Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".
Оценка 4.7

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
6 кл
05.02.2017
Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".
Цель урока: активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны. Задачи урока: • Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны; • Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия; • Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.
Урок литературы по теме.docx
Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны". Цель урока: активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли  искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные  произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны. Задачи урока:  Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой  Отечественной войны;   Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение  обобщать изучаемые факты и понятия; Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма. Оборудование урока: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации. Методические приёмы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов. Война ж совсем не фейерверк, А просто – трудная работа, Когда – черна от пота – вверх Скользит по пахоте пехота. М. Кульчицкий Наша память – это душевный и жизненный  опыт, оплаченный дорогой ценой.                                                                                                                                Ю.Бондарев (из книги «Мгновения») ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Основная часть Вступительное слово учителя: Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы.  Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и  автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.  Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь, это  после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе,  разделённый на четырёх оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка,  которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки.  Война – это письма, которых ждут и боятся получать, это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть  к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные  книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие жёнами. (Ю.Бондарев. Из книги «Мгновения»). Ученики  читают стихотворение. Мирное небо над крепостью Бреста, В тесной квартире счастливые лица. Вальс… Политрук приглашает невесту, Новенький кубик блестит на петлице. А за окном красота новолунья, Шепчутся с Бугом плакучие ивы. Год сорок первый, начало июня… Все ещё живы, все ещё живы, Все ещё живы, все, все, все. Смотрит на Невском с афиши Утёсов, В кинотеатрах идет «Волга­Волга». Снова Кронштадт провожает матросов, Будет учебным поход их недолго. А за кормой белой ночи раздумье, Кружатся чайки над Финским заливом. Год сорок первый, начало июня… Все ещё живы, все ещё живы, Все ещё живы, все, все, все. Мимо фасада Большого театра Мчатся, трезвоня, на отдых трамваи. В классах десятых экзамены завтра, Вечный огонь у Кремля не пылает. Все впереди, все пока накануне, Двадцать рассветов осталось счастливых. Год сорок первый, начало июня… Все ещё живы, все ещё живы, Все ещё живы, все, все, все. Вальс довоенный напомнил о многом, Вальс воскресил дорогие нам лица, С кем нас свела фронтовая дорога… С кем навсегда нам пришлось разлучиться. Годы прошли, и опять тихий вечер, Смотрят с портретов друзья молчаливо… В памяти нашей сегодня и вечно Все они живы, все они живы, Все они живы! Все! Все! Все! Учитель. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев заявил:  «Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться  с оружием в руках, многие будут сражаться пером». 941  поэт и писатель ушли на фронт и  417  не вернулись назад.  Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета  – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою  судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесёт война, в  их стихах – мотив жертвенности.  Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом,  – «Священная война» на стихи Василия Лебедева­Кумача. Прослушивание отрывка из песни. – Почему эта песня стала легендарной? (Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные,  исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и  «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны). – Почему поэзия оказалась необходима людям –  и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в  тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания,  страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой). Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные  условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу,  надежду, горе. Поэзия  прославляла дела ратные, звала на бой с врагом Ученик. В стихотворении Владислава Занадворова, поэта, погибшего под Сталинградом в 1942 г., –  неприкрашенная война: Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок; Это – юность моя, что в окопах истлела; Это – грязных, разбитых дорог колеи; Бесприютные звёзды окопных ночёвок; Это – кровью омытые письма мои, Что написаны криво на ложе винтовок; Это – в жизни короткой последний рассвет Над разрытой землёй. И лишь как завершенье – Под разрывы снарядов, под вспышки гранат – Беззаветная гибель на поле сраженья. Ученик. Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Семён Гудзенко… В 1941 году они были чуть  старше нас, и не все из них вернулись с войны. Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском.  Он был снят с воинского учёта по состоянию здоровья, но в начале войны поступил на курсы военных  переводчиков. Павел Коган писал в 1942 г.: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая  обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю, верю в наши  силы… Я знаю, что мы победим!» Он писал: Я патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать! Ученик. При выполнении боевого задания в 1942 г. погиб 20­летний Всеволод Багрицкий. В его кармане  была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу. В боях под Сталинградом в январе 1943 г. погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк: Война совсем не фейерверк: А просто – трудная работа, Когда – черна от пота – вверх Скользит по пахоте пехота. Ученик. Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 г., поднимая  бойцов в атаку. Он умер так, как предрёк в своём стихотворении: Если я на поле ратном, Испустив предсмертный стон, Упаду в огне закатном, Вражьей пулею сражён,  Если ворон, словно в песне, Надо мною круг замкнёт, – Я хочу, чтоб мой ровесник Через труп шагнул вперёд. Ученик. Добровольцем ушёл на фронт и молодой поэт Семён Гудзенко. В записных книжках солдата  Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы  в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях». Ученик. Из воспоминаний писателя Ильи Эренбурга: «Утром в дверь моей комнаты постучали. Я увидел  высокого грустноглазого юношу в гимнастёрке. Я сказал ему: «Садитесь». Он сел и тотчас встал: «Я вам  почитаю стихи» Я приготовился к очередному испытанию – кто тогда не сочинял стихов о войне! Молодой  человек читал мне громко, а я слушал и повторял: «Ещё… ещё». Потом мне говорили: «Вы открыли поэта».  Нет, в то утро Семён Гудзенко открыл многое из того, что я смутно чувствовал. А ему было всего 20 лет, он  не знал, куда деть длинные руки, и сконфуженно улыбался». Учитель.  Одним из первых стихотворений, прочитанных Эренбургу, стало стихотворение «Когда на смерть  идут – поют». Ученик читает стихотворение. Когда на смерть идут – поют, А перед этим можно плакать,– Ведь самый страшный час в бою – Час ожидания атаки. Снег минами изрыт вокруг. И почернел от пыли минной. Разрыв – И умирает друг И значит, смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черёд, За мной одним идёт пехота. Будь проклят Сорок первый год, Ты, вмёрзшая в снега пехота! Мне кажется, что я магнит, Что я притягиваю мины. Разрыв – И лейтенант хрипит. И смерть опять проходит мимо. Но мы уже не в силах ждать, И нас ведет через траншеи Окоченевшая вражда, Штыком дырявящая шеи. Бой был коротким. А потом Глушили водку ледяную, И выковыривал ножом Из­под ногтей я кровь чужую. Прослушивание песни. Ученик. Незадолго до победы Семён Гудзенко писал: «Недавно попал под сильную бомбёжку у переправы  через Мораву…. Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 г. очень не хочется». В 1946 г. появятся его  следующие строки: «Мы не от старости умрём – от старых ран умрём». Всё произошло с ним именно так в  феврале 1953 г. Учитель. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли  фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы  воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». К. Симонов сразу же  отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная  звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. Всё, что он опубликовал  в годы войны, позже вошло в его книги: «От Черного до Баренцева моря», «Югославская тетрадь», «Письма  из Чехословакии». В военные годы Константин Симонов пишет пьесы «Жди меня», «Русские люди», «Так и  будет», повесть «Дни и ночи». Выходят два его сборника стихов «С тобой и без тебя» и «Война». О войне он  знал не с чьих­то рассказов – он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех  людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. В послевоенные  годы появляется его трилогия «Живые и мёртвые»,  которая повествует о героических событиях войны.  Перед смертью в 1979 г. К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться  с теми, кто погиб в первые годы войны, и прах его был развеян на поле неподалёку от Бобруйска. Ученик читает стихотворение «Жди меня». – В чём сила этого стихотворения? (Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение  создаётся настойчивым повторением слов «жди меня», «жди» Стихотворение – гимн любви, настоящей любви и преданности). Учитель. По признанию участников войны, одно из самых первых поэтических произведений, затронувших их души, – стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», написанное в 1941 г. Ученик читает стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». – Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто? (Стихотворение передаёт  боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождём». «Усталые женщины», «деревни, деревни, деревни с погостами» – родные, оставляемые в беде, родные, которые  молятся «за в бога не верящих внуков своих». И хотя стихотворение об отступлении,  вера в то, что это не  навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю). Учитель. Образ России в её единстве – в лирических стихотворениях, в песнях на стихи Михаила  Исаковского: «Катюша», написанная ещё в 30­е годы и по­новому зазвучавшая в годы войны, «До свиданья,  города и хаты», «Ох, туманы мои, растуманы», «В лесу прифронтовом», «Огонёк». Поэт передал всеобщее  чувство – желание сберечь родную землю, своё гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем  и близкое каждому. (Прослушивание песен) Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным  было стремление сохранить и охранить Родину. Учитель. У Ольги Берггольц был свой счёт к советской власти, принесшей ей много горя: «проработки»,  «исключения», тюрьму. В 1937 г. пропал во время репрессий её первый муж – талантливый поэт Борис  Корнилов. После 1937 г. о нём можно было лишь шептаться. Сама О. Берггольц была арестована по ложному  доносу, и только в 1939 г. реабилитирована. Две её дочери умерли ещё до её ареста, а третий ребёнок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его убила тюрьма. Её второй муж, Николай Молчанов, умер от  голода, и сама она умирала от дистрофии. И именно в  голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной  зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник». Ученик читает отрывок из стихотворения: Был день как день. Ко мне пришла подруга, Не плача, рассказала, что вчера Единственного схоронила друга, И мы молчали с нею до утра. Какие я могла найти слова, Я тоже ленинградская вдова. – Как чувства выражены в этих строках? (О. Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не  выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном,  становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе) Ученик читает стихотворение: Но тот, кто не жил с нами, – не поверит, Что в сотни раз почётней и трудней В блокаде, в окруженье палачей Не превратиться в оборотня, в зверя… Я никогда героем не была. Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, а жила. В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время человек остается человеком,  гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными  жизнями. Анализ стихотворения Д.Самойлова «Сороковые, роковые…» Учитель. В стихотворении Д.Самойлова «Сороковые, роковые…» отражён первый, самый тяжёлый период  Великой Отечественной войны. Начальные две строки – эпичные,  дают общую картину (войска, фронт,  смерть, дорога): Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.  И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку… – Как следует понимать выражение «сороковые, роковые»? Почему отсутствует существительное  «годы»? (Поэт использует далёкие по происхождению,  но близкие по смыслу слова. Они воспринимаются  как единство, передают трагедию целой эпохи. При этом каждое слово многозначно,  что сообщает строке  глубину и художественную выразительность). – Какие поэтические средства использует автор для описания происходящего? (Эпитеты «военные и  фронтовые», «похоронные», «эшелонные», слышимый читателем перестук вагонных колёс, горькая картина  разрухи воссоздают «сороковые, роковые», страшные, жестокие, незабываемые…) Учитель. Особого разъяснения требует второй стих второй строфы, не поддающийся однозначному  прочтению. Три безличных предложения передают мироощущение человека на войне («Просторно. Холодно.  Высоко»). Каждое воспринимается неоднозначно. В сочетании эти слова вызывают впечатление чего­то  значительного, важного, напряжённого, ощущение народной трагедии). Со строкой «И погорельцы,  погорельцы…», кочующие к востоку, связывается огромная тема: народ, его судьба, Родина. Ученик. С третьей строфы возникает воспоминание поэта о себе самом – тогдашнем. От эпичных строк  Самойлов переходит к лирическим. В трёх четверостишиях воссоздан автопортрет лирического героя –  солдата на той войне: А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, веселый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И все на свете понимаю. – Каким он предстает перед нами? Как создается его образ? (Поэт использует детали портрета, оценочные  эпитеты, точно передает приметы военной поры, чувствуется доброе и чуть ироническое отношение к самому  себе, тогда ещё юному, наивному, душевно щедрому, желающему походить на бывалого: «И все на свете  понимаю»). Ученик. Шестая строфа несет обобщенный характер: в ней переплетаются судьбы Отчизны и героя: Как это было! Как совпало –  Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Ученик. В завершающей строфе воедино сливаются лирическая и эпическая картины: лирический герой  ощущает себя частицей России, своего поколения: Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! – Чем отличаются эпитеты в начальной и заключительной строфах? (В заключительной строфе они  выразительные,  метафорические. Употребленные в переносном значении,  они дают не логическую,  а  эмоционально­образную характеристику военных лет). – Почему поэт избирает кольцевую композицию, прибегая при этом к ритмическим параллелизмам? (Это  объясняется тем, что по мере развертывания размышлений лирического героя о войне они приобретают всё  более многозначный философский смысл). – Каков основной приём, на котором автор строит стихотворение? (Через всё произведение проходит  антитеза, позволяющая широко использовать антонимы: смерть, реальный ужас войны, смерть и юношеское  жизнелюбие, молодое счастье; «Война, беда, мечта и юность!»;  высокое, трагическое и бытовое, будничное). Делаем вывод: «Сороковые, роковые…» – стихотворение­воспоминание. Поэт ведет с читателем  задушевный разговор о пережитом и передаёт боль от того, что молодые годы его поколения, годы мечты,  любви, надежды пришлись на период жестокой войны; одновременно мы чувствуем радостное,  оптимистическое настроение поэта, который гордится поколением юных защитников Родины, сумевших  выстоять и победить). III. Итог Учитель. Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.  Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны: «Бой идёт святой и правый,  Смертный бой не ради славы,  Ради жизни на земле» (А.Твардовский). IV. Домашнее задание – выучить наизусть одно из стихотворений; – прочитать статью учебника о прозе военных лет; перечитать повесть В.Некрасова «В окопах  Сталинграда».

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".

Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017