Урок литературного чтения "В.В. Бианки "Первая охота".

  • Контроль знаний
  • doc
  • 25.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке формировали эмоционально-ценностное отношение к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения. Познакомились с портретом, биографией и произведениями В.В.Бианки. Начали урок с повторения, дети отгадывали произведения К. И. Чуковского. Проводилась речевая разминка. Читали и анализировали рассказ.Урок литературного чтения "В.В. Бианки "Первая охота".
Иконка файла материала конспект чтение 1.doc
Урок литературного чтения "В.В. Бианки "Первая охота".  Цель урока:  Формирование эмоционально­ценностного отношения к природе через внутреннее переживание  учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения. Ход урока 1. Организационный момент  II. Включение в учебную деятельность. ­ Творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке? Какие жанры встречаются в творчестве К. И. Чуковского? (веселые сказки, стихотворения для детей) III. Актуализация знаний. ­ Назовите автора и произведение  1. «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!» (К. И. Чуковский «Путаница») 2. «Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед» (К. И. Чуковский «Тараканище») 3. Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня. (К. И. Чуковский «Мойдодыр») IV. Развитие речевого аппарата. Проведем дыхательную гимнастику  «Свеча» ­ сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи  (2 р.) «Колесо спустило» ­ плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем  ослабляя, звук [с] (2 р.) V. Определение учащимися темы и цели урока. На доску Рыбе ­ вода, птице ­ воздух, зверю ­ лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу ­ значит охранять  Родину! (М.И. Пришвин)  ­ Как вы понимаете это высказывание? Что значит охранять природу?  ­ Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора  Бианки ­ По каким признакам можно выделить фамилию Бианки? Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Используйте запись на  доске. (Виталий Валентинович Бианки). ­ Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого посмотрите на доске: медведь, сорока, берёза,  ромашка, осина, ястреб, волк, роза.) ­ Распределите их на равные четыре группы. (В первую группу можно отнести слова медведь, волк ­ это названия  зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб ­ это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза,  осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза ­ это названия  цветов.) ­ Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки? (Можно объединить названия зверей и птиц ­ это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов ­ это  растения. Значит, В.В. Бианки писал о животных и растениях.) ­ Скажите одним словом: о чём писал В. Бианки? (о природе). ­ Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами заглянув в учебник.  ­ Как называется это произведение? (Первая охота). Какова же тема урока? (В.В. Бианки " Первая охота") . VI. Работа над новым материалом 1) Подготовительная работа ­ Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки. ­ С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться?  («Лесная газета») Биография В.Бианки  Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного­орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц  и их  повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои  рассказы писатель называл «сказки­несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при  этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь  природы. Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два таких  героя изображены В. Бианки в рассказе " Первая охота". 2) Словарная работаОтгадайте загадку.  Мимо Юрки, Мимо Верки, Мимо всех ребят вокруг Мчится стрелка, мчится стрелка И под серый камень ­  Юрк... (Ящерица)  ­ Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете? (Ящерица – небольшое животное. У  неё удлинённое тело, длинный хвост). ­ Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей). ­ Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером). 3) Работа над текстом Учитель: Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно  послушаете рассказ. (Чтение учителем) 4) Проверка первичного восприятия ­ Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? ­ Назовите ещё одного героя рассказа " Первая охота".  (Это маленький щенок).  ­ Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).  ­ Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост). ­ А как бы вы назвали этот рассказ? VI. Физкультминутка VIII. Продолжение работы по теме урока 1) Вторичное воспроизведение и анализ текста. ­ Прочитайте текст ещё раз. (Дети читают вслух произведение «по цепочке»). ­ Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке). ­ Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение). ­ Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост). ­ Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка). Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки "Первая охота" Щенок,бабочка, ящерка, муравей Проверка работы. XI. Физкультминутка  3)Повторное чтение рассказа и его анализ. Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится  слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Щенок охотился первый раз и не все сделал  правильно) ­ Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите , что он сделал верно и что  неправильно. (выборочное чтение) ­ Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул) ­ Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)  ­ Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется  хвост)  ­ Какой эпизод рассказа изображён на иллюстрации? Каким вы видите щенка? (Он удивлён, растерян). А ящерицу?  (сердитая) ­ И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих  ошибок, неправильных решений.  ­ Кто из героев вам больше всего понравился? Почему? 6) Работа по иллюстрации (с.99) ­ Посмотрите, какие иллюстрации нарисовал художник на с. 99. Обсудите с соседом по парте увиденное (работа в  паре) ­ Как вы думаете, почему рисунки этих зверей, птиц появились на странице в книге? (Наверное, о них писал Бианки) ­ Кого из этих птиц, зверей вы встречали на страницах книг, в телевизионных передачах, видели в окружающем мире? ­ Каких ещё представителей животного мира вы можете назвать? X. РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 17) 1) ­ Я для себя сделал открытие:  ­ Меня удивило:  ­ Оказывается, что: XI. Итог урока ­ С творчеством какого писателя познакомились? ­ Над каким произведением работали?­ Чему учились, работая над этим произведением? XII. Домашняя работа  Прочтите рассказ "Чей нос лучше" и подумайте, нужен ли мухолову нос пеликана, а дятлу ­ нос, как у клеста.  Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.Виталий Валентинович  Бианки