Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
русская литература
Взрослым
17.06.2018
Урок литературы
«Анализ эпизода как жанр сочинения»
(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Цель урока: обучение обучающихся данному жанру сочинения;
научить «…правильно понимать художественный текст через
язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые
образные единицы художественного языка».
Оборудование: мультимедийная презентация.Известно, что материал для сочинения на литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы.
Викторина война и мир.docx
Урок литературы
«Анализ эпизода как жанр сочинения»
(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Цель урока: обучение обучающихся данному жанру сочинения;
научить «…правильно понимать художественный текст через
язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые
образные единицы художественного языка».
Оборудование: мультимедийная презентация.
1. Вступительное слово учителя. Известно, что материал для сочинения на
литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном
произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и
новые глубины, вникая в особенности его формы.
Сочинение данного жанра – это удивительно интересная и кропотливая работа с
текстом. Каждый из вас сможет почувствовать себя, в какойто степени,
исследователем.
Давайте вспомним, что называется эпизодом? И что значит проанализировать
эпизод?
Обучающиеся. Эпизод – это часть сложного целого: он вплетён в
художественную ткань произведения и бесчисленными, зримыми и незримыми
нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим.
Анализ эпизода – это осмысление его идейнотематического содержания и
своеобразия художественной формы, выяснение связей данной части
произведения с другими (т.е. нужно знать, что было до анализизируемого
эпизода, а что после него).
Из вышесказанного делаем вывод: чтобы написать сочинение данного жанра,
нужно хорошо знать текст всего произведения. Проверить ваше знание текста
поможет литературная викторина.
2.Литературная викторина по роману «Война и мир». 1.
2.
3.
Согласно роману вы «весьма красивый молодой человек». « Гостиные,
сплетни, балы, тщеславие – вот заколдованный круг», из которого вы
хотите вырваться. Мнение о различных персонажей о вас не столь
противоречивы. В глазах одних вы «образец всех совершенств», для других
«герой, достойный своего отца и своего отечества», для третьих вы
«дороже всего на свете». Вы себя узнали? (А. Болконский).
Кто этот человек, глядя на которого « вам казались ничтожны его
интересы, так мелочен казался он сам, с этим мелким тщеславием и
радостью побед, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым
небом, которое вы теперь увидели и поняли». (Наполеон).
Что вы совершенно неожиданно сказали сами себе, встретившись с
Наташей Ростовой на балу. (Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а
потом к другой даме, то она будет моей женой).
Учитель. Эпизод, который мы будем анализировать на уроке, называется «Ночь
в Отрадном».
3. Выразительное чтение данного эпизода заранее подготовленными
учениками.
4. Беседа по вопросам.
– В чем особенность разбираемого эпизода? (И природа, и люди рисуются в нём
через восприятие их Андреем Балканским).
– Ребята, если бы вы были художником, и вам предстояло проиллюстрировать
данный эпизод, что бы вы нарисовали? (Ответы учащихся)
Пред художником – иллюстратором стояла сложная задача: кого изображать?
Если князя Андрея, не видны будут Наташа и Соня; если их, не виден будет
князь Андрей. Посмотрите, как решил эту задачу один из лучших иллюстраторов
«Войны и мира» Дементий Алексеевич Шмаринов. Он изобразил Наташу, но
такой, какой представлялась эта поэтическая девушка Болконскому.
Сообщение студента о художниках – иллюстраторах романа.
Л.Н. Толстому хотелось, чтобы роман «Война и мир» был иллюстрирован. По его
просьбе и при его активном участии первым над иллюстрациями к роману
работал художник Башилов, причем работа шла параллельно: Толстой писал текст романа, а Башилов сразу же иллюстрировал его. В личных беседах и, что
особенно важно, в письмах к художнику Лев Николаевич давал очень ценные,
подробные советы, рассказывал о прототипах героев романа, комментировал
фотографии их. Башилов выполнил иллюстрации только к двум первым томам
«Войны и мира», но издание романа с этими иллюстрациями не состоялось.
Переписка же Толстого с художником сохранилась и хорошо помогла
художнику Дементию Алексеевичу в его работе над иллюстрациями к роману.
Первый раз Дементий Алексеевич прочел «Войну и мир» зимой 1917 – 1918 года
(в это время ему было всего 10 лет). И в течение ряда лет пытался сделать
иллюстрации к роману. Эти детские рисунки цветными карандашами хранятся до
сих пор.
Мечта об иллюстрировании «Войны и мира» художник никогда не покидала. Но
отсутствие уверенности в своих профессиональных возможностях, отсутствие
достаточного жизненного опыта заставляло Дементия Алексеевича откладывать
свой замысел.
В годы Великой Отечественной войны любимая книга была перечитана и
перечувствована заново. По окончании войны Дементий Алексеевич счел себя
вправе взяться за эту работу. И с 1953 – 1955 год художник работает над
иллюстрациями к роману «Война и мир», за которые был награжден Ленинской
премией.
Иллюстрация Шмаринова «Наташа в Отрадном» дополняет эпизод «Ночь в
Отрадном». Будет хорошо, если вы об этом скажете в сочинении.
5. Анализ эпизода.
У каждого из вас есть примерный план анализа эпизода. Именно он и будет
положен в основу нашего сочинения. Не забывайте делать пометки, к концу
урока у вас должен быть черновик данного сочинения.
– Какое место занимает эпизод в развитии сюжета и композиции? Как он
связан с предшествующим и последующим содержанием романа? (Это
один из главных эпизодов в романе. Если бы не было этого эпизода, не
было первого бала Наташи Ростовой, её любви к Андрею Болконскому, её
встречи с тяжело раненным, обречённым на смерть и всегда любимым
человеком. Не было бы многих сцен, без которых гениальная эпопея Л.Н.
Толстого просто немыслима).
– Какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду? 1.
Разочарование князя Андрея в мечтах о славе (том 1, часть 3, глава 19).
2. Смерть жены (том 2,часть 1, глава 9).
3. Жизнь князя Андрея в деревне, его занятия (том 2, часть 3, глава 1).
(Последние два года князь Андрей находился безвыездно в деревне. Провел
преобразования в деревне, читал много самых разнообразных книг, «следил за
внешними событиями мира», занимался разбором неудачных для русской армии
кампаний, составлением проекта об изменении наших военных уставов и
постановлений, уделял время сыну).
Но при всей этой занятости делами князю Андрею казалось, что жизнь его
какаято неполная, односторонняя, скучная и надежд на изменения к лучшему
нет.
Вспомните поездку князя Андрея по имениям, его первую встречу с дубом.
Зачитайте самые важные слова из этого эпизода.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, подумал князь Андрей, пускай другие,
молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем, наша жизнь кончена!»
Да, Болконский «как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же
прежнему выводу»: ничего не начинать, а доживать свое время, «не делая зла, не
тревожась и ничего не желая».
С такими мрачными мыслями, в подавленном настроении приезжает Андрей
Болконский в Отрадное.
Расскажите о встрече князя Андрея с толпою девушек. Зачитайте портрет
Наташи.
( Встретив в толпе девушек Наташу (радостную, веселую, счастливую), князь
Андрей думает: «Чему она радуется?» И ему даже больно и обидно, что она,
верно, не знала и не хотела знать о его существовании).
Перечислите события, которые произошли в данном эпизоде? Кто участвует в
нем и как раскрываются характеры героев?
(Гостеприимный граф Ростов уговорил князя Андрея переночевать в Отрадном.
Болконскому не спалось, он отворил окно и увидел почти беззвездное небо.
Болконский невольно «подслушал» разговор Наташи и Сони. Взволнованность Наташи красотой лунной ночи перевернула душу Болконского. На другой день,
простившись только с графом, князь Андрей уехал).
Проанализируем данный эпизод подробнее. Какие изобразительно
выразительные средства, с какой целью использованы в данном эпизоде?
( В описании лунной ночи много эпитетов: луна почти полная, небо светлое,
почти беззвездное; олицетворений: лунный свет ворвался в комнату. Все это
подчеркивает красоту лунной ночи.
В данном эпизоде употреблены неопределенные местоимения: какая
растительность, какаякрыша. Это подчеркивает, что князь Андрей все видит
впервые. С этой же целью употреблены существительные, обозначающие род
растений, а не вид: ряд деревьев, а не кленов или берез, растительность, а не
трава или цветы).
Каков эмоциональный пафос эпизода?
( А.Болконский ехал в Отрадное с тяжелыми, мрачными мыслями. И вдруг он
увидел, почувствовал и позавидовал бурлящей жизни в Отрадном. Девушки и
Наташа бегут, смеются, они счастливы. Наташа восторгается лунной ночью.
Таким образом, радость, восторг, счастье – это и есть эмоциональный пафос
эпизода).
А как тема и проблема произведения получили здесь свое развитие?
( Данный эпизод – это переломный момент в жизни князя Андрея. Благодаря
ночи, проведенной в Отрадном, он понял: «Нет, жизнь не кончена в 31 год…»)
В чем же причина такой перемены в настроении князя Андрея?
( Эти перемены объясняются любовью к Наташе, хотя Князь Андрей, может
быть, и не понимает этого).
Какие события в жизни князя Андрея последовали за эпизодом «Ночь в
Отрадном»?
( Вторая встреча князя Андрея с дубом (том 2, часть 3, глава 3).
Первый бал Наташи Ростовой (том 2, часть 3, глава 23). Помолвка князя Андрея и Наташи (том 2, часть 3, глава 23).
Учитель. Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приемами
создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека,
портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний
монолог, авторское отношение к героям, которое «спрятано» в подтексте, но
легко угадывается читателем в каждом слове, всё это и есть приёмы создания
художественных образов.
А вот как проиллюстрировал данный эпизод художник А.Николаев.
А сейчас мы посмотрим фрагмент фильма С. Бондарчука по роману Толстого
«Война и мир». Обратите внимание на то, какое интересное решение дал этому
эпизоду режиссёр. Чем отличается фрагмент фильма от иллюстраций данного
эпизода художниками?
6. Итог урока.
Ваши записи на уроке – это черновик сочинения. Кто выберет для сочинения
другой эпизод, используйте план анализа эпизода.
Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.