Урок доброты

  • Работа в классе
  • docx
  • 10.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Добро- вещественное, все доброе (достаток, добришко) В духовном значении — благо, что честно и полезно, все, чего требует долг человека, гражданина, семьянина. Народное — хорошо, ладно. (Толковый словарь русского языка Даль Владимир Иванович). Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.Игра «Ласковое слово» Сыграем в игру "Ласковое слово". Учитель называет слова, например: "Солнце", дети ласково "Солнышко" Птица – птичка, дерево – деревце, сказка – сказочка, рука – ручка, ребенок – ребёночек, ручей – ручеёк, кольцо – колечко, сердце – сердечко, стол – столик, кошка – кошечка, мама – мамочка.
Иконка файла материала урок доброты.docx
 Начальные классы Классный час "Учимся доброте". Поделитесь материалом с коллегами:      Классный час: «Учимся доброте» Цель: учить оценивать поступки свои и чужие, расширять представления ребят о добре,  зле, дружбе; воспитывать стремление совершать добрые поступки; развивать речь,  мышление. Задачи: 1.      Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие. 2.      Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру  общения. 3.      Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к  лучшему, учить совершать благие дела. 4.      Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых  есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость. Ход занятия 1. Оргмомент 2. Игра «Да­нет»  1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет)  2. Можно ли стать добрым на время? (Нет)  3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да)  4. Легко ли быть добрым? (Да)  5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да)  Друзья мои, внимание! Вы слышите звонок? ­ Садитесь поскорее ­ Начнём сейчас урок. 2. Вступительная беседа Как бы жизнь не летела,Дней своих не жалей, Делай доброе дело, Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело­ Тем живем на земле. — Урок у нас сегодня необычный. Отметки никто ставить не будет, поэтому высказывайте  своё мнение смело. Мы постараемся разобраться в понятиях: дружба, добро, зло и как это  выражается в поступках. Другими словами, посмотрим на себя со стороны и оценим, всё ли мы делаем правильно. Ведь столкновение добра со злом происходит в жизни постоянно.  Даже поступки одного и того же человека бывают хорошими и плохими. 3. Ознакомление с темой — Объясните пожалуйста понятия: добро, доброта? Случалось ли вам ощущать их на себе? (Ответы детей) — Попытайтесь объяснить понятия: зло, злоба А с ними вы встречались? (Ответы детей) Одна пара учащихся работает по словарям. (Даль,Ожегов) Ответы детей Добро­ вещественное, все доброе (достаток, добришко) В духовном значении — благо, что честно и полезно, все, чего требует долг человека,  гражданина, семьянина. Народное — хорошо, ладно. (Толковый словарь русского языка  Даль Владимир Иванович).Доброта – морально­ценностная характеристика человека, включающая такие свойства,  благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность  поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению,  бескорыстие и т.д. Добро это радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства  других и держать свою душу открытой.   Добро­ это по доброй воле, без принуждения, по хорошему. Добрый человек ­это не тот, кто делает добро, а тот, кто не может сделать зла! Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание,  любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти  на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Милосердие ­это готовность помочь кому­нибудь или простить кого­нибудь, сострадание.  Человеколюбие. (Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича) Милосердие­ это сердолюбие, сочувствие. Любовь на деле, готовность делать добро  всякому, жалость, мягкосердность (Толковый словарь Даля В.И.) Зло­ это лихое, худое, худо, лихо (Толковый словарь Даля В.И.)Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует  нравственной деградации. Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой  национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда  сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают  старших, и взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется,  иногда его трудно распознать. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в  транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну  для мусора. — Давайте представим, что у вас есть возможность выбрать место проживания: планета  Добра или планета Зла. Объясните свой выбор. (Ответы детей) — На какой из планет будет жить Дружба? Почему — Конечно, Дружба — это добро. Она помогает совершать добрые и полезные поступки!  Поэтому давайте сделаем наш класс планетой Добра и Дружбы! Игра «Замени добрыми словами» Злой, невежливый, грубый, отнять, поругать, ленивый, жадный, обидеть, горчить, грустный, равнодушный, неряшливый, сломать, крикливый, развязный, трусливый. Игра «Ласковое слово» Сыграем в игру "Ласковое слово". Учитель называет слова, например: "Солнце", дети  ласково "Солнышко" Птица – птичка, дерево – деревце, сказка – сказочка, рука – ручка, ребенок – ребёночек,  ручей – ручеёк, кольцо – колечко, сердце – сердечко, стол – столик, кошка – кошечка,  мама – мамочка. 4 задание: Игра «Доскажи словечко» Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы кончайте, хором дружно  отвечайте.       Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо) Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день) Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста) Если друг попал в беду,…(помоги ему) Решай споры словами, …(а не кулаками) Где бы ни были , на прощание мы говорим …(до свидание) Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте) Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг  другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что,  от улыбки хмурый день становится светлей. 4. Чтение и анализ рассказа — Послушайте рассказ “Просто старушка” В. Осеевой. Просто старушка По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко.  Старушка поскользнулась и упала. – Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на  помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: – Это твоя бабушка? – Нет, – ответил мальчик. – Мама? – удивилась подружка. – Нет! – Ну, тётя? Или знакомая? – Да нет же, нет! – ответил ей мальчик. – Это просто старушка! Мальчик так поступил, потому что он увидел, что старушке нужна помощь. А девочка за­ давала вопросы, потому что никак не могла понять, зачем он бросился помогать посторон­ней старушке. Мальчик поступил очень правильно, потому что всегда надо помогать пожи­ лым людям, не выясняя, знакомый это вам человек или нет. Рассказы Осеевой заставляют задуматься о таких качествах, как доброта, внимание, отзыв­ чивость, о том, что нужно делать добрые дела не на словах, а на деле. Каждый может совершать хорошие поступки каждый день: поиграть с младшими, убрать  посуду, убрать игрушки и совершенно не ждать за это награды. А наградой станут улыбки  и добрые слова ваших близких. Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Если доброта как солнце светит, Радуются и взрослые, и дети. беседа по содержанию ­ О ком говорится в рассказе? ­ Что случилось со старушкой? ­ Кто ей помог? ­ О чем спросила девочка? ­ Что ответил ей мальчик? ­ Правильно ли он поступил? А как бы вы поступили на месте этих детей? (Читает учитель или подготовленный ученик) — Могла ли такое случиться с вами? Оцените поступки детей. Чему учит этот случай? Как бы поступили вы? (Ответы детей) — На нашей планете есть город Мудрецов. В его хранилищах собраны разные пословицы и поговорки, в том числе о добре и дружбе.  Вспомним некоторые из них.Добра желаешь, добро и делай. Добра ищи, а худо само придёт. Добра не смыслишь, так худа не делай. Добра, что клада, ищут, а худо под рукой. Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится. Добро не лихо – ходит тихо. Добро сеять, добро и пожинать. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая. Добрый человек плачет от радости, а злой – от зависти. Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились. Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит. И душа то в чем: кожа да кости, да и те пожелтели от злости. Красота до вечера, а доброта навеки. Тьма света не любит, злой доброго не терпит. Без добрых дел нет доброго имени. Доброе слово человеку – что дождь в засуху. Доброе слово, лучше мягкого пирога. Чтобы делать добро, надо им обладать. Злой не верить, что есть добрый. Доброго чтят, а злого жалуют. Делай другим добро – будешь сам без беды. Доброе дело питает и душу, и тело. Добрый человек в добре живет век. Худо тому, кто добра не творит никому. Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.Добрые умирают, да дела их живут. Какой смысл в них вложен? (При затруднении — помощь учителя. Возможны записи на  доске.) Вывод: добро, зло, дружба – это вечные вопросы, которые волновали наших предков,  говорим о них и мы, будут обсуждать и наши потомки — Быть добрым трудно? Почему? — Как вы думаете, чего больше на земле: зла или добра? — Проверим. Давайте, чередуя, положим на чаши «весов» злые и добрые понятия и  убедимся, чего же больше в нашей жизни. (Жадность – щедрость, ложь – честность,  грубость – воспитанность, чистота …) Вывод: мы постарались, чтобы добро победило. Но это на словах. А хочется, чтобы и  поступки были добрыми. Только так у человека есть возможность оставить о себе добрые и светлые воспоминания. Поэтому, прежде, чем что­то сделать, подумайте, как к это  расценят окружающие. 5. Украшение планеты Добра — Быстро из цветной бумаги вырежьте один предмет, ассоциирующий со словом добро.  Прикрепите (клеем, магнитиком, кнопкой) лист ватмана. — Получилось ярко, красиво, весело: солнце, цветы, бабочки, птички, …, люди! — Поднимите руки, кому из вас понравилось делать добро? Какие при этом вы испытали чувства? 6. «Ромашка» — Случалось ли вам так поступать? А как правильно? (Дети постепенно «отрывают» лепестки и зачитывают.) Мальчик ел конфеты, а друг смотрел на это. (Обсуждение) Чужие тайны не храни, а по секрету всем расскажи. Ударил больно друга и толкнул девчонку. Это он случайно, не ругайте мальчонку. Слова хорошие люблю, но сам их редко говорю.Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают  нам в этом не только ваши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в  сказках Добро всегда побеждает Зло. ­ Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили  радость окружающим. А поможет нам в этом сказочный сундук. Вам нужно догадаться, о  ком или о чём идёт речь (слайды с 7 по 17).      –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто  ношу ей пирожки. (Красная Шапочка) ­ Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне  пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах) –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину  аленького цветочка. (Настенька) ­ Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. ( Дюймовочка) ­ Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он  ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого  Карабаса ­ Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа  Карло)  Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)    ­ Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) ­ Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь  больному мальчику. (Женя из сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева) ­ Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на  принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)  Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле,  Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.  (Татошка )    Чем же отличаются эти добрые сказочные герои от других героев, например  Бабы­Яги, Карабаса­Барабаса, Кощея Бессмертного? (Тем, что они творят  добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому). ­ А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)  Физкультминутка ­ игра «Сказочный герой – добрый и злой»  (учитель называет героя, а ученики выполняют движения ­ добрый герой –  хлопают в ладоши, злой герой – приседают на корточки, руки на пояс). (Иван­царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас­ Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси­лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло, Кот в сапогах, Царь Салтан, Змей Горыныч, царевна Лебедь, ….)  Игра «Я тоже»             – Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите « я  тоже»              если плохой, то молчите.             «Я помогаю ухаживать за  цветами» –  я тоже.             «Я убираю за собой игрушки» – я тоже.               «Я разбрасываю свои вещи» – ...              «Я помогаю маме» –  я тоже.             «Я играю с младшей сестренкой» –  я тоже.              «Я держу кошку за хвост» – ...             «Я не здороваюсь с соседкой» – ...             «Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – я тоже            7. Игра Учитель пишет букву, а дети должны исполнить отрывок песни о дружбе и добре, которые  начинаются с данной буквы. Д — дружба крепкая … В — вместе весело … Е — если с другом … О — от улыбки … 8. Итог — Урок доброты заканчивается. Мы возвращаемся на Землю. Я надеюсь, что добра на ней станет ещё больше. Потому что  впереди у вас очень много добрых и славных дел. Будьте отзывчивыми, добрыми,  вежливыми и честными! — За хорошую работу на уроке от меня всем подарок в виде добрых и полезных советов.  (Учитель раздаёт «Правила дружбы»)ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.  1. Обращайся к ребятам по имени.  2. Следи за речью. Не говори обидных слов.  3. Помогай ребятам. Когда­нибудь и тебе нужна будет их помощь.  4. Не жадничай. 5. Не обижай понапрасну.  6. Не обижайся на правильные замечания и советы.  7. Изучай правила этикета. Как вы думаете, какой теме было посвящено занятие? Доброта – вещь удивительная. Быть легче добрым или злым? Наверно, легче злым. Быть добрым – значит отдавать  Тепло свое другим. Быть добрым – значит понимать И близких и чужих И радости порой не знать, Заботясь о других. Конечно, доброму трудней,  И все же посмотри: Как много у него друзей! А злой всегда – один…