Урок по "Ионычу" А.П. Чехова
Оценка 4.9

Урок по "Ионычу" А.П. Чехова

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
русская литература
10 кл
15.02.2018
Урок по "Ионычу" А.П. Чехова
Почему деградирует человек? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» для обучающихся 10 классов средних школ или студентов 1 курса колледжей) Тип урока: комбинированный, урок-исследование. Оборудование: музыка, электронная презентация в формате Power Point . Главная задача: выяснить, по каким принципам должен жить человек, чтобы быть настоящей личностью. Аналитическая исследовательская беседа с творческой работой "Монолог пошлости"урок по рассказу "Ионыч" А. П. Чехова (с презентаций и музыка)
Ионыч - урок 25.03.10.docx
Почему деградирует человек? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» для обучающихся 10 классов средних школ или студентов 1 курса колледжей) Цели урока:       развивать навыки анализа художественного произведения, монологическую речь  учащихся; развивать критическое мышление у обучающихся; уметь защищать свою точку зрения, обобщать, синтезировать полученные знания;  выявляя причинно­следственные связи, выяснить, в чем видит автор суть жизни, понять,  в чем автор видит пошлость и как с ней бороться; как решает вопрос, что делать, чтобы  изменить существующий миропорядок; знать тексты произведений: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»,  работать с текстом; уметь актуализировать и соотносить рассказ Чехова «Ионыч» с современностью. Тип урока: комбинированный, урок­исследование. Оборудование: музыка, электронная презентация в формате Power Point . Ход урока: 1. Оргмомент – 3 минуты физзарядка 2. Работа с эпиграфом:                                                                                                                                                                         Не количество жизни дорого,  а качество. Л.Н.Толстой.            Здравствуйте, ребята, внимательно прочитайте эпиграф и раскройте его смысл. 3. Аналитическая исследовательская беседа. Чехов писатель, который не боится людей, он за ними внимательно наблюдает. Поэтому наша задача сегодня на уроке­исследовании: выяснить, в чем видит автор суть жизни, понять, в  чем автор видит человеческую пошлость и как с ней бороться, что такое градация и как  решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок.      Чеховские герои все боятся света. Они идут куда­то, но никого за собой не зовут. У них все отнято. О чем бы вы ни заговорили с чеховским героем, у него на все один ответ: я ничто  или ах, как бы чего не вышло. Почему же люди живут по такому жизненному принципу?  Чехов и задается вопросом, что нужно человеку, чтобы он жил счастливо и достойно.  Какой жизнью надо жить по Чехову? (ответы учащихся) Мы с вами и должны сегодня на уроке понять, почему и при каких  условиях деградирует  человек, анализируя рассказ А.П. Чехова «Ионыч», и выяснить, по каким принципам  должен жить человек, чтобы быть настоящей личностью.     1. Итак, Чехов пристально вглядывался в обыденное существование рядовых людей и  находил однообразие, отсутствие ярких событий, поступков и даже мыслей.  Писатель  хотел написать роман «в форме отдельных законченных рассказов», причем каждый  должен иметь свое заглавие, а роман в целом дожжен был называться «Рассказы из  жизни моих друзей». Но роман так и не был написан, однако его фрагментами считают трилогию о «футлярной жизни». В литературе эти произведения получили название  «маленькая трилогия».  Мы с вами на прошлом уроке изучали «маленькую трилогию» ­ какая была поставлена  автором проблема? (человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации  в реальной жизни). Чехов мечтал о прекрасном человеке («В человеке всё должно быть  прекрасно…»). Именно поэтому автор старался убрать страшную ржавчину, поедающую жизнь, ­  пошлость. Что такое пошлость? А что же такое беликовщина? (Беликов жил в состоянии энтропии (покоя) и не давал  никому жить иначе, по­новому; он замкнулся в кругу своих узких, обывательских  интересов, боится общественного мнения, вдруг кто плохо о нем скажет, как бы чего  плохо ни вышло).     ­ К какому выводу приходит автор, завершая свою трилогию?     Судьбы человеческие сложны и трудны, надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь  видеть людей такими, каковы они на самом деле, не превращая их ни в чертей, ни в  англов, нельзя смиряться с  пустой, бесцельной жизнью, надо исходить от высшего, надо бороться за красоту, любовь, свободу. Преодолевать инерцию футлярности, пошлости  жизни. Прежде чем мы подумаем о другом рассказе А.П.Чехова, давайте подытожим знания  по «Маленькой трилогии» тестом (слайды 3 – 14).  2. Как вы думаете, как связан с этой «маленькой трилогией» рассказ «Ионыч»? ­ Чтобы это понять, подумайте, какова центральная тема рассказа? (протест против  пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека) Что же такое мещанство и обывательщина?  (мещанство – психология людей с ограниченными мелкособственническими интересами,  узким кругозором; обыватель – 1) постоянный житель какой­либо местности; 2) человек,  лишенный общественного кругозора, с косными взглядами, живущий мелкими, личными  интересами; обывательщина – косность, узость интересов, подход ко всем явлениям  общественной жизни с точки зрения обывателя).   ­ Каков главный герой произведения Дмитрий Ионыч Старцев? (молодой образованный  земский (городской) врач наделен свободолюбивыми идеями – романс А.Дельвига, романс  на стихи Пушкина) ­ Какая деталь в описании героя важна? (как герой двигался – постепенно: пешком ­ пара  лошадей ­ тройка с бубенцами) ­ Почему Старцеву указали в городе С. на семью Туркиных, с кем можно водить  знакомство? (интеллигентная семья, образованная, по меркам города С.) ­  Какая деталь показывает, что семья эта не такая уж и образованная? (одни и те же шутки Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны о несуществующей жизни, игра Катерины  Ивановны – Котика – падающие камни) ­  В чем же пошлость этой семьи? (ограниченные интересы) ­ Как Дмитрий Старцев ведет себя по отношению к семье Туркиных? (любовь к Котику,  сватовство, приданое, чувство – огонек ­ угасло) ­ Чем схожа и отлична Катерина Ивановна с Ионычем? (духовностью – у одного она была, а потом умерла, а у другой она существовала, но возрождения не получилось – среда заела) ­ Как автор показывает, что герой начинает превращаться в обывателей города С.? (деньги)  Цитата. ­ фамилия главного героя (“Старцев” – старость, старение, застареть, состариться,  постареть);  – построение рассказа (пять частей рассказа – пять этапов жизненного пути Дмитрия  Старцева.             Прилагается рисунок лестницы, ведущей вниз, рисунок паутины);     – временной охватом жизни героев (прилагается рисунок зеркала и часов); ­ Какие качества у Дмитрия Старцева постепенно пропали? (добропорядочность,  честность, ум)  ­ Можно ли про него сказать, что он опошлился? Докажите текстом. (Превратился в божка ­ цитата)  ­ Как развивался роман Старцева и Котика? (в обратную сторону) ­ Что такое градация? (постепенное развитие) ­ А деградация? (обратное развитие, постепенное уничтожение лучшего) ­ Изменилось ли отношение Ионыча к Туркиным? (больше никогда не бывал) ­ Почему же Ионыч деградировал? (среда и деньги засосали и выхолощили все лучшее, что  в нем было) ­ С помощью каких деталей автор показывает его мещанские интересы? (исчезновение  огонька, экипаж, на котором он передвигался, игра в винт, развлечение – рассматривание  денег) Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату  человеческой личности. Чехов движется от частного к общему: судьба Старцева – проявление общей  неустроенности. Решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения  проблем общественных. А начиналось всё со значительных недостатков в характере:  стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность,  непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание  бороться с пошлостью. Бессмысленная и безнравственная жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму. ­ Как вы думаете, какова идея рассказа «Ионыч»? (берегите в себе человека)   Мы постарались прожить на уроке историю гибели, потери, умирания, оскудения,  опустошения… деградации души чеховского героя. Этот рассказ – предупреждение о том,  что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Н.В. Гоголь, обращаясь к  молодым людям, может быть таким же, как вы: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все  человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом”.  Так что, по­вашему, нужно делать, чтобы бороться с пошлостью? Чем она страшна? (Три  аршина земли – убогость души, и целого мира мало настоящему человеку) Из чего состоит деградация человека: по каким признакам это можно увидеть?    Деградация:  ­ духовная капитуляция человека; ­ нравственное падение человека; ­ духовное оскудение; ­ падение вниз человека; ­ духовное перерождение; ­ мутация; ­ потеря своей души; ­ разрушение личности; ­ опустошение; ­ обнищание духа; ­ самовырождение человека; ­ изменение человека в худшую сторону; ­ опуститься; ­ гибель человеческой души; ­ бомж, наркоман и т.п.                                                                                                                     Что предлагает автор для того чтобы человек жил вне пошлости? (жить полной жизнью,  развиваться и умом, и сердцем, делать добро людям) 3. Творческая работа: Монолог пошлости  (Чем пошлость страшна для человека? Какие качества она убивает? Что появляется в результате? И как с ней надо бороться?) Ответы обучающихся в группах – спикеры отвечают. 4. Д/з: чтение 1 акта пьесы «Вишневый сад», дать характеристику Раневской и Гаева.

Урок по "Ионычу" А.П. Чехова

Урок по "Ионычу" А.П. Чехова

Урок по "Ионычу" А.П. Чехова

Урок по "Ионычу" А.П. Чехова

Урок по "Ионычу" А.П. Чехова

Урок по "Ионычу" А.П. Чехова

Урок по "Ионычу" А.П. Чехова

Урок по "Ионычу" А.П. Чехова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018