Комбинированный урок на тему «Карбоновые кислоты, их получение и
свойства»
Девиз урока:«Единственный путь, ведущий к знанию, это
деятельность»Б.Шоу
Цели урока:
1. Обучающие: Дать понятие о карбоновых кислотах и их
классификации. Рассмотреть основы международной и
тривиальной номенклатур. Разобрать строение карбоксильной
группы и спрогнозировать химические свойства карбоновых
кислот.
2. Развивающие: развитие информационной и коммуникативной
компетенции.
3. Воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в
группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу,
воспитание культуры умственного труда.
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала
Оборудование и реактивы:, штатив с пробирками, пробиркодержатель,
спиртовка, спички, лабораторный штатив, газоотводная трубка, Mg, CuO,
Na2CO3, C2H5OH, CH3COOH, CH3COONa, лакмус, аскорбиновая кислота,
ацетилсалициловая кислота
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова.«Мозговой штурм»
На столе у учащихся лежат пакетики с аскорбинкой. Учитель предлагает
учащимся отправить витамины в рот.
Учитель: Как вы думаете, что объединяет то, что вы отправили в рот и эти
таблетки ( кислоты)
Какие ассоциации у вас возникают со словом «кислота»? ( кислые, едкие,
опасные и т.д.) Какие кислоты вы знаете?
Блицопрос.
Вопросы: за првильный ответ учащиеся получают жетоны, тот кто набрал
более 3х получает дополнительный балл за урок.
1. Какую кислоту используют для консервирования и маринования?
(уксусную)
2. Какую кислоту используют для приготовления окрошки?
(лимонную)
3. Какую кислоту содержат в своем составе молочнокислые
продукты? (молочную)
4. Образование какой кислоты придает неприятный прогорклый
вкус сливочному маслу? (масляной)
5. Какая кислота содержится во многих плодах, в том числе и в
лимоне, плодах шиповника, киви? (аскорбиновая)
6. Кислота, содержащаяся в хвое, крапиве, едких выделениях
муравьев и пчел …. (муравьиная)7. Кислота, содержащаяся в клевере, шпинате, ревене, помидорах и,
наконец , в листьях растений, из которых готовят «зеленый борщ»
… ( щавелевая)
8. Какая кислота содержится в янтаре? (янтарная)
9. Какие кислоты находятся в табачном дыме? (уксусная и
муравьиная)
Учитель: Итак, мы сейчас с вами назвали кислоты, которые
относятся к органическим кислотам.
Эти кислоты называются карбоновыми. Попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
III. Стадия осмысления. (Работа проводится в группах по 5 человек)
Ваша задача – прочитать указанный в карточке материал учебника, обсудить в
группе, и в течении 5 мин подготовить презентацию данного материала для
других групп.
Учитель: Какими свойствами обладают кислоты?
Можно ли предположить, что свойства органических и неорганических кислот
будут одинаковыми?
Проверим это на практике. Выполняем эксперимент.
Учащиеся возвращаются к работе по инструктивным картам (2 часть
эксперимент).
Перед работой повторяем технику безопасности. После окончания работы
представитель каждой группы фиксирует уравнение реакции на доске.
Остальные учащиеся фиксируют информацию в рабочую тетрадь.IV. Стадия рефлексии.
Каждой группе предлагается ответить на вопросы теста и составить
синквейн.
домашнее задание §12 стр.91 упр 3,5
на доп.оц упр.6,7 и 8