Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Оценка 4.6

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература
Взрослым
17.06.2018
Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Сложность жизненного пути и поиска смысла жизни (2 часа) Цель: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры. Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману. Тип урока: комбинированный. Форма проведения: урок художественного восприятия произведения.
Урок по литературе.docx
Урок литературы Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Сложность жизненного пути и поиска смысла жизни (2 часа)  Цель: на материале романа раскрыть психологический процесс становления  человеческой личности и её совершенствования; создать условия для  исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных  эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать  совершенствованию навыков филологического чтения и анализа  художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности;  способствовать воспитанию читательской культуры. Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману. Тип урока: комбинированный. Форма проведения: урок художественного восприятия произведения. Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В. О. Ключевский Честь – это высшая совесть, а совесть – это внутренняя честь. А. Шопенгауэр Как просто умереть красиво, как нелегко красиво жить. А. Городницкий Ход урока І. Организационный этап ІІ. Актуализация опорных знаний Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон» ­ Считаете ли вы необходимым изучение романа Л. Н. Толстого в наши дни?  Какую пользу может извлечь из романа современная молодёжь? ­ Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности  вы обнаружили в романе Л. Н. Толстого? ­ Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой  показывает процесс внутренней жизни не всех героев. Чем вы можете это  объяснить? III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Слово учителя. Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы  понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому  сердцу составителей литературных анкет,— «величайший роман в мире»,— я  выбрал бы “Войну и мир”». В романе «Война и мир» сошлись, пересеклись все самые яркие, все самые значительные силовые поля русской словесности.  Главные герои романа — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической ли­ тературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в  настоящие «опоры» русского национального сознания, приобрели  символическое значение. А сама четырёхтомная книга Толстого стала  вершиной отечественной культуры «золотого века»… (обращение к  эпиграфам) ІV. Работа над темой урока 1. Лекция учителя с элементами беседы «Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди,  историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей,  свободных от бедности, от невежества и независимых…»,— писал Л. Н.  Толстой. Человек и его душа были предметом творческих исследований Л. Н.  Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл  свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетельствуют  его дневниковые записи). Этот опыт он и отразил в судьбах своих героев.  Любимые и близкие герои Толстого — Андрей Болконский, Пьер Безухов,  Наташа Ростова, Марья Болконская — люди с богатым внутренним миром,  естественные, способные к духовному изменению, ищущие свой путь в жизни.  У каждого из них свой трудный путь духовных исканий. Можно сказать, что  он напоминает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и  разочарования. Поэтому в романе (да и в других произведениях писателя) многое строится на антитезе. Это один художественных принципов повествования писателя.В  романе «В.и М.» главным контрапунктов является противопоставление  «жизни настоящей» и «жизни ложной». Героев романа можно разделить на  тех, кто живёт «жизнью настоящей» и тех, кто живёт «жизнью ложной». Как  вы распределите их?  Что вкладывает писатель в это понятие – «настоящая жизнь»? Непременное условие жизни настоящей – это раскрепощенность человека, его  умение всегда и во всём оставаться самим собой. Все герои проходят  испытание на право быть «Человеком». Но выдерживают его далеко не все.  Только те из них, кто совершает ошибки и мучается этим, кто знает порывы  ввысь и губительные падения; ищущие, думающие, сомневающиеся герои –  живут настоящей жизнью. Сам автор писал: «Чтобы жить честно, надо  рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и  лишаться. А спокойствие – душевная подлость». В этих слова Л.Н. Толстой  определил нравственный кодекс жизни своих героев. Если у Тургенева герои проходят «испытание любовью», то у Толстого –  «испытание нравственого кодекса». Для изображения «глубины» такого  испытания, автор погружает нас в «диалектику души» своих героев, т.е. в  психологию действующего лица, имея в виду развитие, основанное на  внутренних противоречиях. ( его взлёты и падения, открытия и разочарования, столкновения мысли и чувства). Так назвал Н. Г. Чернышевский особенности  манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев. Приёмы проникновения в «диалектику души»: ­ внутренний монолог героя (размышления, внутренняя речь, его думы); ­ диалоги (взаимопонимание – противоборство мыслей и чувст); ­ пейзажные зарисовки (символ взлёта или разочарования гл.героев); ­ сложный синтаксический строй предложения. 2. Исследовательская работа: путь духовных исканий князя Андрея, Пьера Безухова (в группах) Задания для групп «Биографы князя Андрея». Выстройте логическую цепочку этапов  жизненного пути героя. «Наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для создания и развития образа Андрея Болконского. (T. І, ч1. гл. I­VI., XXIII, XXV. Ч2  гл.III, XIII. Ч3 гл.XII. XV,XVI.  T.II ч.1. гл.VII­IX, ч.2 гл. VIII­IX, X­XIV, ч.3 гл.II­III. ,XIV­XVII, XX­XXIV.  T.III ч2, гл.XXIV­XXV, XXXIV­XXXVII ч3 гл.XXX­XXXII. T.IV ч1 гл.XIV­ XVI) «Биографы Пьера Безухова». Выстройте логическую цепочку этапов  жизненного пути героя. «Наблюдатели». Определите авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера Безухова.( T.І, ч1. гл. I­VI., XXI, ч2. глI­II,  T.II ч.1 гл. IV­VI, ч2. Гл.I­V, X­XIV, ч5, Гл. XIX­XXII, T.III ч2, гл.XIX­XXV, XXX­XXXII, ч3 гл.VIII­IX, XXVII­XXIX, XXXIII­ XXXI,  T.IV ч1 гл.IX­XXII, ч2 гл. XI­XIII, ч3. Гл. XII­XV, ч4 Гл.XII­XX, Эпилог ч1.  Гл.X­XIV) 2. Презентация результатов творческих работ представителями групп 3. Выводы как результаты работы групп (Формулируются коллективно с помощью учителя.) Духовная красота любимых героев Толстого — князя Андрея Болконского и  Пьера Безухова — проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде  и добру. Пьер и А ндрей внутренне близки друг другу и чужды миру  Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору  счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и  накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга  самыми близкими людьми, хотя каждый из них идёт к добру и правде своим  путём. Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни —  отражение внутренней борьбы в душе писателя, которая не прекращалась на  протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, дол­ жен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо  «спокойствие — душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами  он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие представители высшего общества в поисках  смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни — в  единении с народом, в любви к народу. V. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон» ­ Как вы думаете, что понимает Л. Н. Толстой под «отрицательным  счастьем»? (Вспомните, как Пьер в плену понял эту мысль князя Андрея.) ­ Как объяснить, что рассказ о судьбах героев в эпилоге завершается словами  Николеньки Болконского: «А дядя Пьер! О, какой чудный человек! А отец?  Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»? ­ Что ценит Л. Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал? ­ Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Л. Толстого, вы можете назвать? 2. Заключительное слово учителя — Справедливо мнение Василия Ключевского о том, что «высшая задача  таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В  этом и состоит задача литературы, её высший смысл…» (Обращение к  эпиграфу урока.) На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает  читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои  силы и таланты в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой чётко  разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не  удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на  достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывёт по  течению и боится свернуть в сторону, заглянуть в себя, кто предпочитает  поддаваться установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие  герои, как Андрей и Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, Марья  Болконская, являющие собой лучших людей, рождённых в благородных  русских дворянских семьях, чётко противопоставлены семейству Курагиных,  Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям  светского общества. VI. Домашнее задание 1. Перечитать материалы лекции. 2. Выучить наизусть один из отрывков ( «Небо Аустерлица», «Старый дуб» ). 3. Индивидуальные задания: 1) подготовить развёрнутое сообщение на тему: ­ «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». ­ Картины войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Смысл  противопоставления образов Котузова и Наполеона. Кутузов (т. 3, ч. 2, гл. 15–16). Наполеон (т. 3, ч. 1, гл. 2, 6; т. 3, ч. 2, гл. 26, 27, 33). Картины войны(т. 3, ч. 2, гл. 20–22). 2) Подготовиться к характеристике женских образов романа (Наташа, Марья  в сравнении с Элен). Наташа: Портрет, именины, разговор о любви ( т.1, ч1., гл. 8,16; ч.3 гл.6) «Первый бал Наташи»: т. 2, ч. 3, гл. 15–17) (Эпизод «Наташа у дядюшки»: т. 2, ч. 4, гл. 7) Наташа и Элен (Т. 2, ч. 4, гл. 12–13) «Наташа в период духовного кризиса»: т. 3, ч. 1, гл. 17 передача подвод раненым? Т. 3, ч. 4, гл. 16 Наташа и раненный Андрей? (Т. 4, ч. 4, гл. 31–32) после смерти Пети? (Т. 4, ч. 4, гл. 2) «Семейное счастье»: эпилог, ч. 1, гл. 10–12 Марья: ( т.1, ч.1 гл. 22, 25, ч.3 гл. 3­5; т.2, ч.5 гл. 2­4, т.3, ч.2 гл.9­14, т.4 ч.1, гл. 6­8,14­16, ч.4 гл.1­3, т.4. эпилог ч.1 гл.5­9)

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2018