• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы.
М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького
Цели урока: познакомить учеников с вехами биографии и творчества Горького;
показать особенности романтизма Горького.
Оборудование урока: портрет и фотографии А. М. Горького разных лет.
Методические приемы: реферат, лекция с элементами беседы.
Ход урока
I. Вводное слово учителя
Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому.
Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи. О Горьком
сложились определенные представления:
это основоположник литературы
социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и
публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его
детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В
людях», «Мои университеты». Однако в последние годы появилось много публикаций,
которые показывают несколько другого Горького.
II. Реферат по биографии Горького
Слушаем сообщение учителя или заранее подготовленного ученика.
Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской
газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним —
Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу
заметили, в печати появились восторженные отклики.
III. Характеристика раннего этапа творчества писателя (лекция с элементами
беседы)
Ранние рассказы Горького носят романтический характер.
— Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных
рассказов.
Романтизм — особый тип творчества, характерным признаком которого является
отображение и воспроизведение жизни вне реальноконкретных связей человека с
окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и
не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в
резком конфликте с обществом, с людьми.
В центре повествования у Горького обычно романтический герой — гордый,
сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания
большинства. О Лойке Зобаре, например («Макар Чудра»), сказано: «С таким человеком
сам лучше становишься». Действие происходит в необычной, часто экзотической
обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией с миром природы — море, горы,
прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.
Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова.
Отличительные черты романтических образов Горького — гордая непокорность
судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера.
Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него
подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических
рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о
красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят другдруга, а места на земле вон сколько...» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не
живут люди, а все примеряются».
Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными
обстоятельствами почти немыслима — так формируется важнейшая черта романтического
художественного мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя
противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала.
Противостояние романтика и окружающего его мира — коренная черта этого
литературного направления.
Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Старый цыган
Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.
— Приведите примеры, доказывающие это.
Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая
«вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь,
справа — бесконечное море».
Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая
символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то
ни было ту свободу променять.
В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха
Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через
чтото невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические
гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они
уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете
жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями,
скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные,
загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты
лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным,
соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чутьчуть
покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные
остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море
отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его
бархате, мягком, матовочерном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который
сильно устал за день».
Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую
звукопись.
Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и прекрасном —
могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда
поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало
его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и
воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая —
цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук
вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней
могучие мечты...»
IV. Беседа по романтическому этапу творчества М. Горького
— Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?
(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает
наиболее ценным: максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере
Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор
представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскомулюду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль
является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако
свобода была для нее превыше всего.
Герои легенд, рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, тоже
воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Радда
— высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже
любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я
люблю волю! Волюто, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое
противоречие между двумя началами в романтическом характере — любовью и
гордостью — мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться
оно может только смертью.
Герои легенд старухи Изергаль — Данко и Ларра — тоже воплощают собой
единственную черту: Ларра — крайний индивидуализм, Данко — крайнюю степень
самопожертвования во имя любви к людям.)
— Какова мотивировка характеров героев?
(Данко, Радда, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально. Ларра
— сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Характер Ларры мотивирован его
происхождением. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.)
— Как связано легендарное прошлое и настоящее в рассказах Горького?
(Действие легенд происходит в глубокой древности — это как будто время,
предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть
следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца
Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль, образы Радды и Лойко Зобара,
соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)
— Каков смысл противопоставления Данко и Ларры?
(Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не
встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота,
ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын
«орла и женщины» был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но «сломался
нож — точно в камень ударили им». Страшна и закономерна постигшая его кара —
быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего». В образе
Ларры воплощена античеловеческая сущность.
Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», «как
волки», окружившие его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Одно
желание владело им — вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед
темным лесом, откуда «смотрело на идущих чтото страшное, темное и холодное».
Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, и
душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом «гордое сердце», и
один «осторожный человек заметил это и, боясь чегото, наступил на гордое сердце
ногой». Подумаем, чего испугался человек». Отметим символические параллели: свет
и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.
Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму
Ларры и выражает идеал самого писателя.)
Домашнее задание
Читать и анализировать романтические рассказы М. Горького.