Урок в 10 классе ".И.С.Тургенев .Обзор произведений"
Оценка 4.6

Урок в 10 классе ".И.С.Тургенев .Обзор произведений"

Оценка 4.6
Библиография +1
docx
русская литература
7 кл—10 кл
02.09.2024
Урок в 10  классе ".И.С.Тургенев  .Обзор  произведений"
Изучение биографии И.С.Тургенева.
И.С.Тургенев. Обзор произведений..docx

Тема урока:  Жизнь и творчество  И.С. Тургенева. Обзор  отдельных произведений писателя.      10 класс.     

Цель урока: ввести обучающихся в атмосферу жизни и творчества писателя, раскрыть «сердечный смысл» тургеневских произведений, в частности романов; учить выбирать и записывать главную информацию из урока; развивать связную монологическую речь, мышление, память; воспитывать самостоятельность в поиске информации, интерес и уважительное отношение к русской литературе, к творчеству Тургенева; вызвать желание читать произведения писателя ( слайд 2).

Оборудование: презентация,  инвентарь для инсценировки.

Эпиграфы(слайд 4):

                                                                         Главное в нём – это его правдивость.
                                                                                                         Л.Н.Толстой

Вместились в нем:

                                                                                                   Россия с красным снегом

                                                                                                   И Франция с Полиной Виардо.

                                                      В. Черепков

                                Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проблемная ситуация.

Слово учителя.

 - Плодотворная орловская земля оказалась благодатной для целой плеяды замечательных художников слова, которых мы с полным правом называем писателями – орловцами. А Орёл в историю русской литературы вошёл как город  этого очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы.

Задание: прочитайте текст,  подумайте, о ком пойдёт речь на уроке, вставив подходящие по смыслу слова. Прочитайте полученный текст.

Орловщина…    Для каждого русского это место в первую очередь связано с именем  …… , писателя, внесшего значительный вклад в развитие литературы второй половины ……века.  Здесь он…… . В этом чудесном крае прошли его …. и …., началась юность. Здесь он  с ….. за плечами бродил по лесам и перелескам, всходил на холмы и нагорья. С детства писатель впитал в себя и простор русских далей, и ослепительную белизну берёз, и строгую задумчивость дубовых лесов, и солнечный блеск, плавность равнинных рек (слайд 1).

3. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.

- Да, сегодня мы продолжим разговор, начатый в 5 классе, о личности и творчестве И.С. Тургенева.

4. Работа с портретом.

- Всмотритесь в этот портрет. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, рождающий глубокие мысли, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрённое морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым). Всё это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелёгкой внутренней борьбе писателя (слайд 3).

5. Оформление тетрадей.  Запись в тетрадь эпиграфа № 1

                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                            Главное в нём – это его правдивость.
                                                                                              Л.Н.Толстой

- Какую особенность  творчества И.С.Тургенева  отражает эпиграф?
(реалистичность произведений)

6. Слово учителя.
- Все  произведения И.С.Тургенева  явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и

нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

Полный веры в русский народ, И.С.Тургенев в своём творчестве показал его одарённость, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».

Ученик (чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык»( слайд 5).

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя, как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Учитель:

Над  Спасским вечер по-сентябрьски тусклый,

Старинный парк до ниточки знаком.

Творил в усадьбе этой мастер русский,

Могучим овладевший языком.

- Кто же такой И.С.Тургенев?  Ваши одноклассники расскажут вам об этом человеке, а вы при прослушивании  запишите основные этапы жизни и творчества И.С.Тургенева.

7.  Реконструкция возможных событий.

За стол садится ученик, исполняющий роль Тургенева. Второй ученик обращается к Тургеневу:

- На 10 часов назначена Ваша встреча с корреспондентами.

Тургенев:

- Если они пришли, зовите.

2-ой ученик кричит, приглашая корреспондентов: «Входите ,господа».
(Тургенев и корреспонденты приветствуют друг друга легким поклоном, а потом все усаживаются за стол).

1.      Корреспондент:

- Иван Сергеевич, какие воспоминания остались у Вас о детских, юношеских годах, о родителях, о доме, где вы воспитывались?

Тургенев:
- Я родился 28 октября 1818 года в г. Орле,  но  Орлу не суждено было стать городом моего детства. Первые детские радости, первые сказки, загадки, пословицы и поговорки – всё это было в имении моей матери – селе Спасское – Лутовиново ( слайд 6).  Село Спасское – Лутовиново находилось в нескольких верстах от Мценска, было настоящим барским имением с роскошным садом, прудами, с так называемыми «службами», с многочисленной дворней, состоящей из 200 или 300 душ (слайд 6).

Умной, достаточно  образованной, но своевольной, властолюбивой женщиной была моя мать, Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова).  Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом. Глаза её были хороши: большие, тёмные и блестящие. Она прожила сиротливую несчастную молодость, но став наследницей громадного состояния, дала волю своему деспотизму.

Своего мужа, моего отца,  Сергея Николаевича Тургенева, она побаивалась. Он был упрям и мужествен, красив и женолюб ( слайд 7).

Меня она очень  любила – и очень мучила. За каждую мелочь, за каждый пустяк меня секли.  Наказывали  и крепостных . Да, я родился и врос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне.

Обучался я в доме моих родителей. Закону Божию, языкам: российскому, латинскому, немецкому, французскому, английскому, арифметике, алгебре и геометрии, физике, истории и географии. Я рано пристрастился к чтению. Из русских писателей любил Пушкина, читал в подлиннике Шекспира,  Байрона, Шиллера, Гёте.

2. Корреспондент:

- Кто оказал влияние на Ваше мировоззрение, с кем Вы были дружны? Где учились? Кто был Вашими друзьями?

- В 1827 г. родители, чтобы дать нам,  детям, образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен  дом. Я учился сначала в пансионе Вейденгаммера;  затем меня  отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе.

В 1833 г. 15-летним юношей (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил я  на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и я перешел в Петербургский университет. В Петербургском университете любимым профессором был Петр Алексеевич Плетнев-ученый и поэт, близкий друг Пушкина. 
Пушкин  был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему.
Однажды профессор Плетнев пригласил меня к себе на вечер.
И первый, кого я  встретил в передней, был Пушкин. Встреча эта оказалась мгновенной - как молния сверкнул Пушкин - Плетнев не успел даже нас познакомить.
Пушкина я  увидал еще однажды - за несколько дней до дуэли, на утреннем концерте, в зале Энгельгардта. Пушкин стоял у двери, скрестив руки, хмурый и мрачный. Я кружил, как влюбленный, рассматривая и так, и этак… В  моём сердце  Пушкин остался навсегда.

 В 1836 г. окончил  курс со степенью действительного студента.  Мечтая о научной деятельности, я уже в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, усердно взялся за занятия. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, дома вынужден был "зубрить" элементарную грамматику этих языков.

Сильное впечатление произвел на меня весь  строй западноевропейской жизни. Я стал убеждённейшим "западником". В Берлинском университете я сошелся со Станкевичем, Грановским, Бакуниным, которые были также слушателями университета

8. Сообщения обучающихся.  

1) Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник». Издание рассказов из «Записок охотника».
В 1841 году Тургенев приехал из Европы. Он вернулся на родину нарядным и блестящим юношей. Любил пофрантить, поболтать, пустить пыль в глаза…
Летом Тургенев жил в Спасском, зимой в Москве с матерью. Часто появлялся в московских салонах, там, где можно было встретить Гоголя, Аксакова, Чаадаева. Думал сдать магистерский экзамен, получить кафедру философии. Ничего из этого не вышло.

К этому моменту   Тургенева  уже все более и более начинает привлекать деятельность литературная. В Берлине писал стихи, продолжал писать и в России.  В 1843г. он начинает печататься. В это время  он написал поэму «Параша», первую вещь, обратившую на него внимание.

С 1847 года Н. А. Некрасов вместе с И. И. Панаевым, при руководящем участии В. Г. Белинского начал издавать журнал «Современник». К постоянному сотрудничеству в нем были привлечены Гончаров, Герцен, Достоевский, позже Л. Толстой.
В первой же книжке журнала был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» (из «Записок охотника»). За ним последовали рассказы «Ермолой и мельничиха», «Однодворец Овсяников», «Бурмистр», «Контора»… Всего за три года был опубликован 21 рассказ. А в 1852 году было осуществлено отдельное издание «Записок охотника», которое сразу поставило Тургенева в первые ряды русских писателей. К «Запискам охотника» примыкает по содержанию и форме написанный позже и опубликованный отдельно рассказ «Муму».
В своих рассказах Тургенев правдиво и выразительно показал звериный облик крепостника-помещика, раскрыл душу народа, нарисовал прекрасные картины русской природы.
Резко антикрепостнический характер «Записок охотника» пришелся не по вкусу царским чиновникам. Многие страницы были не пропущены или искажены цензурой.
Все передовые силы России встретили книгу Тургенева восторженно. «Записками охотника» Тургенев завоевал широкое признание, подлинную славу и у себя на родине, и за границей.
В январе 1847 года, когда вышел том «Современника» с первым рассказом из «Записок охотника», Тургенев уехал за границу. За три года, проведенные им  в Германии и Франции, были написаны почти все рассказы из «Записок охотника» и несколько драматических произведений: «Нахлебник», «Холостяк», «Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне» и др.
Все эти пьесы назывались комедиями. Но это не были пустые развлекательные фарсы. В своих драматических произведениях писатель обличал крепостнические нравы, показывал борьбу старого и нового в русском обществе.
Большинство пьес Тургенева было запрещено цензурой и попало на сцену много лет спустя.
2) Полина Виардо. 

В 1878 г. русский писатель И. C. Тургенев  написал стихотворение в прозе:  

« Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего. 
      Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы. 
      Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою. 
      Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение. 
      И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

(слайд 8)

Это стихотворение в прозе  было посвящено любимой женщине – Полине Виардо.

Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать ее тоже пела, как и сестра Мария.
Полина с детства знала театр, слушала оперы, росла среди артистов.
Она рано начала выступать. Впервые - в Брюсселе в 1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже. Ее пригласили в Итальянскую оперу. В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы Луи Виардо – вряд ли по любви, скорее для жизненного укрепления. Виардо был на 20 лет старше ее, человек смирный, просвещенный, малозаметный – муж знаменитости…
Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза – пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль. В разговоре жива, блестяща, смела. Характер имела властный.
Россия находилась далеко, но слава ее шла на восток. Виардо приехала в Петербург. Здесь она открыла гастроли «Севильским цирюльником» и успех имела потрясающий.
Среди зрителей оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый,  красивый, элегантный, будущий владелец пяти тысяч «рабов» - Иван Тургенев. В литературе к тому времени за ним числилось несколько стихотворений  да поэма «Параша». В жизни – два – три неопределенных романа и кое  – какие влюбленности (слайд 9).
Тургеневу только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Он стал посещать их. Началось время, для него и сладостное, и нелегкое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил. Трудность его положения заключалась в неравенстве сил.
Он влюблен – она «позволяет себя любить». Для нее он один из многих, ею восхищавшихся.
Так или иначе, Тургенев сблизился с Виардо. Она его выделила  из «молодых людей». Когда весной уехала, он уже писал ей.
Зиму 44-45 г. г. Виардо вновь пела в Петербурге, вновь виделась и «дружила» с Тургеневым. Летом он ухитрился уехать за границу, разумеется, в Париж - и, разумеется, из – за нее.
Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было  много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Еще нравилось – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нем, не страдала.
А Тургенев ездил за ней по всей Европе.

3) Возвращение в Россию. Арест и ссылка. И.С.Тургенев – романист.

Задание: запишите  романы И.С. Тургенева  в хронологическом порядке.
Смерть матери приносит Тургеневу  свободу, независимость и богатство. Он получает Спасское. Раздел с Николаем прошёл легко. Дворовых он отпустил, крестьян перевёл на оброк.
В феврале 1852 года скончался Гоголь. Потрясённый смертью великого писателя, Иван Сергеевич в «Московских ведомостях» опубликовал некролог, который ранее запретила петербургская цензура. Вскоре писатель был арестован и после месячного пребывания в заключении выслан в родовое Спасское, под надзор местного начальства. Полтора года провёл опальный писатель в деревне.
В конце 1853 года,  было получено разрешение покинуть деревню.
А в 1855 году выходит первое крупное произведение Тургенева – роман «Рудин». Герой романа - Дмитрий Рудин имеет много общего с Онегиным, Пушкина, Печориным и Лермонтова. Писатель показал дворянского героя новой эпохи. Он наделён незаурядным умом и даром красноречия, бескорыстен до самоотверженности, полон благородных порывов, стремления приносить пользу обществу, народу. Но для претворения в реальные дела этих порывов, этих стремлений у него нет ни ясности цели, ни силы воли. Когда искренняя смелая девушка Наталья Ласунская, которая любит его и которую любит он, готова порвать с матерью, не дающей согласия на её брак с Рудиным, и следовать за ним, она слышит от него совет «покориться». Рудин малодушен, в нём преобладает идеализм, не знающий единства слова и дела. Но, в отличие от Онегина и Печорина, он всё же пытается действовать, хоть безуспешно, стремится к преобразованиям.
Не случайно, дорабатывая позже свой роман, Тургенев завершил его сценой героической гибели Рудина на парижской баррикаде 1848 года. Показывая на примере Рудина несостоятельность дворянства, писатель в тоже время понимает и ту роль, которую играли в русской общественной жизни такие люди, как его герой.
Три года (1856 – 1858) продолжалась работа Тургенева над вторым его романом «Дворянское гнездо». Герой романа Лаврецкий не похож на Рудина. На этом умном, сильном человеке лежит «печать народности», ему свойственны нравственная чистота, искренний патриотизм, доброта и честность во всём. Героиня Лиза Калитина – скромная непосредственная  русская девушка, обладающая пытливым умом и сильным характером. Но на их пути к счастью непреодолимой преградой стоят мёртвые, закоснелые моральные устои дворянского общества. Оба они – жертвы этих устоев. В конце романа, оглядываясь на прожитую жизнь, Лаврецкий видит её пустоту и бесполезность. Но он не поддаётся отчаянию, мысли его обращены к будущим поколениям: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить…»
В конце 1850 – х  годов в России возникает революционная ситуация. Резко обостряется борьба вокруг вопроса об освобождении крестьян. Тургенев не был сторонником революционных преобразований, но своим творчеством объективно служил делу народного освобождения.
Едва закончив «Дворянское гнездо», он начинает работу над романом «Накануне». Писатель отразил в этом романе нарастание освободительного движения в стране, выход на политическую арену новых демократических сил. Герой романа Дмитрий – революционер – разночинец, бесстрашный борец за свободу своей родины. Смелая самоотверженная русская девушка Елена Стахова полюбила его и идёт за ним, не страшась никаких опасностей ; после гибели любимого человека она не падает духом и сама становится в ряды революционеров.
Инсаров, Елена – это новые герои, каких не знала до того русская литература.
В 1860 – 1861 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети», где он первый  создал правдивый образ русского демократа – разночинца Базарова, одного из тех новых людей, которые пришли в жизнь, чтобы её переделать. Демократ Базаров – представитель «детей» противопоставлен в романе представителям «отцов» - братьям Кирсановым, в образах которых отражены типичные черты обречённого дворянско-помещичьего класса.
Роман «Отцы и дети» был с огромным интересом встречен широкими кругами читателей и вызвал ожесточенную полемику.
Сам же Тургенев в это время жил во Франции. К концу 50 – х годов у Полины Виардо стал пропадать голос. Оставаться в Париже, видевшем её триумфы, она не хотела. Выбрала Баден. И Тургеневу пришлось тоже выбирать между Парижем и Баденом. Но что – то вновь между ними произошло –  это их сблизило.
В это же время писатель получил через посольство предписание явиться в Петербург: его обвиняли в отношениях с врагами правительства – Герценом,

Огарёвым. Он должен был дать объяснения. В противном случае грозили конфискацией имущества. В январе в 1864 года Тургенев едет в Петербург, но в марте возвращается в Баден.
В 70-ые годы вошел в парижскую литературную жизнь и оставил в ней глубокий след. Он читал бесчисленные рукописи молодых писателей,  искал работу, устраивал больных в лечебницу, давал деньги на школу, возился с литературными утренниками в пользу нуждающихся, учредил первую в Париже русскую библиотеку. Но это был уже полубольной, грустный человек. Бывало, встанет Тургенев ночью, обойдёт в тишине сад и, вернувшись, запишет что – то в дневнике. Одна из записей : «Самое интересное в жизни – смерть».
В начале 79-го года умер в России старший брат Тургенева Николай.
В феврале 79-го года писатель приехал в Москву по делу о наследстве, а в марте посетил Петербург. В его честь устраивают литературный обед, литературный вечер. Его чуть не выносят на руках после литературных чтений восхищённые слушатели.
Шум Москвы и Петербурга достиг Запада. Оксфордский университет поднёс Тургеневу диплом доктора гражданского права. «Ох, как плохо идёт ученая шапка к моей великорусской роже !» - писал он.

- Назовите романы в хронологическом порядке:

(1855 «Рудин», 1858 «Дворянское гнездо, 1860 «Накануне», 1862 «Отцы и дети», 1867 «Дым», 1877  «Новь») (слайд 10).

4) Последние годы
В 80-е годы И.С.Тургенев создавал произведения оригинального жанра, которые он назвал “старческие”. Это небольшие стихотворения в прозе, написанные на разные темы: политические, философские, психологические. Одно из таких стихотворений “Русский язык”, звучало вначале урока, другое  в середине урока.

В 1879 году Тургенев делает последнюю попытку обзавестись семьей. Молодая актриса Мария Савинова готова стать его спутницей жизни. Девушку не пугает даже огромная разница в возрасте — в тот момент Тургеневу было уже за 60.

В 1882 г. Савинова и Тургенев отправляются в Париж. К сожалению, эта поездка определила конец их отношений. В доме Тургенева каждая мелочь

напоминала о Виардо, Мария постоянно чувствовала себя лишней и мучилась ревностью. В том же году Тургенев тяжело заболел.

Когда в апреле 82-го появились «невралгические» боли, не обратил на них внимания. Боли и боли. Доктор не велел выходить из комнаты дней десять. Ни Тургенев, ни доктор не подозревали всего ужаса положения. Начинался рак спинного мозга.
В мае 83-го пишет: «Болезнь не только не ослабевает, она усиливается – страдания постоянные, невыносимые – несмотря на великолепнейшую погоду – надежды никакой – жажда смерти всё растёт»(слайд 11)
Умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу» (слайд 12).

22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале. Перед смертью он просил, чтобы его похоронили в России возле могилы В.Г.Белинского. На проводах тела Тургенева в Париже присутствовали виднейшие представители французской культуры. В прощальной речи Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России… Россия занимала первое место в Ваших привязанностях. Ей именно Вы служили прежде всего и преимущественно».

Согласно желанию Ивана Сергеевича, 27 сентября в Петербурге, при огромном стечении народа, состоялись похороны. Тургенев, как он завещал, был похоронен недалеко от Белинского на Волковом кладбище(слайд 16).

 9. Чтение стихотворения наизусть ученицей ( слайд14).

Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык.

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Придет, и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Покличешь – и деревья отзовутся…

Не в этом ли все волшебство искусства?

10. Слово учителя. 

- Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишних людей», темой русской женщины. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Не у многих писателей вы найдёте героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, требовательностью к себе и другим, решительностью.

-  А закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое написал поэт Владимир Черепков. В этом стихотворении описан случай, действительно произошедший с Тургеневым во Франции.

   Этот случай поразил Ивана Сергеевича (слайд 15).

Во Франции –

Его второй России –

На лавочке у книжного лотка

Сидели два, как статуи, седые,

Друг другу незнакомых старика

 - У Вас…, - хотел сказать и не осилил

 - У Вас, наверно, выпал первый снег?

Тургенев встал:

 - Вы знаете Россию?

Наш русский снег?

Разливы наших рек?

И подал руку с дружеской улыбкой?

Старик неловко, как ребенок, сполз:

 - К несчастью, знаю…

И, прервав заминку,

Он выдавил беспомощно:

 - Дантес…

Ушел Тургенев.

Дождь лениво капал,

А в сквере, в неприметном уголке,

Сидел убийца, и дрожала палка

В тридцать седьмом недрогнувшей руке.

Тургенев шел…

Вокруг давились смехом,

А он все шел от недуга багров.

Вместились в нем:

Россия с красным снегом

И Франция с Полиной Виардо.

Эти строки из стихотворения взяты в качестве эпиграфа к уроку (слайд 12).

11. Вывод по уроку делает учитель.

- Хотя И. С. Тургенев большую часть жизни прожил не в России, он все равно остался истинно русским писателем. Он переживал за свою Родину, болел душой и  за Пушкина, погибшего от руки Дантеса,  и за крестьянскую реформу 1861 г. Многие его произведения были написаны  во Франции, но о русских людях, крестьянах, показав их сильными, мудрыми и добрыми (слайд 16)

12. Проверка полученного в начале урока задания. Обоснование и выставление оценок.

 Перед прослушиванием сообщений вы получили задание: назвать основные этапы жизненного и творческого пути:

1. Детство  И.С.Тургенева.

2. Годы учёбы. Московский и Петербургский университеты. Первые публикации.

3.Учёба в Германии.

4. Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник». Издание рассказов из «Записок охотника».
5  Встреча с Полиной Виардо.

6. Возвращение в Россию. Арест и ссылка. И.С.Тургенев – романист.

7. Последние годы жизни.

13. Рефлексия. Обоснование и выставление оценок.

Закончи предложение:

Я не знал….

Теперь я знаю…..

14. Задание на дом:  сочинение «Мой И.С.Тургенев»; читать роман «Отцы и дети» гл.1-10.

 15. Заполнение анкеты

 

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным




 

Тема урока: Жизнь и творчество

Тема урока: Жизнь и творчество

Какую особенность творчества И

Какую особенность творчества И

Глаза её были хороши: большие, тёмные и блестящие

Глаза её были хороши: большие, тёмные и блестящие

С 1847 года Н. А. Некрасов вместе с

С 1847 года Н. А. Некрасов вместе с

Среди зрителей оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый, красивый, элегантный, будущий владелец пяти тысяч «рабов» -

Среди зрителей оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый, красивый, элегантный, будущий владелец пяти тысяч «рабов» -

Герой романа Дмитрий – революционер – разночинец, бесстрашный борец за свободу своей родины

Герой романа Дмитрий – революционер – разночинец, бесстрашный борец за свободу своей родины

Умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по

Умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по

У Вас…, - хотел сказать и не осилил -

У Вас…, - хотел сказать и не осилил -

Последние годы жизни. 13. Рефлексия

Последние годы жизни. 13. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2024