Урок 1 "Россия - наша Родина". Данный урок является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым. Он рассчитан на 1 час для детей 4-ых классов.
Цель урока: Ознакомить с новым курсом.
В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Предметные умения: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны; ознакомление с новым предметом «Основы светской этики».Урок 1 "Россия - наша Родина"
Тема: Россия – наша Родина
Пояснительная записка
Воспитательная Формирование у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к своей
Образовательная познакомить с особенностями и самобытностью нашей Родины, дать первоначальное
Данный урок является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым. Он рассчитан на 1 час для детей 4ых
классов.
Цель урока: Ознакомить с новым курсом.
Задачи:
1.
представление о культурных традициях;
2.
Родине
3.
В ходе урока используются следующие методы: частичнопоисковый, словесный, наглядноиллюстративный,
проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.
Ожидаемые результаты:
Предметные умения: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных
традициях страны; ознакомление с новым предметом «Основы светской этики».
Развивающая развитие речевых и социально коммуникативных навыков
Ход урока
Слайд 1
Слайд2
Слай3
Дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Мы начинаем изучать новый курс «Основы
религиозных культур и светской этики! Ключевые слова здесь – культура и этика, потому что в ходе
изучения разных религий мы будем опираться на уже имеющиеся у вас знания о духовных ценностях
разных культур. Знакомство с основами светской этики будет развивать умение общаться на основе
взаимного уважения, мира и согласия.
I. Орг. Момент
Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?"
II. Актуализация опорных знаний.
– Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?
– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.
А с чего начинается Родина для каждого из вас?
– Откуда произошло слово “родина”?
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых
кровным родством. Каждый из нас потомок, какого – либо старинного древнего рода. А само слово
“род” обозначает древнейшего бога славян Рода.
Послушайте, как говорит о Родине Константин Дмитриевич Ушинский: «Наше Отечество, наша
Родинаматушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что, в ней жили с давних времен отцы
и деды наши. Родиной мы называем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном для нас
языке, и все в ней родное».
Ребята, предлагаю подобрать однокоренные слова к слову Родина (родить произвести
потомство, родители отец и мать, у которых рождаются дети, родич родственник, член рода, родня
родственники, родословная перечень поколений одного рода).
Люди гордятся своей родословной, изучают её. (Слайд )
На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.
Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски.
На доске появляется пословица:
Где родился, там и пригодился.Слайд4
Слайд5
Слайд6
Слайд7
Слайд8
Как называется страна, в которой мы живем?
Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря и озера,
горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России и
покажите ее на карте. Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих
родителей. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина
зовется Россией. Что она самая большая страна в мире. Что Россия страна с древней историей.
С первых лет моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется:
родственники, друзья, соседи...
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он
родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая,
великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.
– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же,
хорошо знать историю своей страны.
Назовите столицу Правильно, город Москва
другого?
(Площадью, географическим положением, языками, обычаями, традициями, государственными
символами...)
Верно. У каждого государства есть знаки отличия: герб, гимн, флаг.
чем отличается одно
государство от
Скажите,
пожалуйста,
Давайте рассмотрим герб нашей страны.
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел символ солнца, небесной
силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился более 500 лет назад в 1497 году. Внутри
Российского герба герб Москвы, на котором на красном фоне изображен Георгий Победоносец, пора
жающий копьем дракона. Герб это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах,
денежных знаках, документах.
Наука об изучении гербов называется геральдикой. Когда же появился государственный герб
России? Что на нем изображено? (Ответы учащихся)
У каждой страны есть свой герб и ...? Конечно! Флаг
Российский флаг это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами.
Наш флаг появился впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства он стал
во время царствования Александра 3. С 1993 года это флаг Российской Федерации. На Руси эти три
цвета имели символическое значение: белый благородство, откровенность; синий верность,
честность, безупречность, целомудрие; красный мужество, смелость, великодушие, любовь.
Какой гордостью наполнялись наши сердца, когда российские спортсмены поднимались на
пьедестал почёта во время Олимпийских игр, когда развевался над олимпийским стадионом наш флаг, и
звучал гимн России!
Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают
историю страны. Музыку написал композитор А.Александров, а слова гимна поэт С.Михалков.
Гимн это главная государственная песнь, в которой выражена народная любовь и патриотизм.
Гимн поют и слушают стоя.
Слайд9
В каждой стране есть глава государства. В нашей стране он называется президент. 4 марта 2012
года был избран народом новый президент. Им стал Владимир Владимирович Путин
Слайд10
Слайд11
Ребята, но мы с вами не должны забывать о том, что живем в Республике Коми и у нашей республики
тоже есть своя государственная символика.
Флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных
горизонтально в последовательности сверху вниз трех равновеликих полос синего, зеленого и белого
цветов.
Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы
Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных
просторов. Зеленая полоса символ надежды и изобилия является условным обозначением необъятных
таежных массивов коми пармы основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая
полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту
северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное
положение. В другой трактовке белый цвет символ равенства проживающих в республике народов и
единства их культур.
Герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля
изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы ликженщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции "птицачеловеклось", выполненной в стиле
культового литья, нашли отражение мифоэпические воззрения коми.
В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти,
верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы),
жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.
Вместе с тем птица — олицетворение государственности и власти, призванной охранять Родину и народ,
способствовать их развитию и процветанию. Поэтому птица изображена на взлете. Распахнутость
крыльев означает также гостеприимство, приглашение к сотрудничеству. В целом центральная золотая
фигура выступает символом доброй воли и энергии народа. Сочетание золотого и красного в фольклоре
народа коми является символом утреннего, весеннего, теплого солнца, материнства.
Берегите Россию нет России другой, Берегите ее тишину и покой. Это небо и солнце, этот хлеб на
стопе И родное оконце в позабытом селе...
Работа с портретами.
Главная ценность России люди, их жизнь, труд, культура. Всегда на Руси особым почетом и
уважением пользовались защитники Отечества. Назовите известные вам имена. (Илья Муромец, Князь
Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и
другие).
Верно. Эти великие полководцы гордость и слава России. Например, Князь Александр Невский
великий воин. Он одерживал победы над немецкими и шведскими рыцарями, когда они вторгались в
пределы Руси. Но еще князь Александр великий миротворец: он несколько десятилетий удерживал
Русь и орду от столкновений. Он причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов .
Александр Невский является покровителем города Кургана и в нашем областном центре есть
кафедральный собор. Он носит имя Александра Невского.
Маршал Победы Георгий Константинович Жуков выдающийся русский полководец, герой
Великой Отечественной войны. Эту войну он встретил уже генералом. Жукову доверяли самые трудные
и ответственные операции. Во время войны все знали; если на фронт прибывает Жуков жди
наступления и разгрома врага. Именно маршал Жуков подписывал Акт о безоговорочной капитуляции
фашистской Германии и принимал в Москве Парад Победы.
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию нет России другой.
Задание: составьте и запишите в тетрадь
Самостоятельная, творческая работа учащихся.
предложения со словами Россия, Родина, отечество, государство, патриот, президент и др.
III.Открытие новых знаний.
1.Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот
великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова. (духовный,
душевный)
Наш мир, ребята делится на внешний материальный и внутренний духовный.
Что же такое духовный мир? Обратимся к учебнику (стр.4)
Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира. Запишите словосочетание в словарик.
2. На доске записаны слова, к которым дети подбирают антонимы
Высокое низкое
Светлое тёмное
Красивое уродливое
Доброе злое
Любовь ненависть
Честь бесчестие
Правда – ложь
Слайд12
Слайд 13
Слайд14
Слайд15
Слайд16 Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?
Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.
Над тем, что такое вечная ценность в жизни каждого человека, ломали голову многие поколения. Но к
единому мнению в этом вопросе так и не пришли. Я долго думала над этой темой и решила, что для меня
вечной ценностью является – семья. Семья – это продолжение рода, понимание друг другу,
воспитание детей, ответственность друг за друга, любовь.
А как вы ответите на вопрос «Что для вас вечная ценность?». Объясните это словосочетание.
Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.
Вечные ценности – это то, что ценится во все времена. Как вы думаете, вечные ценности относятся к
материальному или к духовному миру?
У каждого народа – своя культура и свои традиции.
Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.
Традиция (от лат. traditio предание ) передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов,
ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
Запишите данное слово в свой словарик.
У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень разные, но важнейшие
ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь,
достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет
смысл. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые простые поздравить
родных и близких с днем рождения, с праздником и другие.
А какие традиции есть в ваших семьях?
Россия семья многих народов. Какие народы населяют нашу страну? (Русские, украинцы,
белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие другие)
Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не запрещала людям быть разными.
Помните, что у разных людей могут быть разные традиции и святыни и надо с уважением к этому
относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское
православие), ислам, буддизм, иудаизм
IV. Закрепление. Работа с материалом учебника на странице 5.
Самостоятельно прочитайте текст с 3 абзаца до конца страницы и попробуйте привести примеры
традиций нашей страны.
V. Рефлексия
У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему
уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: жёлтые: интересный, добрый, светлый, заставляющий
думать, яркий; голубые: скучный, непонятный, сложный, простой, грустный; )
12 ученика читают выбранные слова, комментируя свой выбор.
VI. Итог урока.
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы граждане великой страны, имеющей богатую и
славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны
объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и
только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России вы надежда и будущее
нашей страны. Все в ваших руках!
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России
VII. Домашнее задание.
Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Запишите их в
ваших тетрадях.
Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями объясняющими смысл
данных слов.
начните работу над семейным древом.
Слайд17
Слайд18
Слайд19
Слайд 20
Слайд 21