Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
история
8 кл
19.06.2017
Разработка урока по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл с учетом требований ФГОС. Урок включает в себя подробный сценарий урока и анализ заданий на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов. Подготовлен в рамках прохождения курсов повышения квалификации. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России XIX век
отмена крепостного права.docx
Ерохина Ольга Александровна, учитель истории МКОУ Венгеровской СОШ№ 1, Венгеровского района Новосибирской
области
Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года
8 класс
Цель урока: формирование умения рассказывать и давать оценку значительным событиям и личностям отечественной
истории Нового времени через изучение крестьянской реформы 1861 г.
Задачи:
актуализировать знания обучающихся о причинах и предпосылках крестьянской реформы 1861 г;
изучить процесс подготовки реформы;
раскрыть содержание реформы;
выявить значение отмены крепостного права в России.
Планируемые результаты:
Предметные: учащийся научится рассказывать о значительных событиям и личностях отечественной истории Нового
времени; объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории Нового времени
(реформы).
Ключевые моменты: Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев.
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Личностные: Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
Метапредметные:
Регулятивные:
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы
Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью Оборудование к уроку: классная доска, компьютер, проектор, звуковоспроизводящее устройство, карточки с основными
датами и именами, алгоритм самоконтроля, алгоритм работы с текстом и видеофрагментом, тесты, учебник А.А.
Данилова, Л.Г. Косулиной История России XIX век.
Планконспект урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Анализ заданий с точки зрения достижения
образовательных результатов
Организационн
ый момент (2
минуты)
Приветствие. Проверка готовности к
уроку, отмечаются отсутствующие на
уроке.
Актуализация
знаний (8 минут)
Давайте вспомним, о чем мы говорили на
прошлом уроке
Давайте вспомним, каковы причины
необходимости решения крестьянского
вопроса, и какие факты об этом
свидетельствуют.
Чтобы это было
наглядно, мы заполним фишбоун.
экономическая отсталость
от
Военная отсталость России от
Мы говорили о предпосылках крестьянской
реформы.
Проблема (голова) – крепостное право в
Российской Империи
Причины:
1.
европейских государств
2. Изнуряющий подневольный труд и
маленький процент наемных рабочих
3.
европейских держав
4.
сторонников реформы
Факты:
1.Малая
доля экспорта российских
товаров, их неконкурентоспособность на
европейском рынке.
2. Низкая производительность труда
3.Поражение в Крымской войне 18531856
гг
4.
Появление большого количества
Отмена цензуры и смягчение
Предметные:
знание предпосылок отмены
крепостного права в России. умение сопоставлять
исторические факты, выявлять причины и
следствия исторических событий.
Метапредметные:
Умение создавать обобщения, устанавливать
аналогии,
устанавливать
классифицировать,
причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение,
(индуктивное,
умозаключение
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы
Умение осознанно использовать речевые средства
в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей Формулировка
темы (1 минута)
О чем же пойдет речь сегодня на уроке?
Записывает тему на доске, вместе с
учениками определяет цель урока.
Этап получения
новых знаний
(25 минут)
«подготовка
названия
Давайте просмотрим фрагмент интернет
урока
крестьянской
реформы»
Во время просмотра вы должны
выписать
учреждений,
занимающихся подготовкой реформы,
основные даты и имена личностей,
упомянутых в видеофрагменте.
После просмотра видео ученики называют
ключевые моменты подготовки реформы,
один ученик крепит на доску названия
гос.учреждений, основные даты и имена.
19 февраля 1861 года Александр
подписал ряд документов, главными их
были Манифест «о
которых
всемилостивейшем
даровании
крепостным людям прав состояния
свободных сельских обывателей и об
режима,
разрешить
амнистия
заключенным просьбы
освобождать
политического
политическим
помещиков
крестьян.
Вывод (хвост): необходимость отмены
крепостного права
Об отмене крепостного права
30 марта 1856 г. – краткая речь Александра
II перед представителями московского
дворянства
3 января 1857г – создание Секретного
комитета
1857 г – адрес В. И. Назимова к императору
В.И. Назимов – генерал губернатор
Виленской губернии
1857 – рескрипт Александра II на имя
Назимова об учреждении губернских
комитетов по решению крестьянского
вопроса.
март 1858 г переименование Секретного
комитета в Главный комитет во главе с
великим
Константином
Николаевичем
Редакционные комиссии, председатель –
генерал Я. И. Ростовцев.
Н. А. Милютин
ученики делятся на группы из 45 человек.
Каждая группа получает алгоритм работы с
текстом:
князем
Алгоритм работы в группах:
для планирования и регуляции своей
деятельности;
Метапредметные: Умение
самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности
Предметные: узнать вклад личностей Назимова,
Ростовцева,
Милютина великого князя
Константина Николаевича в разработку
крестьянской реформы, знать назначение и даты
основания таких гос. учреждений как Секретный
комитет, губернские комитет, редакционные
комиссии, Главный комитет, знать определение
понятию Рескрипт.
Метапредметные: умение работать с разными
источниками информации;
формулировать,
аргументировать свое мнение
Личностные:
Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению.
Готовность и способность вести диалог с другими познакомиться с вопросами к тексту.
людьми и достигать в нем взаимопонимания (к
устройстве их быта»,
а также
«Положение о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости.
Групповая работа с текстом учебника на
стр 143144, а также выдержками из
документов.
1.
2.
3.
4.
5.
обсудите в группе и определите
ответственных за ответы на вопросы
выполните задания
проверьте работу каждого в группе
оцените себя по алгоритму
самооценки.
Критерии оценивания:
1. Полнота ответа
2. Грамотность речи,
словпаразитов.
отсутствие
3. Свободный рассказ
4. Владение терминологией по теме,
научность изложения.
конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию
процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
Метапредметные: умение работать с текстом,
работать с разными источниками информации;
работать индивидуально и в
группе;
формулировать, аргументировать свое мнение
учебной
Умение оценивать правильность
выполнения
задачи,
собственные и других возможности ее
решения; свой и других вклад в
решение познавательной задачи
Умения
создавать
обобщения, классифицировать по предложенному
признаку, строить логическое рассуждение, делать
выводы
Умение распределять роли между членами
группы, умение оценивать себя и своих партнеров
в группе.
определять понятия,
Вопросы к тексту:
1. Какие права получал крестьянин?
2. Получал ли он земельный надел?
3. Каковы
наделения
крестьянина землей? Кто не получал
землю? Каков размер земельного надела
помещик мог предоставить крестьянам?
4. Какой документ регламентировал
условия
Ответы:
гражданские
Личная свобода,
Крестьянин получал земельный
1.
права.
2.
надел на особых условиях
312 десятин земли. Дворовые,
3.
крепостные
мануфактур,
крестьяне малопоместных владельцев
надел не получали.
рабочие
Предметные:
1 предметные знания: понятия:
отрезки, прирезки, временнообязанный
крестьянин, уставные грамоты,
мировые посредники
2 представления о содержании
крестьянской реформы 1861
года, документах, содержащих
основные положении реформы и регламентирующих отношения
между помещиком и
крестьянами, об условиях
наделения освобожденных
крестьян землей, о
государственной помощи
крестьянам в выкупе земельного
участка.
3 предметные умения: раскрывать
содержание реформы;
формулировать ответы на
вопросы; давать определения
историческим терминам, умение
работать с текстом учебника и
документом. определять жанр
исторического документа
размеры земельных наделов и повинности
временнообязанных крестьян?
5. Как определялся размер выкупа земли?
Сколько нужно уплатить помещику сразу
а сколько – потом?
6. Как государство помогало крестьянину
с выкупом земли? Становилась ли земля,
выкупленная с участием государства
личной собственностью крестьянина?
7. Кто следил за осуществлением
реформы?
8. Выпишите термины: отрезки, прирезки,
временнообязанный крестьянин, уставные
грамоты,
сумма
4.
Размеры земельных наделов и
повинности временнообязанных крестьян
регламентировались
уставными
грамотами. Срок подписания грамот – 2
года.
Временнообязанное состояние
могло длиться 9 лет.
5.
Крестьянин мог получить четверть
определенного законом надела бесплатно.
Выкупная
= капиталу,
положенному в банк, который из расчета
6 % годовых должен давать помещику
доход, равный сумме получаемого раньше
оброка.
Сразу крестьянин обязан
выплатить 2025 % этой суммы.
Остальную сумму выплачивало
6.
помещику государство.
Крестьянин
выплачивал государству этот долг в
течение 49 лет с начислением 6%
годовых. Государство вело расчет с
крестьянской общиной, поэтому земля
становилась собственностью общины.
7.
за осуществлением
реформы на местах особые мировые
посредники, губернское по крестьянским
делам присутствие.
Отрезки часть находившихся в
8.
пользовании крестьян земель, отрезанных
после крестьянской реформы 1861 в
пользу помещиков.
Прирезки
земельного
установленной нормы.
Уставная грамота документ, который
устанавливал размер надела и повинности
за пользование им временнообязанных
крестьян
Временнообязанные крестьяне.
крестьяне, вышедшие из крепостной
площади
меньшего
Следили
увеличение
надела, Учитель задает вопросы, контролирует
последовательность изложения,
при
необходимости комментирует
ответы,
отвечает на возникшие вопросы.
Давайте подумаем, каково значение этой
реформы, для удобства заполним таблицу
из двух столбцов :прогрессивные черты
реформы и пережитки феодальной
системы после реформы
зависимости и обязанные до перехода на
выкуп выполнять прежние повинности в
пользу помещика.
Ученики из разных групп отвечают на
вопросы.
Прогрессивные черты реформы:
способствовала
Реформа
экономическому развитию России.
Выход
аграрный рынок
В результате реформы был создан рынок
наемного труда.
мировой
России
на
Изменилась структура общества,
появилась необходимость в проведении
других реформ
Пережитки феодальной системы:
На
смену
Сохранилось
•
помещичье
землевладение и малоземелье крестьян.
•
феодальной
эксплуатации пришла отработочная
система.
•
Сохранилась крестьянская община
с земельными переделами, круговой
порукой.
•
Ограбление
препятствовало
внутреннего рынка.
крестьян
расширению
Метапредметные:
Умения создавать обобщения, классифицировать
по предложенному признаку, строить логическое
рассуждение, делать выводы (познавательный
блок УУД)
Предметные:
применять
понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия
сущности и значения крестьянской реформы 1861
года
способность
Рефлексия(7
минут)
Давайте проверим себя. для этого
выполните тест.
1. Когда правительство Александра II
вплотную приступило к подготовке
крестьянской реформы?
А) 1861г. Б) 1857г. В) 1855г.
2. Кто и когда отменил крепостное прав
Предметные:
1 вопрос: знание даты начала подготовки
крестьянской реформы, умение локализировать во
времени период разработки крестьянской
реформы
2. знание даты отмены крепостного права и
ведущей роль Александра II в этом значимом для
России событии,
умение локализировать
историческое событие во времени, умение в России?
Какие крестьяне считались
3.
временнообязанными:
а) не заключившие выкупные сделки
со своими помещиками после объявления
реформы;
б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне
4. На каких условиях реформа 1861г.
предоставляла землю крестьянам?
А) полностью за счет государственной
казны
Б) бесплатно
В) за выкуп при содействии правительства
5. Какой срок был установлен для
внесения крестьянами выкупных
платежей за землю?
А) 58 лет Б) 12 лет В) 49 лет Г) 33
года
6. В чем вы видите плюсы и минусы
крестьянской реформы?
знание термина «временнообязанные
давать определения
сопоставлять исторические факты и персоналии
3.
крестьяне»,
умение
историческим терминам
4. знание содержания крестьянской реформы 1861
г, умение актуализировать полученные знания и
формулировать ответ на поставленные вопрос о
содержании реформы
5. знание условий выкупа крестьянами земельных
наделов, умение актуализировать полученные
знания о сроках внесения выкупных платежей за
земельный надел
6. Знание основных положений крестьянской
реформ и ее последствий, умение анализировать и
сопоставлять исторические факты, давать оценку
крестьянской реформе 1861 года.
Домашнее задание: §20, вопрос из рубрики «учимся быть историками» на выбор
Сообщение
домашнего
задания и
выставление
отметок за урок
(2 минуты)
Список использованных ресурсов:
1. Интернетурок Крестьянская реформа 1861 г. https://www.youtube.com/watch?v=kiiaScsc9b4 2. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и
об устройстве их быта». 19.02.1861. Проект Российского военноисторического общества «100 главных документов
российской истории».
3. Положения 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. — М., 1916.
4. Учебник История России XIX век/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина., М: «Просвещение», 2014 г., С.140146..
Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Урок истории по теме "Крестьянская реформа 1861 г." 8 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.