Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"
Оценка 4.7

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Оценка 4.7
Презентации учебные
doc
искусство
5 кл
05.02.2017
Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"
Полищук С.Н. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (5 кл.).doc
Урок № 18 Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» (Это второй урок ИЗО по теме «Декор – человек, общество, время» после урока «Зачем людям украшения», на котором учащиеся познакомились с декоративно­прикладным искусством Древнего Египта и выполнили эскиз украшения в стиле древнеегипетского искусства. Дети осознали основное назначение ДПИ в Древнем  Египте  как  средства  выражения   идеи   могущества,   силы,  бессмертия  царя,   представлений египтян   о   вечной   жизни.   Поэтому   данный   урок   о   ДПИ   Древнего   Китая   оптимально   вписывается   в логическую   цепочку   уроков,   посвященных   раскрытию   смысла   декора,   «говорящего»   о   человеке,   его социальном статусе).  Цели урока:  ­  познакомить учащихся  с декоративно­прикладным  искусством  Древнего  Китая, показав  тесную связь декора с окружающей природой и отличия в одежде разных сословий; ­ создать условия для выполнения  эскизов украшений по мотивам декоративно­прикладного ис­ кусства Древнего Китая. Ожидаемые результаты: Личностные:  формирование художественного вкуса;   умение   объективно   оценивать  собственную   художественную   деятельность,   сравнивая   ее   с работой одноклассников; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира.  Метапредметные:  формирование коммуникативной компетентности через участие в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности,   умение соотносить свои действия с планируемыми  результатами. Предметные:  выявление связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов в произведениях ДПИ;  создание эскизов украшений по мотивам декоративно­прикладного искусства Древнего Китая.       Материалы   к   уроку:   учебник   Горяевой   Н.А.,   Островской   О.В.   «Декоративно­прикладное искусство.   5   класс»,  репродукции  картин   китайских   художников,  фотографии   и рисунки  с   изображением   зданий,   предметов   быта,   одежды   Китая;  раздаточные материалы   на   парты   (образцы   китайского   орнамента,   шаблоны   манжет,   подола   юбки, воротника, фонарика),   учебные таблицы «Последовательность выполнения практической работы» для 2­х групп, детские рисунки. Ход урока.  I. II. Организационно­психологический   момент  присутствующих). Вводная беседа и актуализация знаний учащихся. (готовность   к   уроку,   количество Учитель: Природа,   окружающая   человека,   обычаи   и   религия  тесно  взаимосвязаны   и  отражаются   в мировоззрении народов. Эти представления проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода. Мы уже знаем, как мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве. Суть декора (украшений) — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять   и   подчеркивать   определенные   общности   людей   по   классовому,   сословному   и профессиональному признакам. Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли.  ­ Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества? (Ответ:  у людей   высших   сословий   –   дорогие   ткани   и   сложная   декоративная   отделка одежды:   вышивка,   золотое   шитье,   украшение   драгоценными   камнями,   у   низшего сословия – простые, грубые  ткани и простота  декора или полное его отсутствие). III. Организация познавательной деятельности. На этом уроке вы познакомитесь с декоративно­прикладным искусством народов Востока, в  Японии,   а   также   Индии   бережно   хранят частности,   Древнего   Китая. национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь.  Народы   Китая, Мифологические представления. Декоративно­прикладное искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность.  Ученик (миф о происхождении мира): «Первоначально  мир состоял их многочисленных мельчайших частиц,  в какой­то момент легкие светлые частицы поднялись  вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название  ян,  образовалось небо, из  темных (инь) ­  земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым  условием   жизни   вообще,   их   сосуществование   и   чередование   неизбежно,   как чередование лета и зимы, дня и ночи».  Учитель: Графически эти космические силы изображались как две неотделимые половины ­ белая (ян) и  черная (инь), изогнутые таким образом, что кажется,  будто  одна  готова  перейти  в другую (1). Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил. Союзом ян и инь были порождены пять первоэлементов (пять стихий): земля, вода, огонь, дерево, металл, ­ от которых и произошло всё во вселенной. Взаимодействие пяти первоэлементов определило многообразие явлений и предметов природы: пять состояний погоды (дождь, холод, жара, ветер, ясная погода), пять цветов (желтый, белый, красный, синий, черный). Желтый ­ цвет спелых плодов — символизирует землю, отдающую людям свои богатства. Красный — цвет огня, рожденного молнией, и символ союза неба и земли. Полагали, что солнце и другие небесные светила  обладают духом. Солнце­дух ежедневно совершает  путешествие   по   небесному   своду   с   востока   на   запад  на   огненной   колеснице, которую везут шесть безрогих драконов чи­лун. По мифологическим представлениям, есть четыре  священных существа: дракон — символ весны и востока, тигр — символ осени и запада, феникс — символ лета и юга и черепаха — символ зимы и севера. Дракон  считался повелителем водной стихии.  Изображения  драконов по сей день можно увидеть и в храмах, и во дворцах, и в домах. Образами драконов украшены вазы, пиалы и многие другие предметы декоративно­прикладного искусства. С легендой об исцелении царя драконов и владыки вод ­ да вана — связан знаменитый танец дракона (2), исполняемый в Китае каждый год. Во время этого  праздника люди, одетые в (2) (3) (4) национальные города или деревни искусно сделанного дракона. костюмы,   торжественно проносят по главным улицам Дракон,   ставший   символом   китайской   нации,   был,   как   правило,   существом   добрым, милостивым к людям. За это китайцы воздавали ему высокие почести. Сохранилось большое количество изображений самых разных драконов. Один из вариантов представляет дракона с телом змеи, покрытое чешуей, кроличьими глазами, коровьими (или заячьими ушами), н6а морде у него длинные усы , а четыре тигриные лапы имеют орлиные когти. Дракона было принято изображать заглатывающим или выплескивающим жемчужину – символ его силы и могущества (3­4). Обычаи. Много традиционных представлений связано с праздником Нового года, который отмечают в феврале, когда начинается обновление природы. Существовало представление, что злые духи боятся красного цвета,  поэтому перед праздником на предметы  домашнего обихода  наклеивали полоски   красной   бумаги.   В   канун   Нового   года  в   каждом   доме   развешивали   декоративные фонари,  обтянутые   цветной   бумагой   или   материей   и  украшенные  рисунками.   Излюбленным изображением был рисунок дракона. К стенам и дверям домов крепили изображения двух рыб как пожелание материального  благополучия  и достатка, а на окна вывешивали изображения  пяти летучих мышей, символизирующих пять видов счастья:  удачу, почет, долголетие, богатство и радость. В самой большой комнате у северной стены на низкий стол ставили вазу с ветками сосны или бамбука (символами долголетия и высокой нравственной чистоты), вишни или сливы (символами начала  весны),  а  также блюда с печеньями квадратной формы (символом земли) или пиалу с зернами пшеницы (символом благополучия). Для изгнания злых духов всю ночь жгли фейерверки, взрывали хлопушки и били в гонги. В Китае издавна любили цветы персикового дерева, которые олицетворяли весну и своей свежестью напоминали лицо красавицы.  Пейзаж с цветущими  деревьями или пагодами можно увидеть изображенными на свитках, веерах, чашках для зеленого чая (5­6). Национальный костюм. Головной убор. Прическа. Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Со временем правительственными указами были регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый ­ цвет для императора (7), белый и красный ­ для воинов, голубой ­ для молодых воинов, коричневый ­ для сановников. Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство гармонии у китайцев было сильно развито всегда. Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках  и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Одно время был введен обычай брить  переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетать в косу. Чтобы коса была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей. Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили  конические шляпы из тростника, небольшие  шапочки  из прозрачного или черного шелка, в торжественных  случаях надевали  головные  уборы, напоминающие  крышу пагоды. Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На протяжении веков именно дракон  был  символом   императорского   дома.   Трон   императора  ­   трон   дракона;   лицо императора ­ лицо дракона. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон». Дракон красовался на государственном гербе. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Поэтому среди изображений двенадцати символов Праведного Пути на халате императора одним из  главных был дракон. Изображение солнечного диска помещалось на правое плечо императорского халата, а лунного — на левое. На солнечном диске, как правило, был вышит трехногий (нечетное, «мужское» число) петух, а на лунном  —  заяц  о  четырех лапах (четное, «женское» число), толкущий  в ступе порошок бессмертия. Под солнцем и  луной  находились  вышивки трех звезд, обозначавших ручку небесного ковша (из созвездия Большой Медведицы). Затем шло изображение Мировой горы стремя пиками.  Ниже располагалась пара драконов, еще ниже — пара  фениксов. Далее изображались   ритуальные   кубки   с  «пестрыми   тварями»,   языки   огня,   стебли   водорослей (эмблема водной стихии) и крупные  зерна. Внизу  находились  обращенные в разные стороны ритуальные топоры и узор «фу». Этот узор из ломаных линий также напоминал топор — эмблему карательных   функций   государства   и Китаянки  должны   были   обладать дамы   умели   играть   на   лютне,   петь, стихи,   искусно   вышивать,   владеть Прекрасным считалось круглое лицо, бледной луной.  Маленькие  ступни и аристократизма,   поэтому   ступни плотно   бинтовали,   на   них   надевали приостанавливающие рост. правосудия. изящными манерами. Знатные играть  в  шахматы,   писать каллиграфией (8). которое   поэты   сравнивали   с кисти   рук  были  признаком девочек   из   знатных  семей специальные  колодки,   мужских, в их основе  пучок. Женские   прически   сложнее проборов, симметричных Часто   в   прическе   делали   несколько носить  с  негустой   челкой, валиков,   петель.   Прически   могли которая   доходила   до   середины   лба. Волосы   и   головные   уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками (9). Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови.   Китай считается родиной шелка, из шелковых тканей   шили   одежду   для   высших   слоев общества,   изготовляли  ширмы,   на   них   писали пейзажи. Бытовая одежда  простолюдинов (10, 11)   значительно   отличалась   от   парад­ного костюма знати. Любой   костюм   требовал  особого   внимания   к   деталям: поясам,   веерам   (12),  зонтикам.   Пояса,   как   правило, украшались искусной вышивкой.  Веера изготавли­вались из бумаги, которая крепилась на бамбуковый каркас.  На  веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук. На  завершенную  роспись художники ставили свою печать красного цвета (13). (6)  (5) (8) (9) (10) (7) IV. (11) (12) (13) Практическая работа учащихся.         Украшение китайской одежды декоративными элементами.      Эта  практическая  работа  может выполняться   цветными   гелевыми ручками   на   тонированной   бумаге,   а также   гуашью   или фломастерами. Для украшения халата можно пользоваться ручками бронзового и серебряного цвета. На листе формата А2 заранее выполняются и вырезаются рисунки кукол –  «китайского императора» и «придворной китайской дамы».  акварелью, Задание по группам. I  группа – выполнить декоративные орнаменты для деталей китайского женского костюма: воротника, низа рукавов и халата. II  группа   –   украсить   халат   китайского   императора   изображением   дракона   (табл.1). Применена разработка учителем изобразительного искусства  московской   школы   №   498   О.Ю. Пшеничной. III группа – выполнить декоративный рисунок для веера или фонарика (табл.2). Рефлексия. V. Дети наклеивают свои украшенные детали на шаблоны кукол. ­ Ребята, вы справились с заданием.  Выберите смайлик, который соответствует оценке именно вашей деятельности на уроке. Д/З:  Подобрать иллюстративный  материал о костюмах разных народов разных эпох.  Использованная литература к уроку 1. Детская энциклопедия. Том 5 «Древние цивилизации».–М.: «ТЕРРА» ­ «ТНРРА». 1995, с. 401­416. Последовательность выполнения практической работы для группы 1. Задание: украсить женскую одежды декоративными орнаментами (геометрическим или растительным). 1. Обвести контуры лекал на альбомном листе (Карточка 1). 2. Затонировать эти формы. В группе может быть 3­4 человека: один выполняет орнамент   для   воротника,   другой   –   для   рукавов,   третий   –   для   низа   верхнего халата, четвертый – для нижнего. Важно договориться о цветовой гамме, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом. 3. Тонкими   кисточками   гуашью   или   фломастерами   (или   гелевыми   ручками) выполнить   орнамент.   Можно     использовать   предварительный   рисунок карандашом. Желательно нацелить ребят на совместное выполнение элементов орнаментов, чтобы в итоге не получилось дисгармонии. Последовательность выполнения практической работы для группы 2. Задание: украсить халат императора (карточка 2).   Таблица 1. Последовательность рисования дракона. Последовательность изображения дракона (Табл.1):  1. Наметить простым карандашом красиво изогнутую  линию спины  дракона..  Важно начать линию в верхней  трети листа, сдвинув  начало линии от центра. Следить  за  тем, чтобы линия не «прилипла» к краю листа. 2. Пририсовать голову дракона (как у крокодила  или верблюда), добавить уши (как у зайца), рога (как  у оленя), можно бороду (как у козла). 3.   От подбородка дракона провести плавную линию  живота и свести ее на нет в верхней части вертикального отрезка туловища. 4.   От   нижней   части   вертикального   отрезка   туловища  провести   плавную   линию живота дракона и свести ее на нет в следующем вертикальном участке тела дракона. Важно обратить внимание учащихся на толщину туловища дракона. 5.  По линии спины дракона нарисовать зубцы. Переход зубцов с одной стороны линии на другую происходит примерно в середине туловища дракона. 6.  Занять пустые места листа изображением лап дракона (как у тигра) с когтями. Важно помнить, что суставы должны быть обращены к хвосту. 7.  Тело дракона может быть абсолютно чёрным или иметь чешую. Лапы тонируются последними. Последовательность выполнения практической работы для группы 3. Задание: выполнить рисунок цветущей ветки вишни (карточка 3). Вначале   подготовить   лист,   т.е.   заполнить   фон   листа   цветом  (метод   растяжки цвета сверху вниз). Последовательность изображения ветки цветущей сакуры (табл.2). 1. С помощью тонкой кисточки и темно­коричневой краски (можно черной) начать рисунок   с   контура   самой   веточки   (ломаная   линия),   не   забывая   о   маленьких отростках. Можно использовать предварительный карандашный рисунок. 2. Зарисовать почки, из которых растут цветки вишни. 3. Рисунок  цветка  начать  с  маленького  зеленого черенка  (из  одной  почки  могут расти   до   3­4­х   черенков),   затем   рисуем   серединку   (желтого   цвета),   добавляя вокруг пять круглых розоватых лепестка. Не забыть показать и нераспустившиеся цветки, и те, которые только начали распускаться. 4. Закончить   рисунок   ветки,  прорисовывая   темно­розовые   тонкие  «морщинки»  у лепестков очень тонкой кисточкой или гелевой ручкой (оттенок розового темнее, чем цвет самого лепестка) Таблица 2. Последовательность рисования цветущей ветки вишни.

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Урок ИЗО в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017