Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)
Оценка 5

Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)

Оценка 5
Работа в классе
doc
история
9 кл
11.09.2018
Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)
Урок по истории России в 9 классе. Урок изучения нового материала. Учебник: Историко-культурный стандарт. История России. Начало XX - начало XIX. 10 кл. Волобуев, С.П. Карпачев. На уроке учащиеся познакомятся с особенностями развития культуры, науки и образования в период хрущевской оттепели. В истории России "Оттепель" - интересный и противоречивый период. После жесткого сталинского правления приход к власти Н.С. Хрущева воспринимался народом как отдушина. Во время "Оттепели" была представлена свобода выражения в творчестве, культуре, науке, но до определенной границы. На данном уроке перед учащимся ставится вопрос: "Как складывались взаимоотношения с творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг?" и предлагается в ходе самостоятельной работы в группах выявить основные противоречия хрущевской оттепели.В истории России "Оттепель" - интересный и противоречивый период. После жесткого сталинского правления приход к власти Н.С. Хрущева воспринимался народом как отдушина. Во время "Оттепели" была представлена свобода выражения в творчестве, культуре, науке, но до определенной границы. На данном уроке перед учащимся ставится вопрос: "Как складывались взаимоотношения с творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг?" и предлагается в ходе самостоятельной работы в группах выявить основные противоречия хрущевской оттепели.
Тема Советская наука и культура в годы оттепели.doc
Урок истории в 9 классе          Козлова Ольга Владимировна, МБОУ «Первомайская СШ» Тема: «Советская наука и культура в годы «оттепели» Цель:  1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки и образования в период «оттепели». 2. Показать на примерах пределы «оттепели». 3. Проанализировать противоречивый характер «оттепели» в духовной сфере. 4. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Тип урока: комбинированный. Оборудование: учебник «История России. Начало XX ­ начало XIX века», 9 кл.,  О.В. Волобуев,  С.П. Карпачев, П.Н. Романов, дидактические материалы: карточки с заданиями, тест «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг». 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания (тест) 3. Мотивация Ход урока Современник так сказал  о своей эпохе: «Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха XX съезда – эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только что открытого памятника Маяковскому: этот неизбывный, нескончаемый российский спор – о главном. К нам возвращались не только люди и имена – к нам возвращалась вера. Мы ни секунды не сомневались в том, что будущее – за нами, что никакая двойная бухгалтерия невозможна» Наша задача выяснить: Как складывались взаимоотношения с творческой интеллигенцией и властью в 50­60­е гг? 4. Изучение новой темы План:  1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве 2. Развитие образования  3. Развитие науки ­ Мы характеризуем политику государства по основным сферам общества. Назовите эти сферы общества (экономическая, политическая, социальная и духовная) На   предыдущих   уроках   мы   рассмотрели   политику   Н.С.Хрущева   в   политической, экономической и социальной сфере.  ­ Какой сферы не хватает? (духовной) На могиле Н. С. Хрущева установлен памятник: бронзовая голова на фоне черного и белого мрамора. ­ Почему такой памятник? (потому что была противоречивая политика во всех сферах) ­ Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (политика Н.С. Хрущева в духовной  жизни) ­ Что входит в духовную сферу? (образование, наука, искусство, религия) ­ Что такое «оттепель»? (потепление, начало весны) Введение в новый материал: Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью» после долгой и суровой сталинской «зимы». Но это была не весна с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать «легкий морозец». Самостоятельная работа  в группах по пунктами параграфа 1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве Выполнение учащимися заданий на карточках №№ 1, 2.   Карточка­задание для группы №1 Литература 1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже. Учебник § 29, стр. 258­260 Исторические документы. Предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС; Из  литературного наследия Ф.А. Абрамова. Дневники, рабочие записи, переписка.                        2. Ответьте на вопросы: ­ В чем видят причины «всех бед» советские писатели? ­ Какие произведения пользовались популярностью в период «оттепели»? ­ Почему многие деятели искусства и литературы не смогли найти своего места в жизни  советского общества? ­ Появляются ли новые черты в советской литературе и искусстве? 3. Сделайте вывод. Карточка­задание для группы №2 Литература 1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже. Учебник § § 29, стр. 258­260 Исторический   документ. оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке  Из   постановления   президиума   правления   СП   СССР,   бюро 2. Ответьте на вопросы: ­ Как относились власти к новым веяниям культуры? ­ Как осуществлялся контроль за деятелями искусства и литературы? ­ Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологических недостатков? ­ Что было поставлено в вину Б.Л. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго»? 3. Сделайте вывод. 2. Развитие образования Образование Карточка­задание №3 1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже. Учебник § 29, стр. 2258 Исторический документ. Из письма Члена ­ корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева  первому секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.  Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 2. Ответьте на вопросы: ­ Какие реформы были проведены в образовании? ­ Как развитее образования противоречило развитию экономики? ­ Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве?? ­ Какие проблемы в образовании не были решены? 3. Сделайте вывод. Карточка­задание для группы №4 Наука 1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже. Учебник § 29, стр. 256­258 2. Ответьте на вопросы: ­ Какие отрасли советской науки развивались успешно, а какие испытывали существенные  трудности? Почему? ­ Как развитие советского военно­промышленного комплекса стимулировало рост гражданского  сектора экономики. (Приведите конкретные примеры) 3. Сделайте вывод. 4. Закрепление изученного материала ­  Назовите плюсы и минусы «оттепели» в культурной жизни.  Область Литература,  искусство Наука Образование  Вывод: Плюсы Появилось немало литературных  произведений, кинофильмов,  картин, получивших всенародное  признание. Развитие отечественной науки,  изучение и покорение космоса,  создание технических новинок. Реформа образования. Открывались  и интенсивно развивались новые  вузы, институты, школы. Минусы Резкая критика за «идеологическую  сомнительность» и антисталинские  публикации. Узкая направленность науки —  приоритет интересам военно­ промышленного комплекса. Текучесть кадров и низкий уровнем  трудовой и технологической  дисциплины молодых рабочих В развитии культуры конца 50­х – нач 60­х гг появились две противоположные тенденции: Оживление культурной жизни, «оттепель» Линия прогресса, преодоления застоя и  догматизма Стремление поставить духовную жизнь  общества на службу командно –  административной системе  Линия догматизма и плохо замаскированного  сталинизма, оправдание и обеливание  прошлого, нетерпимость и административный  произвол 5. Домашнее задание 1. Прочитать §29 учебника. 2. Написать эссе «Уроки хрущевской «оттепели»».

Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)

Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)

Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)

Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)

Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)

Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)

Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)

Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2018