Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»
Оценка 4.6

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
07.09.2018
Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»
Знакомство с творчеством К.Паустовсвого прошло на уроке в процессе изучения произведения "Прощание с летом". Использовались фронтальная и парная работа. Урок интегрированный с музыкой, окружающим миром, ИЗО. Результатом работы на уроке : у каждого ученика стала "Карта-мысли": коллективная - проект "Картина "Прощание с летом"
урок литературного чтения 3 класс К.Паустовский Прощание с летом.docx
Хасанова А.Ф. учитель начальных классов МАОУ СОШ № 12, г. Тобольск 3 класс Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»   Цель:  знакомство с творчеством К.Г. Паустовского; развивать умение понимать прочитанное, выделять главное, сравнивать, обобщать, расширять словарный запас  учащихся; Задачи: 1. развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; 2. развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; 3. развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; 4. по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; 5. высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). 6. воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к природе, нравственные качества личности. 7. развивать речь, память. 8. Формировать универсальные учебные действия: Личностные УУД: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках. Регулятивные   УУД:  принимать   учебную   ситуацию;  умение   формулировать   тему   и   цели   урока;   умение   составлять   алгоритм   и   последовательность   действий; контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД:  умение: строить устные высказывания; формулировать проблему и её решение; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; подробно пересказывать небольшие тексты; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД:  умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;   адекватно оценивать себя, работать в паре. Формы организации деятельности: фронтальная, парная.  Оснащение урока: ноктюрн Ф. Шопена «Первый снег» (фотозарисовка), презентация, «карта мысли» (индивидуальная), проект (результат Приложение 3–фото) Этап урока.  Содержание учебного материала 1.Организационны й момент ­ Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. Сегодня у нас гости. Давайте им покажем, как мы работаем на уроках литературного чтения. Карточка личных достоинств У меня ­ У вас на столах лежат карточки, поставьте плюсик в первой графе, какие вы цели ставите на начало урока. А в конце урока мы   и посмотрим, достигли ли вы эти цели. вернемся получилось Я хотел бы достичь   2. Постановка  целей  Работать старательно и активно Читать внимательно Отвечать по своей инициативе  Порадоваться за товарища Деятельность учителя Настрой на  работу,  доброе  пожелание Формулировка задания Деятельность  Применяемая Примеча учеников Приветствие  друг друга. Выполнение  задания в «Карте – мысли» структура ние  Слайд 1 3. Актуализация  знаний учащихся   Определение 3. темы урока.  4. Работа с «Картой –мысли» 5. Рассказ о  К.Г.Паустовском 6.Физминутка  Цель: создать  активную ситуацию  для активизации  мыслительной  деятельности,  комфортные  ­ Приходилось ли вам, замечать, как уходит лето, с чего  начинается осень, наблюдать за первым снегом. ­А мне кажется, что и да, и нет. ­Приход   зимы   —   это   красота   природы,   и   в   этом   ее особенность, необычность, новизна. ­И увидеть, найти эту красоту в обычном очень важно. ­ Хочу предложить вашему вниманию ноктюрн «Первый снег»  Ф.Шопена.  ­Нужны здесь слова? Конечно, нет — музыка и фотоискусство рассказали сами за себя.  ­А проза может быть поэтической и лирической? Картину   художника   мы   воспринимаем   зрительно,   музыку слушаем. А сегодня мы будем наблюдать, можно ли услышать картину, изображенную в прозаическом тексте? В конце урока мы должны дать ответ на этот вопрос. Определите тему урока. Работа с карточкой (Приложение 1) 1. У вас на столах лежат карточки. 2. В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с  утверждением «­ » если не согласны.  3. Работаем самостоятельно, используя имеющиеся знания. 1.Откройте учебники на с. 123. Сегодня мы с вами будем читать отрывок из произведения Константина Георгиевича Паустовского «Прощание с летом». С этим писателем нас познакомят одноклассники. Рассказ учениками о Константине Георгиевиче Паустовском (Приложение 2). ­ Знакомство с выставкой книг. 1.Стряхнули с себя лень и усталость. 2. Потянулись к звездным далям. 3. Спрятались (присели) от бед и опасностей. 4. Улыбнулись друзьям и солнышку. 5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами. Формулировка задания. На доске  названия видов  искусств: Слайд 2 структура ТЭЙ К ОФ – ТАЧ  ДАУН  «встать – сесть». Формулирован ие задания Формулировани е темы урока Слайд 2  Формулировка задания Подведение  учащихся к  формулирован ию темы  урока. Дети отмечают в карточках  утверждения. Выполняется  структура A/R  Guide Слайд 3  Рассказывают  ученики 4  ученика Слайд 4 Выполнение  задания вместе  с учащимися Проводят  ученики. Выполнение  упражнения  структура ТИ М ЧИР –  «кричалка,  девиз». ТИМ  ЧИР – это  короткое, условия, отдыха 7. Работа с текстом 1. Прочитайте название произведения. ­ Можно ли предположить о чем пойдет речь в рассказе? ­ подберите синонимы к слову «прощаться». 2. Чтение 1 части (1 абзаца) учителем. ­ От какого ощущения проснулся автор? (странного  ощущения). ­ Как назвал автор тишину? (мертвая). Почему? (Умер дождь)  ­Давайте попробуем заменить другими словами (затих,  успокоился).  Как называется такой литературный прием? (олицетворение). Вывод: автор использует олицетворение для создания  образов  ­ Автор увидел или услышал картину? Запишите одним  словом .  ТИШИНА (мертвая) 3. Чтение 2 картины – 2 3­учениками. Прочитайте, следующую картину? А теперь прочитайте, какую картину увидел автор за окном.  (Дети прочитывают вторую часть.) А какое чувство было у него, когда он наблюдал природу? Дети. — Удивление.   Изумление.    Восторг! —   Эти   чувства   он   выражает   в   словах:   «Значит,   за   два часа Так   необыкновенно изменилась   земля,   за   два   коротких часа поля, леса и сады Заворожила стуЖа». — А еще автор необычно и красочно описывает небо: «В туманном небе на Головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее Переливался желтоватый круг». 4. Чтение 3 части – про себя учениками.  Прочитайте следующий абзац ­ третью картину. ­Автор увидел или услышал картину. Подтвердите словами из текста «Через окно я увидел…». ­   Что   мог   он   услышать   (Как   закачалась   ветка   и   с   нее посыпался дождь). ­ А я хочу обратить внимание всех на последнее предложение в этой картине: «Потом все стихло». Значит, раз  автор так веселое  упражнение Слайд 5 Формулировка задания Мертвая тишина Наклеивают:  кота, ходики Слайд 6 Снежно безмолвно   и Наклеивают  луну Серая птица Серая птица  (сойка)  Стая снегирей, гроздья рябины. пишет, он что­то слышал. ­А давайте подумаем, что мог слышать автор?  ­ И как птица поднялась и улетела. И то, как снег падал с елки. Автор говорит, что он похож на «стеклянный дождь», и мне кажется, что Паустовский слышал, как этот дождь сыпался, шуршал и позванивал, как стеклышки. 4. Чтение 4 части. ­ 7 учеников. ­Как воспринял Рувим («Первый снег очень к лицу земле»). ­ С кем сравнивает автор Землю (застенчивая невеста).  ­ А почему? (земля нарядная). (эпитет) ­ Что сказал о первом снеге дед Митрий? ­ Почему трудно было оставаться дома? 5. Чтение 5 части. По цепочке. ­ Почему писатель говорит «день, будто дремал»? (изредка падали снежинки, все тихо, безмолвно). ВЫВОД А этот текст художественный или простая информация о  зимнем явлении природы? — Конечно, художественный! Здесь столько «рисующих» слов! И даже звуков! Текст   весь   построен   на   чувствах   и   ощущениях!   В   нем картины можно не только увидеть, но и услышать. А теперь скажите: этот текст — поэзия или проза?  — Это проза.   — Здесь нет рифмы и ритма.  Но чем он похож на поэзию?  — Да, похож чувствами: в  тексте автор передает не только картины зимы, но и свое  чувственное отношение к ним. В отрывке много говорится о чувствах и ощущениях, как и  в стихах. А мы уже говорили, что проза может быть поэтической и  лирической. Вот мы вышли еще на одну особенность творчества этого  писателя: его рассказы не только отличаются живописными  картинами, но и особенным лиризмом. Да, теперь вы сами убедились, что мир в рассказах  Паустовского особенный: он звучащий, поющий и говорящий,  Нарядная земля Дремлющий день СХЕМА   доске. на ТЕКСТ  Художественн ый  Проза Поэтическая  Лирическая картины здесь как бы рассказывают сами за себя. А теперь вернитесь к утверждениям (таблица), прочитайте  тему, и сделайте вывод. ­ Да, картину, изображенную в прозе, можно услышать. Автор   подбирает   специальные   средства,   чтобы   картина зазвучала. В этом тексте больше звуковых ощущений, чем зрительных. Работа с карточкой (Приложение 1) 1. У вас на столах лежат карточки. 2. В столбике «после » поставьте «+», если вы согласны с  утверждением «­ » если не согласны.  3. Работаем самостоятельно, используя имеющиеся знания. С. 123 ­125, читать. 1. Подготовить пересказ. 2. Выучить наизусть наиболее понравившийся отрывок.  3. Написать отзыв о своем впечатлении от прочитанного  отрывка. Я хотел бы достичь У меня получилось 8. Вывод   8. задание. Домашнее достоинств 10. Итог урока.  Карточка личных Рефлексия. Работать   старательно   и активно Читать внимательно  Отвечать   инициативе Порадоваться за товарища своей   по Дети отмечают в карточках  утверждения. Выполняется  структура A/R  Guide Слайд 7  Формулировка задания Подведение  учащихся к  формулирован ию темы  урока. Слайд 8 Слайд  9 Объяснение  домашнего  задания Дети записывают задание в  дневниках.   Обращение   внимания на  конечных  результатах  учебной  деятельности  обучающихся  на уроке Приложение 1. ______________________  Карта ­ мысли. Я хотел бы достичь У меня получилось Карточка личных достоинств Работать старательно и активно Читать внимательно Отвечать по своей инициативе Порадоваться за товарища До  Утверждение 1. Проза может быть поэтической и  лирической. 2. Картину, изображенную в прозаическом тексте, можно увидеть и услышать После  1. 2.  3. 1 2 3 4 5 услышал увидел услышал увидел услышал увидел услышал увидел услышал увидел _____________________________________________________________________________________  ______________________  Карта ­ мысли. Я хотел бы достичь Карточка личных достоинств Работать старательно и активно Читать внимательно Утверждение Отвечать по своей инициативе 1. Проза может быть поэтической и  лирической. Порадоваться за товарища 2. Картину, изображенную в прозаическом тексте, можно увидеть и услышать У меня получилось После  1. До  2.  3. 1 2 услышал увидел услышал увидел 3 4 5 услышал увидел услышал увидел услышал увидел Приложение 2  1.Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 г. Детство его прошло на  Украине, именно там он узнал множество сказок и легенд от деда, бывшего солдата, и от  бабушки. Его отец был человеком увлекающимся и склонным к перемене мест. Эта черта —  увлеченность тем, что находится «за горизонтом», — передалась и сыну, будущему  писателю. Став взрослым, Паустовский переменил много занятий: был и кондуктором трамвая,  рабочим на военном заводе, санитаром полевого госпиталя. Много странствовал. Но  увлеченность литературой становится главным занятием его жизни. С самого начала своей литературной деятельности Паустовский обратился к теме  взаимоотношений человека и природы, и это вы будете наблюдать при чтении всех его  рассказов. __________________________________________________  2. Главной отличительной чертой его творчества является романтичность,  лирическое восприятие окружающего мира. Он считал, что основная задача человека на  Земле — открывать и наблюдать прекрасное, необыкновенное в самом обыденном  явлении жизни. Вот почему все его рассказы проникнуты удивительной поэзией и  нежнейшим лиризмом. Паустовский очень много пишет для детей, ибо детство он считает особой порой  становления личности. _______________________________________________________  3. Во всех детских рассказах и сказках Паустовского центральное место занимает  чувство изумления таинством природы: для писателя не имеет значения, идет ли речь о  героях­людях, о какой­то болтушке­сороке, о вороватом коте или о любопытном барсуке, — все живое должно ощущать свое родство с целым миром и каждым в отдельности. Эмоционально насыщенные, многоцветные картины в его рассказах и сказках  сочетаются с простотой и безыскусностью речи. Каждый персонаж его неповторим: он  обладает присущей именно ему манерой поведения, а мир, созданный писателем, —  звучащий, говорящий и поющий. _____________________________________________________________________  4. Важнейшей задачей творчества Паустовского является стремление открыть для  всех и каждого ключ к прекрасному, которое находится рядом, только надо его увидеть,  заметить, обогатить душу человека эмоционально и эстетически. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней  росы», — писал Паустовский. Любимый герой писателя — человек чуткий, отзывчивый, поэтически  воспринимающий окружающую жизнь. И все эти качества Паустовский считает нормой,  именно таким он хотел видеть своего читателя. Приложение 3

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Урок литературного чтения  по программе «Система общего развития Л.В. Занкова» с использованием обучающих структур  Сингапурского метода обучения Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2018