«Народ умирает, если он не
знает своего прошлого»
Шарль Де Костер
Цель мероприятия:
усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного
сознания в современном мире.
формирование толерантного сознания и сочувствие к жертвам
геноцида;
воспитание у учащихся понимания опасности шовинизма.
Учитель истории
и права
Курашова О.А
2013-2014
«Народ умирает, если он не
знает своего прошлого»
Шарль Де Костер Ход мероприятия
Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция.
Ведущий: (звучит колокольный набат). Закончился XX век, который принес многим
народам великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии и убийства.
Почему одни народы истребляли другие? Почему одни считали себя выше других?
Почему так низко ценилась человеческая жизнь? Кто дал право фашистам массово
уничтожать целые народы? Много вопросов задаём мы себе, поколение XXI века.
Наша обязанность состоит в том, чтобы помнить о событиях прошлого, чтобы не
повторить их в будущем.
Память: (выходит ученица с часами и переводит время назад). На доске ведущий
отлистывает календарь памятных дат. А началось все с «Расовой теории» Гитлера,
провозглашавшей мнимое право господства одной нации над другой, являлось
идеологической основой злодеяний гитлеровцев. Полный текст плана до сих пор не
найден. Но сохранились отдельные подготовительные документы… Гитлер заявлял:
«Мы обязаны истреблять население - это входит в нашу миссию охраны германского
населения. Нам придется развивать технику истребления населения… Я имею право
уничтожить миллионы людей низшей расы…». В историю массовое уничтожение
целого народа вошло как холокост.
История: ( в мантии с книгой). Холокост (от англ. holocaust, из др.-греч.-
«всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими
нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти
трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств,
которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. Одним из
таких народов, который пострадал от нацистов, был еврейский народ. За время
нахождения Гитлера у власти погибло 6000000 миллионов евреев.
Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-
социалистической партии Германии, принятой в 1920, и обоснована в книге Гитлера
«Моя борьба». После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит
последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой
стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс. человек.
«Окончательное решение» еврейского вопроса в Германии, а позднее в
оккупированных нацистами государствах предполагало несколько этапов. Первый из
них (1933-39) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер
законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и
физических акций против еврейского населения Германии.
1 апреля 1933 нацисты организовали по всей стране «бойкот еврейских магазинов и
товаров». Спустя 10 дней был принят Декрет, определяющий статус «неарийца»,
который был присвоен евреям. Они изгонялись с государственной службы, из школ и
университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и
судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев
образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. 10 мая 1933
в Берлине состоялось массовое сожжение книг, написанных «неарийцами».
Принятые в сентябре 1935 на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О
гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые
два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии
всех политических и гражданских прав. Последующие законодательные акты
принудительно обязывали евреев владельцев предприятий и фирм передать их
«арийцам». Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось
вписать в паспорта «Израиль» или «Сара» (впоследствии также букву «J», от нем.
Jude еврей).
Ведущий: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе
жалость и сочувствие – убивай всякого; не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасешь себя от гибели,
обеспечишь будущее своей семье и прославишься на веки» - говорилось в обращении
немецко-фашистского командования к солдатам.
^ Узник гетто: Что такое для меня война, что такое для меня быть евреем? Это,
прежде всего взаимоотношение моей детской души со смертью. До войны я видел
только одну смерть, одного мёртвого человека. Потом за одну зиму я увидел
десятки, сотни мёртвых людей, в том числе мою маму, моего брата, мою бабушку,
мою тётю и её мужа и их сына, моего дядю и его жену и их сына... Смерть не просто
присутствовала в моём детстве – смерть гуляла по моему детству как полная хозяйка
и делала с моей душой всё, что ей было угодно, я даже толком не знаю и никогда не
узнаю, что она с ней делала. Мне было тогда восемь лет. Время умирать? Но я не
умер, я выжил.
чтец
Еврейский мальчик в гетто,
В кольце враждебных стен,
В круженье тьмы и света,
Стоит, сдаваясь в плен.
Пойдёт он, голоногий,
В коротеньком пальто,
По ледяной дороге,
И не спасёт никто.
Память: С началом войны нацисты захватили регионы компактного проживания
еврейского населения - Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию. В крупных
городах (намного реже - в городах небольших) создавались еврейские гетто, куда
сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было
создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев. Евреев уничтожали, как
правило, непосредственно в местах его проживания т. н. айнзатцгруппами СС. Почти
возле каждого небольшого города, возле многих деревень находились т. н. "ямы" -
естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.
Спаслись немногие. Мало кому из спасшихся посчастливилось дожить до старости.
Да и уместно ли в разговоре об этих людях слово «посчастливилось»? Способен ли
тот, кто пять дней пролежал на нарах рядом с мёртвым телом собственной матери,
кто каждый день, перешагивал через трупы людей, которых ещё час назад знал
живыми – способен ли такой человек быть счастливым?
^ Исполняется танец «Огонь памяти»
Чтец:
Еще всплывают в памяти картинки:
кусты сирени, а в кустах барак,
а в нем… ботинки, детские ботинки.
Размер – на бирке, бирка – на шнурках
А вот еще картинка. (Сердце рвется,
и на сознанье наползает тьма.)
Забор, шлагбаум. Дальше двор с колодцем,
а во дворе еврейская тюрьма.
Подходишь к двери. Слышишь эти звуки.
Как хочешь их, при этом, назови:
стон, вздох, шипенье… А за дверью руки
торчат, торчат… Вся комната в крови.
Гора из теплых тел, гора живая
вздыхает, стонет, булькает, шипит.
Трехлетний мальчик приютился с краю.
Засомневаешься. Подумаешь, что спит…
Хотя уже прошло две трети века,
я не нашел ответа на вопрос:
Что за душа была у человека,
который мир обрек на холокост?!.. История: Жёлтая звезда или Лата — особый отличительный знак, который по
приказу нацистов должны были носитьевреи на подконтрольной
властям Германии территории в период Холокоста. Чаще всего, лата делалась
из куска ткани жёлтого цвета, в основном в виде шестиконечной звезды. Латы
нужно было носить спереди и сзади на верхней одежде для того, чтобы в
соответствии с расовой политикой нацистов можно было отличить еврея от любого
человека другогоэтнического происхождения. Кроме лат нацисты часто
требовали от евреев носить белые нарукавные повязки с шестиконечной звездой,
иногда также нашивку с номером дома и квартиры. Введение ношения жёлтой
звезды было почти повсеместным и одним из первых ограничений, которым
подвергались евреи.
Чтец:
Сожжённый на кострах средневековья
И в пламени освенцимских печей,
Ты сохранил духовное здоровье,
Презрев обиды и проклятья палачей.
Сменялись страны, шли столетья:
Египет, Вавилон, Германия, Волынь…
Но не кончалось время лихолетья:
Ты помнишь тамариск и липу, и полынь.
А ты, – рассеянный, распятый и убитый,-
С несокрушимой верой в Божий Храм,
С Завета Свитком и молитвой
Идёшь к его распахнутым дверям.
Народ мой, ты живой, как прежде:
Ты победил и смерть, и страх.
Ковчег Завета у тебя в руках
И Щит Давида на твоей одежде.
^ Узник концлагеря: "Здесь все было вытоптано, утрамбовано и словно
отцементировано сотнями сапог и ботинок. Здесь не то, что цветку - самой
неприхотливой травинке не за что было зацепиться, не во что пустить корни. И вдруг
шестилетний житель концентрационного лагеря увидел за колючей проволокой это
маленькое манящее чудо, цветок, которому он не знал названия. И он потянулся за
ним, забыв обо всем на свете. Где ему было в те минуты помнить о строжайшем
запрете лагерных властей: под угрозой расстрела не покидать пределов лагеря. Его
сухонькое исхудалое тельце скользнуло под проволоку; и тут на мальчика обрушился
град ударов. Резиновая плеть надзирателя только тогда перестала опускаться, когда
его тщедушное тельце покинули последние признаки жизни. У каждой из нас был
свой номер, пришитый к пальто. Мой - 116. Утром и вечером - проверки. Перед
уходом на работы дадут похлёбки из ржаной муки и кусочек хлеба - всю дневную
норму. Пока ведут до работы, всю и съешь. Обеда не было. Вечером варили что-то
наподобие супа с гнилой картошки».
Чтец:
Не покупай мне, милый, розы.
Ты должен помнить, что они
В душе рождают только слёзы,
Как вспомнишь лагерные дни.
Мне их шипы - ты знаешь лучше -
Напоминают до сих пор
Ряды натянутых колючек,
На нас глядевшие в упор.
…За ними простиралась воля
в своей немыслимой красе…
Ты принеси мне лучше с поля Букетик в солнце и в росе".
Ведущий:
Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовых автомобилях.
Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
Это – память, противящаяся забвению.
Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ
ВСЕХ.
Вот что означает ХОЛОКОСТ.
^ Звучит «Реквием» Р.Рождественского.
Чтец:
Еврейский хор в немецкой кирхе старой
Поёт мне песни бабушки моей.
И немец, – тот из Кельна, тот с гитарой,
Что пел на идиш песни прежних дней.
В чём дело? Что случилось? С ними? С нами?
Мы здесь? Как будто не было войны?
Но шесть миллионов… в этой страшной яме?
С кого спросить? Иль больше нет вины?
Вопросы есть. Но нет ответов.
Чем старше ты, тем поиск их трудней.
Жизнь как клубок из мрака и просветов.
И не дано нам разобраться в ней…
Память: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были
жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. Это слова И. Бауэра и
сегодня они как никогда актуальны. Мы, сегодняшнее поколение не должны
забывать трагедии прошлого, мы должны помнить о тех, кто никогда уже не уведет
свет солнца, о тех, кто прошел, круги ада и остался человеком, кто, глядя смерти в
лицо, не отказался от своего народа и своей Родины. Мы, в вечном долгу перед теми,
кто выстоял и победил.
Чтец:
Я не помню частностей, деталей.
Помню только этот тёмный зал,
Где как звёзды, сотни душ витали.
Помню страшный поезд и вокзал.
И когда зажмуриваю очи,
Ощущаю эту тишину.
И огни, как звёзды тёмной ночью.
И войну. Проклятую войну…
Я не помню частностей, деталей.
Только звёздочки сверкают в вышине.
Души детские из необъятных далей
О Войне рассказывают мне
Ведущий: Я прошу зажечь поминальные свечи и почтить всех погибших в то суровое
и страшное время минутой молчания.
Урок мужества "Есть страна пустынь - Афганистан" и классный час "Голос прошлого"
Урок мужества "Есть страна пустынь - Афганистан" и классный час "Голос прошлого"
Урок мужества "Есть страна пустынь - Афганистан" и классный час "Голос прошлого"
Урок мужества "Есть страна пустынь - Афганистан" и классный час "Голос прошлого"
Урок мужества "Есть страна пустынь - Афганистан" и классный час "Голос прошлого"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.