Урок Мужества "Песни военных лет"
Оценка 4.9

Урок Мужества "Песни военных лет"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
история
10 кл
10.05.2017
Урок Мужества "Песни военных лет"
Это Урок Мужества с приглашением участников Великой Отечественной войны. Урок проходил в актовом зале. Он был подготовлен учащимися 10 класса. На данном мероприятии звучали любимые песни времен войны в исполнении ансамбля авторской песни "Жигули", а также использовались аудио и видео записи .Материал этого урока можно использовать на классных часах.Разработка Урока Мужества "Песни военных лет"
урок мужества.docx
Урок мужества «Песни военных лет» Автор: Бубнова И.А. Учитель истории,  методист музея боевой славы  «Курская битва» Лицей «Созвездие»  №131 Песни военных лет Цели урока:  Обучающая:познакомить учащихся с песнями военных лет, с их  авторами и исполнителями, обстоятельствами, при которых они  написаны;  Развивающая:продолжить формирование навыков самостоятельной  работы с документами и литературой, умение выделить главную  мысль прочитанного; развитие навыков восприятия музыкальных  произведений;  Воспитательная:воспитание гражданской позиции через осознания  роли музыкального искусства в годы ВОВ. Оборудование урока: 1. Компьютер; 2. Мультимедийный проектор; 3. Экран; 4. Подготовительная презентация (слайды, фотографии, фрагменты  фильмов и музыкальных произведений. Оформление кабинета: плакат «Кто сказал, что надо бросить песни на  войне, после боя сердце просит музыки вдвойне», на доске записана тема  урока, стенгазета. Задача урока: выяснить, какую роль играла музыка, концерты артистов на  фронте для советских бойцов в годы войны.  Подготовительный этап: 1. Класс делится на группы по 3­4 человека; 2. Каждая группа получает задание, оно обсуждается в группе,  распределяются обязанности. Одна группа отвечает за оформление класса, другая – за приглашение  ветеранов ВОВ. Все остальные – работают над текстами песен. Песни  выбираются самими учениками. В ходе урока каждая группа представляет  свою работу.  Ход урока: Вступительное слово учителя. Всё дальше и дальше от нас огни пожарищ Великой Отечественной войны. Редеют ряды дорогих наших ветеранов. Но память о великой победе в самой кровопролитной войне не умирает. Она живёт в рассказах ветеранов, книгах, кинофильмах и песнях. Сегодня о войне нам расскажут ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ. С   первого   дня   Великой   Отечественной   войны   и   до   победного праздничного   салюта,   песня   всегда   была   с   солдатом.   Она   помогала   ему преодолевать все трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой,с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отваг,смелость. ­ Вспомним, как это было… Воспроизводится   голос   Левитана   в   записи,   затем   на   экране появляются слайды о ВОВ и звучит песня «Священная война». Творческий   отчёт   1   группы.  Выходят   два   ведущих   и   рассказывают   об истории создания этой песни. Первый   ведущий.Стихи   этой   самой   знаменитой   песни   Великой Отечественной   войны   были   напечатаны   в   газетах   «Известия»   и   «Красная звезда» 24 июня1941 года. Стихотворение в газете прочитал  руководитель Краснознамённого   ансамбля   песни   и   пляски   Александр   Васильевич Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление ,что он сразу же   сел   за   рояль.   На   следующий   день,   придя   на   репетицию,   композитор объявил: ­ Будем разучивать новую песню «Священная война». Еще   день   на   репетицию   с   оркестром,   и   вечером   –   премьера   на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Полного состава ансамбля в те дни уже не было. Три группы сразу   же   выехали   на   фронт,   а   четвёртая,   руководимая   Александровым, осталась временно в Москве, для обслуживания военных частей, госпиталей ,выступлений   на   радио   и   разучивания   новых   песен.   Она­то   и   выехала   на Белорусский   вокзал,   где   в   это   время   яблоку   негде   было   упасть.   Все помещения до отказа заполнены военными, на всех новое обмундирование. В зале   ожидания   из   свежевыструганных   досок   был   сколочен   помост   – своеобразная сцена для выступления. В зале – шум, резкие команды, звуки радио.   Словаведущего,   о   том,   что   сейчас   впервые   будет   исполнена   песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот  поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает… Второй ведущий. С первых тактов песня захватила дух бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во   время   исполнения   гимна.   На   суровых   лицах   слёзы,   и   это   волнение передаётся исполнителям. У них у всех тоже слёзы на глазах… Песня утихла ,но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – 5 раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну». С этого дня эта песня стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Её пели всюду – на переднем   крае,  в  партизанских   отрядах,  в  тылу,  где  ковалось   оружие   для победы. Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по радио. Она стала символом нашей борьбы с фашизмом, боевым знаменем, призывно реявшим над полями сражений величайшей из войн. Творческий отчёт 2 группы. Ведущие рассказывают о песне Алексея Суркова «В землянке». Первый ведущий.  Когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь», он даже и не предполагал его публиковать и тем   более   не   думал,   что   оно   может   стать   песней.   Это   было   несколько стихотворных   строчек   из   письма   жене   с   фронта.   Написал   из   Сурков   в землянке, в «белоснежных  полях  под  Москвой»,  в районе  Истры,  в конце ноября 1941 года, под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору –   корреспонденту   фронтовой   газеты   –   пришлось   вместе   с   одной   из гвардейских частей вести тяжёлый бой с гитлеровцами. Композитор Константин Листов попросил у Суркова дать что­нибудь «певческой». В ответ Сурков сказал: «Что­нибудь – нет, а вот я написал тут один   стишок   –   письмо   жене,   она   в   эвакуации.   Прочти,   может   что получится…». Стихи Суркова пленили композитора своей лирической силой и искренностью, глубоко отозвались в его сердце. Через неделю Листов спел только что написанную песню в редакции газеты «Красноармейская правда», и   оставил   мелодию   песни,   написанную   на   обыкновенном   листе   бумаги,   с пятью   наспех   начерченными   нотными   линейками.   Откровенно   говоря, композитор не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни   нужны   были   песни,   зовущие   на   бой   с   врагом,   а   он   написал   музыку лирическую,   немного   грустную…   Но   композитор   ошибался.   Песня   стала известной   на   всех   фронтах,   особенно   после   того,   как   была   напечатана   в «Красноармейской   правде».   «Землянка»   была   особенно   любима   теми воинами, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.  Второй   ведущий.  Но   некоторые   строчки   вызывали   критические замечания. Так строка: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» называли   упадническими,   разоружающими.   Но   Сурков   категорически отказался   от   переделок.   В   армейском   архиве   поэта   сохранилось письмо,подписанное   шестью   гвардейскими   танкистами.   Сказав   несколько слов в адрес песни и её авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому­то не нравится строчка «до смерти четыре шага». «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, ­ мы­то   ведь   знаем,   сколько   шагов   до   неё,   до   смерти».   Да,   «Землянка»   ­ произведение лирическое, чуть­чуть грустное. Но не уныние, не тоску она вызывала у бойцов. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что её пели перед атакой, её пели, идя в бой. Сейчас мы споём её для Вас. (поют под гитару) Творческий отчёт 3 группы.На экране появляются слайды с фотографиями Шульженко и видеовыступление с песней «Синий платочек». Ведущие рассказывают об истории написания этой песни. Первый ведущий.Клавдия Ивановна Шульженко… Сейчас трудно подсчитать в скольких частях побывала Шульженко в составе концертной бригады в годы Великой Отечественной войны. Известно, что в первый год войны ансамбль, которым она руководила, дал в частях Ленинградского   фронта   500   (!)   концертов.   В   каких   только   условиях   не приходилось   выступать!   И   на   кузове   грузовика,   и   на   опушке   леса,   и   в полуразрушенном сарае. В репертуаре Шульженко было много песен. Но, где бы она ни выступала, бойцы всегда просили спеть «Синий платочек».  История   песни   начинается   в  1940   году,  когда   в   Москву   приехал   на гастроли Белостокский джаз­оркестр. Он привёз много новых песен и среди них – «Синий платочек» (музыку сочинил руководитель коллектива – Георгий Петербургский,   а   слова   московский   поэт   –   Галицкий).   Эта   незатейливая песенка   понравилась   москвичам   и   имела   колоссальный   успех.   Но   когда началась   Великая   Отечественная   война,   трудно   было   предположить,   что «Синий   платочек»   встанет   в   строй   боевых   песен,   если   бы   не   Клавдия Шульженко. Она попросила фронтового корреспондента Михаила Максимова сочинить другие слова для этой песни, которые отражали бы великую битву с фашизмом.  Второй ведущий.  Предложение Шульженко взволновало начинающего журналиста.   Максимов   сочинял   всю   ночь   и   утром   показал   свой   текст «заказчику». Простые, берущие за душу слова понравились Шульженко. В них было много правды. У каждого защитника нашей Родины,у каждого воина была   одна   родная   женщина,самая   любимая,   близкая   и   дорогая,   за   горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу. «Строчит пулемётчик, за синий платочек, что был на плечах дорогих». Впервые «Синий платочек» на слова Максимова с огромным успехом прозвучал на концерте для военных железнодорожников 12 апреля 1942 года. Певица и поэт были награждены не виданными во фронтовых условиях подарком –куском торта и стаканом клюквы! С новым текстом «Синий платочек» и вошёл в историю песен Великой Отечественной войны. Творческий отчёт 4 группы.Сначала идёт рассказ об истории создания этой песни, а затем идёт демонстрация фрагмента из фильма «Два бойца». Первый ведущий.Трагические события 1942 года подтолкнули поэтов, музыкантов   и   кинематографистов   к   созданию   настоящих   шедевров отечественного   искусства.   Режиссёр   Леонид   Луков   на   Ташкентской киностудии в это время снимал фильм «Два бойца». Даже сейчас, через 63 года, в  век   компьютерной  графики  и анимации,  этот  фильм  смотрится  на одном дыхании. Он рассказывает о крепкой фронтовой дружбе двух солдат. По   замыслу   постановщика   фильм   должен   был   сопровождаться   только симфонической музыкой. Но по ходу съёмки Леонид Луков почувствовал, что без песни не обойтись. Второй ведущий. Вспоминает Никита Богословский – автор музыки к кинофильму     (именно   к   нему   обратился   режиссёр):   Луков   так   зримо обрисовал   ситуацию   и   так   ярко   передал   чувства   героев,   их   внутреннее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого исправления. Случай в моей практике – необыкновенный. Песня пришла сама, откуда­то  из  глубины  сознания.  Быстро   и  удачно   сложились  стихи   на  эту музыку и у поэта Владимира Агатова. Фильм «Два бойца» был закончен в октябре   1943   года.   Но   уже   до   этого   песня   «Тёмная   ночь»   стала   широко известной. Непонятно было, как песня попала на фронт ещё до окончания съёмок   фильма.   Оказалось,   что   Никита   Богословский   показал   её   своему давнему другу Леониду Утёсову, не предупредив, что она из не готового ещё фильма,   и   он   стал   петь   «Тёмная   ночь»   повсюду,   а   в   первую   очередь   на фронтах, куда часто выезжал с концертами. В фильме исполняет её великий артист Марк Бернес.  У нас сегодня в гостях дорогие ветераны, участники и очевидцы тех далёких незабываемых событий. Представление ветеранов: 1. Павел Петрович Посохов 2. Евгений Георгиевич Корнышев 3. Константин Ерофеевич Онищенко 4. Александр Николаевич Прохоров Слово предоставляется К.Е. Онищенко. Ветеран говорит о тяжёлых днях войны, о том, что воевал в партизанском отряде. А там песни пели очень редко. Дети задают вопросы ветеранам: 1. Евгений   Георгиевич,   какие   песни   пели   солдаты,   сидя   в   окопах   на Курской дуге?  Больше всех нравилась песня «Священная война». Каждый раз, когда она звучала, слёзы текли по лицу. 2. Павел Петрович, а Вам помогала песня на фронте?  Конечно,   я   помню   с  какой   радостью   мы   бежали   на   концерт, когда   приезжала   бригада   артистов.   Они   поддерживали   нас морально. Учитель:  среди   гостей   присутствует   Александр   Николаевич   Прохоров.   Он был запевалой в роте. Предоставим ему слово.  Ветеран исполняет несколько песен по куплету. В зале раздаются громкие аплодисменты. Творческий отчёт 5 группы. Выходят два ведущих и рассказывают об истории создания песни «На безымянной высоте». Первый ведущий. Если спросить и ветеранов и молодых людей, какие песни   Великой   Отечественной   войны   известны   и   любимы   ими,   то   многие назовут среди других песню «На безымянной высоте». Так и, кажется, что пели её бойцы в те суровые, грозные дни, когда звучали «Землянка» и «Синий платочек». Но  написана она  была  через 20  лет  после того,  как отгремели последние   бои   Великой   Отечественной.   Хоть   и   написана   она   была   к кинофильму «Тишина», в основу содержания песни легли реальные события осени 1943 года. Группе из 18­ти добровольцев, воинов­сибиряков 718 стрелкового полка 139­й   стрелковой   дивизии   необходимо   было   взять   высоту   близ   деревни Рубеженка, находившейся на стыке Брянской и Смоленской областей. Эта высота преграждала путь на Рославль. Ночью, под покровом темноты, они подползли почти вплотную к немецким укреплениям. После ожесточённого боя,   в   котором   было   уничтожено   более   сотни   фашистов,   высоту   удалось взять. Но в бою героически погибли почти все солдаты небольшого отряда. Сибиряки истекали кровью, но не сдавались. Нас оставалось только трое  Из восемнадцати ребят… Второй   ведущий.На   самом   же   деле,   как   оказалось   много   позднее создания   песни,   из   18   бойцов   в   живых   осталось   только   двое:   Константин Власов   и   Герасим   Ланин.   Ланин   чудом   уцелел,   и   полуживой   пробился   к своим, а тяжелораненый Власов попал в плен, откуда бежал к партизанам, в рядах которых продолжал сражаться. Около «незнакомого посёлка» ­ близ деревни Рубеженки, на той самой высоте «Безымянная», где 18 сибиряков­ коммунистов   штурмовали   высоту   в   далёком   1943   году,   воздвигнут необъятный   мемориальный   комплекс.   Он   не   из   бронзы   и   мрамора,   а,   как поётся в песне, это «земляная в три каната сосна», сгоревшая над ней. Вокруг памятника 16 громадных гранитных глыб – по числу погибших героев. Внутри землянки стол, на нём гильза, каска, винтовочные патроны… А над столом – металлическая доска, на которой выбиты слова: Мы не забудем, не забудем Атаки яростные те –  У незнакомого посёлка, На безымянной высоте. Сейчас мы хотим исполнить эту песню для Вас (поют под гитару). Учитель: В   послевоенные   годы   создано   немало   песенных   шедевров   о   Великой Отечественной   войне.   В   стенах   нашей   школы   родилась   песня   «Победа», посвящённая   60­летию   Великой   Победы.   Авторы   её   –   учитель   истории Михаил   Робертович   Девятов   и   выпускник   школы   Савченко   Александр. Сейчас эта песня прозвучит, и мы предлагаем исполнить её всем вместе. И пусть эта песня прозвучит как подарок нашим ветеранам.  (Исполнение песни,поют все присутствующие) Подведение итогов. Сегодня   на   уроке   мы   услышали   лишь   малую   часть   военных   песен. Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. Их пела вся страна. Они помогали им выжить и победить. (каждая   творческая   группа   получает   оценки   за   качество выполненной работы). Приложение Участники Курской битвы на уроке Мужества в лицее «Созвездие» №131. Ведущие урока Мужества учащиеся 10В класса Маргиани Илья и Кузнецова  Ирина.

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"

Урок Мужества "Песни военных лет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017