Урок ОРКСЭ "Национальные праздники"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 08.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель и задачи урока Познакомить с национальными праздниками, обычаями и традициями наших предков. Развитие творческого воображения учащихся. Воспитание интереса и уважения к традициям народов России. 1. Тип урока – урок изучения нового материала 2. Форма работы учащихся - групповая 3. Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор
Иконка файла материала razrabotka_uroka_orkse.doc
2.  № 1  1. Этапы занятия и цели каждого из них 2  Организационный  момент  2. Сообщение темы и цели урока  3. Изучение нового  материала А) Вступительная  беседа «Народные  праздники» Деятельность ученика Время 4 Подготовка рабочих  мест к уроку (в мин.)   5 2 мин. 1 мин. 7 мин. Поиск по «Толковому  словарю»  В. Даля  значения слова  «праздник» Ход урока: Деятельность учителя    3 Приветствие учащихся. ­ Прозвенел звонок. Собрал всех  на урок. Каждый подтянулся,  другу улыбнулся.  Проверка готовности учащихся к  уроку ­ Посмотрите на столы, все ли там готово? И присядем тихо все   ведь работы много. ­ Ребята, сегодня на уроке мы  познакомимся с национальными  праздниками народов России.  ­ У каждого народа есть свои  национальные праздники. Многие  из этих праздников родились ещё  в древности — несколько  столетий или даже тысячу лет  назад. Всё вокруг: одежда,  природа меняется, а  национальные праздники   продолжают жить. ­ Русское слово “праздник”  по  Толковому словарю В. Даля   означает…… ­ Да, это слово происходит от  древнерусского порозденъ, то  есть порожний. Получается, что  праздник — это время пустое,  незанятое, то есть свободное от  труда и других обычных занятий.  Конечно, так оно и есть — не зря  же говорят: есть праздники, и есть будни, обыденные, обычные дни. Праздники в русской деревне  прошлого составляли важную  сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили:  «Мы целый год трудимся для  праздника».Б) Знакомство с  национальными  праздниками 4. Физ.минутка 13 мин. Защита проектов Выступление 1 группы  «Масленица» (сообщение +  презентация). Ответы учащихся Выступление 2 группы  «Сабантуй» (сообщение  + презентация» Учащиеся встают и  выполняют движения  под музыку 3 мин. ­ К сегодняшнему уроку вы  провели большую  подготовительную работу по  группам, приготовили сообщения  и презентации по темам. Слово  предоставляется 1 группе  «Масленица» ­ Много веселых потешных  шуток, прибауток, песен,  пословиц и поговорок связано с  этими днями: "Без блина не  масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а  масленица", "Масленица  объедуха, деньги приберуха",  "Хоть с себя все заложить, а  масленицу проводить", "Не все  коту масленица, а будет и  Великий Пост". ­ Иногда при виде шумной  веселой толпы люди говорят:  «Настоящий сабантуй»! Почему  же они так говорят? И что такое  Сабантуй? ­ Сабантуй ­ это действительно  праздник, народный весенний  праздник у татар и башкир,  посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда  называют праздником плуга  (сабан на татарском языке ­ плуг  и туй ­ праздник).  ­ Слово предоставляем второй  группе «Сабантуй» ­ А теперь пора на праздник!   Развеселый Сабантуй!   Положив на пояс руки   Весело потопаем,   Ручками похлопаем!    Пару раз поприседаем   И друг другу помигаем!   Повторите еще раз    И попрыгаем пять раз! 5. Знакомство с  национальными  праздниками   ­ Один из самых важных  национальных праздников  чувашского народа, посвященный  Выступление 3 группы  «Акатуй» (сообщение +  презентация) 5 мин.6. Закрепление  нового материала 1.Викторина  «Угадай  праздник» 2. Викторина  «Праздники в  пословицах и  поговорках» окончанию весенне­полевых работ – это Акатуй. Слово предоставляем третьей  группе «Акатуй» ­ Национальные праздники  самобытны, история их  зарождения и развития включает  многие сотни лет, знакомя нас с  традициями, особенностями  отдельных народов России. ­ По описанию определите, о  каком национальном празднике  идет речь. А) Красивый национальный  праздник воспитывает любовь к  родной земле и нелегкому  крестьянскому труду. Главными  "персонажами» являются соха и  земля.. Мужчины устраивали  спортивные соревнования. В этот  день  готовили творожную  запеканку чакат и национальный  суп шурпе. Б) Длится праздник  целую  неделю. Это веселые проводы  зимы, озаренные радостным  ожиданием близкого тепла,  весеннего обновления природы.  Блины ­ непременный атрибут  праздника. В) Для празднества выбирается  широкий майдан, чаще всего это  большое поле, где под­ готавливают площадки для  соревнований. С утра со всей  округи на майдан стекаются  празднично одетые люди.  Торжество длится целый день,   главное в празднике  ­ состязания. ­ Даны пословицы и поговорки о народных праздниках. Распределите   их   по   названию праздников. ­ Без блина не масляна. ­ На горках покататься, в блинах поваляться. ­   Маслена:   честная,   весёлая, широкая, всемирный праздник. ­ Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.   3 мин. ­ Это праздник   «Акатуй» ­ Это праздник  «Масленица» ­ Это праздник  «Сабантуй» Работа учащихся в  группах 2 мин.3. Викторина  «Праздники в  картинках» 7. 8. Творческая  деятельность по  группам Выставка работ.  Подведение  итогов урока. ­ Зять на двор — пирог на стол.  ­  Дождь   в  Акатуй  ­   к   богатому урожаю ­ На слайдах репродукции  картин известных художников. Отгадайте,   какие   национальные праздники на них изображены. ­ национальных праздников.   Создайте   эмблемы   для     О   каких   национальных ­ праздниках узнали на уроке? ­   С   какими   национальными традициями   народов   России познакомились? Соотносят слайды с  названием праздников 2 мин. Работа в группах 5 мин. Ответы учащихся 2 мин. Приложение к конспекту урока «Национальные праздники» Выступление 1 группы «Масленица»Самый веселый   праздник русского народа – это Масленица. Длится праздник  целую  неделю. Масленица ­  это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием  близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста»,  «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», " объедуха», «ясочка». Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому  в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста.  Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного  в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не  отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо  и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые,  румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.    На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В  понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду  масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай  соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло  выражение «к теще на блины».   В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины  вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.  Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников,  друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Выступление 2 группы «Сабантуй» Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! По­ чему же они так говорят? И что такое сабантуй  Сабантуй ­ это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир,  посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником  плуга (сабан на татарском языке ­ плуг и туй ­ праздник).  Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых,  собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других.Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки  собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.  Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в  первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые  полотенца, платки, домотканые ковры­паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали  к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой  толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное  настроение.  Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей  округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную  еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев  или на солнечных полянках.  Торжество длится целый день, но главное в сабантуе ­ состязания.  Главное состязание ­ это, конечно же, национальная борьба"көрәш".Обычно недели за две  до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые  работы  и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы  защищать честь родной деревни.  Для победы в "көрәш" требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит  по строгим правилам: противники  обматывают друг друга широкими поясами, задача  заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем  положить его на лопатки.Победитель борьбы "көрәш" – абсолютный батыр ­ получает в  награду живого  барана и с ним на плечах совершает круг почета.Правда, в последнее  время барана часто заменяют каким­нибудь другим ценным призом – телевизором,   холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе "көрәш". Традиционные соревнования сабантуя:  ­ Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».  ­ Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.  ­ Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!  ­ Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.  ­ Выжимание двухпудовой гири.  ­ Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят  ею разбить горшок. ­ Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.  ­ Бег с ложкой во рту. Но ложка­то не пустая, в ней ­ сырое яичко, с которым необходимо  прибежать первым к финишу.  ­ Скачки. Участники – юные наездники 10­15 лет.Интересный момент: награждается не  только победитель,но и тот, кто пришел последним.  Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!  ­ Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.  И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней  лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений:   "өчпочмак", "бишбармак", "чәк­чәк", "бәлеш", "пәрәмәч".  Выступление 3 группы «Акатуй»Один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный  окончанию весенне­полевых работ – это Акатуй. Он хранит древние традиции чувашского  народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду,  искусству, спорту. Праздник пришел из глубины веков. Красивый национальный праздник воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. В переводе «ака» означает сев, «туй» ­  свадьба. Главными "персонажами" на этой символической свадьбе являются соха и земля,  «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день  собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу ­ борьба на  поясах, бег, скачки. В день «Акатуя» варили пиво, готовили творожную запеканку чакат и  национальный суп шурпе. В   наши   дни   праздник   акатуй   посвящен   не   только   прославлению   жизненной   силы   и плодородия земли, величия земледельческого труда, но и является символом сохранения традиций чувашского народа.