Дата: 20.02.2017
Класс: 5а
Тема: Города Эллады подчиняются Македонии
Цель урока: создание условий для понимания учащимися причин подчинения
Греции Македонии.
Задачи:
обучающая: способствовать самостоятельному определению учащимися
причин возвышения Македонии в IV в. до н.э.;
развивающая: развивать коммуникативные УУД учащихся (умение слушать
и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в
коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли), развивать
умение учащихся делать несложные выводы, опираясь на текст учебника,
работать с картой, делать сравнительный анализ;
воспитывающая: формировать эмоциональноценностное отношение к
прошлому, воспитывать у учащихся гражданскую позицию к судьбе страны.
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения: учебник, презентация, раздаточный материал.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, групповая (работа в паре).
Ход урока
I. Организационный момент:
Проверка отсутствующих, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида
учащихся, организация внимания, приветствие и знакомство с учащимися:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Сергеевна! Я рада видеть сегодня
всех вас на этом уроке истории! Садитесь! (слайд 1)
II. Вступление:
Хочу начать урок со слов поэта Тиртея, которыми он вдохновлял на бой
греческих воинов:
(слайд 2) Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,
Грудью удары встречать,
В сече души не щадя.
Вводный опрос учащихся:
С кем и когда пришлось воевать Греции?(V в. до н.э., Персидская
держава)
Каковы итоги греко – персидской войны? (Греция отстояла свою
независимость)
Что помогло грекам одержать победу над персами?
(Ответ: чувство патриотизма, так как они защищали свою Родину,
Афинский союз Союз 30 полисов, сплоченность, незаурядный талант
греческих стратегов.) Вы, наверное, согласитесь со мной, что только в единстве, в желании
защитить свою страну можно одолеть даже самого сильного врага.
III. Актуализация знаний:
Рассказ учителя: Однако после победы над персами расцвет греческих
городов был недолгим. В Греции началась война между полисами за право
главенствовать в Элладе.
Сначала 30летняя война между Афинами и Спартой. В этой войне
победила Спарта. Затем против Спарты выступили другие греческие
полисы. Казалось, войнам не будет конца. Для греков наступили страшные
времена: лилась кровь, разрушались жилища, приходили в запустения
оливковые рощи и виноградники, разорялись ремесленники и земледельцы, а
их имущество скупали богачи.
А между тем северный сосед Эллады становился сильным и мощным
государством.
Задание: (слайд 3) Используя карту «Древняя Греция», назовите это
государство, определите его столицу и месторасположение (Ответ:
Македония, г. Пелла, север Балканского полуострова).
Как вы думаете, могла ли Македония в IV в. до н.э. представлять
опасность для полисов Эллады? Если да, то какую? (Ответ: да,
Македония могла бы захватить Грецию).
Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии
(записывают в тетради число и тему урока) (слайд 4)
Как вы думаете, какова наша цель сегодня на уроке? (после короткого
обсуждения формулируется цель урока совместно учениками и учителем:
«Выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою
независимость») (слайд 5)
IV. Изучение нового материала:
Рассказ учителя: В середине IV века до н. э. под своей властью все
македонские земли сумел объединить царь Филипп (слайд 6). Хотя Филипп,
как и другие македонские цари и находился под влиянием греческой
культуры: строились театры, в Македонию приглашались эллинские поэты и
художники, учителем сына Филиппа Александра стал крупнейший ученый
Греции Аристотель, знатные македоняне свободно говорили и писали по
гречески, но в тоже время он вел собственный политический курс развития
своего государства, отличный от греческого.
Задание: (слайд 7) Ребята, подумайте и попробуйте определить, в чем могло
заключаться усиление и становление могущества Македонии? Что
необходимо было сделать царю Македонии, чтобы государство стало
сильным, могущественным, способным завоевать мир? В чем проявляется
могущество государства по отношению к другим государствам в IV в. до н.э.? (Ответ: наличие достаточного количества денег, налаживание торговых
отношений с соседями и другими странами, наличие армии и флота)
Записать в тетрадь: схемуслайд 7
Задание: прочитав пункт параграфа «Македонский царь Филипп стремится
покорить соседей», сравните греческую и македонскую армию (слайд 8) – по
греческой армии данные выведены на слайде, по македонской – учащиеся
определяют самостоятельно:
Греческая армия
Македонская армия
Фаланга (69 рядов)
Копья (длина – до 2 м.)
Конница (легкая, небольшая)
Фаланга (16 рядов)
Копья (до 5 м.)
Конница (тяжелая, огромная)
Наличие метательных орудий,
Проверка.
Вопросы для обсуждения (слайд 11):
осадных башен
1) Подумайте, в чем сильные / слабые стороны построения македонской
пехоты фалангой?
2) В любой ли местности фаланга могла успешно действовать?
3) Поэтому к чему призывал царь Филипп прибегать на поле боя?
(хитрости, слова Филиппа «груженый золотом осёл может взять
неприступную крепость»).
Рассказ учителя: В середине IV века до н.э. ранее отсталая, слабая
Македония превратилась в самое сильное средиземноморское государство.
Создав лучшую в мире армию, Филипп Македонский перешёл к покорению
Эллады. Первыми под власть македонского царя попали полисы Северной
Греции. Однако на пути дальнейшего продвижения стали Афины. В этой
полисе разгорелась борьба между сторонниками и противниками Филиппа,
среди которых нужно назвать Исократа и Демосфена, а вот на чьей
стороне они были вам сейчас нужно будет узнать.
Работа по группам (работа в парах). Задание: заполните недостающие
колонки в таблице «Отношение греческого общества к угрозе македонского
завоевания»:
Линии сравнения
Оратор
Отношение к Филиппу и
угрозе
потерять
независимость.
Промакедонская
позиция
Исократ
«Врага боятся меньше,
собственных
чем
сограждан».
Видел
спасение родины в
добровольном
подчинении Филиппу,
объединении греков и
македонцев
против
Антимакедонская
позиция
Демосфен
«Если даже все эллины
согласятся быть рабами,
мы должны бороться за
свободу».
Отстаивал
независимость и свободу
Греции,
сплотил ряд
греческих городов для
борьбы с Филиппом. Проверка.
персов.
Рассказ учителя: Демосфену удалось сплотить часть городовгосударств для
борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с
войском Филиппа (Слайд 14)
Задание: Каков же итог? Дидактическая игра «Собери пазлы» (ребята в
группах по парам собирают пазл, чтоб узнать итог битвы):
Дата
Место
сражения
338 г.
до н. э.
г.
Близ
Херонея
Записать в тетрадь.
Участники
Результат
Последствия
Македония,
Греческие
полисы
Поражение
греков
Потеря
независимости
Грецией
Рассказ учителя: умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он
добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его
своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на
персов. Однако Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а
его сын, Александр был провозглашён новым царём, который решил
продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию. Каковы же его
успехи вы узнаете на следующем уроке.
V. Контроль усвоения материала:
Возвращение к цели.
Кто помнит, какую цель мы сегодня для себя на уроке поставили? (Ответ:
выяснить каковы причины поражения Греции в противостоянии с Македонией
за сохранение независимости).
Скажите, почему Македонии удалось подчинить Элладу? (Ответ:
междоусобные войны между полисами Эллады, раздоры между богачами и
бедными, упадок хозяйства (гибель рощ и виноградников), сильная
македонская армия, дипломатический подход македонского царя Филипа)
Достигли ли мы с вами цели урока? (ответы учеников: да).
V. Закрепление полученных знаний:
Тогда нам остается закрепить полученные на уроке знания: слайд 16
1. Кто подчинил Элладу?
МАКЕДОНИЯ (ЦАРЬ ФИЛИПП )
2.Когда состоялась решающая битва между греками и македонянами?
338 Г. ДО Н.Э. у г. ХЕРОНЕЯ
Почему Македонии удалось подчинить Элладу?
1.Борьба греческих полисов между собой ослабила страну. 2. Филипп создал боеспособную армию.
3. Умелая дипломатия царя Македонии.
VI. Домашнее задание (слайд 17):
Всем: Читать §
Дополнительное задание по выбору:
А) сообщение презентация об А. Македонском
( не более 10 предложений и 34 слайда в презентации)
Б) Рисунок к §
В) Загадка, стихотворение к §
VI. Рефлексия:
Ребята, вам все было понятно на уроке?
Что вы узнали нового из нашего урока?
Если есть время: Какое настроение у вас было на уроке? (подходят к столу
учителя и ставят метку разного цвета фломастерами: красный – плохое
настроение, зеленый – хорошее, отличное настроение, синий – нейтральное
настроение (ни хорошо/ни плохо)).
Благодарю вас за урок!
Раздаточный материал:
Линии сравнения
Оратор
Отношение к Филиппу и
угрозе
потерять
независимость.
Промакедонская
позиция
Исократ
Антимакедонская
позиция
«Если даже все эллины
согласятся быть рабами,
мы должны бороться за
свободу».
Отстаивал
независимость и свободу
Греции,
сплотил ряд
греческих городов для
борьбы с Филиппом.
Линии сравнения
Оратор
Отношение к Филиппу и
угрозе
потерять
независимость.
Промакедонская
позиция
Антимакедонская
позиция
Демосфен
«Врага боятся меньше,
чем
собственных
сограждан».
Видел
спасение родины в добровольном
подчинении Филиппу,
объединении греков и
македонцев
против
персов.
Дата
338 г. до н. э.
Место сражения Близ г. Херонея
Участники
Македония
Греческие полисы
Результат
Поражение греков
Последствия
Потеря Грецией независимости
Дата
Место сражения
Участники
Результат
Последствия
338 г. до н. э.
Близ г. Херонея Македония
Греческие полисы
Поражение греков
Потеря Грецией независимости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.