Урок по химии "Сера"
Оценка 4.7

Урок по химии "Сера"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
химия
9 кл
04.08.2018
Урок  по химии "Сера"
На основе интеграции исторических, биологических и химических знаний изучить нахождение серы в природе и ее свойства, вскрыть причинно-следственные связи «строение – свойства» и «свойства – применение», установить связь науки с практикой, изучить влияние серы и некоторых ее соединений на окружающую среду и организм человека.
Урок Сера Решетченко АА МБОУ РСОШ №1 С.Родино.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Родинская средняя общеобразовательная школа №1» Урок химии  в 9 классе по теме "Сера"                                                                             Урок химии.     Автор: Решетченко А.А,  учитель химии МБОУ РСОШ № 1 с. Родино 2018г. Тема урока: «СЕРА. Нахождение в природе. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы » Девиз: «Жить – значит узнавать» Д.И.Менделеев Цель: на основе интеграции исторических, биологических и химических знаний изучить нахождение серы   в   природе   и   ее   свойства,   вскрыть   причинно­следственные   связи   «строение   –   свойства»   и «свойства – применение», установить связь науки с практикой, изучить влияние серы и некоторых ее соединений на окружающую среду и организм человека. Задачи: 1.образовательные ­ охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического  элемента: в форме атомов, простого вещества, а следовательно, и её аллотропию, а также формы  некоторых соединений серы; химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно­ восстановительных реакций; 2.развивающие ­ развитие логического мышления учащихся, умения проводить исследование,  расширение их кругозора; 3.воспитательные ­ воспитание чувства сотрудничества, сотворчества, сопереживания,  способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику  безопасности. Планируемые результаты  Личностные:  будут   сформированы   навыки   смыслообразования,   т.   е.   установление   учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом  Предметные:  учащийся   будет   знать   существенные   признаки   халькогенов,   аллотропных модификаций   серы,   учащийся   научится   выявлять   связь   между   строением   атома   серы   и   её химическими свойствами, обосновывать важную роль серы в живых организмах, приводить примеры применения серы. Учащийся получит возможность научиться составлять кластер, объяснять процесс демеркуризации. Метапредметные:  Познавательные ­ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  ­ умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме  ­ поиск и выделение необходимой информации; ­ свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и  официально­делового стилей; ­ умение структурировать знания;  ­ подведение под понятие; ­ выбор оснований и критериев для сравнения объектов;  ­ смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  Коммуникативные ­ владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные ­ волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; ­ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; ­ оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,  осознание качества и уровня усвоения;  ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий от эталона;  Тип урока: урок усвоения новых знаний. Межпредметные связи: биология.  Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа с текстом учебника; фронтальная; сообщения учащихся (индивидуальная); работа в группах. Методы обучения. Методы организации учебной деятельности: словесные (эвристическая беседа), наглядные (коллекция) практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение  поставленных задач); на основе познавательной деятельности частично­поисковый; Педагогические приемы: учебно­организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий  деятельности); учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником,  наблюдение); учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение  проблемных задач, мотивация деятельности). Оборудование и материалы:  На доске: схема – тема урока, опорные слова: «аллотропия», «флотация», «демеркуризация». На столах учащихся: набор минералов, инструктивные карты, химические стаканчики на 100 мл с  водой, ступка с пестиком, шпатель, лабораторный штатив с кольцом, асбестовая сетка, спиртовка,  спички, лучинка. Реактивы: S, C, KNO3, Na2S, СuCl2. У учителя: KClO3,  2 опорных конспекта: «Общие представления о сере и ее соединениях»,  «Свойства серы», В кабинете: компьютер с мультимедийным проектором,  видео­опыты О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Деятельность учителя Организацион ный этап. 1 мин Актуализаци я опорных  знаний урока. 2 мин Мотивация к  изучению  нового  материала.  Формулирова ние темы и  целей урока. 2 мин Приветствует учащихся,  просит их проверить  готовность к уроку. Знакомит с заявкой на  оценку: «5» ­15 баллов и более «4» ­ 12­14 баллов «3» ­ 9­11 баллов Организует выведение  понятия халькогены через  знакомство с минералами ­  красный железняк (гематит), магнитный железняк  (магнетит), серный колчедан  (пирит), цинковая обманка  (сфалерит), свинцовый блеск (галенит).  Слайд №1. Что  объединяет эти вещества? Руды. Халькогены, в пер. с  греч. рождающие руды. Мотивирует учащихся к  определению темы и  постановке познавательной  цели урока. Около 680 г.н.э. в морском бою против   арабов   византийцы впервые   применили     новое ужасное   оружие   –   «греческий огонь».       Смесь   на   морских Деятельность  обучающихся Приветствуют учителя.  Осуществляют  самопроверку готовности  к уроку Планируемые результаты УУД предметные Регулятивные ­ волевая саморегуляция как  способность к мобилизации  сил и энергии Выдвигают гипотезы:  сложные вещества,  бинарные соединения,  образованы металлами и  элементами­неметаллами  VIА группы.  ­ 2 балла Умение определять  принадлежность  веществ к различным  классам.  Познавательные ­ анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных).  Формулируют тему урока  «Сера». Определяют цели  урока: изучение строения  атома серы, модификаций серы, химических свойств серы, значения серы. ­ по 1 баллу Умение составлять  план изучения  химического  элемента­неметалла  на примере серы Регулятивные ­ целеполагание как  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимся, и того, что ещё  неизвестно Познавательные волнах   горела,   прилипала   к одежде   людей   и   корпусам судов.   В   941   г.   под   стенами Царьграда   «греческим   огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. Строки летописи в   переводе   на   современный язык   звучат   так:   «Словно молнию, которая в небе, греки имеют   у   себя   и   пускают   ее, сжигая   нас,   поэтому   мы   не одолели   их».  В   состав «греческого   огня»   входили битум   или   нефть,   а   также неметалл  Э.  Этот неметалл на воздухе   горит   красивым   сине­ голубым   пламенем,   выделяя удушливый   и   едкий   газ.   При обработке   концентрированной азотной кислотой неметалл    Э превращается   в   сильную кислоту Н2ЭО4. При кипячении неметалла   с   солью   состава Na2ЭО3  в растворе появляется другая соль, состава  Na2  ЭО3Э. Назовите неметалл Э.  Организует изучение новой  темы с помощью учебника,  ПСХЭ, системы заданий  (приложение) и видео  опытов (к заданию №5 ­  получение пластической  серы; получение  моноклинной серы; к  заданию №6 ­  взаимодействие серы с  натрием, цинком, медью и  Усвоение  новых знаний  и способов  действий 28 мин ­ умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание в устной и  письменной форме  Работают с текстом  учебника. Выполняют  задания:  задание №1 ­ в тетради  и проверка у доски (2 чел) (слайд 18);  задание №2 – в парах,  самопроверка (слайд 20);  задание №3 – в тетради и проверка у доски(2  чел.); знание существенных  признаков  халькогенов,  аллотропных  модификаций серы,  умение выявлять  связь между  строением атома серы и её химическими  свойствами,  обосновывать важную  Познавательные ­ поиск и выделение  необходимой информации;  ­ умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание в устной и  письменной форме  ­ свободная ориентация и  восприятие текстов  художественного, научного,  публицистического и кислородом). Физкультмин утка Первичное  закрепление  изученного  материала. 5 мин Проводит релаксационные  упражнения Проводит закрепление  материала с помощью  демонстрации опыта по  демеркуризации  (взаимодействие серы и  ртути) и тестовых заданий. Почему процесс  обеззараживания  помещений от пролитой  ртути называют  демеркуризацией? роль серы в живых  организмах,  приводить примеры  применения серы;  умение составлять  кластер   задание №4 – в тетради и проверка у доски,  (слайд 11). (1 чел.); задание №5 в парах,  самопроверка (слайд 22­ 25);  задание №6  фронтальная работа,  (слайд 26).; задание №7– в тетради и  проверка у доски, (3 чел.)  (слайд 27,28); Выполняют упражнения Отвечают на вопрос­ суждение. ­ 3 балла Решают тест с выбором  одного или нескольких  ответов и осуществляют  взаимопроверку. (слайд  32). ­ 5 баллов  умение выделять  существенные  признаки строения  серы как элемента и  как простого  вещества;   умение объяснять  процесс  демеркуризации официально­делового стилей ­ умение структурировать  знания;  ­ подведение под понятие; ­ анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных);  ­ выбор оснований и  критериев для сравнения  объектов  Регулятивные ­ волевая саморегуляция как  способность к мобилизации  сил и энергии Познавательные ­ анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных,  несущественных);  Регулятивные ­ оценка ­ выделение и  осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению,  осознание качества и уровня  усвоения.  ­ контроль в форме сличения  способа действия и его  результата с заданным  эталоном с целью  обнаружения отклонений и  отличий от эталона; Рефлексия  учебной  деятельности 1 мин – Что нового вы узнали на  уроке? – Какие затруднения у вас  возникли в процессе работы  на уроке? Осуществляют  самоанализ и самооценку  деятельности. (слайд 33).  Воспринимают оценку  своей работы учителем,  товарищами Сегодня я  узнал «Я удивился; Я  хотел бы; Мне это  пригодится в жизни» Подведение  итогов. 1 мин Отмечает степень  вовлеченности учащихся в  работу на уроке. Оценивает  работу учащихся во время  урока, комментирует оценки Дает комментарий к  домашнему заданию: §22, №  1,3 (письменно), №4 (устно). Читают задание (слайд  35).  Задают уточняющие  вопросы. Записывают  задание в дневник.   ­ коррекция ­ внесение  необходимых дополнений и  корректив в план и способ  действия в случае  расхождения эталона с  реальным действием и его  продуктом  Личностные ­   смыслообразования,   т.   е. установление учащимися связи   между   целью   учебной деятельности и её мотивом  Регулятивные  ­ оценка ­ выделение и  осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению,  осознание качества и уровня  усвоения.  Коммуникативные ­ владение монологической и  диалогической формами речи в соответствии с  грамматическими и  синтаксическими нормами  родного языка. Приложение Задание №1 Сера в природе (1 балл). Лабораторный опыт № 1. Рассмотрите образцы минералов, содержащих серу. Найдите черты сходства. Запишите названия и формулы предложенных  минералов в тетрадь. Задание №2. Физические свойства (1 балл )  Лабораторный опыт 2.  Рассмотрите образец серы, определите:   агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде. Задание: №3. Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику  химическому  элементу сере   в сравнении с кислородом. (1балл) ПРИЗНАКИ  СРАВНЕНИЯ КИСЛОРОД Вариант 1 СЕРА Вариант 2 ПОЛОЖЕНИЕ В  ПСХЭ СТРОЕНИЕ АТОМА СТЕПЕНИ  ОКИСЛЕНИЯ Задание №4. (2 балла). Изобразите схему строения электронной оболочки атома серы и составьте электронную формулу    Задание №5. (2 балла). Восстановите   таблицу   «Сравнительная   характеристика   аллотропных   модификаций   серы», используя разрезной материал.  Составьте в тетради схему деления понятия. Аллотропные модификации серы по наличию кристаллической решетки … …. по форме кристаллов … … Задание №6. (6 баллов) Закончите   уравнения   реакций   и   укажите,   какие   свойства   в   данных   реакциях   проявляет   сера   – окислительные или восстановительные). S + Cu → S + Na → S + Zn → S + O2 → Задание №7. Лабораторный опыт №3  Получение сульфида меди (II) ( 3 балла ) Ход эксперимента.  В пробирку с раствором соли сульфида натрия Na2S прилейте 1­2 мл раствора соли хлорида меди  (II) СuCl2.  Что наблюдаете? Рассмотрите реакцию с точки зрения ТЭД, запишите уравнение  реакции в трех видах.  ТЕСТ «СЕРА» (5 баллов) 1. Укажите число электронных уровней у атома серы а). 2 б). 3 в). 4 г). 6 2. Укажите формулы высшего оксида и высшего гидроксида серы соответственно а). H2S и H2SO4 SO2 и H2SO4 б). в). г). SO3 и H2SO4 SO3 и H2SO3 3. Укажите   аллотропную   модификацию   серы,   которая   наиболее   устойчива   при   комнатной температуре а). ромбическая б). моноклинная в). пластическая г). жидкая сера 4. При обеззараживании помещения от пролитой ртути, т.е. при демеркуризации, используют а). S б). H2S 5. Степень окисления серы в веществе с формулой SCl2 в). SO2 г). SO3 а). ­2 б). +2 в). г). +4 д). +6  е). ж). Физкультминутки для снятия утомления з). с плечевого пояса и рук и). к). 1. Сидя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3­4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти  кистями голову наклонить вперед. Темп средний (в течение 0,5  мин.). л). 2.  Сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед,  голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 3­4 раз, затем руки  вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный (в течение 0,5  мин.). м). 3. Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 3­ 4 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний (в  течение 0,5  мин.). н). Физкультминутки для снятия утомления  глаз о). п). 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 3­4 раз подряд с  интервалом 15 секунд (в течение 0,5 мин.). р). 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в  течение 0,5  мин.). с). 3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную  сторону (0,5  мин.). т). 4. Крепко зажмурить глаза на 2­3 сек. Затем открыть глаза на 2­3 сек.  Повторить 3­4 раз. у). 5. Быстро моргать в течение 0,5  мин. ф). х). ц). Биологическая роль ч).           Сера   постоянно   присутствует   во   всех   живых   организмах,   являясь   важным биогенным элементом. Ее содержание в растениях составляет 0,3­1,2 %, в животных 0,5­2 % (морские организмы содержат больше серы, чем наземные). В организме среднего   человека   (масса   тела   70   кг)  содержится   около   1402  г   серы.   Суточная потребность взрослого человека в сере — около 4.  ш).   Биологическое значение серы определяется прежде всего тем, что она входит в состав пептидов и белков. Кроме того, сера входит в молекулы гормонов, важных веществ. Много серы содержится в кератине волос, костях, нервной ткани.      щ).           Однако   по   своему   отрицательному   воздействию   на   окружающую   среду   и человека сера (точнее, ее соединения) стоит на одном из первых мест. Основной источник загрязнения серой — сжигание каменного угля и других видов топлива, содержащих серу. При этом около 96% серы, содержащейся в топливе, попадает в атмосферу в виде сернистого газа SO2.  ы).         В атмосфере сернистый газ постепенно окисляется до оксида серы (VI). Оба оксида — и оксид серы (IV), и оксид серы (VI) — взаимодействуют с парами воды с образованием кислотного раствора. Затем эти растворы выпадают в виде кислотных дождей. Оказавшись в почве, кислотные воды угнетают развитие почвенной фауны и растений.   В   результате   создаются   неблагоприятные   условия   для   развития растительности,   особенно   в   северных   регионах,   где   к   суровому   климату добавляется   химическое   загрязнение.   В   результате   гибнут   леса,   нарушается травяной покров, ухудшается состояние водоемов. Кислотные дожди разрушают изготовленные   из   мрамора   и   других   материалов   памятники,   более   того,   они вызывают   разрушение   даже   каменных   зданий   и   изделий   из   металлов.   Поэтому приходится   принимать   разнообразные   меры   по   предотвращению   попадания соединений   серы   из   топлива   в   атмосферу.   Для   этого   подвергают   очистке   от соединений серы нефть и нефтепродукты, очищают образующиеся при сжигании топлива газы.  э).      Сама по себе сера в виде пыли раздражает слизистые оболочки, органы дыхания и может вызывать серьезные заболевания. ПДК серы в воздухе 0,07 мг/м3.  ю).          Многие соединения серы токсичны. Особенно следует отметить сероводород, вдыхание которого быстро вызывает притупление реакции на его неприятный запах и   может   привести   к   тяжелым   отравлениям   даже   с   летальным   исходом.   ПДК сероводорода в воздухе рабочих помещений 10 мг/м3, в атмосферном воздухе 0,008 мг/м3. я).          Сера необходима для здоровой кожи, волос и ногтей, помогает поддерживать кислородный   баланс,   необходимый   для   нормальной   работы   мозга.   Вместе   с витаминами   группы   В   участвует   в   основном   метаболизме   в   организме,   а   также является составной частью аминокислот, из которых состоят наши ткани. Помогает печени   выделять   желчь.   Сера   повышает   устойчивость   к   радиоизлучениям.   Сера обезвреживает токсические продукты обмена путем образования с ними в печени неядовитых химических соединений. аа).Основные   источники   серы:   мясо,   куриные   яйца,   овсяная   и   гречневая   крупы, хлебобулочные   изделия,  молоко,  сыры,   бобовые  и   капуста.             Считается,  что суточный пищевой рацион взрослого здорового человека должен содержать 45 мг серы. аб).            При недостатке серы наблюдаются: тахикардия, нарушения функций кожи, выпадение волос, запоры. ав). ад). ае). аж). аг). аз). аи). ак). ал). ам). ан). ао). ап). ар). ас). ат). ау). аф). ах). ац). ач). аш). ащ). аы). аэ). аю). ая). ба). бб). бв). бд). бе). бж). би). бк). бл). бг). бз). бп). бр). бм). бн). бо).

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"

Урок по химии "Сера"

Урок  по химии "Сера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018