Урок- конференция «Земля – мой дом родной»
Литературное чтение
3 класс
Цели проведения занятия:
1. Развивать умение вести диалог, спорить, отстаивать свое
мнение.
2. Обобщить знания обучающихся по разделу «Люби живое».
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Содержание занятия
Звучит мелодия.
Учитель: Бесконечная Вселенная… В этой
завораживающей воображение бесконечности множество
звезд, планет… Но самая прекрасная планета во всей
Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А
человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с
нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе
и за эту красоту, и за братьев наших меньших.
Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня мы
собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме
«Земля – мой дом родной» по разделу «Люби живое».
В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной
газеты» из отделов: «Вести из леса», «Почта», «Городские
новости», «Сельские вести».
Зима в этом году суровая. Трудно птицам и зверям. Голодно и
холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово
нашему корреспонденту «Вести из леса». Мы услышим
сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под
снегом». ( Корреспондент читает рассказ
В.В.Бианки) У рябчика в снегу два спасения: первое — это под снегом
тепло ночевать, а второе — снег тащит с собой на землю с
деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом
рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для
воздуха. Идешь иногда в лесу на лыжах, смотришь —
показалась головка и спряталась: это рябчик. Даже и не два,
а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и
спрятаться можно от ястреба.
Тетерев под снегом не бегает, ему бы только спрятаться от
непогоды. Ходов больших, как у рябчиков под снегом, у
тетеревов не бывает, но устройство квартиры тоже
аккуратное: назади отхожее место, впереди дырочка над
головой для воздуха.
Серая куропатка у нас не любит зарываться в снегу и летает
ночевать в деревню на гумна. Перебудет куропатка в
деревне ночь с мужиками и утром летит кормиться на то же
самое место. Куропатка, по моим приметам, или дикость
свою потеряла, или же от природы неумная. Ястреб замечает
ее перелеты, и, бывает, она только вылетать собирается, а
ястреб уже дожидается ее на дереве.
Тетерев, я считаю, много умнее куропатки. Раз было со мной
в лесу. Иду я на лыжах; день красный, хороший мороз.
Открывается передо мной большая поляна, на поляне
высокие березы, и на березах тетерева кормятся почками.
Долго я любовался, но вдруг все тетерева бросились вниз и
зарылись в снегу под березами. В тот же миг является
ястреб, ударился на то место, где зарылись тетерева, и
заходил. Но вот прямо же над самыми тетеревами ходит, а
догадаться не может копнуть ногой и схватить. Мне это было
очень любопытно, думаю: «Ежели он ходит, значит, их
чувствует под собой, и ум у ястреба велик, а такого нет,
чтобы догадаться и копнуть лапой на какой-нибудь вершок-
два в снегу, значит, это ему не дано».
Ходит и ходит.
Захотелось мне помочь тетеревам, и стал я скрадывать
ястреба. Снег мягкий, лыжа не шумит, но только начал я
объезжать кустами поляну, вдруг провалился в можжуху* по
самое ухо. Вылезал я из провалища, конечно, уж не без шума
и думал: «Ястреб это услыхал и улетел». Выбрался и о
ястребе уж и не думаю, а когда поляну объехал и выглянул Учитель: Кто хочет дополнить выступление нашего
из-за дерева — ястреб прямо передо мной на короткий
выстрел ходит у тетеревов над головами. Я выстрелил. Он
лег. А тетерева до того напуганы ястребом, что и выстрела
не испугались. Подошел я к ним, шарахнул лыжей, и они из-
под снега один за другим как начнут, как начнут вылетать;
кто никогда не видал — обомрет.
Я много всего в лесу насмотрелся, мне все это просто, но я
все-таки дивлюсь на ястреба: такой умнейший, а на этом
месте оказался таким дураком. Но всех дурашливей я считаю
куропатку. Избаловалась она между людьми на гумнах, нет у
нее, как у тетерева, чтобы, завидев ястреба, со всего маху
броситься в снег. Куропатка от ястреба только голову
спрячет в снег, а хвост весь на виду. Ястреб берет ее за хвост
и тащит, как повар на сковороде.
* М о ж ж у х и — кусты можжевельника; когда их снегом
завалит, не видишь этих кустов, а снег не выдержит — и
провалишься.
корреспондента?
Сообщение обучающегося «О глухарях»: В снегу прячутся
не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари.
Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в
сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на
деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В
снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в
сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою
песню, он часто ничего не слышит. За то и прозвали его
глухарем.
Учитель: Ребята, а какие истории вам запомнились о
зайчике Листопадничке? (ответы обучающихся)
Сочинения и рисунки с призывом «Накормите птиц»
помещают в «Лесную газету».
Корреспондент зачитывает отрывок из произведения
В.В.Бианки «Мышонок Пик». Вставьте пропущенные
слова. … Первыми заметили Пика большие …… (белые чайки). Они
подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от
досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с
лёта разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые
опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна
реки поднялась …… (щука) и тоже поплыла за корабликом.
Она ждала, когда …… (чайки) скинут мышонка в воду. Тогда
ему не миновать страшных зубов».
Учитель: Откуда этот отрывок? ( В. Бианки «Мышонок
Пик»).
Учитель: Какая страшная смерть грозила бедному мышонку?
(Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не
поймала щука, змея, жулан).
Корреспондент: Ребята, кролики, зайцы, мыши – это
грызуны. Они вредят сельскому хозяйству. Стоит ли
переживать за мышонка, зайца.
( Ученики ведут диалог, высказывают свое согласие и
несогласие с корреспондентом).
Физкультурная пауза: упражнения для глаз, для улучшения мозгового
кровообращения.
Учитель: Слово корреспонденту из отдела «Почта».
Корреспондент: Я хочу зачитать вам жалобы, которые
пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь и какая от
него польза.
Жалоба №1. Сама знаю, что не красавица. Покажусь я,
многие шарахаются в сторону, а то еще камнем в меня
бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от
меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же
быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.
Ученик: Здесь говорится про жабу. Одна жаба сохраняет от
гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись
тараканы, принеси жабу, и они исчезнут.
Жалоба №2. Ох, и не любят меня люди! Голос мой, видите
ли, им не нравится. И глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я,
пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это?
Ученик: Это сова. Сова с 1964 года находится под охраной
государства. Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей,
которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Ученик:
А я хотел бы выступить в защиту кукушки.
Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает
яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих
птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица
насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она
поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не
могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая
яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от
голодной смерти.
(Ученики высказывают свои мнения).
Корреспондент: Я корреспондент «Городских известий». Я
хочу прочитать вам письмо одного мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал.
Он топал как бык и рогами качал…
И очень серьезным и грозным он был -
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по картинкам найду,
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи гудеть.
Я вам расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
Учитель: Не напомнило ли вам, ребята, это письмо какие-
то истории? ( Владимир Леонидович Дуров «Наша Жучка»).
Учитель: В каких рассказах вы встретились с материнским
инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась»,
«Еще про Мальку»).
Учитель: О материнстве, о преданности и жертвенной любви
матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о
материнской любви вы знаете?
- Всякой матери свое дитя мило.
– Материнское сердце не знает покоя.
- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
– Пир солнышке светло, при матери добро.
Учитель: А вот корреспондент «Сельских вестей» привел с
собой помощников. Габдула Тукай « Мальчик и
мотылек»
Мальчик. Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек. Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Корреспондент: Ребята, я слышал про мальчика, который
дорогую игрушку-самосвал обменял на светлячка и был
этому рад. Учитель: Не расскажите ли, кто этот мальчик, из какого
произведения? ( Дениска из рассказа Виктора
Юзефовича Драгунского «Он живой и светится).
Учитель: Наш корреспондент расскажет, почему же он
светится. ( Рассказ
корреспондента).
Итог урока: Наша конференция подходит к концу. Скажите,
ребята, какие чувства вызвали у вас произведения из
раздела «Люби живое».
Ответы обучающихся.
Корреспонденты вывешивают газету.
Учитель: Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
Урок-конференция по литературному чтению "Люби живое" (3 класс)
Урок-конференция по литературному чтению "Люби живое" (3 класс)
Урок-конференция по литературному чтению "Люби живое" (3 класс)
Урок-конференция по литературному чтению "Люби живое" (3 класс)
Урок-конференция по литературному чтению "Люби живое" (3 класс)
Урок-конференция по литературному чтению "Люби живое" (3 класс)
Урок-конференция по литературному чтению "Люби живое" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.