Урок литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"
Оценка 4.7

Урок литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Оценка 4.7
Библиография +1
doc
русская литература
8 кл
04.03.2018
Урок  литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"
это первый урок в 8-м классе в системе уроков по творчеству Н.Гоголя. на данном уроке ученики знакомятся с биографией писателя, его творчеством, подробно говорим о связи с народным творчеством, о том, какую роль в жизни Гоголя играл театр. также знакомимся с историей пьесы "Ревизор". данный урок сопровождается просмотром видеоматериалов.данный документ представляет собой конспект урока
урок.doc
«Н.В. Гоголь – великий сатирик.  Комедия «Ревизор».   История ее создания» Цели урока: ∙ Ознакомление с историей создания комедии. ­  Объяснение природы гоголевского смеха, привитие интереса к произведениям писателя. ∙ Повторение известных сведений о жизни и творчестве Гоголя Задачи: ∙ Научить   ориентироваться   в   этапах   творческого   и   жизненного   пути,  познакомить   с особенностями   литературного   произведения,   предназначенного   для   театра.   ∙ Дать   основные теоретические понятия   ∙ Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, развивать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал ∙ Воспитывать   любовь  к   творчеству   писателя,   культуре   народа,   содействовать   воспитанию нравственных качеств учащихся, приобщение к  искусству, театру. Оформление, оборудование ∙ Компьютер, проектор, отрывок из фильма по произведению Гоголя, иллюстрации к пьесе. Тип урока вводный  Вид урока  смешанный (сочетание различных видов урока – урок­лекция, киноурок и др.) Технология    ИКТ Методы   исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения.   Предварительное домашнее задание:  индивидуальные сообщения.     информационные, частично­поисковые, иллюстративно­объяснительные,  Ход урока: 1.    Слово учителя ­ Здравствуйте, дети!  ­ Хорошо. ­ Ребята, на уроках литературы мы знакомимся с жизнью и творчеством разных писателей и поэтов.  ­   Вот и сегодня   мы   познакомимся   с творчеством   еще одного писателя. Какого именно,   я надеюсь, вы сами мне скажите. И вы сами попробуете определить тему нашего урока. В этом  поможет нам сегодня "Бюро литературных находок". ­ Посмотрите внимательно на доску. Перед вами несколько портретов поэтов и писателей.  слайд 1      М.В. Ломоносов А.С. Пушкин Н.В. Гоголь М.Ю.Лермонтов ­ Подумайте, кого можно считать писателем­сатириком и почему? (Я думаю, что Н.В.Гоголь, т.к. М.В.Ломоносов писал оды, А.С.Пушкин — стихи, повести,  А.П.Платонов — рассказы). ­ Верно. И темой нашего сегодняшнего урока  является  «Н.В. Гоголь – великий сатирик.  Комедия «Ревизор».   История ее создания»  слайд 2     Запишите тему в тетради ∙ задачи урока      слайд 3  Познакомиться  с историей создания комедии  Повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя  Познакомиться с теоретическими понятиями 2.          Слово учителя о жизни и творчестве писателя слайд.               Н.В.Гоголь – один из значимых фигур в литературе первой половины 19 века. Гоголь – одинокая   звезда   в   русской   словесности,   неповторимая   писательская   индивидуальность.   О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что­то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.   ­   А   сейчас   мы   послушаем   сообщение   о   жизни   и   творчестве   Н.В.Гоголя.   Это   было индивидуальное задание.   (сообщение 1 ученика)    слайд 4      Николай Васильевия Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка, в обстановке безбедного быта и родительского баловства. слайд 5 Отец Гоголя ­ Василий Афанасьевич Гоголь­Яновский, служил при Малороссийском почтамте. Мать  Мария Ивановна (1791—1868) Косяровская занималась воспитанием детей. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы Н.В.Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). слайд 6      В 1818-1819 писатель обучался в Полтавском уездном училище, а в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него. В мае 1821 Николай Гоголь поступил в гимназию высших наук в Нежине. Там учился играть на скрипке, занимался живописью, участвовал в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие". слайд 7      Окончив гимназию в июне 1828 года, в декабре Гоголь отправляется в Петербург с надеждой  начать профессиональную деятельность. В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в  департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С  апреля 1830 до марта 1831 года Н.В.Гоголь служит в департаменте уделов помощником  столоначальника, под началом известного поэта­идиллика В. И. Панаева. Пребывание в  канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование, но стало богатым материалом для  будущих произведений. Слайд 8     20 мая 1831 года состоялось знакомство Гоголя с Пушкиным. Летом 1831 г. они часто  встречались в Царском Селе, где Пушкин              жил на даче. Сообщение 2 ученика Слайд 98      Глубокий интерес к народной жизни, народному искусству и языку, зародившийся у Гоголя еще в детстве, не ослабевал и в дальнейшем. В родной Васильевке Гоголь слушал и записывал народные песни. Он внимательно изучал фольклорные сборники; в письмах к матери просил сообщать ему народные поверья и предания. Слайд 10      Образы народной поэзии наряду с реальными впечатлениями жизни украинского села легли в основу повестей, составивших книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этот период печатаются "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832гг.), объединившие рассказы из украинской жизни, повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. Они вызвали всеобщее восхищение. Заручившись поддержкой А.С. Пушкина и В.А.Жуковского Николай Гоголь в 1834 году получил место адъюнкт-профессора в Санкт-Петербургском университете, но вскоре разочаровался в научной и педагогической деятельности и с 1835 года стал заниматься исключительно литературой. Изучение трудов по истории Украины стало основой замысла "Тараса Бульбы". Слайд 11 ­12 Выходят сборники повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., Слайд 13 Почти одновременно с «Миргородом» был напечатан сборник «Арабески». В него вошли статьи Гоголя по вопросам истории, искусства, литературы и петербургские повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» Слайд 14 Работая над повестями, Гоголь Н.В. пробовал свои силы и в драматургии. Написал комедию «Ревизор». Слайд 15 Несколько раз писатель был за границей. Находясь в Риме, писатель начинает работу над 1-м томом "Мертвых душ". Работа была издана в России в 1842 году. 2-й том "Мертвых душ" был наполнен Гоголем религиозным и мистическим смыслом. Проживая в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. 11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. Утром 21 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь скончался в своей квартире на Никитском бульваре. Слайд 16 Писатель был погребен в Донском монастыре. После революции останки Н.В.Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.   ­ Какие из перечисленных произведений вам уже знакомы?  (Тарас Бульба, Заколдованное  место)   3. Сообщение об истории создания комедии.     Слайд 17    Н.В.Гоголь всегда интересовался театром. И очень высоко ценил этот вид искусства. Он не закончил комедию «Владимир 3­ей степени» из­за того, что его «перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что на пропустит». Но Николай Васильевич не отказался писать для сцены, решив обойти бдительность цензоров. Он писал: «Мне ничего не остается, как выдумать   сюжет   самый   невинный,   которым   даже   квартальный   не   мог   бы   обидеться...»   ­   и, обращаясь   в   октябре   1835   года   к   Александру   Сергеевичу   Пушкину,   просил:   «Сделайте   же милость, дайте какой­нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта!»           В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь, написал свою комедию “Ревизор”. История была типичной для того времени. Известно, что в Бесарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский   анекдот   оказался   столь   характерным   для   русской   жизни,   делало   его   особенно привлекательным для Гоголя. Слайд 18 Видеофильм  Слайд 19       Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц:   и   власть   имущих,   и   подвластных.   Анекдот   рассказанный   Пушкиным,   легко   поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”.   Слайд 20        Ревизор” был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были еще   переделки.  Первая   постановка   пьесы   была   19   апреля   1836   года   в   Петербургском Александрийском театре. На ней присутствовал сам император Николай  I.   25 мая 1836 ­ в Московском Малом театре. Обе постановки вызвали резкие разногласия у публики Николая  I, недовольство автора. (Запись в тетрадь) Слайд 20  А теперь предлагаю вам посмотреть обзорный урок по комедии «Ревизор»   4. Учитель. Парад героев  Слайд 22 Пришло время познакомиться с действующими лицами комедии. Внимание: «парад» героев. На слайдах  мы  видим героев комедии  «Ревизор», а об их  характерах и костюмах  прочитаем в учебнике. Открываем  учебник с. 266  Попробуем прочитать так, чтобы мы  можно было ясно представить характер героя.  Ученик (читает в учебнике): слайд   «Городничий ­ Антон Антонович Сквозник­Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по­своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько   даже   резонер;   говорит   ни   громко  ни   тихо,   ни  много   ни  мало.   Его   каждое   слово значительно.   Черты   лица   его  грубы   и   жестки,   как  у   всякого,   начавшего   тяжелую   службу   с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».   ученица (читает): слайд «Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная  вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень  любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только,  что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и  состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в  продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник­Дмухановского  (Городничего)   Ученик (читает): слайд «Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат  и, как говорят, без царя в голове, ­ один из тех людей, которых в канцеляриях называют  пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить  постоянного внимания на какой­нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его  совершенно неожиданно. Одет по моде».   Ученик (читает):  слайд «Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно,  смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина.  Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит  много говорить и молча плут. Костюм его ­серый или синий поношенный сюртук».   Ученик (читает):  слайд «Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно  похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но  Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»   Ученик (читает): слайд «Ляпкин­Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько  вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице  всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом ­ как  старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».   Ученик (читает):  слайд «Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий  человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив». Ученица (читает) слайд «Почтместер, простодушный до наивности человек».   Учитель: Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор». Задание: 1.      Перелистайте пьесу «Ревизор», определите сколько актов (действий) в ней и из скольких  явлений  состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений) 2.        Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25 конкретных дейст. лиц разного ранга  и положения, множество гостей, купцов) ­ Как вы думаете, кого Гоголь назвал честным и благородным лицом в этой комедии? ­ Предположения можно строить разные, но я думаю, вы ответите мне на этот вопрос после  прочтения комедии. А сейчас запишите этот вопрос в тетрадь. Ответ запишем позже. А может  кто­то сможет дать ответ уже на следующем уроке, использовав для этого дополнительный  материал. 6. Итог. ­ Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую цель ставил перед собой Н. В.Гоголь  при создании комедии «Ревизор»? ­   Гоголь  решился   собрать   в   одну   кучу   все   дурное   в   России,   какое   он     тогда   знал,   все несправедливости, и за один раз посмеяться над всем. ­ Как восприняли это произведение зрители и император?  Постановка комедии вызвало недовольство в высших слоях общества. ­   Итак,   ребята,   наш   урок   заканчивается,   я   хотела   бы   узнать,   что   для   вас   было   сегодня интересным. Что вы уже знали? А что нового узнали? 7. Объявление домашнего задания. Слайд 23 1. С.260­265 читать, пересказ 2.   Литературоведческие термины, прочитать 1 действие

Урок литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Урок  литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Урок литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Урок  литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Урок литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Урок  литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Урок литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Урок  литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Урок литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"

Урок  литературы в 8-м классе "Н.В.Гоголь - великий сатирик.Комедия "Ревизор". История создания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018