Урок по географии.

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 18.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по географии на тему- "Реки в природе и на географической карте".Тип урока: изучение нового материала. Цель урока:расширить и углубить знания о водах суши- реках.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.Оборудование: физическая карта полушарий и России, рисунок “Строение речной системы”, презентация к уроку “Реки”, проектор.
Иконка файла материала мой открытый урок 6 класс!!!.doc
Проект урока географии в 6 классе на тему: «Реки в природе и на географической карте» Учитель географии: Вдовина Татьяна АнатольевнаКласс: 6 Тема урока: Реки в природе и на географической карте Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши ­ реках. Задачи урока:  Образовательные:  Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.   Познакомить с крупнейшими реками России, мира.  Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных  рек  Развивающие:   Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.  Уметь определять водоразделы и бассейны рек. Воспитательные:  Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение  видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Учащиеся должны уметь: Планируемый результат:  Называть и правильно показывать  реки, основные части реки, бассейн, водораздел.  Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.  Описывать реку по плану.  Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: наглядно – иллюстративный,   репродуктивный, частично – поисковый,  практический. Оборудование: физическая карта полушарий и России, рисунок “Строение речной  системы”, презентация к уроку “Реки”, проектор. 1. Организационный момент (1 мин.) Ход урока: 2. Интрига (2 мин.) Я   очень   люблю     читать   и   узнавать   что­то.   И   вот   однажды   до   меня   дошла   следующая информация:          Когда  в  1500  году  испанцы открыли побережье нынешней Бразилии,  они наткнулись на чудо природы,  повергнувшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со  стороны  казалось,  что  сам  ад  разверзнул во  всю  ширь  свою  пасть. Водовороты кишели стволами могучих деревьев,  вырванных с корнем, а плавучиелесные островки, оторванные  от суши, усиливали ужас этого хаоса.       Суеверные   испанцы   крестились  и   испуганно   спрашивали  у   своих попутчиков­ индейцев:      ­ Что это?      ­ Бог, ­ отвечали туземцы, ­ великий, грозный бог!      ­ Какой бог?      ­ Амассона,  ­  испуганно шептали индейцы;  на  их  языке это  означало "крушитель лодок".      По­видимому,  это было устье какой­то  неведомой могучей реки.  Испанцы боязливо обходили грозные водовороты, опасаясь за участь своих судов.      Тридцать лет  спустя,   завоеватели Перу,  вторично открыли эту реку, но на этот раз у её истоков.   Даже   там   своей   мощью   она   поразила     пришельцев.   Самый   дерзкий   моряк, Франсиско де Орельяна,  построил бриг и  пустился на нем в плавание вниз по  реке;  Когда много месяцев спустя он,   наконец,   добрался до   устья реки,   то стал седым ­ вот что сделала с ним величественная река Амазонка!       На вопрос друзей: «Что с ним приключилось?»  Он ответил,  что своими глазами увидел поророку!       Как Вы думаете, что увидел Франсиско де Орельяна?    Подробнее   я расскажу вам чуть позже!   Но чтобы понять величественный смысл этого водного чуда нам надо изучить тему «Реки в природе и на географической карте». 3.Воспоминание (4 мин)        Для начала давайте  повторим материал  прошлого урока. Продолжаем изучать водную оболочку земли – а символом этой оболочки является ­  вода.   1. В каких состояниях вода находится в природе? 2. Докажите, что гидросфера – единая оболочка? 3. Давайте вспомним, какие виды круговорота воды в природе мы выделяем? Малый круговорот, большой круговорот. 4. Опишите малый круговорот воды в природе? 5. В чем отличие большого круговорота воды в природе? 6. Какие виды вод суши мы знаем? 7. Отгадайте загадки: 1.  Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.          (Вода) 2. . Шириною широко,                Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому что не вкусна –  И горька и солона.                      (Море) 4. Плавающая ледяная  гора.                                  (Айсберг) 5. В нее льется, из нее льется, Сама по земле плетется             (Река) 4.Изучение нового материала (8 мин.) 3. По морю идет, идет, А до берега дойдет – тут  и пропадет.                                   (Волна) 6.     Течет, течет – не  вытечет, Бежит, бежит – не  выбежит.                             (Река)Кто из вас видел реку?       Наша последняя загадка была о реке.  Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?   А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро?  Посмотрите на картину:  Что здесь изобразил художник?  А как  вы решили, что это именно река? Используя все признаки реки, давайте попробуем  ответить на вопрос: что такое река? Река­ постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле  (запись темы урокам и  определения в рабочий лист)  Ребята, а название каких рек вы знаете? (перечисляют)     У меня река ассоциируется с человеком, его жизнью и деятельностью. 1. Человек рождается. Место, где  человек родился, называют Родиной     1. И у реки есть место рождения. Оно  называется – родник или исток Работа с рис. 132. стр. 181 учебника 2.Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши  родители живут для вас, вы – для своих  детей. Это и есть смысл жизни.                  2.У реки есть так же смысл жизни. Донести свои  воды до моря, озера или другой реки, что бы ни  нарушить круговорот воды в природе. Место, где река впадает в море, озеро или  другую реку называют – устье аа однорукавное  воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.  Виды  устьев.      Эсту рий –  Устья в виде эстуария имеют такие реки, как Амазонка (широкий, расположен после  дельты), Енисей (Енисейский залив), Обь (Обская губа), Темза, Амур.      Дельта ­ форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.  Устье в виде  дельты имеют такие реки, как Нил, Нева, Дунай, Волга, Лена.     Откройте в атласах физическую карту  полушарий.   Как на карте обозначаются реки?  На карте реки обозначаются   извилистой линией  синего цвета.   А пунктирной линией? (пересыхающие реки). Учитель показывает реки на карте.  Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.   Устье:  Дельта ­ Лена, Волга, Миссисипи;     Эстуарии  ­ Енисей, Амур, Амазонка.          3. У человека  2 руки: правая и левая  3. И у реки есть руки – рукава или притоки:  правые и левые. Чтобы определить, где правый, а где левый приток надо стать по течению реки,  лицом к устью, спиной к истоку. С правой  стороны – правый приток, с левой – левый. Задания по физической карте полушарий: 1. Найдите на карте и назовите притоки Волги. 2. Каким притоком у Волги является река Кама? 3.Каким притоком у Оби является Иртыш?Пользуясь полученными знаниями, выполните задание 1 в рабочих листах. (проверка и корректировка знаний учащихся) Физминутка (с показом на физической карте России у доски) ( 3 мин) 1.Хомяк­турист по кличкой Полга В круиз ушел по речке   … (Волга) 2. Королевич Елисей Прыгнул в речку …. (Енисей) 3. Дятел выбивает дробь На сосне у речки … (Обь) 4. Из Мексики спорсменка­лама Плыла легко по речке … (Кама) 5. Мурлыкала кошка «Мур­мур» Я рыбки хочу из речки …(Амур) 6. По берегу бежала мышь: «Я быстрее, чем ….» (Иртыш) 7. В море Лаптевых полено Плывет весной по речке …(Лена) 8. Француз воскликнул: «Но, пардон, Есть в России речка …»  (Дон) Изучение нового материала (продолжение) (15 мин.) 5. У человека есть дом, где собираются  его друзья, семья 5. И у реки есть дом, охватывающий все ее  притоки, и называется он – речной бассейн Выделим бассейны рек Волга, Обь, Енисей и Лена.  Что является бассейном р. Обь? Западно­Сибирская равнина.  Что разделяет реки Енисей и Лена? Среднесибирское плоскогорье.  Что разделяет реки Обь и Волга? Уральские горы. Введение нового понятия. Граница между речными бассейнами называется водоразделом.  Понижению или повышению в рельефе соответствует речной водораздел? Повышению в рельефе.6 Ребята, что вам необходимо ежедневно, чтобы жить? Правильно ­ питание 6. И реке необходимо питание. Как вы думаете, за счет чего пополняется вода в  реке? (перечисляются источники питания рек) Выполнение Задания 2 в рабочих листах учащихся (3 мин.) 7. Многое в жизни людей зависит от их  настроения Когда приближается время школьных  каникул – у вас поднимается настроение И у реки так же У реки так же есть такой период, когда в одно и  то же время в году поднимается уровень воды в  реке. Называется этот период половодье.  Бывает время,  когда у нас нет  настроения, не все задуманное  получается. Наступает депрессия, а  может  это духовная межень?  Настроение может и резко улучшиться Что ребята вам может быстро поднять  настроение? 8. Кем бы вы хотели стать? Вы мечтаете создавать, творить (о  хорошей работе)? И у реки есть межень – самый низкий уровень  воды в реке.  И у реки может быть резкий, кратковременный  подъем уровня воды. Называется этот режим –  паводок. Обычно паводок наступает из­за  ливневых дождей или резкого таяния снега, льда И река так же создает, творит, работает. Углубление, которое создала река своим  течением, называется – речная долина. Река,   размывая горные породы, создает пороги и  водопады  Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Река размывает  более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых пород образуют пороги.  Преодолевая их, вода бурлит, пенится, высоко вверх летят брызги, возникают водовороты.  При горизонтальном  залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие  породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая,  река низвергается с нее в виде водопада. Водопад не остается на одном месте, он медленно  “пятится” вверх по течению реки по мере того, как поток воды неуклонно разрушает  ступень. Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности. Самый высокий водопад на Земле – находится  в Южной Америке, в бассейне реки  Ориноко. Определите, название этого водопада по координатам: 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель) Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с  шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. 9. Все мы разные по характеру. Кто­то веселый и энергичный,  кто­то  спокойный, уравновешенный. 9 Реки  так же различаются по характеру  течения. Выделяются  горные: быстрые, не  извилистые как Терек и равнинные: спокойные,  извилистые, глубокие  реки как Обь. Задание: сравнение горной и равниной рек по картине на слайде 10. У каждого из нас есть  в жизни роль,  предназначение. Например, роль сына,  дочери, матери 10. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним  о роли рек в нашей жизни:  Орошение  Водоснабжение Транспортный путь  Рыболовство  Зона отдыха и т.д.     Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России      Льва Николаевича Толстого        «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая,  то холодная, то мутная, то теплая, так и люди».  5. Действенное закрепление (6 мин.) Ребята, давайте вместе вспомним основные понятия нашего урока, задание 3 (кроссворд)  Составьте рассказ о строении реки, используя как можно больше понятий и  теминов  (Повторяются ключевые понятия и термины урока) Проблемные вопросы: ­ На каких участках суши рек нет? ­ Когда бывает ледоход на реках Австралии? ­ Где находится самый высокий водопад в мире? 6.  Возврат к интриге (3 мин.)          В реках на севере Бразилии  иногда так же  вырастают волны, которые называют  поророка, что переводится как "сильный шум". В период полнолуния и когда луна начинает  расти, дважды в день (каждые 12 часов) поднимается стена из воды коричневатого цвета.  Река поворачивает вспять. Волна распространяется против течения реки на сотни  километров вверх от устья Амазонки со скоростью 5 — 7,5 м/сек; имеет вид водяного вала,   и  высоту двухэтажного дома Ученые называют такие волны сбойным течением. Наиболее  мощную волну можно увидеть в нижнем течении реки Амазонка.  Поророка долго не исчезает. Серфингисты, в наше время, умудряются на ней даже  прокатится.   Мы все привыкли к волнам в океане.  Но когда человек впервые видит  несущийся на него вал воды в реке  – его охватывает изумление и смертельный ужас. 6. Инструктаж выполнения домашнего задания и оценивание (1 мин) Домашнее задание: § 21. задание 4 в рабочих листах 7. Рефлексия (2 мин.) Я узнал: Я был удивлен: Я открыл для себя:Я еще раз убедился: Я пришел к выводу: Я все же не понял: