Конспект урока литературного чтения
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: познакомить с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ», развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Проявление интереса к уроку чтения;
осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе).
Метапредметные умения.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в группе.
Соотносить выполненное задание с образцом.
Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.
Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.
Познавательные УУД:
Извлекать информацию, представленную в различных формах.
Анализировать поступки героев;
Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.
Делать выводы в результате совместной работы класса, группы и учителя.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.
Формулировать ответы на вопросы.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Уметь воспринимать на слух художественное произведение.
Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.
Работать в группе, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные умения:
Формировать интерес к чтению как к средству получения информации;
Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;
Развивать умение работать с текстом.
Оборудование: презентация для интерактивной доски; карточки с текстами, ребусами, тестами, деформированным планом; выставка книг, толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
- Мне очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
- Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там? Сегодня, я, предлагаю отправиться на прогулку в лес. Слайд 2
(Включить музыку (звуки леса). Немного прослушать пение птиц)
- Какой чистый воздух, свежий… Выключить музыку.
- Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…).
- Молодцы, ребята. Я надеюсь, что мы не будем нарушать эти правила. И будем друзьями природы!
- Давайте ещё подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.
II. Дыхательная гимнастика. Речевая разминка.
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.
- Ребята, а кто это трещит в лесу? (сорока) (Слайд 3)
- Сорока предлагает и вам «потрещать». Прочитаем скороговорку.
У ёжика и ёлки иголки колки.
- Прочитайте глазками;
- Почувствуем ритм скороговорки. Положили руки на парту ладонями вниз.
Переворачиваем ладошки поочерёдно, проговаривая каждое слово.
- А теперь прочитайте шепотом.
- Ещё раз прочитайте медленно.
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Прочитайте с сердитой интонацией (еще: весело, с удивлением, сожалением).
- Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания.
1. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» от имени уточки.
Эксперты: 3 человека. (оцениваем последовательность и четкость изложения материала, грамотную речь рассказчика, умение заинтересовать слушателей)
2. Тест по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята». (5 человек получают тест (тест проверяет эксперт)
1.Как звали в рассказе дикую уточку?
А)Кря-кря;
Б)Нарт-нарт;
В)Чирок-свистунок.
2.Куда вела утка своих утят?
А)Из болота на речку;
Б)Из леса в озеро;
В)Из деревни в город.
3.Где утка вывела своих утят?
А)На кочке, в болотистом лесу;
Б)В камышах, на берегу озера;
В)На дереве, в теплом гнездышке.
4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?
А)Утка-мама боялась лисы;
Б)На озере не было еды;
В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.
5.Что делали утка с утятами около кузницы?
А)Щипали траву;
Б)Купались в песке;
В)Переходили дорогу.
6.Кто увидел утят около кузницы?
А)Заяц Кирюха;
Б)Ребята;
В)Дедушка Мазай.
7.Что сделали ребята с утятами?
А)Стали ловить;
Б)Покормили хлебом;
В)Погнали на озеро.
8.Кто помог освободить утят?
А)Собака Мухтар;
Б)Автор рассказа М.Пришвин;
В)Утка-мама.
- Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)
- Все звери и птицы – это наши «братья меньшие». Мы их должны защищать и по мере возможности помогать им. Ребята ради забавы совершили некрасивый поступок. Надеюсь, они поняли свою ошибку. Этим рассказом М.Пришвин хочет предостеречь нас от таких вот необдуманных поступков. Мы должны быть настоящими друзьями природы. А что это значит? Кто как это понимает?
-Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.
Слайд 4
- Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин.
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
- Сегодня мы продолжим разговор о природе.
IV. Постановка темы и целей урока
1. Вызов:
Слайд 5
- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто герой нового произведения.
Сердитый
недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
- Почему я именно эту загадку вам предложила?
(Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.)
2. Сообщения учеников
1) Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев. Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.
2) Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты. У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.
3. Постановка темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним относился.
- Его фамилию вы узнаете, если разгадаете ребус,
который на этом слайде. Слайд 6
4.Выставка книг Е. И. Чарушина Слайд 7
- Какие рассказы Чарушина вы уже читали? Поделитесь своими впечатлениями о них.
- Составьте из букв слова и вы узнаете, как называется произведение, которое мы будем читать.
Слайд 8 трсаншйы арссазк
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения.
ТЕМА. Е.ЧАРУШИН «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ»
V. Основная часть
1. Узнаём биографию.
Метод «Инсерт» (чтение с пометками)
(Учащиеся получают раздаточный материал – статья о Е. И. Чарушине):
Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно». С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.
2. Словарная работа Слайд 9
- В тексте вы встретите незнакомые слова. Прочитаем их с экрана.
- Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)
Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.
Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.
- Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)
3. Физминутка
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
Прибежали, прибежали,
Ёжики, ёжики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
«Девочки! Мальчики!»
4. Первичное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.
V. Работа с текстом.
1. Обсуждение после прочтения.
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Где произошёл случай, описанный в рассказе? (На даче – у самого леса, в маленьком домике)
- С чего всё началось? (Родители ушли в гости, а дети остались одни)
- Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков. Зачитайте.
- Можно ли назвать детей смелыми? Почему? (Нет)
- А что думает о них автор? (Автору понравились ребята)
- Почему испугались мальчики? (Услышали топот)
- Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.
- Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги)
- Кто испугал ребят? (Ёжик)
- Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто не услышал)
- Предположите, сколько мальчикам было лет? Из каких строк мы это видим?
- Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.
- Подберите и зачитайте в тексте строки к иллюстрации.
- Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали искать кто же напугал ребят)
- Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)
- Почему ёж свернулся шариком?
- Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы?
- Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?
- Можно ли назвать мальчиков смелыми?
- Можем ли мы ребят осуждать их за трусость?
- Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)
- А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
- Чему учит нас этот рассказ? ( Уважать и беречь животных. Нельзя диких животных брать к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)
- Что вы читали? (Рассказ)
- Что вам больше всего понравилось в рассказе?
- Какой совет даёт автор?
- Какая главная мысль рассказа?
2. Работа с пословицами. Работа в группах.
Задание для каждой группы одинаковое.
- Чья группа быстрее соберёт пословицы?
Пуганая ворона и куста боится.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.
Трусливому зайцу и пень волк.
Трус своей тени боится.
У страха глаза велики.
- Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу?
Проверка на интерактивной доске
VI.Работа над составлением плана.
1. Самостоятельная работа
У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа. Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.
Слайд 10
План:
1)Мальчики остались одни.
2)Странные звуки.
3)Испуганные дети.
4)Родители вернулись.
5)Неожиданная находка.
6)Ёжик остался на даче.
2. Взаимопроверка (в парах)
3. Составление коллективного синквейна «Ёжик»
Ёжик
Круглый, колючий.
Пыхтит, шуршит, топает.
Ёжик охотится по ночам.
Хищник.
- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.
VII. Рефлексия
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие задания показались интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
- Чему учит нас этот рассказ?
- У кого в жизни была похожая ситуация?
- Послушайте, с какими словами обращается к вам Евгений Иванович Чарушин:
«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром). Давайте из листов цветной бумаги, которые лежат у вас на партах, вырежем маленькие сердечки. На доске изображение ёжика. Кому понравился урок подарите своё сердечко ему, прикрепите с помощью магнитиков. Со всем сердцем, любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным!
- Посмотрите, что у вас получилось? Как можно назвать эту эмблему нашего урока?
VIII. Домашнее задание.
1. Подготовьте чтение по ролям.
+Одно из заданий по желанию:
-Пересказ самого интересного момента в рассказе.
-Картинный план в виде книжки-раскладушки.
IX. Самооценка
-А теперь оцените свою работу на уроке, используя лист самооценки.
Лесенка
Верхняя ступень: много узнал,всё понятно на уроке, интересно, легко справлялся с заданиями
Вторая ступень: узнал новое, испытывал затруднения, есть над чем поработать
Нижняя ступень: ничего не понял, не интересно, не справлялся с заданиями
- На уроке ответы одноклассников оценивали эксперты. Теперь они прокомментируют свои оценки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.