Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)
Оценка 5
Работа в классе
doc
история
9 кл
11.09.2018
Урок по истории России в 9 классе. Урок изучения нового материала. Учебник: Историко-культурный стандарт. История России. Начало XX - начало XIX. 10 кл. Волобуев, С.П. Карпачев. На уроке учащиеся познакомятся с особенностями развития культуры, науки и образования в период хрущевской оттепели.
В истории России "Оттепель" - интересный и противоречивый период. После жесткого сталинского правления приход к власти Н.С. Хрущева воспринимался народом как отдушина. Во время "Оттепели" была представлена свобода выражения в творчестве, культуре, науке, но до определенной границы.
На данном уроке перед учащимся ставится вопрос: "Как складывались взаимоотношения с творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг?" и предлагается в ходе самостоятельной работы в группах выявить основные противоречия хрущевской оттепели.В истории России "Оттепель" - интересный и противоречивый период. После жесткого сталинского правления приход к власти Н.С. Хрущева воспринимался народом как отдушина. Во время "Оттепели" была представлена свобода выражения в творчестве, культуре, науке, но до определенной границы.
На данном уроке перед учащимся ставится вопрос: "Как складывались взаимоотношения с творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг?" и предлагается в ходе самостоятельной работы в группах выявить основные противоречия хрущевской оттепели.
Тема Советская наука и культура в годы оттепели.doc
Урок истории в 9 классе Козлова Ольга Владимировна, МБОУ «Первомайская СШ»
Тема: «Советская наука и культура в годы «оттепели»
Цель:
1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки и образования в период
«оттепели».
2. Показать на примерах пределы «оттепели».
3. Проанализировать противоречивый характер «оттепели» в духовной сфере.
4. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их,
делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «История России. Начало XX начало XIX века», 9 кл., О.В. Волобуев,
С.П. Карпачев, П.Н. Романов, дидактические материалы: карточки с заданиями, тест «Экономика
СССР в 1953 – 1964 гг».
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (тест)
3. Мотивация
Ход урока
Современник так сказал о своей эпохе: «Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое
время. Это была эпоха XX съезда – эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только
что открытого памятника Маяковскому: этот неизбывный, нескончаемый российский спор – о
главном. К нам возвращались не только люди и имена – к нам возвращалась вера. Мы ни секунды
не сомневались в том, что будущее – за нами, что никакая двойная бухгалтерия невозможна»
Наша задача выяснить: Как складывались взаимоотношения с творческой интеллигенцией и
властью в 5060е гг?
4. Изучение новой темы
План:
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве
2. Развитие образования
3. Развитие науки
Мы характеризуем политику государства по основным сферам общества. Назовите эти сферы
общества (экономическая, политическая, социальная и духовная)
На предыдущих уроках мы рассмотрели политику Н.С.Хрущева в политической,
экономической и социальной сфере.
Какой сферы не хватает? (духовной)
На могиле Н. С. Хрущева установлен памятник: бронзовая голова на фоне черного и белого
мрамора.
Почему такой памятник? (потому что была противоречивая политика во всех сферах) Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (политика Н.С. Хрущева в духовной
жизни)
Что входит в духовную сферу? (образование, наука, искусство, религия)
Что такое «оттепель»? (потепление, начало весны)
Введение в новый материал:
Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью» после долгой и
суровой сталинской «зимы». Но это была не весна с ее полноводным и свободным «разливом»
мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать «легкий морозец».
Самостоятельная работа в группах по пунктами параграфа
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве
Выполнение учащимися заданий на карточках №№ 1, 2.
Карточказадание для группы №1
Литература
1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже.
Учебник § 29, стр. 258260
Исторические документы. Предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС; Из
литературного наследия Ф.А. Абрамова. Дневники, рабочие записи, переписка.
2. Ответьте на вопросы:
В чем видят причины «всех бед» советские писатели?
Какие произведения пользовались популярностью в период «оттепели»?
Почему многие деятели искусства и литературы не смогли найти своего места в жизни
советского общества?
Появляются ли новые черты в советской литературе и искусстве?
3. Сделайте вывод.
Карточказадание для группы №2
Литература
1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже.
Учебник § § 29, стр. 258260
Исторический документ.
оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР
о Пастернаке
Из постановления президиума правления СП СССР, бюро
2. Ответьте на вопросы:
Как относились власти к новым веяниям культуры?
Как осуществлялся контроль за деятелями искусства и литературы?
Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологических недостатков?
Что было поставлено в вину Б.Л. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго»?
3. Сделайте вывод. 2. Развитие образования
Образование
Карточказадание №3
1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже.
Учебник § 29, стр. 2258
Исторический документ. Из письма Члена корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева
первому секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.
Косыгину о положении сельского хозяйства СССР
2. Ответьте на вопросы:
Какие реформы были проведены в образовании?
Как развитее образования противоречило развитию экономики?
Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве??
Какие проблемы в образовании не были решены?
3. Сделайте вывод.
Карточказадание для группы №4
Наука
1. Внимательно изучите литературу, которая указана ниже.
Учебник § 29, стр. 256258
2. Ответьте на вопросы:
Какие отрасли советской науки развивались успешно, а какие испытывали существенные
трудности? Почему?
Как развитие советского военнопромышленного комплекса стимулировало рост гражданского
сектора экономики. (Приведите конкретные примеры)
3. Сделайте вывод.
4. Закрепление изученного материала
Назовите плюсы и минусы «оттепели» в культурной жизни.
Область
Литература,
искусство
Наука
Образование
Вывод:
Плюсы
Появилось немало литературных
произведений, кинофильмов,
картин, получивших всенародное
признание.
Развитие отечественной науки,
изучение и покорение космоса,
создание технических новинок.
Реформа образования. Открывались
и интенсивно развивались новые
вузы, институты, школы.
Минусы
Резкая критика за «идеологическую
сомнительность» и антисталинские
публикации.
Узкая направленность науки —
приоритет интересам военно
промышленного комплекса.
Текучесть кадров и низкий уровнем
трудовой и технологической
дисциплины молодых рабочих
В развитии культуры конца 50х – нач 60х гг появились две противоположные тенденции: Оживление культурной жизни, «оттепель»
Линия прогресса, преодоления застоя и
догматизма
Стремление поставить духовную жизнь
общества на службу командно –
административной системе
Линия догматизма и плохо замаскированного
сталинизма, оправдание и обеливание
прошлого, нетерпимость и административный
произвол
5. Домашнее задание
1. Прочитать §29 учебника.
2. Написать эссе «Уроки хрущевской «оттепели»».
Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)
Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)
Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)
Урок по истории России на тему: "Советская наука и культура в годы "Оттепели"" (9 класс, история России)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.