Урок литературы на тему: " М. Горький. Очерк жизни и творчества"

  • Контроль знаний
  • Лекции
  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Иконка файла материала Урок литературы вводный29.doc
Урок литературы.  М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького Цели урока:  познакомить учеников с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Оборудование урока: портрет и фотографии А. М. Горького разных лет.  Методические приемы: реферат, лекция с элементами беседы. Ход урока I. Вводное слово учителя Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились   определенные   представления:   это   основоположник   литературы социалистического   реализма,   «буревестник   революции»,   литературный   критик   и публицист,   инициатор   создания   и   первый   председатель   Союза   писателей   СССР.   О   его детских   и   юношеских   годах   мы   знаем   из   автобиографических   повестей   «Детство»,   «В людях»,  «Мои  университеты».  Однако  в последние  годы  появилось  много публикаций, которые показывают несколько другого Горького. II. Реферат по биографии Горького Слушаем сообщение учителя или заранее подготовленного ученика. Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним — Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. III. Характеристика раннего этапа творчества писателя (лекция с элементами беседы) Ранние рассказы Горького носят романтический характер. —  Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов. Романтизм — особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение   и   воспроизведение   жизни   вне   реально­конкретных   связей   человека   с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми. В   центре   повествования   у   Горького   обычно   романтический   герой   —   гордый, сильный,   свободолюбивый,   одинокий   человек,   разрушитель   сонного   прозябания большинства. О Лойке Зобаре, например («Макар Чудра»), сказано: «С таким человеком сам   лучше   становишься».   Действие   происходит   в   необычной,   часто   экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией с миром природы — море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена. Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова. Отличительные черты романтических образов Горького — гордая непокорность судьбе   и   дерзкое   свободолюбие,   цельность   натуры   и   героичность   характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного   счастья   и   которая   ему   нередко   дороже   самой   жизни.   В   романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят другдруга, а места на земле вон сколько...» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются». Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима — так формируется важнейшая черта романтического художественного   мира:  принцип   романтического   двоемирия.   Идеальный   мир   героя противостоит   реальному,   противоречивому   и   далекому   от   романтического   идеала. Противостояние   романтика   и   окружающего   его   мира   —   коренная   черта   этого литературного направления. Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже. — Приведите примеры, доказывающие это. Героя   окружают   «холодные   волны   ветра»,   «мгла   осенней   ночи»,   которая «вздрагивала   и,   пугливо   отодвигаясь,   открывала   на   миг   слева   —   безграничную   степь, справа — бесконечное море». Обратим   внимание   на   одушевленность   пейзажа,   на   его   широту,   которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было ту свободу променять. В   романтическом   пейзаже   предстает   и   главная   героиня   рассказа   «Старуха Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что­то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее». В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены  громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные   разным   хламом».   И   темной   ночью:   «по   небу   двигались   толстые   пласты лохматых   туч,   море   было   покойно,   черно   и   густо,   как   масло.   Оно   дышало   влажным, соленым   ароматом   и   ласково   звучало,   плескаясь   о   борта   судов,   о   берег,   чуть­чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово­черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день». Обратим   внимание   на   развернутую   метафоричность   стиля   Горького,   на   яркую звукопись. Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и прекрасном — могут   реализовать   себя   герои   Горького.   О   Челкаше   сказано:   «На   море   в   нем   всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты...» IV. Беседа по романтическому этапу творчества М. Горького — Каковы основные черты характеров романтических героев Горького? (Макар   Чудра   несет   в   характере   единственное   начало,   которое   полагает наиболее ценным: максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскомулюду,   заядлый   пьяница   и   ловкий,   смелый   вор».   Отличительной   чертой   Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего. Герои   легенд,   рассказанных   Макаром   Чудрой   и   старухой   Изергиль,   тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Радда — высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю   волю!   Волю­то,   Лойко,   я   люблю   больше,   чем   тебя».   Неразрешимое противоречие   между   двумя   началами   в   романтическом   характере   —   любовью   и гордостью — мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью. Герои легенд старухи Изергаль — Данко и Ларра — тоже воплощают собой единственную   черту:   Ларра   —   крайний   индивидуализм,   Данко   —   крайнюю   степень самопожертвования во имя любви к людям.) — Какова мотивировка характеров героев? (Данко, Радда, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально. Ларра —   сын   орла,   воплощающего   идеал   силы   и   воли.   Характер   Ларры   мотивирован   его происхождением. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.) — Как связано легендарное прошлое и настоящее в рассказах Горького? (Действие легенд происходит в глубокой древности — это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко,   тень   Ларры,   которую   видит   Изергиль,   образы   Радды   и   Лойко   Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.) — Каков смысл противопоставления Данко и Ларры? (Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын «орла и женщины» был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но «сломался нож — точно в камень ударили им». Страшна и закономерна постигшая его кара — быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего». В образе Ларры воплощена античеловеческая сущность. Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», «как волки»,   окружившие   его,   «чтобы   легче   им   было   схватить   и   убить   Данко».   Одно желание владело им — вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, откуда «смотрело на идущих что­то страшное, темное и холодное». Сердце   Данко   загорелось   и   сгорело,   чтобы   рассеять   тьму   не   только   лесную,   и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом «гордое сердце», и один «осторожный человек заметил это и, боясь чего­то, наступил на гордое сердце ногой». Подумаем, чего испугался человек». Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть. Самоотверженное   служение   людям   противопоставлено   индивидуализму Ларры и выражает идеал самого писателя.) Домашнее задание Читать и анализировать романтические рассказы М. Горького.