Урок-конференция «Кровь Земли».
Оценка 4.7

Урок-конференция «Кровь Земли».

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
pdf
биология +2
7 кл—9 кл
05.03.2018
Урок-конференция «Кровь Земли».
Для активизации познавательной деятельности, для повышения экологического просвещения, для формирования активной жизненной позиции учащихся необходимо организовать работу таким образом, чтобы ориентировать на самостоятельное получение новой для них информации. Достижение этих задач возможно при проведении уроков-конференций, на которых активизируется деятельность учащихся ещё в период подготовки к занятию (сбор материала, распределение ролей).Урок-конференция «Кровь Земли».
Урок-конференция, 7-8 классы, Кровь Земли.pdf

Аннотация к уроку-конференции  «Кровь Земли»

Для активизации познавательной деятельности,  для повышения экологического просвещения, для формирования  активной жизненной позиции  учащихся необходимо организовать работу таким образом, чтобы ориентировать на самостоятельное получение новой для них информации.  Достижение этих задач возможно при  проведении уроков-конференций, на которых  активизируется деятельность учащихся ещё в период подготовки к занятию (сбор материала, распределение ролей).

Цель:  создание условий для формирования учебно-познавательной компетенции через  раскрытие значения малых рек в природе, развитие умений анализировать, синтезировать, обобщать и делать выводы, работать в группе, что будет способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.

 Задачи: 

* Образовательная: познакомить с некоторыми малыми реками Алтайского края; раскрыть значение малых рек в природе; выяснить причины и следствия их загрязнения;  выявить меры профилактики и охраны рек;

* Развивающая: продолжить развитие умений работать в коллективе, самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию, уметь отбирать самое интересное; формировать познавательную активность учащихся в работе;

* Воспитательная: формирование умений слушать товарищей, использовать возможность самовыражения; формирование взглядов и убеждений, соответствующих гуманному отношению к живой природе,  к родному краю.

Оборудование:  презентация «Кровь Земли»

Тип занятия:  конференция

Метод обучения: частично-поисковый

Приемы деятельности учителя:  предварительная помощь учащимся в отборе материала и его оформлении.

 

 

 

 

 

Урок-конференция «Кровь Земли»

Ход занятия:

 

Звучит песня «Капля»,  слайд №1-2.

 

Ученик-эколог:   Вода. Без нее нет жизни, вода все время находится в движении, участвует в обмене и переносе веществ. Ее можно образно назвать кровью Земли.  Раненому человеку часто грозит смерть от потери крови. Другая опасность - ее заболевания, когда кровь утрачивает способность выполнять свои основные функции. То же самое сейчас происходит с водой - ее уже недостаточно в местах интенсивного использования, под влиянием различных форм загрязнения она может «заболеть», стать не только не пригодной для питья, но и ОПАСНОЙ.

 

Ученик-поэт читает стихотворение В. Британишского,  слайд №3: Не осталось живого места, Не осталось живой воды. Соли закисного железа Убивают воду в Оби.

Стало душно в реках и затхло.

Никакого выхода нет.

Хоть бы рыбе дожить до завтра –  Прожила бы еще сто лет!

Обуяла всю рыбу гибель. 

Всюду - смерть до самой Губы...

 

Ученик-биолог, слайд № 4:  

По территории Алтайского края протекает более 17 тыс. больших и малых рек общей протяженностью 51 тыс. км. Крупнейшей рекой Алтайского края является Обь, образующаяся от слияния Бии и Катуни.

Большую тревогу ныне вызывает бедственное положение, сложившееся на малых реках. Эти реки становятся полноводными во время таяния снега, ливневых и затяжных дождей. Имеют низкую водность в другое время года. От малых рек, ручьев, родников зависит состояние больших рек. Не следует умалять их значение для нереста пресноводных рыб.

 

Ученик-географ

Малые реки - это постоянно действующие естественные водотоки длинной от нескольких километров до десятков километров. Человек издревле селился по берегам рек и других водоемов. И сейчас на таких местах проживает подавляющее большинство сельского и городского населения. Малые реки служат незаменимым источником снабжения населения хорошей питьевой водой. Нельзя не учитывать их значения для укрепления здоровья и отдыха людей.

Ученик-географ, слайд №  5: 

Мы хотели бы рассказать о некоторых из них. 

           — малая река в Алтайском крае, левый приток Барнаулки. Бассейн полностью находится в пределах города Барнаула. Историческое название — Пранка.  Истоками реки,  до недавнего времени,  были небольшие озёра на территории Ленинского района.  Однако за последние 20-30 лет они уничтожены,       речной       сток   перекрыт уличными магистралями.     Теперь Пивоварка начинается на территории городского парка Юбилейный.  Длина реки — около 7 километров. Устье находится на территории Центрального района (на 6 километров выше впадения Барнаулки в Обь).  

 

Ученик-эколог: Экологическое состояние  реки угрожающее.  Расстояние от жилых кварталов до русла реки минимально (в среднем 5-6 метров). Высока здесь доля нарушенных земель и свалок — 12%. Прибрежные защитные полосы реки застроены на 38,9%, нарушенные земли занимают 16,7%. Основные источники загрязнения реки находятся в её пойме: авторемонтная база, канализационно-насосная станция, подразделения предприятия «Барнаульский Водоканал», очистные сооружения в парке Юбилейном, химзавод. Берега местами превращены в свалки бытового мусора, трупов животных, строительных отходов. Зимой в речную пойму сталкивается снег, собираемый с улиц города.  Состояние воды в Пивоварке по микробиологическим показателям не соответствует гигиеническим требованиям к составу и свойствам Н2O в водоёмах в черте населённых мест.  

 

 

Ученик-географ, слайд № 6:                                                                                                                           

Власиха — малая река в Алтайском крае, левый приток Барнаулки (впадает в 17 км выше устья). Бассейн реки частично находится в пределах города Барнаула в его юго-западной части. Река Власиха протекает по Приобскому плато с севера-запада на юго-восток. Исток находится у поселка Шахи  Павловского района Алтайского края на высоте около 240 м над уровнем моря, но из-за нерегулярности стока часть русла реки пересыхает. Регулярный сток образуется после запруженной части реки — севернее одноименного реке поселка Власиха. Впадает Власиха в Барнаулку, на 2 км выше по течению от поселка Борзовая Заимка на высоте 150 м.

Ученик-эколог:                                                                                                                                

Река Власиха используется местным населением прежде всего как источник пресной питьевой воды, так как долина реки является водоносным комплексом. Выше по течению от села Власиха, долина реки активно используется в качестве пастбища и сенокоса, а основная часть реки, пересекающая ленточный бор в рекреационных целях: здесь находятся летние детские оздоровительные лагеря, места для загородного отдыха горожан.  

Ученик-географ, слайд № 7:                                                                                                        

Землянуха — малая река в Алтайском крае, левый приток Оби (устье рядом с посёлком Казенная Заимка). Бассейн реки находится в пределах города Барнаула в его северо-восточной части. Река Землянуха протекает по Приобскому плато с юга на север. Исток находится у в 2 км южнее одноименного поселка Землянуха на высоте около 220 м над уровнем моря, но из-за нерегулярности стока часть русла реки пересыхает. Регулярный сток образуется после запруженной части реки - севернее Гоньбинского тракта. Впадает Землянуха в Обь, на 1 км выше по течению от поселка Казенная Заимка на высоте 129 м. Землянуха используется местным населением прежде всего как источник воды для бытовых нужд. Около запруженной части реки находятся места для загородного отдыха барнаульцев.

Ученик-географ, слайд № 8:                                                                                                              

Ручей Сухой Лог — малая река в Алтайском крае, левый приток Барнаулки. Бассейн реки находится в пределах западной части города Барнаула. Ручей Сухой Лог протекает по территории города с севера-запада на юго-восток. Исток находится на  водораздельной части Приобского плато, занятой сельскохозяйственными угодьями, в 4 км западнее поселка Докучаево на высоте около 250 м над уровнем моря. Долина реки претерпела сильное антропогенное воздействие: перегорожена насыпями Павловского тракта и улицы Попова. Во многих местах застроена складами и гаражными кооперативами, в связи с чем в верхней и средней частях ручей практически не имеет стока.

Ученик-эколог:                                                                                                                                          

В нижнем течении, к югу от завода синтетического волокна, русло перегорожено дамбой, создающей небольшое водохранилище. Заходя в долину Барнаулки, ручей теряется в песках и появляется только в в приустьевой части. Впадает Сухой Лог в Барнаулку, на 1 км выше по течению от моста шоссе Ленточный бор на высоте 145 м. Экологическая обстановка неблагоприятна, требует проведения природоохранных мероприятий.

Ученик-биолог, слайд № 9:                                                                                                                                      

Река  Барнаулка имеет 14 притоков первого порядка, являющихся малыми реками, среди них не только Власиха (18 км), Пивоварка (7 км), Сухой Лог (11 км), но и: Мохнатушка (15 км), Штабка (18 км), Паньшиха (17 км), Тихая (13,5 км),  Бутун (15 км), Рожня (17 км), Ворониха (16 км) и др. Теперь этим рекам все чаще грозят обмеление, загрязнение вод, а то и исчезновение. Разве так уж редко приходится слышать, что на протяжении жизни всего лишь одного- двух поколений обмелела река, исчез ручей, высохло озеро?  Малые реки особенно чувствительны к воздействиям со стороны людей. Это природное богатство тает прямо на глазах, а ведь малые реки - это самые начальные звенья крупных речных систем. 

Ученик-эколог, слайд № 10:                                                                                                                           

Выявлены факторы, влияющие на жизнь рек и приводящие к нарушению состояния речных экосистем, и к их полному исчезновению:

-     распашка деленных и залежных земель (в середине 50-х годов) вплоть до самого уреза воды,

-     массовое строительство прудов и водохранилищ (с 60-х),

-     сплошные рубки леса на больших территориях в приобских борах,

-     вырубка прибрежных и лесов и кустарников, осушение, выпас скота,

-     обработка затапливаемых участков пойм пестицидами,

-     загрязнение воды химическими удобрениями и навозом, - загрязнение водоемов бытовыми и промышленными отходами,

-     мойка транспортных средств у рек.

 

Ученик-поэт читает стихотворение Ю. Линник, слайд № 11:  Вода, вода! На верную погибель  В нее лягушки вымечут икру! 

О рощах ли, о людях ли, о рыбе ль  Заплачут вдруг в ограбленном бору. Трубите лоси! Выходи по зову  Ветвящаяся пламенем гроза!  Кто осквернил прозрачную основу,  Тот плюнул в материнские глаза! Ученики-врачи рассказывают о последствиях загрязнения рек, слайд № 12:                   Самые тяжелые экологические последствия в крае вызываются загрязнением вод:

1.               Известно, что чистая вода рек и водоемов - результат работы организмов, непрерывно фильтрующих всю ее массу. Сбрасываемые в реке вредные вещества губят эти организмы и резко ухудшают условия для ее самоочищения.

2.               Из-за загрязнения обской воды в районе Барнаула и ряде других населенных пунктов уменьшились запасы рыбы.

3.               Загрязненная вода вызывает желудочно-кишечные заболевания, ухудшает здоровье людей.

4.С ухудшением экологической обстановки снижается значение Оби как места отдыха.

Ученик-эколог рассказывают о мерах охраны рек, слайд № 13:                                                    

Загрязнение рек - не непременное следствие развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Науке и практике известны эффективные меры по охране водных ресурсов. К числу мероприятий, предотвращающих загрязнение рек и других водных объектов, относятся:

1.       создание оборотных систем водоснабжения;

2.       снижение или устранение поступления примесей в сточные воды путем совершенствования технологических процессов на производстве;

3.       ликвидация отвалов тех или иных производственных и бытовых отходов, из которых могут вымываться вредные вещества.

Ученик-эколог:                                                                                                                                     

Что касается охраны малых рек, то в этой работе посильное участие могут и должны принимать все граждане. Для того, чтобы не дать погибнуть малой реке, иногда нужно предпринимать простые и доступные каждому человеку меры:

-     вовремя расчистить те или другие участки русла;

-     провести работы связанные с берегоукреплением, посадкой ивы на берега, строительством водопойных площадок для скота;

-     повышение у всех граждан культуры пользования реками, озерами, прудами.

Ученик-поэт читает стихотворение М. Глазкова:

Не дайте же ей, родимой, умереть, 

Вам внуки будут, правнуки признательны.       Поверьте, речка станет обязательно 

В глаза вам с благодарностью смотреть.

 

Музыка, слайд № 14

 

 

Список использованной литературы:

 

1.       Экология. Под ред.проф. В.В.Денисова. Ростов-н/Д: ИКЦ «МарТ», 2006. 768с.

2.       Безопасность жизнедеятельности/ П.Г.Белов , А.Ф.Козьяков, С.В.Белов и др. М: Высш. Шк., 2000 

3.       Новиков Ю.П. – Природа и человек. /1991

4.       Одум.Ю. Экология т.т. 1, 2. Мир, 2006

5.       Энциклопедия для детей, экология, Москва, «Аванта+», 2007г.

Аннотация к уроку-конференции «Кровь

Аннотация к уроку-конференции «Кровь

Урок-конференция «Кровь Земли»

Урок-конференция «Кровь Земли»

Ученик-географ : Малые реки - это постоянно действующие естественные водотоки длинной от нескольких километров до десятков километров

Ученик-географ : Малые реки - это постоянно действующие естественные водотоки длинной от нескольких километров до десятков километров

Ученик-географ, слайд № 6:

Ученик-географ, слайд № 6:

Ученик-географ, слайд № 8 :

Ученик-географ, слайд № 8 :

Ученик-поэт читает стихотворение

Ученик-поэт читает стихотворение

К числу мероприятий, предотвращающих загрязнение рек и других водных объектов, относятся: 1

К числу мероприятий, предотвращающих загрязнение рек и других водных объектов, относятся: 1

Одум.Ю. Экология т.т. 1, 2. Мир, 2006

Одум.Ю. Экология т.т. 1, 2. Мир, 2006
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018