Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература
Взрослым
17.06.2018
Сложность жизненного пути и поиска смысла жизни (2 часа)
Цель: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.
Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок художественного восприятия произведения.
Урок по литературе.docx
Урок литературы
Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и
мир»
Сложность жизненного пути и поиска смысла жизни (2 часа)
Цель: на материале романа раскрыть психологический процесс становления
человеческой личности и её совершенствования; создать условия для
исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных
эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать
совершенствованию навыков филологического чтения и анализа
художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности;
способствовать воспитанию читательской культуры.
Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок художественного восприятия произведения.
Высшая задача таланта — своим произведением
дать людям понять смысл и цену жизни.
В. О. Ключевский
Честь – это высшая совесть, а совесть – это внутренняя честь.
А. Шопенгауэр
Как просто умереть красиво, как нелегко красиво жить.
А. Городницкий
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»
Считаете ли вы необходимым изучение романа Л. Н. Толстого в наши дни?
Какую пользу может извлечь из романа современная молодёжь?
Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности
вы обнаружили в романе Л. Н. Толстого?
Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой
показывает процесс внутренней жизни не всех героев. Чем вы можете это
объяснить? III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя. Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы
понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому
сердцу составителей литературных анкет,— «величайший роман в мире»,— я
выбрал бы “Войну и мир”». В романе «Война и мир» сошлись, пересеклись все
самые яркие, все самые значительные силовые поля русской словесности.
Главные герои романа — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова,
княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической ли
тературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в
настоящие «опоры» русского национального сознания, приобрели
символическое значение. А сама четырёхтомная книга Толстого стала
вершиной отечественной культуры «золотого века»… (обращение к
эпиграфам)
ІV. Работа над темой урока
1. Лекция учителя с элементами беседы
«Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди,
историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей,
свободных от бедности, от невежества и независимых…»,— писал Л. Н.
Толстой. Человек и его душа были предметом творческих исследований Л. Н.
Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к
высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл
свой жизненный
путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетельствуют
его дневниковые записи). Этот опыт он и отразил в судьбах своих героев.
Любимые и близкие герои Толстого — Андрей Болконский, Пьер Безухов,
Наташа Ростова, Марья Болконская — люди с богатым внутренним миром,
естественные, способные к духовному изменению, ищущие свой путь в жизни.
У каждого из них свой трудный путь духовных исканий. Можно сказать, что
он напоминает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и
разочарования.
Поэтому в романе (да и в других произведениях писателя) многое строится на
антитезе. Это один художественных принципов повествования писателя.В
романе «В.и М.» главным контрапунктов является противопоставление
«жизни настоящей» и «жизни ложной». Героев романа можно разделить на
тех, кто живёт «жизнью настоящей» и тех, кто живёт «жизнью ложной». Как
вы распределите их?
Что вкладывает писатель в это понятие – «настоящая жизнь»? Непременное условие жизни настоящей – это раскрепощенность человека, его
умение всегда и во всём оставаться самим собой. Все герои проходят
испытание на право быть «Человеком». Но выдерживают его далеко не все.
Только те из них, кто совершает ошибки и мучается этим, кто знает порывы
ввысь и губительные падения; ищущие, думающие, сомневающиеся герои –
живут настоящей жизнью. Сам автор писал: «Чтобы жить честно, надо
рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и
лишаться. А спокойствие – душевная подлость». В этих слова Л.Н. Толстой
определил нравственный кодекс жизни своих героев.
Если у Тургенева герои проходят «испытание любовью», то у Толстого –
«испытание нравственого кодекса». Для изображения «глубины» такого
испытания, автор погружает нас в «диалектику души» своих героев, т.е. в
психологию действующего лица, имея в виду развитие, основанное на
внутренних противоречиях. ( его взлёты и падения, открытия и разочарования,
столкновения мысли и чувства). Так назвал Н. Г. Чернышевский особенности
манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев.
Приёмы проникновения в «диалектику души»:
внутренний монолог героя (размышления, внутренняя речь, его думы);
диалоги (взаимопонимание – противоборство мыслей и чувст);
пейзажные зарисовки (символ взлёта или разочарования гл.героев);
сложный синтаксический строй предложения.
2. Исследовательская работа: путь духовных исканий князя Андрея, Пьера
Безухова (в группах)
Задания для групп
«Биографы князя Андрея». Выстройте логическую цепочку этапов
жизненного пути героя.
«Наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для создания и
развития образа Андрея Болконского. (T. І, ч1. гл. IVI., XXIII, XXV. Ч2
гл.III, XIII. Ч3 гл.XII. XV,XVI.
T.II ч.1. гл.VIIIX, ч.2 гл. VIIIIX, XXIV, ч.3 гл.IIIII. ,XIVXVII, XXXXIV.
T.III ч2, гл.XXIVXXV, XXXIVXXXVII ч3 гл.XXXXXXII. T.IV ч1 гл.XIV
XVI)
«Биографы Пьера Безухова». Выстройте логическую цепочку этапов
жизненного пути героя.
«Наблюдатели». Определите авторские приемы, используемые для создания и
развития образа Пьера Безухова.( T.І, ч1. гл. IVI., XXI, ч2. глIII,
T.II ч.1 гл. IVVI, ч2. Гл.IV, XXIV, ч5, Гл. XIXXXII, T.III ч2, гл.XIXXXV, XXXXXXII, ч3 гл.VIIIIX, XXVIIXXIX, XXXIII
XXXI,
T.IV ч1 гл.IXXXII, ч2 гл. XIXIII, ч3. Гл. XIIXV, ч4 Гл.XIIXX, Эпилог ч1.
Гл.XXIV)
2. Презентация результатов творческих работ представителями групп
3. Выводы как результаты работы групп
(Формулируются коллективно с помощью учителя.)
Духовная красота любимых героев Толстого — князя Андрея Болконского и
Пьера Безухова — проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах
о деятельности, полезной для всего
народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде
и добру. Пьер и А ндрей внутренне близки друг другу и чужды миру
Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору
счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и
накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга
самыми близкими людьми, хотя каждый из них идёт к добру и правде своим
путём. Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни —
отражение внутренней борьбы в душе писателя, которая не прекращалась на
протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, дол
жен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо
«спокойствие — душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами
он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и
Пьера Толстой показывает, что какими бы
разными путями ни шли лучшие представители высшего общества в поисках
смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни — в
единении с народом, в любви к народу.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного
приёма «Микрофон»
Как вы думаете, что понимает Л. Н. Толстой под «отрицательным
счастьем»? (Вспомните, как Пьер в плену понял эту мысль князя Андрея.)
Как объяснить, что рассказ о судьбах героев в эпилоге завершается словами
Николеньки Болконского: «А дядя Пьер! О, какой чудный человек! А отец?
Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»?
Что ценит Л. Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье?
Каков его нравственный идеал?
Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Л. Толстого, вы можете назвать?
2. Заключительное слово учителя
— Справедливо мнение Василия Ключевского о том, что «высшая задача
таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В
этом и состоит задача литературы, её высший смысл…» (Обращение к
эпиграфу урока.)
На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает
читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои
силы и таланты в нужное русло.
Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой чётко
разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не
удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на
достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывёт по
течению и боится свернуть в сторону, заглянуть в себя, кто предпочитает
поддаваться установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие
герои, как Андрей и Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, Марья
Болконская, являющие собой лучших людей, рождённых в благородных
русских дворянских семьях, чётко противопоставлены семейству Курагиных,
Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям
светского общества.
VI. Домашнее задание
1. Перечитать материалы лекции.
2. Выучить наизусть один из отрывков ( «Небо Аустерлица», «Старый дуб» ).
3. Индивидуальные задания:
1) подготовить развёрнутое сообщение на тему:
«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Картины войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Смысл
противопоставления образов Котузова и Наполеона.
Кутузов (т. 3, ч. 2, гл. 15–16).
Наполеон (т. 3, ч. 1, гл. 2, 6; т. 3, ч. 2, гл. 26, 27, 33).
Картины войны(т. 3, ч. 2, гл. 20–22).
2) Подготовиться к характеристике женских образов романа (Наташа, Марья
в сравнении с Элен).
Наташа:
Портрет, именины, разговор о любви ( т.1, ч1., гл. 8,16; ч.3 гл.6)
«Первый бал Наташи»: т. 2, ч. 3, гл. 15–17)
(Эпизод «Наташа у дядюшки»: т. 2, ч. 4, гл. 7) Наташа и Элен (Т. 2, ч. 4, гл. 12–13)
«Наташа в период духовного кризиса»: т. 3, ч. 1, гл. 17
передача подвод раненым? Т. 3, ч. 4, гл. 16
Наташа и раненный Андрей? (Т. 4, ч. 4, гл. 31–32)
после смерти Пети? (Т. 4, ч. 4, гл. 2)
«Семейное счастье»: эпилог, ч. 1, гл. 10–12
Марья:
( т.1, ч.1 гл. 22, 25, ч.3 гл. 35;
т.2, ч.5 гл. 24, т.3, ч.2 гл.914,
т.4 ч.1, гл. 68,1416, ч.4 гл.13, т.4. эпилог ч.1 гл.59)
Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.