Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)
Оценка 5

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Оценка 5
Культурные мероприятия +3
doc
воспитательная работа +2
1 кл—7 кл
20.02.2017
Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)
Тема урока: «Русский народный праздник Масленица». Цель урока: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки). Задачи урока: Образовательная: формировать знания о народном празднике Масленица, его традициях и обычаях. Развивающая: развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы на основе жизненного опыта, правильно исполнять музыкальные произведения; Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки. Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Необходимое оборудование: баян, ПК (ноутбук), интерактивная доска, музыкальные инструменты, УМК.Тема урока: «Русский народный праздник Масленица». Цель урока: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки). Задачи урока: Образовательная: формировать знания о народном празднике Масленица, его традициях и обычаях. Развивающая: развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы на основе жизненного опыта, правильно исполнять музыкальные произведения; Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки. Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Необходимое оборудование: баян, ПК (ноутбук), интерактивная доска, музыкальные инструменты, УМК.
Урок.doc
Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» Технологическая карта урока Предмет: Музыка  Класс: 2 Базовый учебник: «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной Тема урока: «Русский народный праздник Масленица» Цель урока: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с  музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки) Задачи урока: Образовательная: формировать знания о народном празднике Масленица, его традициях и обычаях. Развивающая:  развивать   умение   осмысленно   отвечать   на   поставленные   вопросы   на   основе   жизненного   опыта, правильно исполнять музыкальные произведения; Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки.   Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями Необходимое оборудование: баян, ПК (ноутбук),интерактивная доска, музыкальные инструменты, УМК. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность Формируемые УУД СТРУКТУРА И ХОД УРОКА   1. Мотивацион ный Организационный момент Слайд 1­3 Вход   под   музыку   «Проводы   зимы» р.н.п. Музыкальное приветствие:  «Здравствуйте, ребята!  Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться Будем думать, рассуждать Можем мы урок начать. Какая   музыка   по   настроению встретила вас в классе?   Вам понравилась песня?   А   настроение   у   вас   изменилось? Почему? Как вы думаете ­ кто сочинил эту музыку:  композитор   или   народ?   Где   чаще исполняют р.н. песни?   Нас скоро ожидает праздник,   а   вот   какой?  ­Отгадайте   мою загадку: Всюду ярмарки, гулянья, Веселится весь народ! Провожают зиму, холод, Ведь весна уж у ворот! Всю неделю отдыхают, Всех блинами угощают!  ученика Здравствуйте, учитель!» (русская народная песня) народ (на   праздниках, посиделках,   на гуляньях) (Масленица) Личностные смыслообразование, самооопределение Коммуникативные: планирование учебного с сотрудничества учителем   и сверстниками     Регулятивные целеполагание как постановка   учебной задачи   на   основе соотнесения   того,   что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Общеучебные универсальные Постановка   цели урока Актуализация знаний УУД   нашего   урока О чем мы сегодня будем говорить на уроке?   называется Тема «Масленица»   ­   долгожданные     проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла. Подходит ли загадка к теме нашего урока? А как вы думаете, какая цель у нас сегодня на уроке?  Обобщаю.  Цель   нашего   урока   – познакомиться   с   историей     и   традициями русской   Масленицы,   ее   выражением   через русскую песню, частушку, игры, загадки   и поговорки.   Мне   очень   хочется,   чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие  способности.   А   кто   из   вас   бывал   на   таком народном гулянье  и   знает, что же это за праздник Масленица?   Почему этот праздник получил такое название?    и действия: осознанное произвольное построение   речевого высказывания в устной и письменной форме Регулятивные: планирование определение последовательности промежуточных   целей с   учётом   конечного результата; составление   плана   и последовательности действий;   — Ответы детей Учитель   требует полных ответов. Ответы детей Познавательные: общеучебные, логические   учебные действия,   а   также постановку   и   решение проблемы Коммуникативные планирование учебного традиции   (от печь блины) Чем блины хозяйки смазывают?    Есть   такое   выражение   в   народе   ­ (маслом) замаслить, значит задобрить.  Кого ж надо было задобрить? зимушку   Правильно!   Зима   еще   не   ушла,   а весна не пришла. Зима   недаром   злиться,   прошла   ее пора, Весна в окно стучится и гонит со   двора. А   вы   хотите   узнать   как   на   Руси отмечали проводы зимы?  Выступление одного обучающихся   из Давным­   давно   это   был   языческий праздник   поклонения   богу   солнца   Яриле, древние   славяне   почитали   солнце,  дающее жизнь   и   силу   всему   живому.   Длится праздник   целую   неделю.     Праздновали   на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи,   праздник сопровождался   обрядовыми   играми, хороводами,   танцами,   песнями   которые дошли и до наших дней.   пирожки,   калачи, сотрудничества учителем   сверстниками   с и Личностные: установление обучающимися   связи между   целью   учебной деятельности   и   её мотивом Личностные: нравственно­этическая ориентация Регулятивные: планирование  Общеучебные универсальные действия: структурирование знаний  А кто их придумывал?    Как   эти   песни   дошли   до   нашего времени?  Все   дни     масленой   недели   имеют   свои ( Народ) (Они передавались   из уст   в   уста,   из Коммуникативные: умение   с   достаточной полнотой   и   точностью 2. Операциона льный   Первичное и восприятие усвоение   нового теоретического учебного материала Слайд 4­5 Слайд 7­8 названия: поколения поколение)   в выражать свои мысли Понедельник ­   наступает встреча  , яркие салазки   с   горочек   скользят,   целый   день веселье   ­     устраивались   горки,   качели, балаганы со скоморохами.    В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?   Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.   Давайте вместе встретим масленицу песней  «Как   вставала   я   ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)  Как мы выразили понедельник?  Второй   день   Масленицы   –   заигрыш беспечный  ­  вторника   отрада.   Все   гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за   них   награда  ­   сдобный   и   румяный масленичный блин.  А в какие игры играют на Масленицу? А еще на масленицу играли в такие игры, как:    Катание с гор Бой мешками Ледяной столб (Из   соломы   делали   чучело, одевали   в   яркое женское   платье, платок   –   и превращалось   чучело Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили… в Ответы детей Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: прогнозирование   — предвосхищение результата   и   уровня усвоения   знаний,   его временных характеристик и Познавательные: осознанное   произвольное построение   речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: умение   с   достаточной     Снежный тир Кулачные бои Перетягивание каната Жмурки     Приглашаю детвору на веселую игру – называется   игра  горелки.  Игроки   стоят парами, друг за другом, впереди водящий. Он   держит   платочек   над   головой.   Все хором:   «Раз,   два   ­   не   воронь,   беги,   как огонь!» р.н.игра «Горелки»   Вы   запомните   эту   игру     и   будете играть на улице или на перемене. Чем мы во вторник занимались?  Вот   среда   подходит   «Лакомкой» (играли) зовется.   Каждая   хозяюшка   колдует   у   печи. Кулебяки,   сырники   –   всё   им   удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!    Какое   главное   угощение   на празднике? блины На что блины похожи?  Блины   имели   особое   значение: круглые,  румяные,  горячие  –  блины   стали (на солнышко) Слайд 9­12   полнотой   и   точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и   сверстниками Коммуникативные: умение   с   достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли планирование учебного с сотрудничества учителем   и сверстниками   Познавательные: общеучебные Регулятивные: коррекция символом солнца,  Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо:   кто   выше,   а   потом   съедали:   кто быстрее.  Ох и вкусный первый блинок!    А вы   давно   блинов   не   ели?   Вы   блиночков захотели? Послушайте    русскую народную песню  «Блины».                                          Какая песня по настроению, о чем в ней   поется?   Перед   разучиванием настроимся на вокально ­ хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри   смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»   Применение теоретических положений   условиях выполнения упражнений решения задач   в и А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию. При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на: Разучивание песни. Исполнение песни. 1. текста); 2. Дикцию   (четкое   произношение Характер   произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);   Молодцы,   ребята!   Замечательная песня   у   нас   получилась.   Что   мы   в   среду делали?    Давайте   все   вместе   придумаем Пели. Познавательные: обобщение Регулятивные: самоконтроль, самооценка Коммуникативные: сотрудничество   в группе, владение диалоговой   формой коммуникации движения к песне и исполним с движением.  Динамическая пауза Физ. Минутка на песню Блины   Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц.   А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике? Передача мелодии движениями. Личностные: формировать способность самооценке   к «Не житье ­ бытье, а масленица»,   Как   вы   понимаете   смысл   этой поговорки.  «На   горках   покататься,   в   блинах поваляться» «Не   все   коту   масленица,   а   будет   и Великий пост» (так   говорят   о привольной хорошей жизни)   Сразу  после  Масленицы  начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это   время   отменяются   игры,   развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты,      Наступает   четверг   широкий­ раздольный   масленицы,  середина Ледяные «РАЗГУЛЯЙ» крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на   поля   выходят.   Парни   ищут   девушек   – суженых своих.     приходит.  Самостоятельное творческое   Посмотрите   на   картину   русского художника     Бориса   Кустодиева.    Что   вы (   Катались   на горках и   Личностные:   развивать этические чувства Регулятивные: прогнозирование Познавательные: анализ информации   и   синтез Коммуникативные: построение монологических высказываний использование сформированных умений и навыков Слайд 1 видите, какой праздник   здесь изображен? Докажите.  Какие   приметы   праздника   вы видите?     на   строили   пели качелях, санях, снежные крепости, песни, устраивали ярмарку, театры.) Слайд 2 Внимательно   приглядитесь,   какую   музыку можно     эту картину?    услышать   вглядываясь   в    А какой муз. инструмент  главный  на празднике?  Ни   один   праздник   на   Руси   не обходится   без     этого   музыкального инструмента ? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная.    А   какой   инструмент   как   брат гармони – только еще современнее?    Можно услышать   шум праздничной толпы,   перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон. (гармонь)   У   него   рубашка   в   складку,   Любит   он   плясать   вприсядку,    и   поет   —  Он   и   пляшет,  Если попадет.     Сорок нем   С   огнем.   Весельчак, а не буян   руки     перламутровым пуговиц   на     в 3. Рефлексивн о оценочный   ­   Обобщение и усвоенного включение   его   в систему ранее усвоенных   ЗУНов и УУД   Голосистый мой … Баян   Вот   картина   Кустодиева     ожила   и зазвучала,   значит   и   картина   может   быть звучащей.  А   какую   задорную   песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?  Подскажите   мне…   Ребята,   а   вы знаете, что такое частушки?  Частушка   ­   это   веселая   песенка,   в   появились которой   много   куплетов, частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных   прибауток   и   песен,   плясовых   и игровых припевок  Кто сочиняет частушки? исполняются   они     в   оживленном   темпе, характер частушки ­ озорной, насмешливый, шутливый   Дети,   скажите,   почему   на праздниках,   гуляньях   почти   всегда   поют частушки?   Когда   поют   частушки,   всем весело, хочется танцевать. частушка. веселые, Они   задорные, шуточные. Игра   на музыкальных инструментах Я   сейчас   спою   вам   несколько  на   (раздаю   муз. частушек, а вы мне подыграйте ритмично  музыкальных   инструментах  инструменты, вспоминая названия).   (трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки) Частушки про Масленицу. Личностные   проявлять интерес   к   учебному материалу Познавательные: умение структурировать знания Регулятивные: управление   деятельностью, инициативность   самостоятельность своей и в Коммуникативные: сотрудничество   группе Вместе дружно мы живем  вам частушки пропоем Нынче масленку встречаем  всех блинами угощаем В понедельник с ясной зорьки Все катаются на горке. Яства всякие жуют,  Громко песенки поют. Исполнение частушек  А кто хочет сам исполнить частушки­ выходите смелее! А теперь,  мы все вместе споем  частушки. Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть! Частушки исполняем Веселей играй, гармошка. Масленица, не грусти! Приходи весна скорее, Зиму прочь от нас гони! Мы вам спели, что хотели, Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы похлопали.  Как мы четверг  выразили?    Частушкой звонкой. Слайд 3­8 В   пятницу   и   субботу   ходили   к   родственникам в гости.   Всю   неделю   Масленицу   славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята,  а  какой  обряд  совершали  в конце праздника?  Для чего сжигали?    В  последний  день     праздника   люди просили друг у друга прощения. А кто знает как   называют   в   народе   этот   день?   А   вам приходилось   просить прощенье.   А   у   кого   вы   будете   просить прощение?     когда­нибудь Расстаются   с   Масленицей   с сожалением:   «Веселенько   тебя   встречать, привечать;   трудно,   нудно   тебя   со   двора провожать!» .    Шумный   веселый   праздник заканчивался большой ярмаркой.    (сжигали   чучело в костре.) (Как символ победы   весны, сжигали   лютую зиму.) (Прощеное воскресенье.) Рефлексия деятельности    И   наш     урок   подошел     к   концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока?  Где побывали?  А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.  Давайте отгадаем мои загадки: Желтая тарелка на небе висит,  Дети отгадывают загадки Личностные: смыслообразование Познавательные: рефлексия   способов   и условий действия, контроль   и   оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и коррекция, оценка Коммуникативные: аргументация собственного мнения Желтая   тарелка   всем   тепло   дарит? (Солнце)   И   с   икрой,   Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны –   и   со   сметаной   –    (блины)! солнышки­… Наши     Как   называются   маленькие,   шуточные песенки? (Частушки) Как называются веселые развлечения во   время   масленичных   гуляний? (Игры) А блины на Масленице символ чего? Символ солнца.   Молодцы,   все   загадки   отгадали. Давайте   сами   оценим   свою   работу:     Кто доволен   своей   работой?   Почему   ты доволен?     А   трудности   вам   встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?  И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.  Звучит   песня   «Масленица»   ­   раздаю солнышки.  Ребята,  я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках.   Но   оно   не   простое.   На   обратной стороне   солнышка   написано   для   вас домашнее   задание.   Домашнее   задание   для Слайд 9­11 каждого   будет   разное:   кому­то   найти поговорку   про   Масленицу,   кому­то сочинить   частушку,   а   кому­то   нарисовать рисунок   по   теме   «Масленица».   Вы   дома внимательно прочитаете домашнее задание и   выполните   его   к   следующему   уроку.   Я хочу поблагодарить вас за работу, вы   все очень     играли, импровизировали.  Молодцы! замечательно   пели,   вы   славно   все   здесь Ребята, занимались! Хочу сказать спасибо вам! А также угостить баранками   И пожелать здоровья всем!          До свидания! Анализ  конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО Урок  музыки 2  класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной Тема: «Русский народный праздник Масленица» Цель:   Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с  музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки) Планируемые результаты Предметные: Наблюдение за использованием   музыки в жизни человека; Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России; Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки; Умение оценивать произведения разных видов искусства;  Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно­ образного содержания  народной музыки   в   различных     видах   музыкальной   деятельности   (пении,   слове,   пластике   (импровизация),   игре   на   детских музыкальных инструментах) Метапредметные: Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; Применение знаково­символических и   речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества Личностные: Проявление   эмоциональной   отзывчивости,   личностного   отношения   при   восприятии   и   исполнении   музыкальных произведений; Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности  в соответствии с духовными традициями семьи и народа;  Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач; Развитие   мотивов   музыкально­   учебной   деятельности   и   реализация   творческого   потенциала   в   процессе коллективного (индивидуального) музицирования; Развитие   духовно­   нравственных   качеств   (доброта,   миролюбие,   великодушие,   всепрощение),   эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа   Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация Техническое обеспечение урока: баян, ПК (ноутбук), интерактивная доска, музыкальные инструменты.  Методы: деятельностный подход Виды деятельности учащихся: Слушание музыки    Пение Инструментальное музицирование Музыкально –пластическое движение Музыкальный материал:     Проводы зимы ( р. н. п. Л.Зыкина) Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» Р.н.п.«Блины» Частушки… Отобранное содержание конспекта соответствует дидактической задаче урока, содержанию программы и учебника. Приемы  и методы обучения, учения способствуют решению  триединой образовательной цели. На уроке присутствуют фронтальная,   групповая,   индивидуальная   и   коллективная   форма   обучения.   Обучающиеся   коллективно   исполняют музыкальные произведения, индивидуально отвечают на вопросы, исполняют частушки. Считаю, что вопросы и задания, предлагаемые обучающимся, имели практическую направленность, опирались на жизненный опыт. На уроке применялись ИКТ технологии, что способствовало формированию ИКТ компетентности обучающихся. Правильно и четко отобран материал   к  уроку,  структура   конспекта   соответствует   основной   дидактической   задаче.  Учителем  соблюдены   нормы педагогической этики. Виды деятельности чередовались, проведена динамическая пауза (дети двигались под музыку). Учителем   были  показаны  критерия  хорошего   исполнения  музыкального  произведения. Передача   учебного  материала проводилась словесно и наглядно. Урок цели достиг, основная дидактическая задача решена. Источники: 1 Е.Д.Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина «Музыка 2 класс», Просвещение, Москва, 2010г. 2 Методические разработки уроков музыки, Просвещение, Москва, 2010г. 3 Рабочая программа по музыке Е.Д.Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина, Просвещение, Москва, 2010г.

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)

Урок музыки «Русский народный праздник Масленица» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017