«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»
Оценка 4.6

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
немецкий язык
Взрослым
13.06.2017
«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»
Типология уроков - это классификация уроков в зависимости от этапа формирования речевого умения и ведущего вида речевой деятельности. Согласно И.Л. Колесниковой и О.А. Долгиной «Тип урока, модель построения урока иностранного языка – это определенный набор и типичная последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями».Типология уроков - это классификация уроков в зависимости от этапа формирования речевого умения и ведущего вида речевой деятельности. Согласно И.Л. Колесниковой и О.А. Долгиной «Тип урока, модель построения урока иностранного языка – это определенный набор и типичная последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями».
Урок иностранного языка структура, особенности, типы.docx
«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы» Содержание 1. Введение……………………………………………………………………3 2. Типология уроков………………………………………………………….4 3. Структура урока иностранного языка…………………………………….7 4. Особенности урока иностранного языка…………………………………13 5. Структура урока по ФГОС………………………………………………..14 Заключение……………………………………………………………………….17 Список литературы………………………………………………………………18 Введение Урок, как форма организации учебной работы, существует с семнадцатого века,  то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь  жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной  организационной формой учебно­воспитательного процесса в школе. Основные  положения, характеризующие урок, заложены в 17 ­19 веках в трудах Я.А.  Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Классно­урочная  система, была разработана и описана Яном Амосом Коменским в его книге  «Великая дидактика».  2 В наши дни специалисты в области дидактики, педагогики, психологии,  методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку именно как  средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и  народов. Сегодня классно­урочная система по­прежнему занимает ведущее место в  процессе предметного обучения в средней школе. Урок иностранного языка  является неотъемлемой частью школьного образовательного процесса. На  важность применения различных типов уроков в процессе изучения иностранных языков обращали внимание многие педагоги и методисты, в частности Н.И. Гез,  Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин, И.А. Зимняя и другие ученые, занимавшиеся  проблемой обучения иностранным языкам. Однако современность предъявляет  все новые и новые требования к организации и проведению уроков по  иностранным языкам, что вызывает необходимость разработки их новых форм и  типов, изучение возможности применения на уроках самых современных  технологий.  Таким образом, целью работы является изучение существующих типов уроков  иностранного языка, а также новых типов уроков,  которые могут эффективно  использоваться в процессе обучения иностранным языкам в современной школе. 2. Типология уроков Типология уроков ­ это классификация уроков в зависимости от этапа  формирования речевого умения и ведущего вида речевой деятельности. 3 Согласно И.Л. Колесниковой и О.А. Долгиной «Тип урока, модель построения  урока иностранного языка – это определенный набор и типичная  последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями».  В методике на сегодняшний день общепринятой считается типология уроков  Е.И. Пассова, предложенная им в работе «Урок иностранного языка» (М., 2010). Е.И. Пассов даёт следующее определение: «типология уроков – это набор  динамических, гибких, т.е. изменяемых в зависимости от условий форм, в  которые «отливаются», воплощаются в материале основные положения какой­то концепции обучени». В процессе обучения иноязычной речевой деятельности материал усваивается  всегда определенными дозами. Владение каждой такой дозой должно быть  доведено до уровня умения. Чтобы достичь этого уровня нужно пройти  определенные этапы овладения материалом. Процесс овладения не может  уложиться в один урок, как правило, он занимает не менее 3 ­ 5 уроков, т.е.  целый цикл. Следовательно, на каждом из уроков имеет место тот или иной  этап. Поскольку циклы овладения дозой материала периодически повторяются,  повторяются и этапы. Учитывая, что каждый этап специфичен по своей цели, то  критерием выделения типов уроков можно считать цель данного этапа  становления речевого умения. 3. Структура урока иностранного языка Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение  и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока. 4 Прежде всего необходимо разобраться, какие типы современного урока по  ФГОС существуют на данный момент. До сих пор нет четкого определения  сколько типов уроков и как они точно будут называться. Отечественный дидакт М.А. Данилов говорил, что «…в бесконечном потоке  множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить  структуры уроков, встречающиеся чаще других». По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков (месту уроков в  их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б.П. Есиповым,  Н.И. Болдыревым, Г.И. Щукиной, В.А. Онищуком и другими дидактами): урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений;  комбинированный урок. Структура урока ознакомление с новым материалом Тип урока ознакомление с новым материалом встречается в практике учителей  редко, но тем не менее он существует. Такие уроки бывают, например, когда  дети приходят с летних каникул. Мы не спрашиваем у них домашнее задание,  мы переходим на новую тему. Основная дидактическая цель урока ознакомление с новым материалом Изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей  и отношений в объектах изучения. Вид учебных занятий Лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и  трудовой практикум. Этапы урока ознакомление с новым материалом по ФГОС Первый этап. Организационный этап 5 Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь  психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для  создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы учащиеся поняли,  что им рады, их ждали. Второй этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся Это обязательный этап урока по ФГОС. На данном этапе учителю необходимо  создать проблемную ситуацию так, чтобы учащиеся сами назвали цель урока, а  так же саму тему. Результативность учебно­воспитательного процесса,  состояние познавательной активности зависят от осознанности учеником цели  деятельности. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика  автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана  учеником с помощью учителя. В этом случае деятельность учителя должна быть  направлена на создание условий для формирования активного целеполагания на  уроке. Практические приемы: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов, игровые моменты, раскрытие практической  значимости темы, использование музыки и других эстетических средств. Третий этап. Актуализация. Первичное усвоение новых знаний «Актуализация – это не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и  их применение часто в новой ситуации и стимулирования познавательной  активности, учащихся и контроль учителя», — писал педагог­теоретик М.И.  Махмутов. На данном этапе урока необходимо актуализировать знания учащихся,  необходимые для изучения новой темы, то есть создать условия для осознания  блока новой учебной информации. Задачи этапа — дать учащимся конкретные  представления об основной теме изучаемого материала и обеспечить  правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста. 6 Приемы работы: самостоятельное чтение, слушание, беседа после слушания или  прочтения, выявление первичного восприятия. Четвёртый этап. Первичная проверка понимания Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний и способов действий. Задачи этапа: — учить осознавать и осмысливать факты и основные идеи изучаемого  материала; — учить осваивать методы исследования изучаемого материала; — учить систематизировать знания и умения учащихся и применять их на  практике; — овладеть методикой воспроизведения полученных знаний. Приемы: исследовательский, эвристический, диалогический, алгоритмический,  стимулирующий, побуждающий, поисковый. Прием проверки понимания знаний начинается с воспроизведения и осознания  факта, явления, события, правила. Затем логические операции сравнения,  сопоставления, аналогии, объяснения ведут к пониманию и осмыслению  сущности новых знаний. Обобщение отдельных свойств, признаков, черт дает  возможность систематизации знаний. Пятый этап. Первичное закрепление Цель этапа: формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводитьи  т.д. и т.п. Задачи этапа: — закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им  для самостоятельной работы; — работать над развитием творческих способностей и исследовательских  умений; — создать условия для воспитания в обучающимся уверенности в себе,  пробудить в нем фантазию, укрепить творческую свободу. 7 Шестой этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке. Задачи этапа: — разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания; — обобщить и систематизировать знания; — способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях; — применить дифференцированный подход. Домашние задания могут быть: устными или письменными; обычными или  программированными; долгосрочными или краткосрочными; требовать от  учащихся различных усилий мысли ( репродуктивные, конструктивные,  творческие). Седьмой этап. Рефлексия (подведение итогов занятия) Рефлексия — самоанализ и самооценка своей деятельности. Если говорить о  рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций,  результатов своей деятельности на занятии. Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Примечание: Подробнее о структуре урока комплексного применения знаний и  умений (урок закрепления) можно посмотреть здесь. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)  предполагает выполнение учащимися сложных комплексных задач,  охватывающих материал нескольких разделов или тем учебной программы. Основная дидактическая цель урока Реализация я усвоенных понятий и теорий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Вид учебных занятий Ролевые и деловые игры, практикумы, уроки защиты проектов, путешествие,  экспедиция, диспут, игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс,  8 викторина), театрализованный урок (урок­суд), урок­совершенствование,  заключительная конференция, заключительная экскурсия, урок­консультация,  урок­анализ контрольных работ. Этапы урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) по  ФГОС Первый этап. Организационный этап Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь  психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для  создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы учащиеся поняли,  что им рады, их ждали. Второй этап. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция  опорных знаний учащихся Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся. Третий этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся Это обязательный этап урока по ФГОС. На данном этапе учителю необходимо  создать проблемную ситуацию так, чтобы учащиеся сами назвали цель урока, а  так же саму тему. Результативность учебно­воспитательного процесса,  состояние познавательной активности зависят от осознанности учеником цели  деятельности. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика  автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана  учеником с помощью учителя. В этом случае деятельность учителя должна быть  направлена на создание условий для формирования активного целеполагания на  уроке. Практические приемы: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов, игровые моменты, раскрытие практической  значимости темы, использование музыки и других эстетических средств. Четвёртый этап. Первичное закрепление в знакомой ситуации 9 Пятый этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации  (проблемные задания)  Шестой этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке. Задачи этапа: — разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания; — обобщить и систематизировать знания; — способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях; — применить дифференцированный подход. Домашние задания могут быть: устными или письменными; обычными или  программированными; долгосрочными или краткосрочными; требовать от  учащихся различных усилий мысли ( репродуктивные, конструктивные,  творческие). Седьмой этап. Рефлексия (подведение итогов занятия) Рефлексия — самоанализ и самооценка своей деятельности. Если говорить о  рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций,  результатов своей деятельности на занятии. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития  самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки,  посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто  преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии.  Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы  постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально  новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь  систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или  вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил —  оформил свою мысль — применил знание на практике». 10 В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки  систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками  общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно­ объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного,  развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов,  которые рекомендуется применять на уроках этого типа. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной  деятельности.Воспроизведение на новом уровне (переформулированные  вопросы). 4) Применение знаний и умений в новой ситуации. 5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 6) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Структура урока контроля знаний и умений Уроки контроля и оценки дают возможность педагогу более объективно  подойти к оценке результатов учебной деятельности младших школьников. Основная задача уроков контроля и оценки: выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности  усвоенных учениками знаний, получение информации о характере  познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности  учащихся в учебном процессе, формирование у школьников умений оценивать  свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и  ошибки, планировать возможные пути его совершенствования и преодоления. определение эффективности используемых методов, форм и способов учебной  деятельности. 11 Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется  его окончательная структура. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков Контроль и коррекция осуществляются на каждом уроке, однако после изучения крупных разделов программы учитель проводит специальные уроки контроля и  коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися материала. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги контроля знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и  пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов контроля учитель планирует коллективные,  групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия) Структура комбинированного урока Этапы комбинированного урока могут быть скомбинированы в любой  последовательности, что делает урок гибким и обеспечивает возможность для  достижения различных учебно­воспитательных целей Кроме этого, этапы  комбинированного урока согласуются с закономерностями процесса обучения,  динамикой умственной работоспособности учащихся. В школьной практике  доля таких занятий составляет примерно 80% от общего количества уроков. Но  в условиях комбинированного урока учителю не хватает времени не только на  организацию усвоения новых знаний, но и на все другие виды познавательной  деятельности. Комбинированный урок как сочетание структурных элементов уроков разных  типов предполагает достижение двух или более дидактических целей.  12 Например, комбинированный урок, в котором сочетается проверка раннее  изученного материала и овладения новыми знаниями (две дидактические цели). 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Первичное усвоение новых знаний. 4) Первичная проверка понимания 5) Первичное закрепление 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 4. Особенности урока иностранного языка Урок иностранного языка развивает различные познавательные и умственные  способности у обучающихся, которые, в свою очередь, овладевают различными  навыками, законами, методами, что способствует их умственному развитию. Изучив большое количество литературы, можно прийти к выводу, что у урока  иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать, так как иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Поэтому коммуникативное обучение иностранному  языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение  осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь,  13 служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок  иностранного языка это сложное образование. Подготовка и проведение его  требуют от учителя большой затраты творческих сил. Этапы урока Мотивирование на  учебную деятельность Актуализация знаний Целеполагание,  постановка проблемы Поиск путей решения  проблемы Решение проблемы 5.Структура урока по ФГОС Краткое содержание,  действия учеников Создание  благожелательной  атмосферы урока,  нацеленности на работу Повторение пройденного, выполнение заданий.  Взаимопроверка и  взаимооценивание Затем ученики получают  задание, для решения  которого не достаточно  имеющихся умений В совместной работе  выявляются причины  затруднения, выясняется  проблема. Ученики  самостоятельно  формулируют тему и  цель Планирование путей  достижения намеченной  цели. Осуществление  учебных действий по  плану. Индивидуальная  или групповая работа по  решению практических  задач Выполняют задание,  14 Действия учителя Настраивает учеников на  успешную работу Консультирует Подводит учеников к  определению границ  знания и незнания,  осознанию темы, целей и  задач урока. Консультирует Консультирует Коррекция Самостоятельная работа  с использованием  полученных знаний Систематизация знаний Объяснение домашнего  задания Оценивание Рефлексия учебной  деятельности Помогает, советует,  консультирует Консультирует,  направляет которое сначала  оказалось непосильным  для решения Проверяют решение,  выявляют, все ли  справились с заданием,  формулируют  затруднения Выполнение упражнений  по новой теме,  самопроверка по эталону Консультирует Работа по выявлению  связи изученной на уроке темы с изученным ранее  материалом, связи с  жизнью У учеников должна быть  возможность выбора  домашнего задания в  соответствии со своими  предпочтениями.  Необходимо наличие  заданий разного уровня  сложности Учащиеся  самостоятельно  оценивают работу на  (самооценка,  взаимооценивание  результатов работы  одноклассников) Учащиеся называют тему урока, его этапы,  перечисляют виды  деятельности на каждом  этапе, определяют  предметное содержание.  Делятся мнением о своей работе на уроке Разъясняет, предлагает  задания на выбор Консультирует,  обосновывает оценки Благодарит учеников за  урок Заключение 15 Рассмотрение структуры уроков разных типов свидетельствует о том, что в  тесной связи с постановкой основной дидактической цели создается структура  урока. Она всегда целесообразна, никогда не может и не должна быть  постоянной, превращающейся в шаблон.  Из вышеизложенного можно сделать вывод, что урок иностранного языка играет  важную роль в учебно­воспитательном процессе основной школы. В данной разработке доказано, что очень важно на всех этапах обучения  иностранному языку заинтересовать обучающихся, сделать их учебную  деятельность интересной и занимательной. Для этого необходимо, как можно  больше проводить комбинированных, повторительно­обобщающих,  нестандартных уроков, на которых необходимо применять различные виды игр и игровых ситуаций, во время которых важно объяснить ученику новый материал,  проверить полученные знания, сформированные умения и навыки. 16 Список литературы 1. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. – М., 2010. – 640 c. 2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – Изд­во «Центр  «Педагогический поиск», 2013. – 240 с. 3. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. – М.,1984. Опыт учителей ГБОУ СОШ №1056. 4. Светачева А.М., Современный урок иностранного языка. – М., 2008. 5. Скалкин В.Л. Плюрализм мнений и проблема выработки единой концепции  учебного предмета "Иностранный язык" // Иностр. яз. в школе, 2003. №4. 6. Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – 2­е изд. –  М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 120 с. 17

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017