ТЕМА: «Золотые ворота» в Древнюю Русь
УРОК 7
Ход урока:
1. Актуализация знаний и постановка проблемы
Когда и как начались времена Древней Руси?
(В 882 году новгородский князь Олег со своей самой сильной
дружиной объединил большинство восточнославянских племён и
избрал город Киев столицей)
Докажите, что в Древней Руси было создано государство.
Какое важное событие произошло в X веке? (крещение Руси)
Когда оно было? С каким именем связано?
Это было важное событие в культурной жизни государства.
Что вы понимаете под словом «культура»?
Смотри словарик на с. 141.
(Культура это все достижения человечества, всё то полезное
и красивое, что было сделано человеком, а не природой).
А «памятники культуры»? (смотри там же)
Рабочая тетрадь
С.12 зад. 1
Где были распространены памятники культуры в Древней Руси:
в городах или в деревнях? (И в городах, и в деревнях).
Много ли было городов в Древней Руси?
Смотри карту на с. 30. (Нет).
Городов в Древней Руси было мало.
Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время
жили 2 – 3 человека из 100. Для сравнения: сегодня в городах
России – 64 чел. из 100.
Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что
переводится как «страна городов».
Древняя Русь страна городов.
Какое вы заметили противоречие?
Какой возникает вопрос?
(Слайд №1)
(щелчок) 2
Почему Древнюю Русь называли «страной городов»? (щелчок)
2. Открытие новых знаний
Рассмотрите иллюстрации.
С. 32 – 36
Назовите особенности городов
(огорожены стенами с башнями и проездными воротами
(Слайд №2), торговая площадь, храмы (Слайд №3), письменность
(Слайд №45))
С. 33 – чтение текста до слов « … об искусных мастерах»
Люди каких занятий и профессий жили в древнерусских
городах? (Князь, ремесленники, купцы, священники (в храме)).
Кого называют ремесленниками? (см. словарик, с. 142)
Зная, кем были жители русских городов, можно предположить,
кто к ним приезжал и зачем? (Крестьяне привозили на продажу
овощи.
Люди, назначенные князем, собирали дань. Князь решал спор
между «гостем»
и «жителем» (например, о краже товара).
Иногородние мастера ищут работу).
Представьте, что все эти люди одновременно заговорили на
торговой площади, решая свои проблемы… Что получится? (Шум,
неразбериха, толкотня).
Объясните фразу: «В деревнях жизнь текла, а в городах
кипела» (В города съезжалось очень много народу, который
толпился на торговой площади, около дворца князя, в соборах).
Какие памятники культуры дошли до нас со времён Древней
Руси? (Изделия ремесленников, храмы, иконы (Слайд №6),
фрески, мозаика, книги).
С. 36 – чтение задания к иллюстрации
Вы можете выполнить это задание? (Нет, мы не знаем, кто
такие монахи).
С. 36 – чтение фрагмента «Труды и молитвы» до слов
Кто такие монахи? (люди, посвятившие себя служению Богу)
«…яркая культура» Чем они занимались? (расписывали иконы, переписывали книги,
вели летописи)
Что такое летописи? (записи событий русской истории,
расположенные по годам)(Слайд №7)
3
Политической жизни (сам князь и его помощники решали
(Слайд №8)
Экономической жизни (ремесленники и приезжие крестьяне
Чем городская жизнь отличалась от деревенской?
Города были центром:
важные государственные вопросы).
торговали своими товарами).
храмы, монастыри).
Культурной жизни страны (в городах накапливались и
сохранялись разные культурные богатства, привезённые из разных
мест).
Религиозной жизни (в городах строили большие и красивые
Что мы хотели выяснить на уроке?
Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?
Как ответите на этот вопрос? (Древнюю Русь так называли за
то, что города являлись центрами всей жизни государства).
Иностранцев поражали красота, необычность русских городов, а
множество людей на улицах могло создать впечатление, что всё
население Руси живёт в городах.
С. 37 – чтение вывода.
3. Физминутка
4. Первичное закрепление
Рабочая тетрадь
С. 13 зад. 2
5. Итог урока
Назвать ключевые слова урока.
(Культура, ремесленники, купцы, икона, монах, монастырь,
летопись). 4
Что на уроке было наиболее интересным?
С. 37 – вопросы
Д/з
С. 32 – 37; р.т. с. 13 зад. 3
подготовить сообщение «Как возник город Москва» (по
желанию)
Урок истории по теме "«Золотые ворота» в Древнюю Русь" (3 класс)
Урок истории по теме "«Золотые ворота» в Древнюю Русь" (3 класс)
Урок истории по теме "«Золотые ворота» в Древнюю Русь" (3 класс)
Урок истории по теме "«Золотые ворота» в Древнюю Русь" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.