Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)
Оценка 4.8

Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
физика
10 кл
19.01.2017
Урок изучения новой  темы  "Влажность воздуха" (10 класс)
Тема: «Влажность воздуха». Цели урока: • образовательные – дать понятие влажности воздуха и способов ее измерения; изучить устройство и принцип действия приборов для измерения влажности; научить измерять относительную влажность; научить пользоваться психрометрическими таблицами • развивающие – развивать кругозор, логику мышления, повышать интерес к предмету и изучаемому материалу; • воспитательные – воспитывать стремление к достижению цели, работу в группе, умение коллективно принимать решение, усидчивость, внимание, культуру речи.Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)
10 кл. Новая тема Влажность воздуха.doc
Урок по физике в 10 классе,  разработанный и проведенный  учителем физики Белой Е. И.  Тема: «Влажность воздуха». • • • Цели урока:   образовательные   –  дать   понятие   влажности   воздуха   и   способов   ее измерения; изучить устройство и принцип действия приборов для  измерения влажности; научить измерять относительную влажность; научить пользоваться психрометрическими таблицами развивающие – развивать кругозор, логику мышления, повышать интерес к предмету и изучаемому материалу; воспитательные – воспитывать стремление к достижению цели, работу в группе,   умение   коллективно   принимать   решение,  усидчивость,   внимание, культуру речи.        Тип урока  – комбинированный, т.е. урок обобщения и систематизации знаний с элементами объяснения нового материала.     Методы обучения  – диалогический (с обратной связью) и эвристический  (поисковая беседа).     Применяемые технологии обучения: компьютерная + тестовая  технологии (на этапе повторения пройденного материала);  технология  проблемного обучения + групповая технология (на этапе формирования  ЗУНов) + технология «Экология и диалектика» (экологическая вставка на  этапе подведения под понятие).     Оборудование:  экран с проектором для демонстрации сладов;                  психрометры ­ 7;                  гигрометр волосной ­ 1;                  гигрометр конденсационный ­ 1;                  плакат с гигрометром конденсационным в разрезе ­ 1;                  психрометрические таблицы ­ 28. Ученики сидят в группах по 4 человека.                                                                  План урока.   1. Организационный момент (1 мин.). Проверка готовности к уроку – мобилизующее начало. 2. Актуализация опорных знаний (4 мин.). Фронтальный  опрос с  применением   тестовой и компьютерной  технологий обучения. Экран (слайды для повторения): Высвечиваются вопросы (7 шт.), на которые ученики должны ответить,  подняв 1, 2 или 3 пальца в соответствии с номером ответа. Каждый ответ  обсуждается.                                                                  3. Формирование новых знаний, умений, навыков (26 мин.). Технология проблемного обучения + групповые  технологии.   1.Мотивация  (2 мин.).   Вопросы учителя:  ­   Каждый   день,   собираясь   выйти   из   дома,   какую   передачу   вы   ждете   с нетерпением? (Ответ: «Прогноз погоды»). ­ Что там вы хотите там услышать? (Ответ: температуру, давление, ветер, осадки, влажность). ­ А для чего вам это нужно? (Ответ: чтобы знать, что одеть; больным выпить таблетку. В общем, знать, комфортно ли мы будем себя чувствовать). Учитель: вывод ­ значит, сведения о погоде важны для нас. О значении температуры   и   давления   мы   уже   говорили.   Поговорим   о   другом   важном факторе, имеющем на нас большое влияние ­ влажности воздуха. В 8 классе мы уже немного знакомились с ней, теперь поговорим более подробно. Экран: слайд №1:                                        2. Подведение под понятие  (    8   мин.). Учитель: Мы живем на замечательной планете Земля. Какой ее видят из                    космоса космонавты? (Ответ: голубой, т.к. на ней много воды). Экран: слайд №2:                                   Вопрос: а где на Земле вода? (Ответ: в озерах, океанах, реках, морях и т.д.)  Учитель: (вспомнили географию). Экран: слайд №3:                                       Учитель: человек ­ тоже живое существо. Вопрос: а где в человеке вода? (Ответ: в крови).   Учитель: (вспомнили биологию). Экран: слайд №4: Вопрос: в чем в атмосфере вода? (Ответ: в дожде, снеге, водяном паре). Учитель: (вспомнили географию). Вопрос:   откуда   берется   такое   огромное   количество   водяного   пара   в атмосфере? (Ответ: идет постоянное испарение с поверхности океанов, морей). Технология «Экология и диалектика».    Вопрос: что дальше случается с этим водяным паром? (Ответ: поднимаясь вверх, он охлаждается, начинается его конденсация).    Атмосферный водяной пар влияет на погоду и климат Земли. В последние годы резко нарушилась экология нашей планеты. В связи с участившимися авариями   нефтеперевозящих   и   перевозящих   химическую   продукцию танкеров, а также выбросов отработанной промышленной воды поверхность мирового океана стала загрязненной. Испарения водяных паров затруднено с грязной   поверхности,   а   сконденсированный   водяной   пар   выпадает   в   виде «кислотных» дождей. Климат за последние сто лет изменился. А «кислотные» дожди влияют на все живое. Стоит об этом задуматься!  Провокационный   вопрос:  т.е.   поверхность   Земли   и   атмосферу   над   тем местом, где идет испарение, а затем конденсация, можно рассматривать как закрытый   сосуд,   где   со   временем   должно   установиться   динамическое равновесие   между   водяным   паром   и   жидкостью?   Какой   тогда   пар   будет всегда между океаном и атмосферой над ним? (Ответ: насыщенный). Вопрос: так ли это? (Ответ: нет, ведь в атмосфере есть ветер, который гонит водяной пар). Вопрос: значит, в атмосфере почти всегда какой пар? (Ответ: ненасыщенный). 3. Формирование  новых  ЗУНов  (26 мин.). Учитель: но, главное, что водяной пар всегда есть в воздухе. Экран: слайд №5:            Вопрос: из каких газов состоит атмосфера?  (Ответ: кислород (21%), азот (78%),  углекислый газ; водяной пар). Учитель:   все   газы   создают   в   сумме атмосферное   давление.   Водяного   пара   в атмосфере ~1%. Экран: слайд №6: На доске записать: р = [Па], [мм рт. ст.]. Вопрос: какая связь между Па и мм рт. ст.? (Ответ: 1 мм рт.ст.=133,3 Па). Именно   парциальное   давление   определяет   абсолютную   влажность воздуха  φабс ~ Р.   φабс  ­ масса водяного пара (в граммах), содержащегося в 1 м3воздуха. [г/м3] = р [г/м3]. φабс =  Учитель: но по φабс  нельзя судить, насколько водяной пар близок к насыщению. Поэтому вводят величину, показывающую, насколько водяной пар данной температуре далек от насыщения. относительная влажность      Экран: слайд №7:  Записать на доске: .φ при Это  •100%,    φ = [%]. φ =  Иными   словами,   это   отношение   содержащейся   в   воздухе   влаги   к максимальному количеству влаги, которая может содержаться в воздухе при данной температуре. Пример: при температуре 20°С и φср = 50% в воздухе содержится 8 г водяного   пара,   т.е.   это   количество   водяного   пара    от   максимального количества,   которое   могло   бы  содержаться   в   воздухе   при   данной температуре. (Ответ: 16 г.) Для   нас   важна   именно   относительная   влажность,   т.к.   от   нее   зависит интенсивность испарения влаги с мебели, кожи человека и т.д. Учитель: вам давалось домашнее задание: найти самостоятельно значение влажности для человека. Ответы учащихся (5­8 мин): (оптимальная относительная влажность 40­ 60%:  низкая   влажность   ускоряет   старение кожи;   оптимальные   значения   относительной влажности для мебели, компьютерной техники, растений,  произведений   искусства;   говорят   о роли влажности в заживлении ран, переломов и т.д.) Учитель:   т.е.   значение   относительной   Но   как влажности   для   нас   важно. поддерживать   влажность   на   оптимальном уровне? Можно, конечно, развешивать мокрые вещи, наливать в сосуды воду и оставлять их открытыми. Но подобные варианты являются не очень удобными по   понятным   причинам.   Существуют   всевозможные   увлажнители   воздуха, которые можно купить в магазине. Экран: слайд №8: Увлажнители:  «холодные» ­ воздух прогонятся через влажный фильтр;   «паровые» ­ для интенсивного испарения вода доводится до кипения;        ультразвуковые ­ происходит  вскипание жидкости  при   комнатной  температуре. Учитель: рассмотрим приборы для определения влажности воздуха.  Экран: слайд №9: 1. Психрометр (5 мин) Выдается по 1 прибору на группу. Вопрос: из чего состоит прибор? (из двух термометров). Вопрос: почему они показывают разную температуру? (при  испарении  влаги   с тряпочки,  которая  намотана  на один  из термометров, теряется энергия и,  следовательно, температуру падает). Учитель: по психрометрическим таблицам можно определить φср. Вопрос: какие значения нам для этого понадобятся? Ответ: показания сухого термометра и разность показаний сухого и  влажного термометров. Ученики по таблице определяют влажность воздуха в кабинете 2­3 раза. Обратная   задача:   какие   значения   могут   принимать   термометры,   если φ=75%? 2.Гигрометр (5­7 мин)  волосной (по самому прибору объяснить принцип действия);   конденсационный   (принцип   действия: абсолютная влажность  определяется по температуре, когда появится конденсат). Температура, при которой пар становится насыщенным, называется точкой  росы (t0 р). Вопрос: почему для конденсационного гигрометра берется именно эфир? Ответ: т.к. он быстро испаряется.         Практическое   задание:  определив   точку   росы,   найти   по   таблице         парциальное давление  Р0. Точка росы определяется по гигрометру по формуле:                                                      (t0 1+t0 2)/2    ,  t0 p= (t0 1 + t0 2)/2 где t0 1| ­ температура появления конденсата,        t0 2 ­ температура исчезновения конденсата.    По   показанию   сухого   термометра  психрометра  определяем  температуру. По ее значению по психрометрическим таблицам  находим  давление насыщенного пара при данной температуре. По формуле                             φ =  определяем относительную влажность в классе.  • 100% Сравниваем результаты, полученные по психрометрическим таблицам и с  помощью расчетов. 4. Закрепление материала (3 мин). а может ли  φ = 100%? Когда это возможно? • • какие бывают виды влажности? • о какой влажности говорят в метеосводке? • чему равна оптимальная влажность? • какая влажность определяет сухость воздуха? • каковы единицы измерения абсолютной и относительной влажностей? 5.Итог урока (2мин). Что нового узнали? Оценки за урок.  6.Домашнее задание.                       Презентация урока прилагается.

Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой  темы  "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой  темы  "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой  темы  "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой  темы  "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой  темы  "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой  темы  "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой темы "Влажность воздуха" (10 класс)

Урок изучения новой  темы  "Влажность воздуха" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017