Зона арктических пустынь 4 класс УМК Школа России Индивидуальные и групповые формы работы. Проблемное обучение. Ребята отправляются в Арктику и с помощью КЕЙС-технологии изучают животный и растительный мир арктических пустынь. На уроке организовано не только изучение но и закрепление нового материала.Конспект урока по ФГОС
арктика 4.docx
Автор: Гирич Виктория Васильевна
Предмет: окружающий мир (УМК «Школа России»)
Тема: «Зона арктических пустынь»
Класс: 4
Учебнометодическое обеспечение:
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для четвёртого класса
четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6е изд. –
М.: Просвещение, 2014.
Е.М. Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»/ М:
Издательство «Экзамен», 2014 год.
Время реализации занятия: 45 минут
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением.
Форма урока: урок – исследование с использованием кейс – метода
Вид кейса – обучающий
Оборудование: фломастеры, бумага; проектор, интерактивная доска; карта «Природные
зоны России»; гербарий, карточки с изображением зверей и птиц.
Цель: познакомить учащихся с природой Арктики.
Задачи урока:
Предметные:
сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических
пустынь;
познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми
существами, взаимосвязями в природе);
определить значение данной зоны для человека, её использование;
установить экологические связи в этой природной зоне.
Метапредметные:
развивать познавательную активность учащихся;
умение анализировать с опорой на раннее изученный материал;
формировать умение самостоятельно пользоваться учебником, дополнительным
материалом, компьютерными средствами для изучения нового материала;
формировать умение работать в группе, способность к сотрудничеству с
взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении
совместных заданий.
Личностные:
бережное
природе, представление об
человека за свои поступки на основе понимания их
отношение
воспитывать
ответственности
последствий;
к
понимание того, как знания и умения могут быть полезны в жизни;
самоанализ своей деятельности. .
Ход урока
1. Организационный момент. 1 мин.
Найдите на столах солнышко. Если у вас хорошее настроение, вы спокойны, то
покажите мне его, если вы расстроены, вам неуютно, то накройте его тучкой, а
мы постараемся, чтобы настроение на уроке у всех было отличное.
2. Актуализация знаний. 4
мин.
На доске написаны слова: Арктика, тундра,
степь, пустыня, тайга, субтропики,
смешанные и широколиственные леса.
Прочитайте слова. Что они обозначают?
Ответ: Игумнова К. Это названия природных
зон России?
Почему на доске появились названия природных зон?
Ответ: Савельев В.: Мы их изучаем.
Верно, но для их изучения не хватает важного предмета.
Отгадайте загадку и покажите отгадку.
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все — СОЛНЦЕ. (На интерактивной доске появляется солнце)
Давайте рассмотрим карту природных зон России. Почему на ней изображены
цветные полосы?
Ответ: Виноградов А. Так условно обозначают природные зоны.
Почему ?
Ответ: Матюшина А. Каждая природная зона отличается одна от другой.
Чем?
Ответ: Савельев И. Отличаются растениями.
Ответ: Самсонов Н. Животными.
Ответ: Игумнова К. Отличается погода.
Учитель (уточняет). А ещё для каждой из природных зон характерны почва. Труд
людей обусловлен погодными условиями, полезными ископаемыми, их разработкой.
Почему природа нашей страны такая разнообразная? Какая главная причина того,
что в один и тот же период на севере стоят морозы, идёт снег, а на юге, в Сочи
люди купаются в море? Ответ: Ларионов В. Солнце неравномерно обогревает Землю, поэтому происходит
смена природных зон.
Что значит неравномерно?
Ответ: Игумнова К. В северных и южных районах солнечные лучи падают наклонно,
они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают её, а чем ближе к экватору,
лучи падают отвесно и сильнее нагревают Землю.
Посмотрите на карту, сделайте вывод о территории нашей страны.
Ответ вывод: Иванова В. Территория нашей страны большая.
Она простирается на тысячи километров с севера на юг, с запада на восток (
показ по карте). Лучи солнца неравномерно освещают и нагревают её, а от
количества тепла
зависит погода, которая, в свою очередь, влияет на жизнь
растений, животных и деятельность людей. Поэтому, природу каждой зоны мы
изучаем по плану. Напомним его.
Учебник стр.71. Читаем план и сверяем его с планом на доске.
3. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности. 3
мин.
В какой природной зоне мы с вами живём?
Ответ. Безмельников Д. В зоне лесов.
Покажите на карте.
Кто из вас был на юге нашей страны? Где вы были?
Ответы. В Крыму, в Сочи, в Абхазии.
Покажите на карте. (Показывают).
Послушайте отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь».
(Чтение стихотворения учителем).
На пришкольной территории.
2016 год.
Прочитайте тему урока.
(Тема открывается на доске).
Ребята, о какой части нашей страны
говорится в этих строках?
Ответ: Коуру М. О северной.
Покажите на карте.
Какие строчки стихотворения вам
подсказали, что речь идёт о севере?
Определите тему урока.
Верно. Мы с вами отправимся
туда, где царство снега, царство льда. Какую цель урока поставим?
Ответ. Гусева Л. Познакомиться с природой Арктики.
Посмотрите на план изучения зоны. Какие задачи стоят перед нами?
Ответы: Изучить расположение Арктики, её растительный и животный мир.
Узнать деятельность человека в этой природной зоне.
4. Открытие нового знания. 20 мин.
1. Определение проблемы. 3 мин.
Обратите внимание на тему. Какое слово темы выделено?
Ответ. Поважнюк М. Пустыня.
Объясните значение слова пустыня.
Ответ. Коуру М. Там ничего нет, пусто?
Так ли это? Что же мы будем изучать?
Ответ. Виноградов А. Да, там один лёд.
Ответ. Корчагин С. Но там ведь белый медведь живёт, значит есть жизнь. А
растений наверное нет.
Ответ. Безмельников Д. А я читал, что там есть мхи.
Сколько разных ответов. Так ли уж пуста "ледяная пустыня"? (проблемный вопрос)
Вот это и придётся выяснить.
Сегодня наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических
пустынь, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. А вы
становитесь членами экспедиции: географы, ботаники, зоологи и краеведы.
Посмотрите на план изучения Арктики. Какой вопрос зададим географам?
Ответ. Безмельников Д. Где расположена Арктика?
Кто из учёных будет изучать живую природу?
Ответ: ботаники и зоологи.
Ботаники растительный мир, а зоологи животный.
Кто будет изучать труд людей в Аарктике.
Ответ. Матюшина А. Краеведы.
Остался один вопрос – неживая природа. Кого мы попросим его рассмотреть?
Ответ. Виноградов А. Географам.
Перед экспедицией давайте найдём на карте край, куда мы отправляемся.
– Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь. Каким цветом она
показана?
Ответ: голубым.
Как вы думаете почему? Что включает в себя Арктика?
Ответ. Белозёров А. Северный Ледовитый океан.
И не только. К Арктике так же относят моря и острова Северного Ледовитого
океана. Вот тот край, который мы будем изучать! Работа в группах. 15 мин.
2.
1) Деление на группы. Выдача кейсов. Объяснение задания. 2 мин.
Класс делится на 4 подгруппы: «Ботаники», «Зоологи», «Географы» «Краеведы»
по 56 человек». (Учитель сам определяет членов каждой команды.)
У каждой группы на столе задание экспедиции. А также у каждого лист из
журнала экспедиции. Заполнять мы его будем тогда, когда получим знания.
Для работы каждой группе предлагается кейс. Объяснение работы группы, обращаем
внимание на критерии оценки.
«Географы»
Проблемный вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия?
1. Где находится Арктика?
2. Какие моря омывают Арктику? Как они влияют на климат Арктики?
3. Каковы природные условия в этой зоне?
4. Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
Кейс №1
Карта природных зон.
1.
2. Физическая карта.
3. Учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс.
4. Энциклопедия «Хочешь знать почему?»
5. Картинки.
6. Фломастеры.
7. Толковый словарь Ожегова.
8. http://megaznanie.ru/index.php/animalworld/arcticanimals/5511201011280908
29.htmlМегапортал знаний.
9. http://worldatlas.ru/wpcontent/399.jpg Арктика.
10.http://o6oi.ru/main.php/607464/Lights_4.jpg северное сияние.
Критерии оценки 5 баллов в выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы
моря, омывающие Арктику и их влияние на климат, показаны острова. Рассказано о
явлениях природы, которые можно наблюдать
работа.
Использование в выступлении наглядного материала.
Выступление заканчивается
выводом.
4 балла – в выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы
моря, омывающие Арктику и их влияние на климат, показаны острова. Рассказано о
явлениях природы, которые можно наблюдать в Арктике. – 4 балла.
в Арктике. Словарная
Группа географов:
Виноградов А.
Гусева Л.
Игумнова К.
Поважнюк М.
Коуру М.
Горюнов А.
«Ботаники»
Проблемный вопрос: Способны ли растения жить в ледяной пустыне?
1. Какие группы растений встречаются в Арктике? Почему в Арктике живут только
эти растения?
2. Как они приспособились к суровым условиям жизни?
3. Каковы экологические связи растений с другими обитателями крайнего Севера?
Кейс №2
1. Учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс.
2. Энциклопедия «Я познаю мир. Растения, животные».
3. Картинки.
4. Гербарий.
5. Фломастеры.
6. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель для начальной школы. – М:
Просвещение, 2014.
7. http://clow.ru/arussia/094.html ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРИРОДЫ Растения Арктики
8. http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2012/work/hohlova/plants.html
Живая Арктика
9. http://www.arcticinfo.ru/Encyclopedia/Rubric/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE
%D1%82%D0%BD%D1%8B
%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82
%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC
%D0%B8%D1%80 Животный и растительный мир
10.http://mariflower.ru/img5/moh1.jpg мох
11.http://900igr.net/datai/priroda/Arktika.files/0018040Lishajniki.jpg лишайники
12.http://lifeunderwater.ru/wpcontent/uploads/2012/01/111.jpg водоросли
13.http://www.rusarc.ru/img/upload/1.jpg – полярный мак
Критерии оценки 5 баллов в выступлении есть понятное объяснение тому, как растения
приспособлены к условиям жизни в Арктике, рассказано о конкретных растениях.
Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается
выводом.
4
балла в выступлении есть понятное объяснение тому, как растения
приспособлены к условиям жизни в Арктике. Использование в выступлении
наглядного материала. Выступление заканчивается выводом.
Группа ботаников:
Ашуров Б.
Суховская А.
Козлова Н.
Варзин Д
Рыжий Е.
Проблемный вопрос: Способны ли животные обитать в ледяной пустыне?
«Зоологи»
1. Какие группы животных обитают в Арктике?
2. Как они приспособились к суровым условиям жизни?
3. Экологические связи обитателей Арктики
4. Проблемы охраны животных Крайнего Севера
Кейс №3
1. Учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс.
2.Энциклопедия «Я познаю мир. Растения, животные».
3. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель для начальной школы. – М:
Просвещение, 2014.
4. Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый
медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, пингвин.
5. Красная Книга России. Животные.
6.Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М:
Просвещение, 2011.
7. Фломастеры.
8.http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2012/work/hohlova/plants.html
Живая Арктика
9.http://www.arcticinfo.ru/Encyclopedia/Rubric/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE
%D1%82%D0%BD%D1%8B
%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%
B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80
Животный и растительный мир
10.http://oboxote.ru/wpcontent/uploads/2011/03/057.jpg белый медведь
11.http://www.lokast.ru/images/tyulenkraboed_1.jpg тюлень
12.h1ttp://animalswild.ru/uploads/1293640027_marinewalrusanim0022.jpg морж
13.http://www.floranimal.ru/pages/animal/k/1620.jpg кайра
14.http://t3.gstatic.com/images? q=tbn:ANd9GcQO88oRONKVwk6G8nOtuLqb7eX6sbu_KaGixu3ck1sujDNIZn7p сайка
15. http://animalworld.com.ua/images/2009/upload/Fratercula_1.jpg тупики
Критерии оценки
5 баллов в выступлении есть понятное объяснение тому, как животные
приспособлены к условиям жизни в Арктике, рассказано о конкретных растениях.
Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается
выводом.
4 балла в выступлении есть понятное объяснение тому, как животные
приспособлены к условиям жизни в Арктике. Использование в выступлении
наглядного материала. Выступление заканчивается выводом.
Группа зоологов:
Леован А.
Барков И.
Савельев И.
Иванова В.
Ларионов В.
«Краеведы»
Проблемный вопрос: Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику?
1. Чем всегда была привлекательна Арктика для людей?
2. Чем занимаются люди в Арктике в наши дни?
3. Как влияет деятельность людей на природу Крайнего Севера?
Кейс №4
1.Учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс.
2.Физическая карта.
3. Карта природных зон.
6.Фломастеры.
7.Толковый словарь Ожегова.
8.http://megaznanie.ru/index.php/animalworld/arcticanimals/5511201011280908
29.htmlМегапортал знаний.
Критерии оценки
5 балловв выступлении есть понятное объяснение тому, как деятельность людей
влияет на природу зоны арктических пустынь. В выступлении перечислены все
варианты того, как нужно охранять природу в этой зоне. Использование в
выступлении наглядного материала. Выполнена словарная работа. Выступление
заканчивается выводом.
4баллав выступлении есть понятное объяснение тому, как деятельность людей
влияет на природу зоны арктических пустынь. В выступлении перечислены все
варианты того, как нужно охранять природу
в этой зоне. Использование
наглядного материала.
Группа краеведов: Матюшина А.
Корчагин С.
Безмельников Д.
Морозов С.
Новосёлова К.
Самсонов Н.
Самостоятельная работа с кейсом.
Ребята работают с кейсом. Они пользуются книгами, отыскивая в них информацию и
обсуждая ее. В классе три компьютера – имеют возможность воспользоваться интернет –
ресурсами, надо навести курсор на адрес, появляется информация.
Фронтальная и индивидуальная консультация учителя.
5.Физкультминутка. Песня «Гдето на белом свете» 1 мин
6. Закрепление материала. 8 мин.
Выступления учащихся (защита проектов) с первичным закреплением.
Сейчас нам предстоит обсудить результаты наших открытий. Прежде чем приступить к
этой работе хочу еще раз обратить внимание на критерии оценивания ваших работ.
После выступления группы каждая команда имеет право задать вопрос выступающим.
Ребята заполняют самостоятельно журнал экспедиции.
ЖУРНАЛ ЭКСПЕДИЦИИ
Арктикацарство льда и снега.
Географическое
положение
……………………………………………………океан,
с …………………… и ………………………… .
Освещённость
…………………….день………………….ночь
……………………………………..
Растительный мир
Л……………………, …………………….,
………………….мак
Животный мир
Рыбы, …………………….. :…………,………………..,
………………. ; морж, …………………………………,
………………….. .
Деятельность людей
Научные …………….. , ……………промысел,
………………. , Северный ………………………………
. На обратной стороне после своего выступления группа заполняет лист самооценки:
Лист самооценки работы в группе.
Отметьте галочками вариант, соответствующий вашей работе в группе.
всегда иногда никогда
Я планировал свою деятельность вместе с
одноклассниками
Я высказывал свои предложения и идеи
Я помогал одноклассникам, если они испытывали
трудности
Я участвовал в создании совместного продукта
Я участвовал в демонстрации продукта
Я хорошо работал в группе
Я доволен своим вкладом в работу группы
Да
Нет
Не совсем
7.Включение нового знания в систему знаний. 5 мин.
1) Ответ на проблемный вопрос. 3 мин.
Перед началом экспедиции перед нами стоял вопрос
Так ли уж пуста "ледяная пустыня"?
Что нам удалось выяснить?
Ответы детей: Человек там не живёт, а работает. Там не совсем пусто. Встречаются
животные, растут растения.
Дополнительный вопрос (если есть время)
В чём сходство и в чем различие арктических пустынь с пустыней Сахара?
Ответ. Новосёлова К. Огромные территории не заселены. Животный и растительный
мир не разнообразен. Животные и растения приспосабливаются к суровым условиям.
Ответ. Безмельников Д. В Сахаре жарко, пески, в Арктике холодно, вечная
мерзлота.
В чём причина?
Ответ: Ашуров Б. Солнце неравномерно освещает поверхность Земли.
К чему это приводит?
В Арктике очень низкие температуры. Почва оттаивает на 3050см растения
низкорослые с короткой корневой системой, а в пустыне Сахара очень жарко,
пески, растениям надо доставать воду, расположенную глубоко и корневая система
у них длинная. В Арктике вода – вода утратила возможность течь, переливаться,
она в твёрдом состоянии, а в пустыне вода глубоко. Поэтому растительный мир
неразнообразен, беден, но там совсем не пусто. 2) Работа с заданиями ЦОРа. 3 мин.
Электронное учебное пособие для начальной школы
«Природа. Человек. Общество»
8. Подведение итогов урока. 2 мин.
Какая цель нашей экспедиции?
Ответ: Горюнов А. Изучить природу Арктики.
Достигла ли наша экспедиция цели?
Ответ. Самсонов Н. Да, достигла.
Какие задачи стояли перед нами?
Ответы: Познакомиться с географическим положением Арктики.
Узнать какие животные обитают. Какие растения можно встретить.
Деятельность человека в Арктике.
Решение каких задач было самым трудным?
Где пригодятся в жизни новые знания?
9. Рефлексия. 2 мин.
Что нового вы узнали на уроке?
Интересно ли было вам работать в команде?
Что было особенно интересным?
Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью солнышек. Я всё понял. Я задумался. Мне было трудно. Я во многом не разобрался.
Домашнее задание.
Выбери домашнее задание, которое тебе интересно.
1.Приготовить сообщение об одном из животных Арктики.
2.Изобразить Арктику в рисунке.
3. Подготовить 5 вопросов проверочной работы по теме «Зона арктических пустынь»
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.