Урок окружающего мира 4 класс
Оценка 4.8

Урок окружающего мира 4 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
окружающий мир
4 кл
08.06.2017
Урок  окружающего  мира 4  класс
Зона арктических пустынь 4 класс УМК Школа России Индивидуальные и групповые формы работы. Проблемное обучение. Ребята отправляются в Арктику и с помощью КЕЙС-технологии изучают животный и растительный мир арктических пустынь. На уроке организовано не только изучение но и закрепление нового материала.Конспект урока по ФГОС
арктика 4.docx
Автор: Гирич  Виктория  Васильевна Предмет: окружающий мир (УМК «Школа России») Тема: «Зона  арктических  пустынь» Класс: 4 Учебно­методическое обеспечение:  Учебник   Плешаков   А.А.   Окружающий   мир.   Учебник   для   четвёртого   класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6­е изд. – М.: Просвещение, 2014.  Е.М.   Тихомирова   Поурочные   разработки   по   предмету   «Окружающий   мир»/   М: Издательство «Экзамен», 2014 год. Время реализации занятия: 45 минут  Тип урока: изучение нового материала  с  первичным  закреплением. Форма урока: урок – исследование с использованием  кейс – метода Вид кейса – обучающий Оборудование: фломастеры, бумага; проектор, интерактивная доска;  карта «Природные зоны России»;  гербарий,  карточки с изображением зверей  и  птиц. Цель: познакомить учащихся с природой Арктики. Задачи урока: Предметные:       ­   сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических               пустынь;  познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе);   определить значение  данной зоны для человека, её использование;  установить  экологические  связи  в  этой  природной  зоне. Метапредметные:  развивать познавательную активность учащихся;  умение анализировать с опорой на раннее изученный материал;   формировать умение самостоятельно пользоваться учебником,  дополнительным материалом,  компьютерными  средствами для изучения нового материала;   формировать   умение     работать   в   группе,   способность   к   сотрудничеству   с взрослыми   и   сверстниками   на   основе   взаимодействия   при   выполнении совместных заданий. Личностные:    бережное     природе,   представление   об   человека   за   свои   поступки   на   основе   понимания   их   отношение    воспитывать   ответственности   последствий;   к    понимание того, как знания и умения могут  быть полезны в жизни;  самоанализ   своей  деятельности. .  Ход  урока 1. Организационный  момент.                                                1  мин. Найдите  на  столах  солнышко.  Если  у  вас  хорошее  настроение,  вы  спокойны,  то   покажите  мне  его,  если  вы  расстроены,  вам  неуютно,  то  накройте  его  тучкой,  а   мы  постараемся,  чтобы  настроение   на  уроке  у  всех  было  отличное.      2.  Актуализация  знаний.                                                           4   мин. На  доске  написаны  слова:  Арктика,  тундра,   степь,  пустыня,  тайга,  субтропики,   смешанные  и  широколиственные  леса. ­Прочитайте  слова.  Что  они  обозначают? Ответ: Игумнова  К.  Это  названия  природных зон  России? ­Почему  на  доске  появились  названия  природных  зон? Ответ: Савельев  В.:  Мы   их  изучаем. ­Верно,  но  для  их  изучения  не  хватает  важного  предмета. Отгадайте  загадку  и  покажите  отгадку. Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не   знаешь, Улыбаешься   в    оконце, И зовут тебя все — СОЛНЦЕ.   (На  интерактивной  доске  появляется  солнце) ­   Давайте   рассмотрим   карту   природных   зон   России.     Почему     на     ней     изображены цветные  полосы? Ответ: Виноградов  А.   Так  условно    обозначают  природные  зоны. ­Почему ? Ответ:  Матюшина  А. Каждая    природная  зона  отличается  одна  от  другой. ­Чем? Ответ: Савельев  И.  Отличаются  растениями. Ответ: Самсонов  Н.   Животными. Ответ: Игумнова  К. Отличается  погода. Учитель  (уточняет).  А  ещё  для  каждой  из  природных  зон   характерны     почва.  Труд людей  обусловлен  погодными  условиями,  полезными  ископаемыми,  их  разработкой. ­ Почему  природа  нашей  страны  такая  разнообразная?  Какая   главная  причина  того, что  в  один  и  тот  же  период  на  севере  стоят  морозы,  идёт  снег,  а  на   юге,  в  Сочи люди  купаются  в  море? Ответ: Ларионов  В. Солнце  неравномерно  обогревает  Землю,   поэтому  происходит смена природных  зон.  ­Что  значит  неравномерно? Ответ: Игумнова  К. В  северных  и  южных  районах  солнечные  лучи  падают  наклонно, они  скользят  по  поверхности  Земли  и  слабо  нагревают  её, а  чем  ближе  к  экватору, лучи  падают  отвесно  и  сильнее  нагревают  Землю. ­Посмотрите  на  карту,  сделайте  вывод  о  территории  нашей  страны. Ответ ­  вывод:  Иванова  В. Территория  нашей  страны  большая. ­     Она    простирается    на  тысячи  километров  с  севера  на  юг,  с  запада  на   восток  ( показ   по   карте).   Лучи   солнца   неравномерно   освещают   и   нагревают   её,   а   от количества  тепла    зависит   погода,   которая,   в   свою   очередь, влияет   на   жизнь растений,   животных   и   деятельность   людей. Поэтому,   природу   каждой   зоны   мы изучаем  по  плану.    Напомним   его.                    Учебник  стр.71.   Читаем  план   и  сверяем  его  с  планом  на  доске. 3.    Мотивация  (самоопределение)   учебной  деятельности.    3  мин. ­ В  какой  природной  зоне  мы   с  вами  живём? Ответ. Безмельников  Д.  В  зоне  лесов. ­Покажите    на   карте. ­Кто  из    вас  был  на  юге   нашей  страны?  Где  вы  были? Ответы.  В  Крыму,  в  Сочи,   в  Абхазии. ­Покажите  на  карте.  (Показывают).       ­   Послушайте отрывок из стихотворения    И.  Никитина  «Русь».   (Чтение   стихотворения  учителем). На  пришкольной  территории. 2016  год. ­Прочитайте  тему  урока.   (Тема  открывается  на  доске). ­ Ребята, о какой части нашей страны    говорится в этих строках? Ответ: Коуру  М.   О  северной.  Покажите  на  карте. ­Какие  строчки стихотворения вам   подсказали,  что  речь  идёт  о  севере?  ­Определите  тему  урока. ­Верно.  Мы    с  вами       отправимся   туда,  где  царство  снега,  царство  льда. ­Какую  цель  урока  поставим? Ответ. Гусева  Л.  Познакомиться  с  природой  Арктики. ­Посмотрите  на  план  изучения  зоны. Какие  задачи  стоят  перед  нами? ­  Ответы:  Изучить  расположение  Арктики,  её  растительный  и  животный  мир. Узнать   деятельность  человека  в  этой  природной  зоне. 4.  Открытие  нового  знания.                                                20  мин. 1. Определение  проблемы.                                                                                   3  мин. ­Обратите  внимание  на  тему.  Какое  слово  темы  выделено?   Ответ.  Поважнюк  М.    Пустыня. ­Объясните  значение  слова  пустыня. Ответ. Коуру  М.   Там  ничего  нет,  пусто? ­Так  ли  это? Что  же  мы  будем  изучать?  Ответ.  Виноградов  А.  Да,  там    один  лёд. Ответ.  Корчагин  С.    Но  там  ведь  белый  медведь  живёт,  значит  есть  жизнь.  А   растений  наверное  нет. Ответ. Безмельников  Д.   А  я  читал,  что  там  есть  мхи. ­Сколько  разных  ответов. Так ли уж пуста "ледяная пустыня"?  (проблемный  вопрос) Вот  это  и  придётся  выяснить.     Сегодня  наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. А  вы становитесь членами экспедиции: географы, ботаники, зоологи и краеведы.    ­Посмотрите  на  план  изучения  Арктики.   Какой  вопрос  зададим  географам?  Ответ. Безмельников  Д.   Где  расположена  Арктика? ­Кто  из  учёных  будет  изучать  живую  природу? Ответ: ботаники  и  зоологи. Ботаники ­  растительный  мир,  а  зоологи ­  животный. ­Кто  будет  изучать  труд  людей  в Аарктике. Ответ. Матюшина  А.  Краеведы. ­Остался  один  вопрос – неживая  природа.  Кого  мы  попросим  его   рассмотреть? Ответ.  Виноградов  А.  Географам.              Перед экспедицией давайте найдём на карте край, куда мы отправляемся.   –  Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь.   Каким   цветом   она показана?  Ответ:  голубым. ­Как  вы  думаете  почему?    Что  включает  в  себя  Арктика? Ответ.   Белозёров  А.   Северный  Ледовитый  океан. ­И  не  только.  К  Арктике  так же  относят  моря  и  острова  Северного  Ледовитого океана.  Вот  тот  край,  который  мы  будем  изучать! Работа  в  группах.                                                                                  15  мин. 2. 1)   Деление  на  группы.  Выдача  кейсов.  Объяснение  задания.     2  мин.             Класс делится на 4 подгруппы: «Ботаники», «Зоологи», «Географы»   «Краеведы» по  5­6  человек».  (Учитель сам определяет членов каждой команды.)    ­У  каждой  группы  на  столе   задание  экспедиции.  А  также  у  каждого  лист  из журнала  экспедиции. Заполнять  мы  его  будем  тогда,  когда  получим  знания.   Для работы каждой группе предлагается кейс. Объяснение  работы  группы,  обращаем внимание  на  критерии  оценки. «Географы» Проблемный вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия? 1. Где находится Арктика?  2. Какие моря омывают Арктику? Как они влияют на климат Арктики? 3. Каковы природные условия в этой зоне?  4. Какие явления природы можно наблюдать  в Арктике? Кейс  №1  Карта  природных  зон. 1. 2. Физическая  карта. 3. Учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. 4. Энциклопедия  «Хочешь   знать  почему?» 5. Картинки. 6. Фломастеры. 7. Толковый  словарь  Ожегова.   8. http://megaznanie.ru/index.php/animalworld/arcticanimals/5511­2010­11­28­09­08­ 29.htmlМегапортал знаний.  9. http://world­atlas.ru/wp­content/399.jpg ­ Арктика. 10.http://o6oi.ru/main.php/60746­4/Lights_4.jpg ­северное сияние. Критерии  оценки 5  баллов  ­  в выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы моря, омывающие Арктику и их влияние на климат,      показаны   острова. Рассказано о явлениях   природы,   которые   можно   наблюдать     работа. Использование   в   выступлении   наглядного   материала.  Выступление   заканчивается выводом.  4   балла –   в   выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы моря, омывающие Арктику и их влияние на климат, показаны   острова. Рассказано о явлениях природы, которые можно наблюдать  в Арктике. – 4 балла.   в   Арктике.   Словарная   Группа  географов: Виноградов  А. Гусева  Л. Игумнова  К.   Поважнюк  М. Коуру  М. Горюнов  А. «Ботаники» Проблемный вопрос: Способны ли растения жить в ледяной пустыне? 1. Какие группы растений встречаются в Арктике? Почему в Арктике живут только эти растения? 2. Как они приспособились к суровым условиям жизни? 3. Каковы экологические связи растений с другими обитателями крайнего Севера? Кейс  №2 1. Учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. 2. Энциклопедия  «Я познаю мир. Растения, животные».  3. Картинки. 4. Гербарий. 5. Фломастеры. 6. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас  – определитель для начальной школы. – М: Просвещение, 2014. 7. http://clow.ru/a­russia/094.html ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРИРОДЫ Растения Арктики 8. http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2012/work/hohlova/plants.html  Живая Арктика 9. http://www.arctic­info.ru/Encyclopedia/Rubric/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE %D1%82%D0%BD%D1%8B %D0%B9%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82 %D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC %D0%B8%D1%80  Животный и растительный мир 10.http://mariflower.ru/img5/moh1.jpg ­ мох 11.http://900igr.net/datai/priroda/Arktika.files/0018­040­Lishajniki.jpg ­ лишайники 12.http://lifeunderwater.ru/wp­content/uploads/2012/01/111.jpg ­ водоросли 13.http://www.rus­arc.ru/img/upload/1.jpg – полярный мак Критерии  оценки 5   баллов   ­   в  выступлении   есть   понятное   объяснение   тому,   как   растения приспособлены к условиям жизни в Арктике, рассказано о конкретных растениях. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом.  4     балла  ­   в   выступлении   есть   понятное   объяснение   тому,   как   растения приспособлены   к   условиям   жизни   в   Арктике.   Использование   в   выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом.   Группа  ботаников: Ашуров  Б. Суховская  А. Козлова  Н. Варзин  Д Рыжий  Е. Проблемный вопрос: Способны ли животные обитать в ледяной пустыне? «Зоологи» 1. Какие группы животных обитают в Арктике? 2. Как они приспособились к суровым условиям жизни? 3. Экологические связи обитателей Арктики 4. Проблемы охраны животных Крайнего Севера Кейс  №3 1. Учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. 2.Энциклопедия  «Я познаю мир. Растения, животные».  3. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас  – определитель для начальной школы. – М: Просвещение, 2014. 4.  Карточки   с   изображением   птиц   и   животных:   чайки,   кайры,   гагары,   тупики,   белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, пингвин. 5. Красная  Книга  России.  Животные. 6.Плешаков   А.А.   Зеленые   страницы:   Книга   для   учащихся   начальных   классов.   –   М: Просвещение, 2011. 7. Фломастеры. 8.http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2012/work/hohlova/plants.html Живая Арктика 9.http://www.arctic­info.ru/Encyclopedia/Rubric/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE %D1%82%D0%BD%D1%8B %D0%B9%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0% B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80 Животный и растительный мир 10.http://oboxote.ru/wp­content/uploads/2011/03/057.jpg ­ белый медведь 11.http://www.lokast.ru/images/tyulen­kraboed_1.jpg ­ тюлень 12.h1ttp://animals­wild.ru/uploads/1293640027_marine­walrus­anim0022.jpg ­ морж 13.http://www.floranimal.ru/pages/animal/k/1620.jpg ­ кайра 14.http://t3.gstatic.com/images? q=tbn:ANd9GcQO88oRONKVwk6G8nOtuLqb7eX6sbu_KaGixu3ck1sujDNIZn7p ­ сайка 15. http://animalworld.com.ua/images/2009/upload/Fratercula_1.jpg­ тупики Критерии  оценки 5   баллов   ­   в  выступлении   есть   понятное   объяснение   тому,   как   животные приспособлены к условиям жизни в Арктике, рассказано о конкретных растениях. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом.  4     балла  ­   в   выступлении   есть   понятное   объяснение   тому,   как   животные приспособлены   к   условиям   жизни   в   Арктике.   Использование   в   выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом.   Группа  зоологов: Леован  А. Барков  И. Савельев  И. Иванова  В. Ларионов  В. «Краеведы»             Проблемный вопрос: Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику? 1. Чем всегда была привлекательна Арктика для людей? 2. Чем занимаются люди в Арктике в наши дни? 3. Как влияет деятельность людей на природу Крайнего Севера? Кейс  №4 1.Учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. 2.Физическая  карта. 3. Карта  природных  зон. 6.Фломастеры. 7.Толковый  словарь  Ожегова.   8.http://megaznanie.ru/index.php/animalworld/arcticanimals/5511­2010­11­28­09­08­ 29.htmlМегапортал знаний.  Критерии  оценки 5 баллов­в выступлении есть понятное объяснение тому, как деятельность людей влияет   на   природу   зоны   арктических   пустынь.   В   выступлении   перечислены   все варианты   того,   как   нужно   охранять   природу     в   этой   зоне.   Использование   в выступлении наглядного материала. Выполнена   словарная   работа. Выступление заканчивается выводом.  4балла­в   выступлении   есть   понятное   объяснение   тому,  как   деятельность   людей влияет   на   природу   зоны   арктических   пустынь.   В   выступлении   перечислены   все варианты   того,   как   нужно   охранять   природу     в   этой   зоне.   Использование наглядного  материала.  Группа    краеведов: Матюшина  А. Корчагин  С. Безмельников  Д. Морозов  С. Новосёлова К. Самсонов  Н.    Самостоятельная работа с кейсом.                                              Ребята работают с кейсом. Они пользуются книгами, отыскивая в них информацию и обсуждая ее. В классе три компьютера – имеют возможность воспользоваться интернет – ресурсами,  надо  навести  курсор  на  адрес,  появляется  информация.   Фронтальная  и  индивидуальная  консультация  учителя. 5.Физкультминутка. Песня  «Где­то  на  белом  свете»     1  мин 6. Закрепление  материала.                                                           8  мин. Выступления учащихся (защита проектов)   с  первичным  закреплением. ­ Сейчас нам предстоит обсудить результаты наших открытий. Прежде чем приступить к этой работе хочу еще раз  обратить внимание на критерии оценивания ваших работ.  ­После выступления группы каждая команда имеет право задать вопрос выступающим.  ­Ребята  заполняют  самостоятельно   журнал  экспедиции. ЖУРНАЛ  ЭКСПЕДИЦИИ Арктика­царство  льда  и  снега. Географическое положение ……………………………………………………океан, с   ……………………   и    …………………………  . Освещённость …………………….день………………….ночь …………………………………….. Растительный  мир Л……………………,  ……………………., ………………….мак Животный  мир Рыбы,  …………………….. :…………,……………….., ……………….  ;   морж, …………………………………, …………………..  . Деятельность  людей Научные  …………….. ,  ……………промысел, ……………….  ,  Северный  ………………………………  . На  обратной  стороне  после  своего  выступления  группа  заполняет  лист  самооценки: Лист самооценки работы в группе. Отметьте галочками вариант, соответствующий вашей работе в группе. всегда иногда никогда Я планировал свою деятельность вместе с  одноклассниками Я высказывал свои предложения и идеи Я помогал одноклассникам, если они испытывали  трудности Я участвовал в создании совместного продукта Я участвовал в демонстрации продукта Я хорошо работал в группе Я доволен своим вкладом в работу  группы                                   Да Нет Не совсем  7.Включение нового  знания  в  систему  знаний.                    5  мин. 1) Ответ  на  проблемный  вопрос.                                                                         3  мин. ­ Перед  началом  экспедиции  перед  нами  стоял  вопрос Так ли уж пуста "ледяная пустыня"? ­Что  нам  удалось  выяснить? Ответы  детей:  Человек  там  не  живёт,  а  работает. Там  не  совсем  пусто.  Встречаются животные,  растут  растения. Дополнительный  вопрос  (если  есть  время) ­В  чём  сходство  и  в  чем  различие    арктических  пустынь  с  пустыней  Сахара? Ответ.  Новосёлова  К.  Огромные  территории  не  заселены.  Животный  и  растительный  мир  не  разнообразен. Животные  и  растения  приспосабливаются  к  суровым  условиям. Ответ.  Безмельников  Д.  В  Сахаре  жарко,  пески,  в  Арктике  ­  холодно,  вечная   мерзлота. ­В  чём  причина? Ответ: Ашуров  Б. Солнце  неравномерно  освещает  поверхность  Земли. ­К  чему  это приводит? ­  В  Арктике  очень     низкие  температуры.  Почва  оттаивает  на  30­50см­  растения низкорослые  с  короткой  корневой  системой,  а  в  пустыне  Сахара ­  очень  жарко, пески,  растениям  надо  доставать  воду,  расположенную  глубоко  и  корневая  система у  них  ­  длинная.  В  Арктике  ­  вода – вода  утратила  возможность  течь,  переливаться, она  в  твёрдом  состоянии,  а  в  пустыне ­  вода  глубоко. Поэтому  растительный    мир неразнообразен,  беден,  но  там  совсем  не  пусто. 2)  Работа с заданиями  ЦОРа.    3 мин. Электронное  учебное  пособие  для  начальной  школы «Природа.  Человек.  Общество» 8. Подведение  итогов  урока.                                        2  мин. ­Какая цель  нашей  экспедиции? Ответ:  Горюнов  А. Изучить  природу  Арктики. ­Достигла  ли  наша  экспедиция  цели? Ответ.  Самсонов  Н. Да,  достигла. ­Какие  задачи  стояли  перед  нами? Ответы:  Познакомиться  с  географическим  положением   Арктики. Узнать  какие  животные  обитают.  Какие  растения  можно  встретить. Деятельность  человека  в  Арктике. ­Решение  каких  задач  было  самым  трудным? ­Где  пригодятся  в  жизни  новые  знания? 9. Рефлексия.                                                                      2  мин. ­Что  нового  вы  узнали  на  уроке? ­Интересно ли было вам работать в команде? ­ Что  было  особенно  интересным? Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью солнышек. Я  всё  понял.       Я  задумался.  Мне  было  трудно.        Я  во  многом  не  разобрался. Домашнее  задание. Выбери  домашнее  задание,  которое  тебе  интересно. 1.Приготовить сообщение   об  одном  из  животных   Арктики. 2.Изобразить Арктику в рисунке.  3. Подготовить  5  вопросов  проверочной  работы  по  теме  «Зона  арктических  пустынь»

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс

Урок окружающего мира 4 класс

Урок  окружающего  мира 4  класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017