Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"
Оценка 4.7

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
7 кл
16.03.2018
Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"
Тема: Российское государство в первой трети 16 века Цели и задачи: познакомить с системой управления государством в первой трети XVI в.; оценить значение образования единого государства; раскрывать характерные черты политического строя России. Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: Боярская дума, волость, государев двор, дворяне, дети бо-ярские, кормление, наместник, приказы, стан, уезд, описывать систему управления единым государством в начале XVI в.; анализировать структуру государственного управления;
Урок истории №4 в 7 классе Российское государство в первой трети 16 века.docx
Тема: Российское государство в первой трети 16 века Цели и задачи: познакомить с системой управления государством в первой трети XVI в.; оценить значение раскрывать образования единого государства; характерные черты политического строя России. давать Планируемые результаты: предметные: определения понятий: Боярская дума, волость, государев двор, дворяне, дети боярские, кормление, наместник, управления приказы, стан, уезд, описывать систему единым государством в начале XVI в.; анализировать государственного структуру управления; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2)регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: анализировать и оценивать информацию; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности исторических личностей. Оборудование: учебник Тип уроков: урок открытия нового знания, урок Х о д у р о к о в общеметодологической направленности. 1.Организационный момент 2.Мотивационно-целевой этап В начале XVI в. в Российском государстве были практически преодолены пережитки политической Князья и бояре, еще недавно раздробленности. обладавшие огромной властью, теряли ее. Уничтожение старой удельно-княжеской системы потребовало создания нового порядка управления страной. 1.Как управлялось государство. План урока Тема уроков: «Российское государство в первой трети XVI в.». — Как вы думаете, о чем мы будем говорить? — На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.) Введение в новый материал Многие историки считают, что о России начала XVI в. можно говорить как о едином государстве. Так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить известные вам признаки централизованного государства. (Ученики вспоминают признаки. Учитель записывает на доске ответы учеников.) Признаки централизованного государства: 1.подчинение всех органов самоуправления единому центру; 2.единое законодательство; 3.общая судебная система; 4.общая налоговая система; 5.единый бюджет. Проблемный вопрос — Было ли Российское государство начала 16 в. централизованным? Работа по теме урока Как управлялось государство Мы выяснили, что в первой трети XVI в. закончился процесс собирания русских земель. Предстояло решить еще несколько важных задач: установить единую систему управления страной, ввести общее законодательство, провести административное деление государства и создать единое войско. - Работая с п. 3 § 4 учебника, составьте схему «Управление Российским государством в первой трети XVI в.». Система управления единым государством начала склады- ваться ещё при Иване III. Во главе государства стоял великий князь и государь всея Руси. Только он имел право издавать законы и вести переговоры с иностранными государствами, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету. Из представителей самых знатных родов состояла Боярская дума, в которой государь заседал и с которой советовался. Численный состав 5—10 знатных бояр и столько же окольничих. Думцы обсуждали важнейшие вопросы жизни страны. Думцы служили послами, полковыми воеводами и воеводами важнейших городов. Опорой власти самодержца являлся государев двор — правящая верхушка московского общества. В него входили представители старых боярских родов (Шереметевы, Морозовы, Салтыковы, Бутурлины и др.), а (Большой, также перешедшие на московскую службу князья ярославские, Оболенские, суздальские, ростовские и их бояре. Помимо них, членами государева двора были отпрыски литовской династии Гедиминовичей (князья Голицыны, Куракины, Хованские, Трубецкие). Именно из членов государева двора назначались наместники, воеводы, они же служили и на придворных должностях кравчих, постельничих, спальников. Менее знатные слуги великого государя несли охрану дворца, участвовали в придворных церемониях, составляли свиту правителя при его выездах, входили в государев полк — основную часть московского войска. Казна ведала сбором государевых налогов и архивом. Учреждения — дворцы Новгородский, Тверской, Калужский) управляли личным хозяйством великого князя, принадлежавшими ему дворцовыми землями. Дворецкие творили суд, занимались обменом и межеванием (определением границ) великокняжеских земель. Они же контролировали деятельность намест- ников и волостелей, К XVI в. на основе дворцов возникли специальные центральные органы управления — приказы. При дворцах и казне служили опытные чиновники — дьяки и подьячие, которые вели государственную документацию — посольские, разрядные, писцовые книги. Наместников и волостелей государь ставил во главе новых территориальных единиц — уездов, делившихся на станы и волости. Деятельность наместников на такой должности — кормлении регулировалась уставными грамотами. Эти документы определяли полномочия и размер содержания — «корма», который предоставляло местное население деньгами и продуктами — хлебом, мясом, рыбой, овсом и т. п. Наместник от имени государя творил суд по уголовным и гражданским делам, а также взимал штрафы и судебные пошлины, поступавшие в го- сударственную казну. Но судить он должен был только с участием местных выборных «добрых людей», а его решения могли быть обжалованы только в Москве. На смену системе княжеских дружин пришла единая армия — дворянское поместное ополчение, созданное на основе раздачи поместий. Запись в тетради Поместье — это участок казенной земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на условии несения им военной службы. Поместье нельзя было продать, подарить или заложить, но можно было передать по наследству, если сын выходил на службу «в отца место». На смену княжеским дружинам пришла единая армия. В зависимости от площади полученной земли помещик должен был выставить определенное количество воинов «на коне и в доспехе». На службе государя состояли и профессиональные артиллеристы — пушкари. Отряды пищальников появились еще при Иване 3. В их состав входили воины, вооруженные огнестрельным оружием — пищалями. Они получали жалованье из казны, не имели дворянских привилегий (не получали чинов при дворе и не имели права владеть землей с крестьянами). При Иване III и Василии III складывается общегосударственная систем связи — ямская гоньба. Жители сёл, расположенных вдоль крупных дорог становились потомственными ямщиками, они были обязаны перевозить с одной станции («яма») до следующей казённые грузы и людей: гонцов, послов, воевод. — Было ли Российское государство начала 16 в. централизованным? Ответы учащихся: Были созданы общегосударственные учреждения, появилось единое войско-дворянское поместное ополчение, система связи. Страна была разделена на уезды, во главе которых были поставлены московские наместники. -Почему с образованием единого централизованного государства власть великого князя становилась все более неограниченной? (Учащиеся высказывают предположения) Торговые и хозяйственные связи между отдельными русскими землями, вошедшими в состав Российского государства, были развиты слабо (в отличие от государств Западной Европы). Единство могло поддерживаться преимущественно силой. Власть великого князя становилась все более неограниченной. Рефлексия Домашнее задание 1. Прочитать § 4. 2.

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"

Урок истории 7 класс по теме "Российское государство в первой трети 16 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018