Урок по географии.
Оценка 4.9

Урок по географии.

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
география
6 кл
18.02.2019
Урок по географии.
Урок по географии на тему- "Реки в природе и на географической карте".Тип урока: изучение нового материала. Цель урока:расширить и углубить знания о водах суши- реках.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.Оборудование: физическая карта полушарий и России, рисунок “Строение речной системы”, презентация к уроку “Реки”, проектор.
мой открытый урок 6 класс!!!.doc
Проект урока географии в 6 классе на тему: «Реки в природе и на географической карте» Учитель географии: Вдовина Татьяна Анатольевна Класс: 6 Тема урока: Реки в природе и на географической карте Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши ­ реках. Задачи урока:  Образовательные:  Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.   Познакомить с крупнейшими реками России, мира.  Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных  рек  Развивающие:   Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.  Уметь определять водоразделы и бассейны рек. Воспитательные:  Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение  видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Учащиеся должны уметь: Планируемый результат:  Называть и правильно показывать  реки, основные части реки, бассейн, водораздел.  Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.  Описывать реку по плану.  Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: наглядно – иллюстративный,   репродуктивный, частично – поисковый,  практический. Оборудование: физическая карта полушарий и России, рисунок “Строение речной  системы”, презентация к уроку “Реки”, проектор. 1. Организационный момент (1 мин.) Ход урока: 2. Интрига (2 мин.) Я   очень   люблю     читать   и   узнавать   что­то.   И   вот   однажды   до   меня   дошла   следующая информация:          Когда  в  1500  году  испанцы открыли побережье нынешней Бразилии,  они наткнулись на чудо природы,  повергнувшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со  стороны  казалось,  что  сам  ад  разверзнул во  всю  ширь  свою  пасть. Водовороты кишели стволами могучих деревьев,  вырванных с корнем, а плавучие лесные островки, оторванные  от суши, усиливали ужас этого хаоса.       Суеверные   испанцы   крестились  и   испуганно   спрашивали  у   своих попутчиков­ индейцев:      ­ Что это?      ­ Бог, ­ отвечали туземцы, ­ великий, грозный бог!      ­ Какой бог?      ­ Амассона,  ­  испуганно шептали индейцы;  на  их  языке это  означало "крушитель лодок".      По­видимому,  это было устье какой­то  неведомой могучей реки.  Испанцы боязливо обходили грозные водовороты, опасаясь за участь своих судов.      Тридцать лет  спустя,   завоеватели Перу,  вторично открыли эту реку, но на этот раз у её истоков.   Даже   там   своей   мощью   она   поразила     пришельцев.   Самый   дерзкий   моряк, Франсиско де Орельяна,  построил бриг и  пустился на нем в плавание вниз по  реке;  Когда много месяцев спустя он,   наконец,   добрался до   устья реки,   то стал седым ­ вот что сделала с ним величественная река Амазонка!       На вопрос друзей: «Что с ним приключилось?»  Он ответил,  что своими глазами увидел поророку!       Как Вы думаете, что увидел Франсиско де Орельяна?    Подробнее   я расскажу вам чуть позже!   Но чтобы понять величественный смысл этого водного чуда нам надо изучить тему «Реки в природе и на географической карте». 3.Воспоминание (4 мин)        Для начала давайте  повторим материал  прошлого урока. Продолжаем изучать водную оболочку земли – а символом этой оболочки является ­  вода.   1. В каких состояниях вода находится в природе? 2. Докажите, что гидросфера – единая оболочка? 3. Давайте вспомним, какие виды круговорота воды в природе мы выделяем? Малый круговорот, большой круговорот. 4. Опишите малый круговорот воды в природе? 5. В чем отличие большого круговорота воды в природе? 6. Какие виды вод суши мы знаем? 7. Отгадайте загадки: 1.  Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.          (Вода) 2. . Шириною широко,                Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому что не вкусна –  И горька и солона.                      (Море) 4. Плавающая ледяная  гора.                                  (Айсберг) 5. В нее льется, из нее льется, Сама по земле плетется             (Река) 4.Изучение нового материала (8 мин.) 3. По морю идет, идет, А до берега дойдет – тут  и пропадет.                                   (Волна) 6.     Течет, течет – не  вытечет, Бежит, бежит – не  выбежит.                             (Река) Кто из вас видел реку?       Наша последняя загадка была о реке.  Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?   А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро?  Посмотрите на картину:  Что здесь изобразил художник?  А как  вы решили, что это именно река? Используя все признаки реки, давайте попробуем  ответить на вопрос: что такое река? Река­ постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле  (запись темы урокам и  определения в рабочий лист)  Ребята, а название каких рек вы знаете? (перечисляют)     У меня река ассоциируется с человеком, его жизнью и деятельностью. 1. Человек рождается. Место, где  человек родился, называют Родиной     1. И у реки есть место рождения. Оно  называется – родник или исток Работа с рис. 132. стр. 181 учебника 2.Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши  родители живут для вас, вы – для своих  детей. Это и есть смысл жизни.                  2.У реки есть так же смысл жизни. Донести свои  воды до моря, озера или другой реки, что бы ни  нарушить круговорот воды в природе. Место, где река впадает в море, озеро или  другую реку называют – устье аа однорукавное  воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.  Виды  устьев.      Эсту рий –  Устья в виде эстуария имеют такие реки, как Амазонка (широкий, расположен после  дельты), Енисей (Енисейский залив), Обь (Обская губа), Темза, Амур.      Дельта ­ форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.  Устье в виде  дельты имеют такие реки, как Нил, Нева, Дунай, Волга, Лена.     Откройте в атласах физическую карту  полушарий.   Как на карте обозначаются реки?  На карте реки обозначаются   извилистой линией  синего цвета.   А пунктирной линией? (пересыхающие реки). Учитель показывает реки на карте.  Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.   Устье:  Дельта ­ Лена, Волга, Миссисипи;     Эстуарии  ­ Енисей, Амур, Амазонка.          3. У человека  2 руки: правая и левая  3. И у реки есть руки – рукава или притоки:  правые и левые. Чтобы определить, где правый, а где левый приток надо стать по течению реки,  лицом к устью, спиной к истоку. С правой  стороны – правый приток, с левой – левый. Задания по физической карте полушарий: 1. Найдите на карте и назовите притоки Волги. 2. Каким притоком у Волги является река Кама? 3.Каким притоком у Оби является Иртыш? Пользуясь полученными знаниями, выполните задание 1 в рабочих листах. (проверка и корректировка знаний учащихся) Физминутка (с показом на физической карте России у доски) ( 3 мин) 1.Хомяк­турист по кличкой Полга В круиз ушел по речке   … (Волга) 2. Королевич Елисей Прыгнул в речку …. (Енисей) 3. Дятел выбивает дробь На сосне у речки … (Обь) 4. Из Мексики спорсменка­лама Плыла легко по речке … (Кама) 5. Мурлыкала кошка «Мур­мур» Я рыбки хочу из речки …(Амур) 6. По берегу бежала мышь: «Я быстрее, чем ….» (Иртыш) 7. В море Лаптевых полено Плывет весной по речке …(Лена) 8. Француз воскликнул: «Но, пардон, Есть в России речка …»  (Дон) Изучение нового материала (продолжение) (15 мин.) 5. У человека есть дом, где собираются  его друзья, семья 5. И у реки есть дом, охватывающий все ее  притоки, и называется он – речной бассейн Выделим бассейны рек Волга, Обь, Енисей и Лена.  Что является бассейном р. Обь? Западно­Сибирская равнина.  Что разделяет реки Енисей и Лена? Среднесибирское плоскогорье.  Что разделяет реки Обь и Волга? Уральские горы. Введение нового понятия. Граница между речными бассейнами называется водоразделом.  Понижению или повышению в рельефе соответствует речной водораздел? Повышению в рельефе. 6 Ребята, что вам необходимо ежедневно, чтобы жить? Правильно ­ питание 6. И реке необходимо питание. Как вы думаете, за счет чего пополняется вода в  реке? (перечисляются источники питания рек) Выполнение Задания 2 в рабочих листах учащихся (3 мин.) 7. Многое в жизни людей зависит от их  настроения Когда приближается время школьных  каникул – у вас поднимается настроение И у реки так же У реки так же есть такой период, когда в одно и  то же время в году поднимается уровень воды в  реке. Называется этот период половодье.  Бывает время,  когда у нас нет  настроения, не все задуманное  получается. Наступает депрессия, а  может  это духовная межень?  Настроение может и резко улучшиться Что ребята вам может быстро поднять  настроение? 8. Кем бы вы хотели стать? Вы мечтаете создавать, творить (о  хорошей работе)? И у реки есть межень – самый низкий уровень  воды в реке.  И у реки может быть резкий, кратковременный  подъем уровня воды. Называется этот режим –  паводок. Обычно паводок наступает из­за  ливневых дождей или резкого таяния снега, льда И река так же создает, творит, работает. Углубление, которое создала река своим  течением, называется – речная долина. Река,   размывая горные породы, создает пороги и  водопады  Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Река размывает  более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых пород образуют пороги.  Преодолевая их, вода бурлит, пенится, высоко вверх летят брызги, возникают водовороты.  При горизонтальном  залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие  породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая,  река низвергается с нее в виде водопада. Водопад не остается на одном месте, он медленно  “пятится” вверх по течению реки по мере того, как поток воды неуклонно разрушает  ступень. Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности. Самый высокий водопад на Земле – находится  в Южной Америке, в бассейне реки  Ориноко. Определите, название этого водопада по координатам: 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель) Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с  шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. 9. Все мы разные по характеру. Кто­то веселый и энергичный,  кто­то  спокойный, уравновешенный. 9 Реки  так же различаются по характеру  течения. Выделяются  горные: быстрые, не  извилистые как Терек и равнинные: спокойные,  извилистые, глубокие  реки как Обь. Задание: сравнение горной и равниной рек по картине на слайде 10. У каждого из нас есть  в жизни роль,  предназначение. Например, роль сына,  дочери, матери 10. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним  о роли рек в нашей жизни:  Орошение  Водоснабжение  Транспортный путь  Рыболовство  Зона отдыха и т.д.     Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России      Льва Николаевича Толстого        «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая,  то холодная, то мутная, то теплая, так и люди».  5. Действенное закрепление (6 мин.) Ребята, давайте вместе вспомним основные понятия нашего урока, задание 3 (кроссворд)  Составьте рассказ о строении реки, используя как можно больше понятий и  теминов  (Повторяются ключевые понятия и термины урока) Проблемные вопросы: ­ На каких участках суши рек нет? ­ Когда бывает ледоход на реках Австралии? ­ Где находится самый высокий водопад в мире? 6.  Возврат к интриге (3 мин.)          В реках на севере Бразилии  иногда так же  вырастают волны, которые называют  поророка, что переводится как "сильный шум". В период полнолуния и когда луна начинает  расти, дважды в день (каждые 12 часов) поднимается стена из воды коричневатого цвета.  Река поворачивает вспять. Волна распространяется против течения реки на сотни  километров вверх от устья Амазонки со скоростью 5 — 7,5 м/сек; имеет вид водяного вала,   и  высоту двухэтажного дома Ученые называют такие волны сбойным течением. Наиболее  мощную волну можно увидеть в нижнем течении реки Амазонка.  Поророка долго не исчезает. Серфингисты, в наше время, умудряются на ней даже  прокатится.   Мы все привыкли к волнам в океане.  Но когда человек впервые видит  несущийся на него вал воды в реке  – его охватывает изумление и смертельный ужас. 6. Инструктаж выполнения домашнего задания и оценивание (1 мин) Домашнее задание: § 21. задание 4 в рабочих листах 7. Рефлексия (2 мин.) Я узнал: Я был удивлен: Я открыл для себя: Я еще раз убедился: Я пришел к выводу: Я все же не понял:

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.

Урок по географии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019