данная разработка учит связно и последовательно рассказывать о наблюдаемых явлениях; правильно строить предложения; раскрывать тему предстоящего сочинения; обогащать словарный запас учащихся; повторять правописание трудных слов. Данная тематика выбрана неслучайно, в распоряжении детей весь материал наблюдений, накопленный во время весенней экскурсии. Кто-то из них захочет написать о весне света, кто-то о весеннем разливе, а кому-то нравится весна зелени и цветов.
Урок окружающего мира Звуки весны.doc
Тема: ЗВУКИ и КРАСКИ ВЕСНЫ
Цели: учить связно и последовательно рассказывать о
наблюдаемых явлениях; правильно строить предложения;
раскрывать тему предстоящего сочинения; обогащать
словарный запас учащихся; повторять правописание
трудных слов; закончить работу над книжкойраскладушкой.
Средства наглядности: выставка рисунков на тему:«Как я
вижу весну»; компьютерная поддержка: слайды, карточки;
музыкальное сопровождение: Вивальди «Весна».
Ход урока
I. Организационный момент:
Звучит музыка А. Вивальди «Весна».
Учитель. Ребята, какое сейчас время года?
Долго длилась зима в этом году, надоело нам слушать завы
вание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали мы
приход весны. Наступала она робко, неуверенно, но так
красиво. О весне можно говорить словами, музыкой,
красками.
На экране появляется слайд темы урока «Звуки и краски
весны».
Скажите, какую цель поставим для себя к уроку?
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Началась та чудная пора, когда природа, пробу
дясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою
жизнью: когда все переходит в волнение, движение, звук,
цвет, запах. Сегодня мы постараемся наши чувства выразить
на бумаге, то есть выступим в роли писателей. Мы будем
готовиться к написанию сочинения о весне. И закончим нашу
книжку раскладушку, которую мы начали делать на
технологии. Рассказать о книге.
Рассматриваются рисунки учащихся. Учащиеся рассказы
вают, что они хотели выразить в своих работах. III. Работа по теме урока.
На экране появляется слайд во время ответов учеников:
ВЕСНА СВЕТА МАРТ. ВЕСНА ВОДЫ АПРЕЛЬ.
ВЕСНА ТРАВЫ И ЦВЕТОВ МАЙ
Учитель. В народе считают, что в природе бывает 3 весны.
Первая весна света. Это какой, повашему, месяц? (Март)
Почему? (Потому что дни стали длиннее, небо светлее.)
Вторая весна весна воды. Это какой месяц? (Апрель)
Почему? (Потому что в апреле начинается таяние
льдов, разлив рек, наводнения. В этом месяце всегда
много воды.)
А весна травы, цветов это какой месяц? (Это май
потому что в мае цветут сады, распускаются листья на
деревьях.)
Давайте проверим правы вы или нет.
Весну в своих произведениях часто воспевали композито
ры. В начале урока вы услышали знакомый вам уже
фрагмент. Из какого произведения этот фрагмент? (Ан
тонио Вивальди «Весна». Художники на своих полотнах
писали красками весну, поэты слагали стихи, народ песни,
пословицы, поговорки. А кто знает, какая птица весну
открывает? (Весну открывают грачи. В народе считают,
что с прилётом грачей начинается весна.)
Как еще в народе говорят о грачах? (Грач на горе весна
на дворе.)
На экране появляется картина Алексея Саврасова «Грачи
прилетели».
Перед вами картина Алексея Саврасова «Грачи
прилетели», лучшая картина художника. Прилетели первые
вестники весны грачи. С весенними криками они летают
над деревьями, хлопочут о жилье.
Какие краски преобладают на этой картине? Представьте себя на том месте, которое изобразил худож
ник. Какие звуки можно услышать, всматриваясь в эту
картину.
В марте наблюдаются очень интересные явления на небе:
низкие серые облака сменяются красивыми белыми
кучевыми. Изменяется снег, появляются проталины.
Какие же словосочетания или фразы можно записать,
обобщая наблюдения за изменениями в природе,
происходящими в марте?
Слайд на доске и Запись в тетради:
МАРТ: грязный снег, темные проталины, крикливые
грачи, звонкая капель, вестники весны.
Какие части речи выражают эти слова. (Существительные
и прилагательные)
В нашей записи только существительные и
прилагательные, но наши чувства выражают и глаголы. Я
предлагаю вам следующее задание (на экране появляется
текст).
В данных предложениях пропущены глаголы.
Пользуясь Правкой, вы должны вставить нужный глагол,
который ярко и красочно передаст настроение весны.
Давайте вспомним на какие вопросы отвечают глаголы?
________радостная весна._______ последний снег в лесу.
_______после зимнего сна. В синем небе_____ стайки
вьются.
просыпается,
Слова для справок: наступила, приходит, исчезает,
пробуждается,
Учащиеся
комментируя, записывают предложения в тетрадь.
Физкультминутка
Весна, весна! Пришла весна!
(Хлопки в ладоши.) Тепло на крыльях принесла.
(Прыжки на месте.) И вот на самом солнцепёке
(ходьба.)
С поднятой гордо головой Расцвёл подснежник голубой.
(Руки в стороны.)
Он весь пушистый, серебристый
(приседания.)
На солнце маленький стоит. (Прыжки.)
Посланец он весны надёжный
Он не боится холодов.
(Наклоны туловища.)
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
(Повороты вправо — влево.)
Учитель. Как разнообразна весна! Только что мы говорили о
весне света, о том, что снег только начинает таять, как перед
нами уже другая весна, весна воды.
На экране картина Левитана «Весна. Большая вода».
— Это полотно Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая
вода». Почему же художник назвал свою картину не просто
«Весна», а «Весна. Большая вода»? (На картине изображен
большой разлив, который бывает не каждый год.)
— Какие цвета преобладают на этой картине, почему?
Посмотрите на другой берег реки. Что вы видите?
Но не все строения затоплены, почему?
Повидимому, это бани. Их обычно строят у реки. Затап
ливает их только тогда, когда река сильно разливается. Вы
знаете, что реки разливаются в апреле. Об этом весеннем
месяце народ тоже сложил поговорку:
Февраль богат снегами, а апрель водой.
~ Родина слова «апрель» Древний Рим. Оно означает теп
лый, солнечный.
Учащиеся записывают на доске и в тетради словосочета
ния и фразы.
АПРЕЛЬ: говорливый ручей, первые цветы. Продолжим эту работу, предлагаю отрывок из рассказа
Георгия Скребицкого «Четыре художника».
1вариант подчеркните словосочетания из текста, который у
вас на карточках, связанные с весной, а второй вариант
подчеркните названия деревьев и все, что с ними связано.
«Вот стоит перед Веснойкрасой лес хмурый и
унылый. Взяла она тонкие нежные кисточки, тронула
зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила
длинные сережки. На склоне оврага кусты черемухи
покрыла мохнатыми гроздьями белых цветов». Один
ученик у доски.
Почему в тексте Весна написана с большой буквы?
Учащиеся комментируют выписанные словосочетания,
записывая их в тетрадь.
От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается
много влаги. Расцветают сады, зеленеют луга, начинается
весна зелени и цветов май. Послушаем стихотворение
Некрасова «Зелёный Шум».
Стихотворение читает ученик «Зелёный май».
Идётгудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено,
И воздух, и вода!
Идётгудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум.
Какое настроение слышится в данных строках? Чем оно
пополнено? (В этих строках мы слышим радость, восторг, ликование. Зеленый Шум это и зелень молодых
листьев, и шепот от легкого дуновения ветерка.)
На что указывает зеленый цвет? (Зеленый цвет это цвет
жизни, т. к. весной оживает природа.)
На экране первоцветы.
— Вы правы, май — это трава, это цветы, это жизнь. Мы
много говорили о весенних изменениях в мае, теперь
запишем словосочетания, относящиеся к маю.
МАЙ: яркая зелень, высокое голубое небо, шепот
молодых листьев, лёгкое дуновение ветерка.
На экране тема сочинения : Звуки и краски весны. Давайте
еще раз посмотрим как сменяют друг друга 3 весны.
(презентацию показывает ученик).
Физминутка
V. Написание сочинения.
Учитель. Теперь вы можете приступить к сочинению
«Звуки и краски весны». В вашем распоряжении весь
материал,
записанный сегодня в тетради, материал
наблюдений, накопленный во время весенней экскурсии.
Ктото из вас захочет написать о весне света, ктото о
весеннем разливе, а комуто нравится весна зелени и цветов.
Но, может, ктото из вас будет писать о весенних
изменениях вообще.
Учащиеся пишут сочинение, после написания каждый
ученик создаёт свою страничку в книжке.
VI. Итог урока.
Учитель. Что нового вы для себя узнали сегодня на уроке?
Что больше всего вам понравилось? Что для вас было
наиболее трудным?
Урок окружающего мира "Звуки и краски весны"
Урок окружающего мира "Звуки и краски весны"
Урок окружающего мира "Звуки и краски весны"
Урок окружающего мира "Звуки и краски весны"
Урок окружающего мира "Звуки и краски весны"
Урок окружающего мира "Звуки и краски весны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.