Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России
Оценка 4.6

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
7 кл
16.03.2018
Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России
Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России Цели и задачи: познакомить с процессом формирования единых государств в Европе и России, его предпосылками и особенностями; выявить роль церкви в становлении единого государства. Планируемые результаты: предметные: применять основные хронологические понятия, термины; давать определения понятий крепостное право, самодержавие; характеризовать процесс формирования единых государств в Европе и России и определять черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса; выявлять роль церкви в становлении единого государства; оценивать роль сословий в европейских странах и в России; описывать военную революцию в Европе; аргументировать собственное отношение к дискуссионным вопросам истории России
Урок истории в 7 классе Формирование единых государств в Европе и России.docx
Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России Цели и задачи: познакомить с процессом формирования единых государств в Европе и России, его предпосылками и особенностями; выявить роль церкви в становлении единого государства. Планируемые результаты: предметные: применять основные хронологические понятия, термины; давать определения понятий крепостное право, самодержавие; характеризовать процесс формирования единых государств в Европе и России и определять черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса; выявлять роль церкви в становлении единого государства; оценивать роль сословий в европейских странах и в России; описывать военную революцию в Европе; аргументировать собственное отношение к дискуссионным вопросам истории России XVI в.; метапредметные УУД — коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возмож- ностями; уважительно относиться к историческому наследию; развивать творческие способности через активные формы деятельности. Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах. Тип урока: урок открытия нового знания 1) Историк А.А. Ход урока 1.Организационный момент 2.Мотивационно-целевой этап анализируя процесс Зимин, формирования единого русского государства, пришел к выводу: «Холопье происхождение, собачья преданность самодержавию значительной части служилого люда сыграли большую роль в том, что власть московского государя, опиравшегося на них, приобрела явные черты деспотизма...» Справедливо ли мнение ученого? Обсудим это на нашем уроке. Тема урока: «Формирование единых государств в Европе и России». -Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмо- треть, чтобы раскрыть тему урока? План урока 1.Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России. 2.«Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России. 3.Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия. 4.Роль сословий в европейских странах и России. 5.Военная революция в Европе. Проблемный вопрос (Ученики высказывают свои предположения.) — Представьте, Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства? | 3.Введение в новый материал что вы — ученые-историки, занимающиеся проблемой формирования единых централизованных государств на территории Европы и России. Как же происходил этот процесс? Что можно отнести к общим чертам, а в чем были отличия? - Разделитесь на две группы. Работая с § 3 учебника и привлекая знания по всеобщей истории, выступите в Работа по теме урока роли европейских или российских историков, которые будут исследовать процесс формирования единых централизованных государств на территории Европы и России. Первая группа — европейские историки. Вторая группа — российские историки. учителя заполняется сравнительная таблица.) (По итогам работы при консультативной помощи № Критерии сравнения 1 Предпо- сылки и особен- ности форми- рования единых государств для Европа Россия Разли чия 1.Внутриполит ический фактор- развитие рыночных отношений. Открытие новых морских торговых путей между континентами привело к росту произ- водства. 2. Быстро развивалось городское ремесленное производство, которое стало главным ис- точником товаров для продажи на рынке. 3.Европейские 1.Внешнеполит ический фактор- совместная борьба русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости. Господств 2. о натурального хозяйства. 3.Отсутствие тесных хозяйственных связей между различными районами страны. 4.Рост земельных владений великого князя и его окруже- ния — поиск города были заинтересован ы в обмене товарами, им была необходима поддержка и защита со стороны государства. 4.Феодалы были заинтересован ы в сильной центральной власти, которая помогала бы им подавлять крестьянские выступления. 5.Натуральное хозяйство в связи с развитием городов и торговли переставало быть основой экономики западноевропе йских стран. Одна страна- единая нация Социально- экономически й способов закрепления крестьян на земле. 5. Государство формировалось на многона- циональной основе Внешнеполити ческий 1. Формиро вание чиновни чьего 1. Безграни чная власть монарха. Основ ной факто р Разли чия 2 . «Новое государ- ство» в Западной Европе и усиление великокня жеской власти в России 3 . Евро- пейский абсолютизм и российское самодер- жавие: сходство и различия Сходс тво Разли чия Сходс тво Роль со- словий в Разли чия 2.В аппарат управления вошли как бывшие удельные князья, так и перешедшие под власть царя литов- ские князья и татарские ханы сосло- вия, руковод ившего государс твом от имени монарха. 2.В аппарат управления в основном вошли представител и коренного населения 1.формирование единого законодательства 2.единая казна 3.единый аппарат управления 1. Отмиран 1. Складыв ание ие нату- крепост рального ного хозяйств права. а. 2.Православн ая церковь как опора власти 2.Контроль католической церкви над действиями монархов 1. Неограниченная власть 2. Зарождение элементов предста- монарха. сословного вительства. 3.Усиление роли монархов в экономической сфере 1. Менее острые 1. Острые противо евро- пейских странах и России речия между сослови ями. 2.Законодате льное за- крепление сословных привилегий Вассалитет про- тиворечи я между сословия ми. 2.Сословные привилегии законодательн о не закреплены Подданство Систе ма В Европе правители и аппарат управления, на который они опирались, активно влияли на развитие производства и расширение торговли, задавали условия развития экономики единой страны. В ряде государств вводились новые виды налогов, а часто и исключительное право на продажу жизненно важных для населения продуктов (например, соли). Таким образом, росли доходы казны. 2.Правители европейских государств и главы римской католической церкви часто покровительствовали художникам, архитекторам, скульпторам, ювелирам. Это способствовало расцвету в Западной Европе изящных искусств, появлению гениальных мастеров. абсолютизм — неограниченная власть монарха. Основной идеей абсолютизма было то, что правитель государства считался помазанником Божьим, а значит, был независим от любых посредников, прежде стоявших между ним и Богом, будь то папа римский или император Священной Римской империи. Правители издавали единые для всей страны законы и с помощью чиновников следили за их исполнением. Постепенно абсолютные монархи перестали согласовывать взимание налогов с парламентами и городскими советами, многие законы, принятые в прежние времена, были отменены. В Западной Европе крупные феодалы были лишены права чеканить монету, издавать законы, судить и наказывать зависимое от них население, вести самостоятельную политику в отношениях с иностранными государствами. Даже собственность феодала могла быть изъята в пользу королевской казны, в случае если того или иного графа, герцога или барона заподозрят в государственной измене (тем более что обвинить в ней монарх мог любого из своих подданных). Конечно, абсолютная власть монарха в Западной Европе имела и свои пределы. Правители должны были соблюдать традиции своих предшественников, король, издающий или изменяющий тот или иной закон, должен был быть примером для подданных в его исполнении. В Западной Европе высокая плотность населения и отсутствие свободных территорий вели к тому, что противоречия между сословиями ощущались острее. Европейские монархи испытывали значительное давление со стороны сословий, что вело к закреплению привилегий и прав этих сословий. В России, где при Иване III размеры территории выросли в пять раз, противоречия между различными слоями населения ощущались не так остро. Это не только затрудняло объединение сословий против центральной власти в борьбе за привилегии, но и усиливало роль государства. В итоге в отличие от стран Западной Европы в России утверждалась не система вассалитета, а система государственного подданства. Она предполагала отсутствие любых закреплённых в законе прав и привилегий сословий. 5. Военная революция в Европе происходила так называемая военная революция. - Работая с п. 5 § 3 учебника: Наряду с формированием единых государств 1) дайте характеристику военной революции; 2) определите ее причины; 3) выявите ее последствия. С XVI в. меняется характер войн между европейскими странами. Они становятся более продолжительными и жестокими. В них участвуют целые союзы (коалиции) государств. Образование первых колониальных империй приводит к тому, что бывавшие и прежде конфликты между крупными европейскими странами впервые выходят за пределы Европы и охватывают едва ли не все известные тогда части света. Последние достижения науки и техники того времени активно ис- пользовались в военном деле. Возросла роль артиллерии, усовершенствовалось стрелковое оружие. Вместо аркебуз и мушкетов с фитильным запалом в XV в. на поле боя стали применять ружья, карабины и пистолеты с колесцовым замком. В XVI в. на смену ополчению, собиравшемуся только на период войны, в большинстве европейских стран пришли регулярные (постоянные) армии. С конца XV в. при строительстве крепостей стали возводиться бастионы, способные отражать атаку наступающих армий со всех сторон. Большинство европейских морских держав создали собственный военный флот.  (Проверка выполнения задания.) VI. Подведение итогов урока (Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке В образовании единого Российского государства (в отли- чие от аналогичного процесса в странах Западной Европы) принадлежала внешнеполитическому фактору — необходимости противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. • Складывание единого Российского государства происходило при отсутствии достаточных ш |*С Л ! I ведущая роль централизованное социально-экономических предпосылок: господство натурального хозяйства, города находились в положении, подчиненном государственно- феодальные формы отношений. государство • Российское формировалось на многонациональной основе. • Важнейшими предпосылками объединения были: ­ синхронность в развитии княжеств; ­ существование близких правовых норм; ­ сохранение в народе общерусского национального ­ единая Русская православная церковь. • Опережающий (по отношению к социально-экономи- ческому развитию) характер процесса объединения обусловил особенности Российского государства — сильную монархическую власть, зависимость населения от власти господствующего класса, высокую степень эксплуатации крестьян. самосознания; Домашнее задание 1.Прочитать § 3. 2. Выполнить задания 1, 2 или 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 27 учебника (на выбор). ИЗ «ЗАПИСОК О МОСКОВИИ» НЕМЕЦКОГО ДИПЛОМАТА И ИСТОРИКА С. ГЕРБЕРШТЕЙНА Властью, которую он [русский государь. — Прим, авт.] имеет над своими подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира... Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством... Все они [подданные. — Прим, авт.] называют себя холопами, то есть рабами государя Холопье происхождение, собачья преданность самодержавию значительной части служилого люда сыграли большую роль в том, что власть московского государя, опиравшегося на них, приобрела явные черты деспотизма... Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства? Из работы историка Зимина 1.Из курса всеобщей истории вспомните, где и когда существовала деспотическая форма правления. 2.Какие причины возникновения деспотизма в России называет А. А. Зимин? 3. Согласны ли вы с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргументируйте.

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Урок истории в 7 классе. Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018