнялись   наши   сердца,   когда   российские   спортсмены   поднимались   на пьедестал почёта во время Олимпийских игр, когда развевался над олимпийским стадионом наш флаг, и звучал гимн России! Одним   из  главных   символов   России   является  Государственный гимн.  Слова   гимна   отражают историю страны. Музыку написал композитор А.Александров, а слова гимна ­ поэт С.Михалков. Гимн  ­ это главная государственная песнь, в которой выражена народная любовь и патриотизм. Гимн поют и слушают стоя. Слайд9 В каждой стране есть глава государства. В нашей стране он называется  президент. 4 марта 2012 года был избран народом новый президент. Им стал Владимир Владимирович Путин Слайд10 Слайд11 Ребята, но мы с вами не должны забывать  о том, что живем в Республике Коми и у нашей республики тоже есть своя государственная символика. Флаг Республики Коми  представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех равновеликих полос синего, зеленого и белого цветов.  Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики   Коми.   Синий   цвет   символизирует   небесное   начало,   величие   и   бескрайность   северных просторов. Зеленая полоса ­ символ надежды и изобилия ­ является условным обозначением необъятных таежных массивов коми пармы ­ основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса   флага,   воплотившая   белизну   и   чистоту   снега,   девственность,   простоту   и   суровую   красоту северной   природы,   означает   принадлежность   территории   Республики   Коми   к   Северу,   ее   северное положение. В другой трактовке белый цвет ­ символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.  Герб   Республики   Коми  представляет   собой   исполненное   по   мотивам   пермского   звериного   стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы ­ ликженщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции "птица­человек­лось", выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифоэпические воззрения коми.  В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего   мира.   Лик   женщины   на   груди   птицы   соответствует   образу   Зарни   Ань   (Золотой   Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. Вместе с тем птица — олицетворение государственности и власти, призванной охранять Родину и народ, способствовать   их   развитию   и   процветанию.   Поэтому   птица   изображена   на   взлете.   Распахнутость крыльев означает также гостеприимство, приглашение к сотрудничеству. В целом центральная золотая фигура выступает символом доброй воли и энергии народа. Сочетание золотого и красного в фольклоре народа коми является символом утреннего, весеннего, теплого солнца, материнства. Берегите Россию ­ нет России другой, Берегите ее тишину и покой. Это небо и солнце, этот хлеб на  стопе И родное оконце в позабытом селе... Работа с портретами.  ­   Главная ценность России ­ люди, их жизнь, труд, культура. Всегда на Руси особым почетом и уважением пользовались защитники Отечества. Назовите известные вам имена. (Илья Муромец, Князь Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и другие). ­  Верно. Эти великие полководцы ­ гордость и слава России. Например, Князь Александр Невский ­ великий воин. Он одерживал победы над немецкими и шведскими рыцарями, когда они вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр ­ великий миротворец: он несколько десятилетий удерживал Русь и орду от столкновений. Он причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов . Александр   Невский   является   покровителем   города   Кургана   и   в   нашем   областном   центре   есть кафедральный собор. Он носит имя Александра Невского. Маршал   Победы  Георгий   Константинович   Жуков  ­   выдающийся   русский   полководец,   герой Великой Отечественной войны. Эту войну он встретил уже генералом. Жукову доверяли самые трудные и   ответственные   операции.   Во   время   войны   все   знали;   если   на   фронт   прибывает   Жуков   ­   жди наступления и разгрома врага. Именно маршал Жуков подписывал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и принимал в Москве Парад Победы.      Берегите Россию, без нее нам не жить. Берегите ее, чтобы вечно ей быть  Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой                             Берегите Россию ­ нет России другой.     Задание:   составьте   и   запишите   в   тетрадь Самостоятельная,     творческая   работа   учащихся.  предложения со словами Россия, Родина, отечество, государство,  патриот, президент и др. III.Открытие новых знаний. 1.Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее: В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! ­Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к  слову дух однокоренные слова. (духовный, душевный) ­ Наш мир, ребята делится на внешний ­ материальный и внутренний ­ духовный. ­Что же такое духовный мир?  Обратимся к учебнику (стр.4) Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира. Запишите словосочетание в словарик. 2. На доске записаны слова, к которым дети подбирают антонимы Высокое ­ низкое Светлое ­ тёмное Красивое ­ уродливое Доброе ­ злое Любовь ­ ненависть Честь ­ бесчестие Правда – ложь Слайд12 Слайд 13 Слайд14 Слайд15 Слайд16­ Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему? ­Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.  Над тем, что такое   вечная   ценность  в жизни каждого человека, ломали голову многие поколения. Но к единому мнению в этом вопросе так и не пришли. Я долго думала над этой темой и решила, что для меня  вечной   ценностью  является – семья. Семья – это продолжение рода, понимание друг другу,  воспитание детей, ответственность друг за друга, любовь. ­ А как вы ответите на вопрос «Что для вас вечная ценность?». Объясните это  словосочетание. ­ Давайте запишем это словосочетание в наш словарик. Вечные ценности – это то, что ценится во все времена. Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру? У каждого народа – своя культура и свои традиции. ­ Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю. Традиция ­ (от лат. traditio ­ предание ) ­ передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. ­ Запишите данное слово в свой словарик. ­   У   каждого   народа   свои   традиции,   культура,   религия.   Мы   все   очень   разные,   но   важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые простые ­ поздравить родных и близких с днем рождения, с праздником и другие. ­ А какие традиции есть в ваших семьях? ­   Россия   ­   семья   многих   народов.   Какие   народы   населяют   нашу   страну?   (Русские,   украинцы, белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие другие) ­  Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть разные традиции и святыни и надо с уважением к этому относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское православие), ислам, буддизм, иудаизм IV.  Закрепление. Работа с материалом учебника на странице 5.   ­Самостоятельно прочитайте текст с 3 абзаца   до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны. V. Рефлексия ­ У вас на столах лежат полоски  со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: жёлтые: интересный, добрый, светлый, заставляющий думать, яркий; голубые: скучный, непонятный, сложный, простой, грустный; ) 1­2 ученика читают выбранные слова, комментируя свой выбор. VI. Итог урока. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы ­ граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России ­ вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках! Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые трудности мы осилим  И только в единстве сила России VII. Домашнее задание. ­ Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Запишите их в ваших тетрадях. ­ Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или  иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.  ­ начните работу над семейным древом. Слайд17 Слайд18 Слайд19 Слайд 20 Слайд 21