Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Оценка 4.7

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
русская литература
Взрослым
17.06.2018
Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Урок литературы «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Цель урока: обучение обучающихся данному жанру сочинения; научить «…правильно понимать художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка». Оборудование: мультимедийная презентация.Известно, что материал для сочинения на литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы.
Викторина война и мир.docx
Урок литературы  «Анализ эпизода как жанр сочинения»  (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Цель урока: обучение обучающихся данному жанру сочинения; научить «…правильно понимать художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка». Оборудование: мультимедийная презентация. 1. Вступительное слово учителя. Известно, что материал для сочинения на  литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном  произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и  новые глубины, вникая в особенности его формы. Сочинение данного жанра – это удивительно интересная и кропотливая работа с  текстом. Каждый из вас сможет почувствовать себя, в какой­то степени,  исследователем. ­ Давайте вспомним, что называется эпизодом? И что значит проанализировать  эпизод?  Обучающиеся. Эпизод – это часть сложного целого: он вплетён в  художественную ткань произведения и бесчисленными, зримыми и незримыми  нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим. Анализ эпизода – это осмысление его идейно­тематического содержания и  своеобразия художественной формы, выяснение связей данной части  произведения с другими (т.е. нужно знать, что было до анализизируемого  эпизода, а что после него). ­ Из вышесказанного делаем вывод: чтобы написать сочинение данного жанра,  нужно хорошо знать текст всего произведения. Проверить ваше знание текста  поможет литературная викторина.  2.Литературная викторина по роману «Война и мир». 1. 2. 3. Согласно роману вы «весьма красивый молодой человек». « Гостиные,  сплетни, балы, тщеславие – вот заколдованный круг», из которого вы  хотите вырваться. Мнение о различных персонажей о вас не столь  противоречивы. В глазах одних вы «образец всех совершенств», для других «герой, достойный своего отца и своего отечества», для третьих вы  «дороже всего на свете». Вы себя узнали? (А. Болконский).  Кто этот человек, глядя на которого « вам казались ничтожны его  интересы, так мелочен казался он сам, с этим мелким тщеславием и  радостью побед, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым  небом, которое вы теперь увидели и поняли». (Наполеон).  Что вы совершенно неожиданно сказали сами себе, встретившись с  Наташей Ростовой на балу. (Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а  потом к другой даме, то она будет моей женой).  Учитель. Эпизод, который мы будем анализировать на уроке, называется «Ночь  в Отрадном».  3. Выразительное чтение данного эпизода заранее подготовленными  учениками.  4. Беседа по вопросам. – В чем особенность разбираемого эпизода? (И природа, и люди рисуются в нём  через восприятие их Андреем Балканским). – Ребята, если бы вы были художником, и вам предстояло проиллюстрировать  данный эпизод, что бы вы нарисовали? (Ответы учащихся)  ­ Пред художником – иллюстратором стояла сложная задача: кого изображать?  Если князя Андрея, не видны будут Наташа и Соня; если их, не виден будет  князь Андрей. Посмотрите, как решил эту задачу один из лучших иллюстраторов «Войны и мира» Дементий Алексеевич Шмаринов. Он изобразил Наташу, но  такой, какой представлялась эта поэтическая девушка Болконскому.  Сообщение студента о художниках – иллюстраторах романа. Л.Н. Толстому хотелось, чтобы роман «Война и мир» был иллюстрирован. По его просьбе и при его активном участии первым над иллюстрациями к роману  работал художник Башилов, причем работа шла параллельно: Толстой писал текст романа, а Башилов сразу же иллюстрировал его. В личных беседах и, что  особенно важно, в письмах к художнику Лев Николаевич давал очень ценные,  подробные советы, рассказывал о прототипах героев романа, комментировал  фотографии их. Башилов выполнил иллюстрации только к двум первым томам  «Войны и мира», но издание романа с этими иллюстрациями не состоялось.  Переписка же Толстого с художником сохранилась и хорошо помогла  художнику Дементию Алексеевичу в его работе над иллюстрациями к роману.  Первый раз Дементий Алексеевич прочел «Войну и мир» зимой 1917 – 1918 года  (в это время ему было всего 10 лет). И в течение ряда лет пытался сделать  иллюстрации к роману. Эти детские рисунки цветными карандашами хранятся до сих пор. Мечта об иллюстрировании «Войны и мира» художник никогда не покидала. Но  отсутствие уверенности в своих профессиональных возможностях, отсутствие  достаточного жизненного опыта заставляло Дементия Алексеевича откладывать  свой замысел. В годы Великой Отечественной войны любимая книга была перечитана и  перечувствована заново. По окончании войны Дементий Алексеевич счел себя  вправе взяться за эту работу. И с 1953 – 1955 год художник работает над  иллюстрациями к роману «Война и мир», за которые был награжден Ленинской  премией. ­ Иллюстрация Шмаринова «Наташа в Отрадном» дополняет эпизод «Ночь в  Отрадном». Будет хорошо, если вы об этом скажете в сочинении.  5. Анализ эпизода. У каждого из вас есть примерный план анализа эпизода. Именно он и будет  положен в основу нашего сочинения. Не забывайте делать пометки, к концу  урока у вас должен быть черновик данного сочинения.  – Какое место занимает эпизод в развитии сюжета и композиции? Как он  связан с предшествующим и последующим содержанием романа? (Это  один из главных эпизодов в романе. Если бы не было этого эпизода, не  было первого бала Наташи Ростовой, её любви к Андрею Болконскому, её  встречи с тяжело раненным, обречённым на смерть и всегда любимым  человеком. Не было бы многих сцен, без которых гениальная эпопея Л.Н.  Толстого просто немыслима).  – Какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду? 1.  Разочарование князя Андрея в мечтах о славе (том 1, часть 3, глава 19).  2. Смерть жены (том 2,часть 1, глава 9). 3. Жизнь князя Андрея в деревне, его занятия (том 2, часть 3, глава 1). (Последние два года князь Андрей находился безвыездно в деревне. Провел  преобразования в деревне, читал много самых разнообразных книг, «следил за  внешними событиями мира», занимался разбором неудачных для русской армии  кампаний, составлением проекта об изменении наших военных уставов и  постановлений, уделял время сыну).  ­ Но при всей этой занятости делами князю Андрею казалось, что жизнь его  какая­то неполная, односторонняя, скучная и надежд на изменения к лучшему  нет. ­ Вспомните поездку князя Андрея по имениям, его первую встречу с дубом.  Зачитайте самые важные слова из этого эпизода. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,­ подумал князь Андрей,­ пускай другие,  молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем,­ наша жизнь кончена!»  ­ Да, Болконский «как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же  прежнему выводу»: ничего не начинать, а доживать свое время, «не делая зла, не  тревожась и ничего не желая». С такими мрачными мыслями, в подавленном настроении приезжает Андрей  Болконский в Отрадное. Расскажите о встрече князя Андрея с толпою девушек. Зачитайте портрет  Наташи.  ( Встретив в толпе девушек Наташу (радостную, веселую, счастливую), князь  Андрей думает: «Чему она радуется?» И ему даже больно и обидно, что она,  верно, не знала и не хотела знать о его существовании).  ­ Перечислите события, которые произошли в данном эпизоде? Кто участвует в  нем и как раскрываются характеры героев? (Гостеприимный граф Ростов уговорил князя Андрея переночевать в Отрадном.  Болконскому не спалось, он отворил окно и увидел почти беззвездное небо.  Болконский невольно «подслушал» разговор Наташи и Сони. Взволнованность Наташи красотой лунной ночи перевернула душу Болконского. На другой день,  простившись только с графом, князь Андрей уехал). ­ Проанализируем данный эпизод подробнее. Какие изобразительно­ выразительные средства, с какой целью использованы в данном эпизоде?  ( В описании лунной ночи много эпитетов: луна почти полная, небо светлое,  почти беззвездное; олицетворений: лунный свет ворвался в комнату. Все это  подчеркивает красоту лунной ночи. В данном эпизоде употреблены неопределенные местоимения: какая­ растительность, какая­крыша. Это подчеркивает, что князь Андрей все видит  впервые. С этой же целью употреблены существительные, обозначающие род  растений, а не вид: ряд деревьев, а не кленов или берез, растительность, а не  трава или цветы). ­ Каков эмоциональный пафос эпизода?  ( А.Болконский ехал в Отрадное с тяжелыми, мрачными мыслями. И вдруг он  увидел, почувствовал и позавидовал бурлящей жизни в Отрадном. Девушки и  Наташа бегут, смеются, они счастливы. Наташа восторгается лунной ночью.  Таким образом, радость, восторг, счастье – это и есть эмоциональный пафос  эпизода).  ­ А как тема и проблема произведения получили здесь свое развитие?  ( Данный эпизод – это переломный момент в жизни князя Андрея. Благодаря  ночи, проведенной в Отрадном, он понял: «Нет, жизнь не кончена в 31 год…»)  ­ В чем же причина такой перемены в настроении князя Андрея?  ( Эти перемены объясняются любовью к Наташе, хотя Князь Андрей, может  быть, и не понимает этого).  ­ Какие события в жизни князя Андрея последовали за эпизодом «Ночь в  Отрадном»?  ( Вторая встреча князя Андрея с дубом (том 2, часть 3, глава 3). Первый бал Наташи Ростовой (том 2, часть 3, глава 23). Помолвка князя Андрея и Наташи (том 2, часть 3, глава 23).  Учитель. Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приемами  создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека,  портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний  монолог, авторское отношение к героям, которое «спрятано» в подтексте, но  легко угадывается читателем в каждом слове, ­ всё это и есть приёмы создания  художественных образов. А вот как проиллюстрировал данный эпизод художник А.Николаев. А сейчас мы посмотрим фрагмент фильма С. Бондарчука по роману Толстого  «Война и мир». Обратите внимание на то, какое интересное решение дал этому  эпизоду режиссёр. Чем отличается фрагмент фильма от иллюстраций данного  эпизода художниками?  6. Итог урока.  Ваши записи на уроке – это черновик сочинения. Кто выберет для сочинения  другой эпизод, используйте план анализа эпизода.

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Урок литературы. «Анализ эпизода как жанр сочинения» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2018