Презентация к уроку-беседе по современной литературе.ppt
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Беседа по современной
Беседа по современной
литературе
литературе
«РАЗОБЛАЧЕНИЕ
«РАЗОБЛАЧЕНИЕ
КАВКАЗСКОГО МИФА В
КАВКАЗСКОГО МИФА В
РАССКАЗЕ В.МАКАНИНА
РАССКАЗЕ В.МАКАНИНА
«КАВКАЗСКИЙ
«КАВКАЗСКИЙ
ПЛЕННЫЙ»
ПЛЕННЫЙ»
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Цели урока:
Цели урока:
• Дать представление
национальной
проблеме, нашедшей свое отражение на страницах
рассказа Владимира Маканина «Кавказский пленный»,
сопоставив с произведениями поэтов и писателей XΙX
века.
кавказской
о
• Познакомить
и
художественным своеобразием его прозы, пробуждая
интерес к автору и произведению.
В.Маканина
личностью
с
• Продолжить формирование
с
текстом, самостоятельно трудиться, искать решение
проблемы.
работать
умений
• Расширять
понятийнотерминологический
лексический запас.
и
• Воспитывать уважительное отношение к людям других
национальностей, чувство патриотизма и активную
жизненную позицию.
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Никак мы из войны не
Никак мы из войны не
выйдем, все воюем,
выйдем, все воюем,
воюем, воюем…
воюем, воюем…
В.Маканин
В.Маканин
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
План урока
План урока
1. История развития национальных отношений на Кавказе,
1. История развития национальных отношений на Кавказе,
начиная с XXΙΙXX века.
века.
начиная с
2. Сообщения учащихся
2. Сообщения учащихся
а) «Создание кавказского мифа в поэмах «Кавказский пленник»
а) «Создание кавказского мифа в поэмах «Кавказский пленник»
А.С.Пушкина (Зайнетдинова Алия) и М.Ю.Лермонтова (Горбунова
А.С.Пушкина (Зайнетдинова Алия) и М.Ю.Лермонтова (Горбунова
Анна);
Анна);
б) «Создание кавказского мифа в творчестве Л.Н.Толстого (Орлов
б) «Создание кавказского мифа в творчестве Л.Н.Толстого (Орлов
Евгений)
Евгений)
3. Биография В.С.Маканина. ( Дубинина Виктория).
3. Биография В.С.Маканина. ( Дубинина Виктория).
4. Анализ ключевых эпизодов рассказа «Кавказский пленный»:
4. Анализ ключевых эпизодов рассказа «Кавказский пленный»:
смерть Бояркова, операция по разоружению, пленение чеченца и
смерть Бояркова, операция по разоружению, пленение чеченца и
его смерть, сон Рубахина.
его смерть, сон Рубахина.
5. 5. Беседа на понимание и осмысление прочитанного.
Беседа на понимание и осмысление прочитанного.
6. Итоговая беседа.
6. Итоговая беседа.
7. Домашнее задание
7. Домашнее задание
8. Региональный компонент (Подвиг Романа Телицына).
8. Региональный компонент (Подвиг Романа Телицына).
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Владимир Семёнович
Владимир Семёнович
Маканин
Маканин
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Итоговая беседа
Итоговая беседа
1) Обратили ли вы внимание на то, что этот рассказ
был написан за два месяца до известных событий в
Чечне? Можно ли назвать В. Маканина писателем
пророком?
2) С какой целью автор употребил в рассказе
известное изречение Ф.М.Достоевского «Красота
спасет мир»?
3) Война калечит не только физически, но и морально.
Видит ли автор выход для молодых солдат Рубахина
и Вовкистрелка? Возможно ли их возрождение?
4) Разоблачил ли В. Маканин кавказский миф в своем
рассказе?
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Телицын Роман Анатольевич
Телицын Роман Анатольевич
– выпускник МОУ
«Юкталинская СОШ»
1996 года,
воингерой, солдат,
погибший в Чечне,
посмертно
награжденный
Орденом Мужества.
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Третьего сентября 2001 года соседка принесла Вере Ивановне
Телицыной очередной конверт с обратным адресом войсковой части.
Взяв письмо дрожащими от волнения руками, она почувствовала
неладное конверт был очень тонок. А когда, наконец, вскрыла ею, то
у нее подкосились ноги. На официальном бланке Министерства
обороны Российской Федерации было написано следующее:
«Уважаемая Вера Ивановна. С прискорбием сообщаю, что ваш сын,
гвардии сержант Телицын Роман Анатольевич героически погиб во
проведении
время
выполнения
контртеррористической
Чеченской
республики. Он до конца выполнял свой священный долг перед
родиной Российской Федерацией. Мы глубоко скорбим о вашей
тяжелой утрате. От имени всего личного состава и от себя лично
выражаю вам наши глубокие соболезнования.
боевого
операции
здания
на
при
территории
Светлая память о вашем сыне навсегда сохранится в сердцах его
боевых товарищей.
Вр.И.О. командира в/ч 23132 гв. подполковник С. Зайцев».
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Телицын Роман Анатольевич
погиб 14 августа 2001 года в
ходе боевой операции в
ущелье Шали Чеченской
республики.
Мать Романа Телицына Вера
Ивановна светлой памяти
погибшего сына посвятила
стихотворение
«Непроходящая боль».
Именем Телицына Романа
Анатольевича в МОУ
«Юкталинская СОШ» названа
дружина Детской пионерской
организации «Юный бамовец».
НЕПРОХОДЯЩАЯ БОЛЬ
Мать сына ждет, уснуть не
может,
Нет весточки уж столько дней.
Тоска седая сердце гложет,
И вихрем носится над ней.
Всему предел, и ждать не в силе,
Мы не из тех, не тех кровей.
И едут матери России
Искать погибших сыновей.
Романа, Юру и Алешу,
Что пали в проклятой войне.
Россия, милая, послушай,
Кто следующий, скажи ты мне.
Все чаще с наших уст не сходят
Шали, Чечня и Карабах,
А наши мальчики приходят
Со службы в цинковых гробах.
Хороним их под мирным небом,
А пали гдето на войне.
Скажите вы, мужи и деды
Кому все нужно? Но не мне.
Ведь матерям, что их взрастили,
Не погибать, а жить и жить
И стоит ли такой России
Нам сыновей своих дарить?
Урок литературы в 11 классе "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В.Маканина "Кавказский пленный"
Домашнее задание:
Домашнее задание:
Написать рецензию на рассказ
В. Маканина «Кавказский пленный».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.