Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"
Оценка 4.7

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
история
9 кл
18.04.2018
Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"
Цель исследования – героическая судьба крейсера «Варяг». Для достижения цели поставлены следующие задачи: - рассказать о строительстве крейсера «Варяг»; - описать сражение корабля у мыса Чемульпо; - проследить дальнейшую судьбу крейсера «Варяг». Актуальность темы обусловлена тем, что судьба кораблей не изучается в школьном курсе истории.Цель исследования – героическая судьба крейсера «Варяг». Для достижения цели поставлены следующие задачи: - рассказать о строительстве крейсера «Варяг»; - описать сражение корабля у мыса Чемульпо; - проследить дальнейшую судьбу крейсера «Варяг». Актуальность темы обусловлена тем, что судьба кораблей не изучается в школьном курсе истории.
В суровое море уходит варяг.doc
Содержание. Введение………………………………………………………… Крейсер нового типа …………………………………… I. II. «В суровое море уходит «Варяг» 1. В Чемульпо перед грозой……………………………... 2. «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг»………………. 3. Судьба корабля………………………………………… III. Заключение……………………………………………….. IV. Список использованной литературы…………………… V. Приложения 1 с. 2 с. 4 с. 7 с. 9 с. 12 с. 16 с. 17 2 Введение. В суровое море уходит «Варяг»  Чье имя в легендах воспето,  Гвардейский на гафеле плещется  флаг,  Застыли на старте ракеты... В историю русско­японской войны 1904­1905 гг. навсегда вошел подвиг русского   крейсера   «Варяг»   и   его   командира   В.Ф.   Руднева.   Выдержав неравный бой с японской эскадрой, и не спустив флага перед неприятелем, русские   моряки   сами   потопили   свой   корабль,   лишенный   возможности продолжать бой, но не сдались врагу.  О   «Варяге»   написано   и   сказано   очень   много.   В   России   имя   этого легендарного крейсера – самого знаменитого корабля российского военного флота – знают все от мала до велика. И всё­таки есть в истории «Варяга» малоизвестные страницы. Я   не   случайно   выбрал   именно   эту   тему   для   своей   научной   работы. Осенью   2010   года   я   с   одноклассниками   побывал   в   городе   Тула.   Мне запомнилась экскурсия в Музей контр­адмирала В.Ф. Руднева – героя русско­ японской   войны,   командира   легендарного   крейсера   «Варяг».  В   Музее находятся   личные   вещи   командира   корабля,   типовые   предметы   оснащения крейсера [Приложение 1, 2].  Тема моей работы: «В суровое море уходит «Варяг». Актуальность темы обусловлена тем, что  Судьба кораблей не изучается в школьном курсе истории;  Русско­японская   война   1904­1905   гг.   изучается   только   в   старших 3 классах. Цель моего исследования – героическая судьба крейсера «Варяг». Для достижения цели я поставил следующие задачи:  рассказать о строительстве крейсера «Варяг»;  описать  сражение корабля  у мыса Чемульпо;  проследить  дальнейшую  судьбу крейсера «Варяг». С этой целью я: ­ посетил Музей командира крейсера «Варяг» В.М. Руднева в г. Тула; ­ изучил литературу по заявленной теме; ­ работал с сайтами Интернета; ­ нашел соответствующие иллюстрации; ­ провел социологическое исследование среди учащихся 6­7 классов.              Основываясь на этих источниках, я сделал попытку собрать воедино все факты, воссоздать картину происходящих событий того времени и узнать судьбу героического крейсера «Варяг». 4 Крейсер нового типа. В конце XIX века военно­морской флот России быстро увеличивался, изменялся количественно и качественно. В строй один за другим вступали новые корабли, отвечающие новым требованиям войны на море.  В связи с большой загруженностью отечественных верфей ряд заказов размещался за границей:   во Франции строились броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян», в Германии –  крейсера «Аскольд», «Новик» и «Богатырь», в Америке – броненосец «Ретвизан» и крейсер «Варяг». Эти новые крейсера  отличались  от своих  предшественников  высокой скоростью хода  и гораздо более мощным артиллерийским  вооружением. В качестве   главного   калибра   на   них   были   установлены   152­миллиметровые скорострельные   орудия,   представлявшие   серьёзную   угрозу   даже   для броненосцев. Эффективность этих орудий подтвердилась в русско­японской войне:   в   боях   при   Чемульпо   и   в   Жёлтом   море   русские   лёгкие   крейсера «Варяг» и «Аскольд» нанесли серьёзные повреждения своим бронированным противникам «Асама» и «Якумо». 5 «Варяг»  был   заложен  10   мая   1899   года  на   верфи   завода   «Чарльз Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США), спущен на воду 1 ноября 1899 года, в январе 1901 года вошёл в состав русского флота и 3 мая того же года прибыл в Кронштадт.  «Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер.   Явление   «Варяга»   Кронштадту   было   обставлено   как   эффектное зрелище.   Под   звуки   военного   оркестра   на   Большой   рейд   вошел   изящный крейсер   в   ослепительно   белой   парадной   окраске.   И   утреннее   солнце отразилось   в   никелированных   стволах   орудий   главного   калибра.   18   мая знакомиться с «Варягом» прибыл сам Император Николай Второй. Царь был пленен ­ он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты». «Варяг»   производил   впечатление.  Это   был  четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152­мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75­мм орудий, восемь 47­мм скорострельных пушек и две 37­мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов.  Крейсер предназначался для усиления Тихоокеанской   эскадры,   и   поэтому   вскоре   отправился   на   Дальний Восток. [3,8], [Приложение 3]. Но что скрывалось под изящным внешним видом нового корабля? Увы, компания   сдала   русскому   флоту   самый   настоящий   брак.   Новый   крейсер считался   экспериментальным,   техническое   задание   было   сформулировано только в общих чертах, и фирма Чарльза Крампа «постаралась», стремясь всячески сэкономить, чтобы получить максимальную финансовую выгоду.  Руль для «Варяга» был изготовлен чуть ли не вдвое меньшего размера, чем у других кораблей такого водоизмещения. При этом строители выиграли в   затратах   на   бронзу   и   прочие   дорогостоящие   металлы,   но   для   крейсера подобная экономия обернулась недостаточной маневренностью. 6 Желая   сэкономить   несколько   тонн   веса   за   счёт   противоосколочной брони, американцы пренебрегли защитой для пушек – на «Варяге» не было не только   орудийных   башен,   но   даже   щитов;   палубные   орудия   стояли совершенно открыто. В результате за час боя при Чемульпо «Варяг» потерял от осколков японских снарядов убитыми и ранеными больше ста человек – почти четверть экипажа. На крейсер при постройке был установлен бракованный радиотелеграф (это выяснили  уже в Порт­Артуре), и «Варяг» до начала русско­японской войны так и не смог получить зачёт по радиосвязи [2,6]. Но   самой   большой   проблемой   оказалась   силовая   установка. Американцы   поставили   на   крейсер   паровые   котлы   новой   и   недостаточно испытанной системы Никлосса (они были дешевле) вместо надёжных котлов системы   Бельвилля.   Поначалу   новинка   зарекомендовала   себя   отлично,   на испытаниях «Варяг» показал рекордную по тем временам скорость 23,5 узла.  Однако через несколько недель, на переходе через океан, корабельные котлы начали сдавать. К тому же обнаружились серьезные дефекты в машине, некоторые   детали   которой   были   сделаны,   как   выяснилось   позднее,   из «неудовлетворительного металла». Когда крейсер добрался до России, он был уже   близок   к   «параличу»,   и   все   попытки   русских   инженеров   вернуть четырёхтрубному   красавцу   его   первоначальную   резвость   окончились неудачей. По прибытии на Дальний Восток обнаружилась полная непригодность крейсера к боевой службе – новому кораблю требовался капитальный ремонт. На ходовых испытаниях постоянно лопались котельные трубки, перегревались подшипники – машинная команда после многочисленных аварий уже боялась подходить к этому «заморскому чуду техники». «Варяг» с большим трудом и риском мог давать на короткое время не более 19 узлов, а рекомендованной скоростью для него теперь стало всего 14 узлов. 7 Особое   мнение   флаг­инженера   И.И.Гиппиуса:   «Крейсер   безнадежен. Выправить то, что с завода выпущено неисправным – задача крайне сложная, если вообще она реальна». В Порт­Артуре произвести полную замену котлов на крейсере было невозможно. Командующий тихоокеанской эскадрой вице­ адмирал   Старк   послал   в   Кронштадт   запрос,   возможно   ли   будет   вывести «Варяга»   из   состава   боевой   эскадры   и   отправить   с   сопровождением   на Балтику для ремонта. «Штаб ответил Старку, что надо бы, конечно, но пусть крейсер хотя бы один год участвует в полноценной боевой учебе» [4,7].  И командование флота смирилось с  «Варягом» в составе эскадры, уже зная   о   том,   что   полноценная   служба   разведчика   крейсеру   совершено недоступна.     В   Чемульпо   оказался   именно   «Варяг»   только   потому,   что другого   применения  дефектному   крейсеру   попросту   не  было.  А  для   того, чтобы   лишний   раз   не   нагружать   больную   машину   корабля,  ему   придали   в качестве курьера канонерскую лодку «Кореец».        В Чемульпо перед грозой. Экипаж   корабля   состоял   из   550   матросов,   унтер­офицеров, кондукторов и 20 офицеров. Капитан 1 ранга  Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. [5],[Приложение 4] Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах. За месяц до   начала   войны   царский   наместник   на   Дальнем   Востоке   адмирал   Е.И. Алексеев   направил   крейсер   «Варяг»   из   Порт­Артура   в   нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь). 8 26   января   1904   г.   японская   эскадра   из   шести   крейсеров   и   восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли – крейсер «Варяг» и   мореходная   канонерская   лодка   «Кореец»,   а   также   грузо­пассажирский пароход «Сунгари». Стояли также иностранные военные корабли. Рано   утром   27   января   1904   г.   В.Ф.   Руднев   получил   ультиматум японского контр­адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям   в   нейтральном   порту, международного права [1,8].   что   было   грубым   нарушением В.Ф.   Руднев   объявил   экипажу,   что   Япония   начала   военные   действия против России. «Варяг» снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка «Кореец». На кораблях пробили боевую тревогу. У   выхода   из   залива   японская   эскадра,   превосходящая   «Варяг» артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным ­ в семь, преградила   русским   кораблям   путь   в   открытое   море.   Шесть   японских крейсеров   –  «Асама»,   «Нанива»,   «Такачихо»,   «Нийтака»,   «Акаси»   и «Чиода»  в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь   миноносцев.   Японцы   предложили   русским   кораблям   сдаться.   В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа. С броненосного крейсера «Асама» раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. «Варяг» не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь [1]. 9 «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Русские военные корабли оказались в ловушке. Рассчитывать на помощь не   приходилось:   других   боевых   кораблей   поблизости   не   было,   что, несомненно, являлось стратегической ошибкой командования Тихоокеанского флота. Незадолго до 11 часов к команде крейсера обратился командир Руднев: «Никаких разговоров о сдаче не может быть − мы не сдадим им крейсера, ни 10 самих себя и будем сражаться до последней возможности  и до последней капли   крови».   По   флотской   традиции   моряки   переоделись   «в   чистое», сознавая,   что   при   сложившихся   обстоятельствах   им   в   живых   не   остаться. Корабельный   священник   отец   Михаил   отслужил   молебен   «За   дарование победы» [3,7]. Вскоре «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. На бесстрашном крейсере взметнулся   флажный   сигнал   по   международному   своду:   «Не   поминайте лихом!» Команды иностранных военных кораблей, построенные на палубах, отдавали   честь   российским   морякам,   их   бесстрашию   и   беспримерному мужеству. Русские корабли шли в свой последний бой под грохот барабанов и национальные гимны союзников. В знак особого уважения духовые оркестры военных кораблей союзников исполнили и Государственный гимн Российской империи. Японская эскадра поджидала русские корабли в 10 милях от Чемульпо. Даже бой в открытом море, где «Варяг» мог бы использовать свою скорость и маневренность,  не   сулили   русским   морякам   ничего   хорошего.   Здесь   же,  в узком   фарватере   их   поджидали   шесть   крейсеров   и   семь   или   восемь миноносцев,   многие   из   которых   были   современной   постройки,   к   тому   же обладавшие   гораздо   более   совершенным   и   мощным   вооружением.   Два крейсера   были   броненосными,   класс   защиты   и   вооружения   которых   был существенно выше, чем у бронепалубного «Варяга». Шансы с боем прорваться в открытое море были ничтожно малы. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по «Варягу». Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем   противника   матросы   и   офицеры   вели   огонь   по   врагу,   подводили пластырь,   заделывая   пробоины,   тушили   пожары.   В.Ф.   Руднев,   раненный   в голову и контуженный, продолжал руководить боем. 11 Меткий   огонь   с   «Варяга»   принес   свои   результаты:   серьезные повреждения получили японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо». Когда   же   к   «Варягу»   устремились   японские   миноносцы,   русский   крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.  Никаких шансов на прорыв у инвалида «Варяга» с его машиной не было. Командир   крейсера   Руднев   знал   об   этом   (потому,   кстати,   и   пошёл   в   бой вместе с тихоходным «Корейцем», а не в одиночку), однако честь офицера русского флота не позволила ему сдаться или сразу затопить свой корабль без единого выстрела.  И   только   когда   Руднев   понял,   что   возможности   сопротивления исчерпаны, и что чуда не произошло, он вернулся обратно на рейд Чемульпо, чтобы   избежать   бессмысленной   гибели   команды   крейсера.   Возможности сопротивления   действительно   были   исчерпаны:   «Варяг»   уже   тонул   от подводных пробоин (их было, по разным источникам, четыре или пять), так что   даже   открывать   кингстоны   не   было   особой   необходимости.   Таким образом, начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С «Варяга» было выпущено 425 снарядов 6­дюймового калибра, 470 75­мм и 210 снарядов 47­мм калибров. В 13 часов 15 минут «Варяг» отдал якорь на том   месте,   откуда   снялся   2   часа   назад.   На   канонерской   лодке   «Кореец» повреждений не было, как не было убитых и раненых [4,8]. Во   время   боя,   продолжавшегося   в   течение   одного   часа,   «Варяг» выпустил   по   врагу   1105   снарядов,   «Кореец»   ­   52   снаряда.   После   боя подсчитали потери. На «Варяге» из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых   (убиты   ­   1   офицер   и   30   матросов,   ранены   ­   6   офицеров   и   85 матросов).   Кроме   того,   было   легко   ранено   более   100   человек.  Согласно рапорту   командира,   огнём   «Варяга»   был   потоплен   один   миноносец   и повреждены 4 японских крейсера:«Асама», «Тиёда», «Такатихо» и «Нанива»; предположительно, противник потерял около 30 человек убитыми и около 200 – ранеными [4]. Этот бой был самым настоящим подвигом, и «Варяг» увековечен  по заслугам [Приложение 5]. 12 Судьба корабля. 13 Израненный,   но   не   побежденный   «Варяг»   вернулся   в   порт,   чтобы сделать   необходимый   ремонт   и   снова   идти   на   прорыв.   Однако   крейсер кренился   на   борт,   машины   вышли   из   строя,   большинство   орудий   было разбито.   В.Ф.Руднев   принял   решение:   снять   команды   с   кораблей,   крейсер затопить,   а   канонерку   взорвать,   чтобы   они   не   достались   врагу.   Совет офицеров поддержал своего командира. В 18 часов 10 минут непобежденный «Варяг» перевернулся на борт, и жерла   его   орудий   в   последний   раз   взметнулись   к   небу.   Вскоре   крейсер скрылся  под  водой...  В  период  отлива   крейсер  обнажился   более чем  на 4 метра. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана и разделила героическую судьбу «Варяга» за тысячи миль от родных берегов [Приложение 6]. Тем   временем   японцы   решили   поднять   «Варяг».   Их   не   смущали   ни штормовые   ветры,   ни   сильные   течения   приливов   и   отливов.   Вопреки ожиданиям, подъемные работы заняли больше года, обошлись японской казне в миллион иен, и только в октябре 1905 году непобежденный крейсер удалось поднять [Приложение 7]. Корабль был отремонтирован и затем введен в строй ВМФ Японии под названием  «Сойя».  Однако   на   корме,   под   японскими   иероглифами,   было сохранено историческое название гордого крейсера − «Варягъ».  Японцы использовали крейсер «Сойя» не только как учебный корабль, но   и   как   наглядный   пример   для   воспитания   своих   моряков   в   традициях высшей самурайской доблести. После Русско­японской войны правительство Японии создало в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга», а командира легендарного   крейсера   наградило   орденом   Восходящего   Солнца   [3,4], [Приложение 8]. 14 Лишь в 1916 г. Япония согласилась продать несколько бывших русских кораблей,   в   свое   время   захваченных   ею   в   качестве   военных   27   марта   на кораблях, после их освящения, были торжественно подняты кормовые флаги, гюйсы и вымпелы. Среди них был и крейсер «Варяг», который провел в плену почти 10 лет, и за который Россия уплатила 4 миллиона иен. В середине июня из Владивостока вышел линкор «Чесма», за которым следовал тяжело нагруженный крейсер «Варяг». Наши корабли ждал долгий и небезопасный путь на юг, потом на запад, через Суэцкий канал в Средиземное море. К тому времени давно пылала Первая мировая война. К концу августа русские корабли пришли в Аден, где уже чувствовалось дыхание  войны. 8 сентября  отряд  вышел  в  Средиземное  море.  Здесь  пути разделились: линкор «Чесма» направился в Александрию, а крейсер «Варяг» − в Тулон. В начале октября «Варяг» выходит в Атлантику. Вблизи Ирландии он попадает в жестокий шторм, получает течь и едва не отправляется на дно. Удалось «Варягу» избежать и встреч с немецкими подводными лодками.  Исправив   повреждения   и  пополнив   запасы,  «Варяг»  вышел   в  море   и вскоре ошвартовался у причала в Глазго. Здесь крейсер подготовили к службе в Арктике, в сухом доке очистили и покрасили подводную часть, проверили руль и винты. Вскоре «Варяг» вновь выходит в море. 17   ноября   он,   наконец­то,   добирается   до   России   и   бросает   якорь   в Екатерининской бухте у Александровска (ныне Полярный). В ноябре 1916 г. «Варяг» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана и назначен флагманским кораблем «Отряда судов обороны Кольского залива». Многие корабли вновь созданного соединения нуждались в ремонте, в том числе и «Варяг». История повторилась: как в 1903 году в южном   Порт­Артуре,   так   и   спустя   13   лет   на   севере   России,   слабость ремонтной   базы   флота   повлияла   на   судьбу   «Варяга»,   и   его   было   решено отправить на ремонт в Англию. 15 25 февраля 1917 г. «Варяг» снялся с якоря и взял курс на Англию. К вечеру 4 марта крейсер пришел в Ливерпуль.  «Варяг»   стоял   в   доке,   корабельная   жизнь   продолжалась   обычным распорядком. В конце марта адмиралтейство Великобритании определилось со сроками и стоимостью ремонтных работ: 12 месяцев и 300 тыс. фунтов стерлингов. И потому адмиралтейство советовало оставить крейсер в Англии до конца войны под охраной, а офицеров и команду отправить в Россию [1]. После   Октябрьской   революции   новое   Советское   правительство объявило   о   выходе   из   империалистической   войны.   В   ответ   Британское правительство приказало задержать в своих портах все русские корабли. В числе этих кораблей оказался и разоруженный «Варяг». Вскоре корабль был переведен в военную гавань и арестован, Андреевский флаг на корме был спущен и заменен военно­морским флагом Великобритании. За предыдущие 17 лет крейсер «Варяг» был дважды подданным России и один раз Японии, теперь же, и совершенно неожиданно − стал подданным Британии.  В середине марта 1918 г. русских моряков освободили из тюрьмы и на португальском пароходе отправили в Мурманск. Сам же «Варяг» вместе с другими русскими кораблями оставался в английском плену. Так   как   Советское   правительство   категорически   отказывалось   от уплаты долгов царской России, то «Варяг» был продан на слом. Однако на этом   его   история   не  закончилась:   в  1920  г.  по   пути   к   месту   разделки   на металлолом он попал в шторм в ирландском море и наскочил на скалы близ шотландского побережья.  Первоначальные попытки снять корабль оказались неудачными, и он в течение   нескольких   лет   оставался   во   власти   стихии.   Летом   1923   г.   сразу несколько английских и германских фирм сообща пытались снять «Варяг» со скал. Но это им не удалось: крейсер «Варяг» остался верен своему воинскому 16 долгу,   сдаваться   на   милость   мародерам   не   пожелал   и   намертво   застрял   в расщелине между скал. Тогда   была   предпринята   варварская   попытка   с   помощью   взрывов   и газорезок   отделить   кормовую   часть,   содержавшую   самый   ценный   отсек   − машинное отделение. Однако сделать этого не удалось. К осени 1924 года от корабля оставался перебитый пополам остов, его кормовая часть находилась под водой, а носовая − была намертво заклинена скалами [Приложение 9]. В 1924­1925 годах остатки корпуса крейсера были подняты частными английскими и германскими фирмами и разобраны на металл [1]. 17 Заключение. Не скажет ни камень, ни крест,  где легли  Во славу мы русского стяга.  Лишь волны морские  прославят вовек  Геройскую гибель «Варяга». Непроста   и   загадочна   оказалась   судьба   героического   крейсера.   Его останки   упокоились   на   мелководье   Ирландского   моря,   но   его   боевой   дух остался непобежденным. Что   же   касается   славы,   то   крейсер   «Варяг»   является   самым прославленным кораблем в истории Российского военного флота. Его подвигу посвящено  много  книг  и статей, песен   и фильмов, мемориальных  досок  и памятников…  Славные   боевые   традиции   экипажа   легендарного   крейсера   ныне бережно   хранят   и   приумножают   моряки   гвардейского   ракетного   крейсера «Варяг» Краснознаменного Тихоокеанского флота. 30 июля 2006 года, в День Военно­морского флота России, над местом непосредственной   гибели   «Варяга»,   взвился   Андреевский   флаг.   А   на шотландском берегу, в местечке Ленделфут, появилась мемориальная доска, увековечивающая  память легендарного русского крейсера. Как и морякам, 18 кораблям не ведомо ни где они совершат свой подвиг, ни где упокоятся с миром [Приложение 10]. Душа   легендарного   крейсера   всегда   будет   жить   в   знаменитой   песне, которую   невозможно   слушать   без   внутренней   дрожи   и   пронзительной гордости за российский флот: Наверх вы, товарищи, все по местам!  Последний парад наступает!  Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,  Пощады никто не желает! Работая над темой, мне захотелось узнать, имеют ли представление о судьбе   крейсера   «Варяг»   мои   сверстники.   Я   провел   социологическое исследование   среди   учащихся  6­7  классов,   в  котором   приняли   участие  59 человек. Им были заданы следующие вопросы: 1. Имеете ли вы представление о военном корабле крейсер «Варяг»? 2. В какой войне принимал участие «Варяг»? А) русско­турецкой Б) русско­японской В) Великой Отечественной 3. Как сложилась дальнейшая судьба крейсера «Варяг»? А) затонул во время последнего сражения Б) используется как музей ВМФ В) разобран на металл Результаты опроса были следующие:  2/3 опрошенных (38 человек, 64,4%) не имеют представления о крейсере  «Варяг» и не смогли ответить на последующие вопросы;  остальные учащиеся (21 человек, 35,5%) приняли участие в дальнейшем  опросе, причем один ученик не знает подробности судьбы «Варяга»;  на вопрос: «В какой войне принимал участие «Варяг», правильно ответили  76% опрошенных; 19  к сожалению, никто не дал правильного ответа на вопрос о дальнейшей  судьбе крейсера, причем голоса разделились пополам между ответами «а»  и «б» [Приложение 11] Проанализировав   ответы,   я   сделал   вывод   о   том,   что   очень   малое количество ребят знакомы с событиями русско­японской войны и никому не известна героическая судьба крейсера «Варяг». Таким   образом,   цель,   поставленная   в   работе,   достигнута,   все   задачи выполнены.  Список  использованной литературы: 1. Кравцевич­Рожнецкий В.Н. Одиссея крейсера «Варяг». М. 1994. 2. Пономарев И.И. Герои «Варяга». М. 1954. 3. Мельников Р.М. Крейсер «Варяг». Л. 1983. 4. Мордашов, И. Плещут холодные волны... Тула 1996. 5. Шикман, А.П. Руднев Всеволод Федорович. М. 1997. Интернет­ресурсы 6. http://wordweb.ru/2008/ 7. http://www.rian.ru/society/ 8. http://shipandship.chat.ru/ 9. http://images.yandex.ru/

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"

Научно-исследовательская работа "В суровое море уходит Варяг"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018