Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Оценка 4.7

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
русская литература
11 кл
29.04.2018
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Урок-беседа по современной литературе.doc
Цели урока:   дать представление учащимся о кавказской национальной проблеме, нашедшей своё отражение на страницах рассказа Владимира Маканина «Кавказский пленный», сопоставив с произведениями поэтов и писателей XIX века и с повестью А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»;  познакомить учащихся с Владимиром Маканиным и художественным своеобразием его прозы, пробуждая интерес к автору и произведению;  продолжить формирование умений работать с текстом, самостоятельно трудиться,   искать решение проблемы;    расширять понятийно­терминологический и лексический запас;  воспитывать  уважительное  отношение к людям других национальностей,  чувство патриотизма и активную жизненную позицию.  Никак мы из войны не выйдем, всё воюем, воюем, воюем… В. Маканин Оборудование: иллюстрации к произведениям, портреты писателей, кадры из фильма. Сообщение темы и цели урока Ход урока Вступительное   слово   учителя   об   актуальности   в   современном   мире   проблемы межнациональных отношений, проблемы войны и мира на Кавказе. Объявление целей урока. (Слайд 2). Обращение к эпиграфу урока. (Слайд 3). План урока. (Слайд 4). Учитель.  Давайте   вспомним   историю   развития   национальных   отношений   на Кавказе, начиная с X X века. Ι (Заранее  подготовленный  ученик   даёт  краткий  исторический   комментарий   к развитию национальных отношений на Кавказе в X X веке). Ι Ι Учитель.  Многие писатели X X века обращались к событиям на Кавказе. Именно они создали так называемый кавказский миф. Это относится, прежде всего, к Пушкину и Лермонтову. В поэмах «Кавказский пленник» они по­своему рассказали о Кавказе, и через полвека в печати появилась повесть Толстого с одноимённым названием. Как же известные русские писатели относились к кавказской проблеме? Сообщения   учащихся  (реализация   домашнего   задания)   по   вопросу   «Создание кавказского мифа в поэмах «Кавказский пленник» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, а также в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Учитель.  Пушкин   и  Лермонтов  уверены  были,   что Кавказ   должен  стать  частью российской   империи.   Рассказывая   о   событиях   на   Кавказе,   писатели   подчёркивали,   что Кавказ   –   это   «горы,   набеги,   топот   копыт   и   гортанная   речь,   а   противник   –   объект восхищения, он поёт дикие песни и точит свой кинжал».  Л.Н.Толстой   хотел   вырваться   за   рамки   сложившихся   в   литературе   традиций изображения кавказской проблемы. В его рассказе прослеживаются реалистические черты. Но и это не смогло развеять миф, созданный Пушкиным и Лермонтовым. Однако жизнь  заставила  посмотреть  людей  на  этот  миф   иными   глазами.   Вспомним  повесть   А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор нас переносит на тот же Кавказ в XX век. Назовите эпизоды, связанные с национальной проблемой. Весть об отправлении  детей  на Кавказ, таинственный  вагон, таинственная  земля почему­то без людей и кульминационный момент – смерть Сашки от рук чеченцев. (Просмотр кадров из кинофильма «Ночевала тучка золотая»). Учитель.  Приставкина  упрекали  в некой искусственности  появления  чеченского мальчика Алхузура. Однако дружба Алхузура и Кольки позволили автору решить главную гуманистическую   и   интернациональную   задачу   этой   повести.   Прошло   50   лет   с   того страшного года. И мы вновь на Кавказе. Но теперь вместе с героями рассказа Владимира Маканина   «Кавказский   пленный».   Что   вы   знаете   о   Маканине   и   читали   ли   его произведения? (Слайд 5). Учитель дополняет ответы рассказом о Маканине. Ему 68 лет. Пришёл в литературу довольно   поздно,   в   80­е   годы.   По   образованию   математик.   В.   Маканин   –   лауреат Букеровской премии 1993 года. Каковы ваши впечатления от прочтения повести? (Учащиеся   обмениваются   своими   впечатлениями,   дают   собственную   оценку прочитанного).  Анализ ключевых эпизодов текста  Смерть Бояркова.   Операция по разоружению.   Пленение чеченца и его смерть.   Сон Рубахина.  Беседа на понимание и осмысление прочитанного 1) Каковы особенности изображения В. Маканиным войны? Учитель обращает внимание учащихся на композицию рассказа. Повторяется понятие «хронотоп»   произведения.   Хронотоп   –   пространственно­временная   организация произведения. Хронотоп рассказа необычный. Время как бы исчерпывает своё назначение и заменяется   временем,   которое   повторяется,   и   в   нём   проявляются   черты   настоящего. Маленькие   временные   отрезки   становятся   более   длинными,   даже   утолщаются. Пространство   в   рассказе   разбивается   на   небольшие   части,   и   некоторые   его   моменты повторяются (это уже было отмечено на уроке). То есть, кажется, что герои ходят по кругу, и это будет продолжаться вечно. Такой хронотоп рассказа способствует решению главной задачи автора – развенчанию кавказского мифа. Учитель.  Давайте обратимся к названию этого произведения. Почему В. Маканин не продолжил традицию классиков и заменил слово «пленник» на слово «пленный»?  Ученик реализует одно из домашних индивидуальных заданий. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, различаются ли эти слова по своему лексическому значению. Согласно словарю Ожегова, эти слова имеют одно и то же лексическое значение. «Пленный – человек, находящийся в плену. Взять много пленных (сущ.). Пленник (устар.). То же, что пленный». Однако, слово «пленник» может иметь переносное значение (в плену чувств), а слово пленный не имеет такого значения. И чаще всего оно встречается в лексике военных. И если пленники Пушкина, Лермонтова, Толстого,   в   конце   концов,   становятся   свободными,   то   пленные   остаются   таковыми навсегда.   И   это   тоже   служит   достижением   главной   цели   автора   –   опровержению кавказского мифа, который был ещё с прошлого века закреплён в сознании читателей. Итоговая беседа (Слайд 6). 1) Обратили ли вы внимание на то, что этот рассказ был написан за два месяца до известных событий в Чечне? Можно ли назвать В. Маканина писателем­пророком? 2)   С   какой   целью   автор   употребил   в   рассказе   известное   изречение   Достоевского «Красота спасёт мир»? 3) Война  калечит  не  только  физически,   но и  морально.  Видит  ли   автор выход   для молодых солдат Рубахина и Вовки­стрелка? Возможно ли их возрождение? 4) Разоблачил ли В. Маканин кавказский миф в своём рассказе? Учитель. То, что происходило и до сих пор происходит на Кавказе, не может никого из нас   оставить   равнодушным,   потому   что   так   или   иначе   оно   касается   нас   всех.   И   хотя официально война на Кавказе прекращена, но по сей день там гибнут наши солдаты и мирные жители. Терроризм имеет тоже кавказские истоки. В.Маканин за два месяца до начала первой чеченской войны опубликовал рассказ «Кавказский пленный». Сознательно изменив традиционное название «пленник» на «пленный», он подчеркнул, что мы можем оказаться в вечном плену Кавказа. К сожалению, каждый из нас находится в этом плену, и в любой момент мы можем стать его жертвами. Классическая фраза «красота спасёт мир» здесь не срабатывает. Увы, она не способна бороться с миром жестокости и зла. Убиты души   Рубахина,   Вовки­стрелка,   убит   красивый   юноша­чеченец.   Кольцевая   композиция рассказа подчёркивает бессмысленность жизни людей. Какой выход предлагает писатель? Чёткого ответа на этот вопрос он не даёт. Я думаю, что всё­таки автор нас подводит к мысли, что только добро может победить вражду, злость, ненависть. Учитель. Из  Юктали,  как и из других городов и сёл России,  парней  призывают на срочную   военную   службу.   Иногда   ребята   попадают   в   так   называемые   горячие   точки.   Мы   гордимся,   что   в   нашем   поселке   есть   свои   герои   –   участники   Афганской   и Чеченской локальных войн – Зелинский Александр, Макагон Олег, Нарулин Ринат, Бельш Константин, Солодов Александр, Сурнин Виталий, Чукаев Евгений, Чуркин Константин, Васильев Евгений. Очень часто случается, что русские ребята не возвращаются домой. Не вернулся из Чечни   и   наш   односельчанин,   выпускник   Юкталинской   школы,   Телицын   Роман Анатольевич. (Слайды 7­9). (Заранее подготовленный ученик рассказывает о судьбе Телицына Р.А.). Ученик   читает   стихотворение   Телицыной   В.И.   «Непроходящая   боль», посвящённое сыну, погибшему в Чечне. Домашнее задание (Слайд 10). Написать рецензию на рассказ В.Маканина «Кавказский пленный». МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА» ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «ЮКТАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ На областной заочный конкурс  педагогов и методистов на лучшую  методическую разработку  по военно­патриотической теме Номинация «Методическая разработка учебного занятия» УРОК-БЕСЕДА ПО СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ КАВКАЗСКОГО МИФА В РАССКАЗЕ В.С.МАКАНИНА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННЫЙ» Набока Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Юкталинская СОШ»

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"

Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018