Урок - игра "Умники и умницы" - 8, 9 классы

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На этом уроке идет проверка знаний учащихся о веществах. В этой игре учащиеся побывают в стране "Загадкино", "Ребусы" и игре "Умники и умницы". В ходе игры "Умники и умницы" учащиеся не только будут определять разные химические понятия, но и узнают много нового из рубрики "Это интересно".Вордовский документ
Иконка файла материала Урок - игра Умники.docx
Обобщение знаний по теме «Вещества» Игра «Умники»   (8,9 класс) Цель урока: обобщение и систематизация знаний  о веществах,   составе, свойствах и изменениях происходящих с ними. Задачи урока: 1. проверить степень усвоения материала; 2. развивать умение быстро и чётко формулировать свои мысли,  логически рассуждать, применять свои знания на практике; 3. стимулировать познавательную  активность,  развитие интереса к  предмету,  смекалки, эрудиции; 4. воспитывать  чувства коллективизма, взаимопомощи и толерантности Ход игры: Девиз: «Не   в   количестве   знаний   заключается   образование,   а   в   полном понимании и искусном применении того, что знаешь». А. Дистервег Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз поговорить об удивительной науке   ­   химии.   Она   не   только   интересна,   но   и   имеет   огромное практическое значение для каждого из нас. В то же время она очень трудна. Но трудности ­ это то, что мыслящему человеку необходимо, чтобы ум находился в постоянном поиске, работал. В связи с этим я хочу   вам   прочитать   стихотворение,   которое   как   нельзя,   кстати, подходит к нашей игре: Сегодня урок необычный у нас, Мы выясним, кто же химик из вас. В стране Ребус, мы побываем, И загадки отгадаем. Здесь будут разные задания, Ведь химиком быть – это призвание! Представлю правила игры: Начнем с разминки мы, Кто больше баллов наберет,Тот на «Поле чудес» попадет! Разминка 1.                                                                2. I этап: Страна «Ребусы» Отгадай элемент:                     2.                                                    4.                 Второй этап: Страна  «Загадкино! 1.                                                              2.3.                                                               4.                3 этап: Игра «Умники и умницы» Проводится также игра со зрителями Вопрос №1. Он был знаменитым химиком, участвовал  в проектировании  первого русского ледокола «Ермак».  О ком идет речь? Это интересно:  Д.И. Менделеев Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в  селе Верхние Аремзяны неподалёку от Тобольска семнадцатым и последнимребёнком[1] в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего  должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. С  1891 г. Менделеев становится редактором химико­технического и фабрично­ заводского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и многие из статей пишет сам. В качестве хобби Дмитрий Иванович делал чемоданы и  сам себе шил одежду. Менделеев участвовал и в проектировании первого  русского ледокола «Ермак». В 1887 году Менделеев самостоятельно поднимается на воздушном шаре для  наблюдения солнечного затмения. Полет был беспрецедентным и стал  известен во всём мире.  Вопрос №2. Название этого элемента от шведского означает «тяжелый  камень», от немецкого – «волчья слюна», в нем спрятано парнокопытное  животное, имеет высокую температуру плавления. О каком химическом  элементе идет речь? Это интересно:  Вольфрам Вольфрам (англ. Tungsten, франц. Tungstene, нем. Wolfram) был получен  впервые испанцами братьями де Эльгуйяр, учениками Бергмана в 1783 г.  Название вольфрам существовало, однако, задолго до открытия элемента.  Горняки и металлурги XIV ­ XVI вв., занимавшиеся добычей олова, заметили,  что при прокаливании одной из оловянных руд значительное количество олова теряется, уходя в шлак. Эта руда получила название волк (Wolf, или Wolfert),  которое с течением времени изменилось на вольфрам; так стали называть  минерал, содержащийся в руде. Агрикола приводит латинское название этого  минерала ­ Spuma Lupi, или Lupus spuma, что означает волчья пена, т.е. пена в пасти у разъяренного волка. Горняки XVI в. говорили о вольфраме: "он  похищает олово и ожирает его, как волк овцу". По латыни (Syuma lupi) и по  немецки (Wolf Rahm) вольфрам означает волчью слюну. Название вольфрам  встречается у Ломоносова, затем у Шерера; Соловьев и Гесс (1824) называют  его волчец, Двигубский (1824) ­ вольфрамий. Встречаются также названия  шеелий, шеелев металл (тунгстеновый королек). Вопрос №3. Этот элемент был впервые получен датским физиком  Х.Эрстедом в 1825 году. Он хорошо проводит тепло и электричество,  химически активен. Что это за элемент?Это интересно:  Алюминий                                                                                     Название этого элемента происходит от латинского «алюмен», так в  древности назывались квасцы, в составе которых был этот элемент. В земной  коре содержится 8,8% алюминия. Это третий по распространенности на нашей планете элемент после кислорода и кремния. Он входит в состав глин,  полевых шпатов, слюд. Важнейший минерал алюминия – боксит – содержит  28­60 % глинозема – оксида алюминия Al2O3. Вторая тройка играков: Вопрос №1. Он открыл первую в России химическую лабораторию. Он  предсказал, что далеко на севере существует Антарктида. За свою жизнь (а  прожил ученый не так много – всего 54 года) он выучил 12 языков!  Кто этот ученый? Это интересно:  М.В. Ломоносов       Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной  постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть  Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил  бежать в Москву. Он притворился больным, женитьбу пришлось отложить. В  декабре 1730 года 19­летний Михаил отправляется вместе с рыбным  караваном из Холмогор в Москву. Путешествие до Москвы заняло три  недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. В письме  И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей  жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе, бедности  («один алтын в день») и насмешках малолетних одноклассников.        Ломоносов основал Московский университет, который успешно  функционирует и в наши дни. Однажды Михаил Васильевич написал оду  Елизавете Петровне. Хвалебными гимнами трудно было удивить венценосных  особ того времени, но от стихов Ломоносова императрица пришла в восторг.  Она назначила поэту награду – 2 тысячи рублей. Однако такого количества  денег ни ассигнациями, ни серебром в наличии не оказалось. Пришлось всю  сумму выдать медными монетами. И Ломоносов получил 2 телеги медных  монет.Вопрос №2. Открыт этот элемент в 1830 году шведским химиком и  минералогом Н.Сефстремом при исследовании железных руд и назван в честь  богини красоты (древнескандинавская мифология). Что это за элемент? Это интересно:  Ванадий Этот элемент (англ. Vanadium, франц. Vanadium, нем. Vanadin) был открыт  дважды. В 1801 г. профессор минералогии в г. Мехико дель­Рио, исследуя  мексиканскую свинцовую руду, получил окислы и соли неизвестного  элемента. Поскольку эти соединения имели различную окраску, он назвал  новый элемент панхромием (Panchromium, исп. pancromo) от греч. ­ всякое  (различное) и цвет. Спустя 30 лет шведский химик Сефстрем, работавший у  Берцелиуса, открыл тот же элемент в чугуне, полученном из руды рудника  Таберг в Швеции. Вместе с Берцелиусом он придумал для элемента новое  название ванадин (Vanadin) в честь богини из древней скандинавской  мифологии, имевшей два имени ­ Ванадис и Фрейя. Позднее во всех странах,  кроме Германии, элемент стали называть ванадий. В земной коре ванадия  содержится 0,015% по массе.  Вопрос №3. Этот химический элемент назван по имени героя  древнегреческого мифа – фригийского царя , который за жестокость был  обречен на вечные муки голода, жажды, страха. О каком элементе идет речь? Это интересно:  Тантал Тантал ­герой древнегреческих мифов, лидийский или фригийский царь, сын  Зевса. Разгласил тайны олимпийских богов, похитил с их пира амбросию и  угостил олимпийцев блюдом, приготовленным из тела собственного сына  Пелопса, которого он же и убил. За свои злодеяния Тантал был приговорен  богами на вечные муки голода, жажды и страха в подземном царстве Аида. С  тех пор он стоит по горло в прозрачной кристально чистой воде, к его голове  склоняются ветви под тяжестью спелых плодов. Только не может он утолить  ни жажду, ни голод — вода уходит вниз, как только он пытается напиться, а  ветви поднимает ветер, от рук голодного убийцы. Над головой Тантала  нависает скала, которая в любой миг может обрушиться, заставляя  несчастного грешника вечно мучиться от страха. Благодаря этому мифу  возникло выражение «танталовы муки», обозначающее непереносимые  страдания, бесплотные попытки освободиться от мучений. Видимо, в ходе  безуспешных попыток шведского химика Экеберга растворить в кислотах«землю», открытую им в 1802 году, и выделить из нее новый элемент, именно  это выражение и пришло ему в голову. Не раз ученому казалось, что он близок к цели, но выделить новый металл в чистом виде ему так и не удалось. Так  появилось «мученическое» название нового элемента. Игра со зрителями: Открыт он в 1669 году алхимиком из Гамбурга Х.Брандом. При перегонке  сухого остатка от выпаривания мочи Бранд заметил зеленоватое свечение  вещества, осевшего в колбе. Он решил, что открыл, наконец, философский  камень. По представлениям алхимиков, философский камень должен  светиться. Свое название элемент получил за способность светиться в  темноте. Про этот элемент снят фильм «Собака Баскервилей». Что это за  элемент? Это интересно: Фосфор Однако о секрете Бранда узнал некто Кункель, служивший в то время  алхимиком и тайным камердинером у саксонского курфюрста. Кункель  попросил своего сослуживца Крафта, отправлявшегося в Гамбург, выведать у  Бранда какие­либо сведения о фосфоре. Крафт, однако, сам решил  воспользоваться секретом Бранда. Он купил у него секрет за 200 талеров и,  изготовив достаточное количество фосфора, отправился в путешествие по  Европе, где с большим успехом демонстрировал перед знатными особами  свечение фосфора. В частности, в Англии он показывал фосфор королю  Карлу II и ученому Бойлю.Особенно широкую производственную  деятельность по изготовлению этого вещества развил ассистент Бойля  Хэнквиц: 50 лет он широко торговал фосфором по весьма высокой цене. В  Голландии, например, унция (31,1 г) фосфора стоила в то время 16 дукатов.  Фосфор не принес богатства Бранду и Бойлю, он обогатил Крафта и Кункеля. Финал: Вещества, которые позволяют определить среду раствора. Они  получили специальное название, означающее – указатели. Как называют эти  вещества? Это интересно: Индикаторы Индикаторы в химии (лат. indicator указатель) — вещества, изменяющие свой  цвет в присутствии тех или иных химических соединений в исследуемой среде (в растворе, в воздухе, в клетках, в тканях)...Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский химик и физик Роберт Бойль.  Подведение итогов: Для проведения рефлексии учащимся предлагаются следующие вопросы:  Понравилась ли вам игра?  Что нового вы узнали?  Где вы сможете применить полученные знания? Ожидаемые результаты На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень  теоретический. Кроме того, такие занятия призваны пробудить у учащихся  интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии.  Химические знания, сформированные на занятиях в игровой форме,  информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для  раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью. Заключительное слово учителя:  Ребята, вы должны знать, что весь облик нашей планеты, ее леса и горы, ее  почвы и воды созданы химическими превращениями, поэтому химию  называют «индустрией чудесных превращений»  А, на последок я скажу: А, на последок я скажу, Потом пришло желание узнать, А, на последок я скажу, И страстно грызть гранит науки. Учила, вас чему умела, Осталось вам экзамен сдать, Чтоб знали вы науки суть, Закончатся все ваши муки. Я только этого хотела. А, на последок я скажу, Я помню вас таких простых, Мне попрощаться лишь осталось, Задумчивых, немного нервных, Я привела вас к рубежу, Боящихся меня учить, Потом начнется все с начала. Но этот страх у вас Был самый первый. А, на последок я скажу!Спасибо за урок. Учитедь химии Озероучумской ООШ Ужурского района