Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"
Оценка 4.6

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Оценка 4.6
Игры
doc
русская литература
5 кл
22.01.2018
Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"
Это обобщающий урок по сказке А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители" с использованием игровых технологий. В турнире участвуют две команды (Это зависит от количества учеников в классе). Игра состоит из 5 раундов, каждый раунд имеет свою тему и содержит четыре вопроса. Один из раундов - это блиц-турнир, в котором принимает участие каждый участник команды и может принести своей команде дополнительное очко. В конце игры баллы подсчитываются и определяется победитель.Обобщающий урок по литературе в 5 классе сиспользованием игровых технологий: Турнир знатоков по сказке А. Погорельского "Черная курица"
турнир.doc
МБОУ «СОШ с. Широкий Уступ Калининского района Саратовской области» Конспект обобщающего  урока по литературе в 5 классе Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (игровые технологии на уроке литературы)  Провела Кулявцева С.А. Учитель русского языка и литературы 1 С. Широкий Уступ ­2017 2 Игра «Турнир знатоков» по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» Цель  данной   игры   –   обобщить   знания   учащихся   по     сказке   А.А. Погорельского   «Черная   курица,   или   Подземные   жители»,   начиная   от биографии писателя и заканчивая попытками понять, что хотел донести автор до читателей. В процессе игры выполняются следующие задачи:       формируется отношение к изучаемому материалу; стимулируется творческое мышление; создается повышенная мотивация к обучению; формируются коммуникативные качества; развивается кругозор учащихся; процесс обучения наполняется интересным содержанием. Оборудование:  компьютер   для   показа   презентации;   блюдечки   для баллов, сами баллы в виде семян бобов или фасоли. План урока – игры. I. Организационный момент. Команды занимают места около своих  столиков. II. Игровой процесс. Рефлексия. Подведение итогов игры. III. IV. Домашнее задание. Ход  урока. I. Организационный момент 3 ­Добрый   день,     ребята!   Рада   вас   всех   видеть   в   хорошем   настроении. Надеюсь, оно сохранится у вас до конца урока.  У нас сегодня необычный урок, мы  вновь отправимся в сказку Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»,   встретимся с мальчиком Алёшей и Черной курицей,   и попробуем тоже заполучить волшебные зернышки. Сегодняшний наш урок пройдет в форме игры:  «Турнир Знатоков». II. Игровой процесс. Содержание. Игра   рассчитана   на   один   урок.   Структурно   состоит   из   пяти раундов, каждый имеет свою тему, в каждой   теме по четыре вопроса. Это     «Биография   А.А.   Погорельского»,   которая   акцентирует   внимание учащихся   на   псевдониме   автора,   а  также   попутно   вводит   это   понятие,  на историю   создания   произведения   и   т.д.   Вторая   тема   –   «Пансион».   Она знакомит учащихся с дворянскими обычаями конца 18 века, а также развивает лексический запас школьников. Тема «Сказка» расширяет кругозор учащихся, направляет   их   внимание   к   жанровым   особенностям   произведения.   Темы   – «Алеша» и «Уроки сказки»  направлены на анализ сказки.  В игре участвуют 2 команды (четыре человека в классе), что определяет и продолжительность игры. В помещении, где будет проводиться игра, заранее размещаются   игровые   столы   по   количеству   учащихся.   Участники размещаются вокруг своих столиков и слушают учителя ­  ведущего. Ведущий обращает   их   внимание   на   экран,   объявляет   название   номинации   и   задает вопрос. В каждой номинации по четыре вопроса, расположенных от простого к сложному. Баллы за правильный ответ разнятся от одного до четырех, в зависимости   от   сложности   вопроса.   В   блиц­опросе   за   каждый   правильный ответ присуждается один балл.  Чтобы учащиеся ясно представляли количество заработанных   баллов, баллы  можно заменить  зернышками.  На столах  у  каждой  из  команд стоит 4 блюдечко,   в   которое   помощник   ведущего   кладет   заработанное   количество баллов в виде семян бобов или фасоли, так как они более крупные.  На   обдумывание   вопросов   командам   дается   время   одна   минута.   Та команда, которая первой после истечения указанного времени или досрочно дает   правильный   ответ,   получает   указанное   количество   баллов.   В   случае неверного ответа право дать свой вариант предоставляется другой команде. Если   же   все   команды   не   справились   с   заданием,   то   ведущий   сам   дает необходимую информацию по вопросу. Все правильные ответы появляются на экране,   нередко   ведущий   будет   дополнять   ответы   детей   и   углублять   их знания. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Ведущий с помощником подводят итоги, считают количество баллов, отмечают наиболее полные,   глубокие   ответы.   Команде,   набравшей   самое   большое   количество баллов ( или бобов фасоли), выставляется оценка «5». Задания. 1 раунд. Тема «Биография А.А. Погорельского» 1. А. Погорельский опубликовал «Черная курица, или Подземные жители» не под собственным именем, а под псевдонимом. Что такое псевдоним? (Псевдоним—придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения. Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник. Итак, автор произведения взял себе псевдоним Антоний Погорельский. Черниговское   имение   в   деревне   Погорельцы.   Имение   Погорельцы     долгие годы было уютным домом писателя (Может быть, псевдоним Погорельский от названия имения Погорельцы)).  – 1б 2. Какое настоящее имя писателя? (Перовский   Алексей   Алексеевич)  Фамилия   Перовские   была   получена   от названия   подмосковного   села   Перово,   где   Елизавета   Петровна   тайно венчалась   с   Алексеем   Разумовским   в   1742   году   (Алексей   Разумовский   ­ Черниговский крестьянин и певчий царской купели)). ­  2б 5 3. Кому А.А. Перовский посвятил свое произведение? В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который  стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович  Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель­адъютант и,  что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы  он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него  сказку «Черная курица, или Подземные жители»).  – 1б  В   какой   войне   принимал   участие   Алексей   Перовский?  4. Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии)  ­ 2б (   В 2 раунд.  Тема «Пансион». 1. Что же это такое —  пансион? – 1б (Существительное  пансион  образовано   от   латинского   слова   со   значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам). 2. Назовите точное местонахождение пансиона?­ 2б ( С.­Петербург, Васильевский остров, Первая линия).Уточню выражение «В Первой   линии»,   на   Васильевском   острове   улицы,   пересекающие   остров   в длину,   называются  проспектами,   в   ширину   —  линиями).  Васильевский остров, самый большой остров (1050 га) в дельте Невы, исторический район Санкт­Петербурга. 3. Сколько детей обучалось тогда в пансионе? (30 или 40)  ­ 1б 4. С тех прошло много лет.  Многие слова русского языка претерпели  изменения, получили современную трактовку, а некоторые совсем вышли из  употребления. Такие слова называются устаревшими или архаизмами.  Скажите, какое значение тогда имело слово ДОРТУАР?  (Спальные  комнаты детей) – 2б 3 раунд. Тема « Сказка» 1. Сказка «Черная курица»  ­  литературная сказка. Почему она  называется литературной?   ( у неё есть автор). А какие литературные  сказки вы знаете ещё?  ­ 2б 6 2. Перечислите  признаки, которые говорят о том, что это сказка.   – 2б  есть сказочный зачин “жил­был”  волшебное число “3” – три сна  волшебный предмет – конопляное зёрнышко  чудесные превращения  курица разговаривает с Алёшей. 3. Назовите волшебный предмет, который разделил жизнь Алеши на «до» и «после»? (волшебное конопляное  семечко)  ­ 1б 4. При каком условии волшебство перестает действовать? (Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание).­  1б   4 раунд.    Тема «Алеша». Блиц­ турнир. Давайте сейчас вспомним, какая с Алешей  произошла история. Проведём этот раунд  в форме блиц ­ опроса, за каждый правильный ответ вы получаете   символ   этой   сказки  –   зёрнышко.   Каждый   ученик   отвечает   на  5 вопросов. 1 1. Сколько лет было Алеше? ( не более 9 или 10 лет) 2. Почему Алёша остался один в пансионе? (все ученики уехали на каникулы) 3. Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе) 4. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку) 5. От кого спас Алеша Чернушку? ( от кухарки) 2           6.   Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)                              7.   Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)               8.     Куда привела курица мальчика? (в подземное царство)              9.     Как Чернушка справилась с рыцарями в подземелье? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей) 7 10.     Кем   оказалась   Чернушка   в   подземном   царстве?   (главным министром) 3             11.  Кто решил отблагодарить Алешу за спасение Чернушки?  (король)             12.   Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)             13.   Какой предмет подарил король  Алёше, чтобы желание сбылось? (конопляное семечко)            14.    Какое условие поставил король Алёше? (никому не рассказывать про подземелье)             15.   Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (он удивился, что Алёша оказался таким ленивым) 4      16.      Какое условие поставил король Алёше?  (чтобы он никому  не  рассказывал о том, что он видел. «Малейшая нескромность лишит тебя  навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и  неприятностей»)            17.    Каким мальчиком был Алеша до получения семечка?             18. Каким стал Алеша, когда перестал учить уроки? (непослушным, дерзким, гордым, самолюбивым)                      19.   Почему Алеша не смог выучить урок после того, как потерял волшебное семечко?  ( он разучился трудиться, потерял этот навык добывать знания)           20.    Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше  удовольствия?    (не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим  того, что нам легко достаётся) 5 раунд.  Тема «Уроки сказки» 1.  Как вы понимаете слова Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»? (Легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться). – 3б 2.   В 3­м сне Чернушка учит мальчика хранить тайну : «Помни, что ты дал честное   слово   сохранить   в   тайне   все,   что   тебе   о   нас   известно…Алеша,   к теперешним   худым   свойствам   твоим   не   прибавь   еще  худшего  ­ неблагодарности!»   К   чему   привела   неблагодарность   Алешу?   Чего   так испугался Алеша, что смог раскрыть тайну подземных жителей?       (   Наказания   розгами.   «Алеша   совершенно   потерял   голову…он   забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…» ­ 2б 8 3. Как вы понимаете слова учителя, адресованные Алеше: «Не для того дан   вам   ум,   чтоб   вы   во   зло   его   употребляли»?  (   надо   развивать   свои способности и таланты, данные от природы, а не поступать так, как поступает Алеша)  ­ 3б 4. Добро или зло победило в сказке и почему? (Победило добро, Алёша сам себя наказал: стыд и раскаяние наполняло его душу. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После   того   как   Алёша   выздоровел,   он   опять   старался   быть   послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши).  – 2 б III.            Рефлексия. Подведение итогов ­ Вот и закончился наш урок. Мне понравилось, как вы сегодня работали. ­   А вы довольны нашим уроком? ­   А сама сказка вам понравилась? ­  Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о волшебных делах, чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, в свои мысли и подумать о самих себе, а какой я? «А ведь именно об этом заставляют нас задуматься лучшие произведения литературы. И сказка Антония Погорельского – из числа этих произведений. Любовь и доброта, по Погорельскому, это основа подлинной красоты человека. -- Какое высказывание известных писателей  вы бы могли отнести к сказке А. Погорельского и взяли в качестве эпиграфа? (обсуждение ) Доброму человеку бывает стыдно даже перед собой  (А.П. Чехов, русский писатель рубежа XIX – XXвв) Чем   больше   человек   стыдится,   тем   больше   он   заслуживает уважения (Бернард Шоу, ирландский писатель).  Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.                                                                     ( А.С.Пушкин, русский поэт 19 века) 9 ­ А теперь давайте оценим наш урок. Посчитайте количество зёрнышек, если их у вас 15­20, то ваша оценка -5, если меньше – «4»  и не расстраивайтесь, главное, что вы сегодня плодотворно  работали. IV.            Домашнее  задание. ­    Ребята,  сегодня на  уроке вы  получили  волшебные  зёрнышки, вы  тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям  это может привести. Запишите в дневник задание: Сочинение ­миниатюра «Какое бы желание я загадал на волшебное  зернышко?» 10

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок-игра. "Турнир знатоков" по сказке А.Погорельского "Черная курица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018